🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Конституционные основы правосудия по уголовным делам и правовые позиции Конституционного суда РФ в сфере его осуществления

Работа №201361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 9
1.1 Принципы уголовного права, правовые позиции конституционного суда РФ и
установление объективной истины по уголовному делу 9
1.2 Соотошение конституционных принципов и международных стандартов в
контексте российского уголовного правосудия 14
1.3 Понятия "суд" и "судья" в российском уголовно-процессуальном
законодательстве 46
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПРАВОСУДИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: АНАЛИЗ И ПРАКТИКА
ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
53
2.1 Проблемы реализации уголовно-правового механизма обеспечения
неприкосновенности судей 53
2.2 Установление истины по уголовному делу в свете принципов уголовного
права и правовых позиций конституционного суда РФ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Задача сопряжения конституционных (национальных) и международных (европейских) стандартов уголовного правосудия не имеет одностороннего - раз и навсегда заданного - вектора. Нельзя воспринимать ее линейно и во всех без исключения случаях видеть в ней простую обязанность довести российские уголовно- процессуальные реалии до требований, сообразных международным обязательствам. У Конституции РФ есть собственный потенциал, с которым она способна масштабно влиять на развитие российского уголовного судопроизводства, с результатами, не менее убедительными, чем те, которых требуют международные стандарты. Это обстоятельство заслуживает отдельного внимания.
Институт компенсации за нарушение права на судебное рассмотрение уголовного дела в разумный срок появился в России, бесспорно, под влиянием Европейского суда по правам человека, который полагал, что иначе нельзя гарантировать конвенционное право индивида на судебное разбирательство предъявленного ему уголовного обвинения в разумный срок. Нельзя, однако, отрицать и того, что российское уголовно-процессуальное законодательство - в отличие от европейских стандартов - исходит из необходимости присуждать такого рода компенсацию как обвиняемому (подсудимому), так и потерпевшему. Оно позволяет выплатить компенсацию за нарушение права на разумный срок разбирательства по уголовному делу не только при судебном его рассмотрении, но и на стадии предварительного следствия. При этом Конституционный Суд России занял свою позицию, из которой следует, что по смыслу Конституции РФ названное право потерпевших (лиц, заявивших о совершении против них преступления) должно при определенных обстоятельствах получить защиту и в случаях, когда, например, следствие (дознание) длительно и безосновательно уклонялось от возбуждения уголовного дела.
Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с осуществлением процессуальной деятельности судьи как фактора повышения эффективности правосудия в ходе организации и проведения судебного процесса по рассмотрению и разрешению уголовных дел в судах первой инстанции.
Предметом исследования выступают закономерности уголовно-процессуальной деятельности судьи, возникающие в связи с реализацией им регламентированных законом процессуальных полномочий в судебной стадии уголовного процесса и факторы повышения эффективности рассмотрения уголовных дел.
Цель исследования заключается в анализе конституционных основ правосудия по уголовным делам и правовых позиций Конституционного суда в РФ в сфере его осуществления.
Задачи исследования:
- оценить принципы уголовного права, правовые позиции конституционного суда РФ и установление объективной истины по уголовному делу;
- анализировать соотношение конституционных принципов и международных стандартов в контексте российского уголовного правосудия;
- изучить понятия "суд" и "судья" в российском уголовно-процессуальном законодательстве;
- выявить проблемы реализации уголовно-правового механизма обеспечения неприкосновенности судей;
- охарактеризовать установление истины по уголовному делу в свете принципов уголовного права и правовых позиций конституционного суда РФ.
Теоретическая основа состоит из фундаментальных разработок наук уголовно-процессуального, уголовного, конституционного права, общей теории права, философии, криминалистики, психологии, судебной этики.
Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные в результате изучения и обобщения уголовных дел, анализа статистических данных о сроках рассмотрения уголовных дел.
Методологическая основа исследования. Достижение цели и решение поставленных задач осуществлялось посредством использования современных общенаучных и частных методов познания общественных явлений. Исследование основано на комплексном, системном подходе к изучению и освещению материала с использованием историко-юридического, сравнительно-правового, логического, формально-правового и других методов познания.
Практическая применимость полученных автором результатов. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации и предложения автора могут использоваться для совершенствования уголовно-процессуального
законодательства, в правоприменительной практике судей в ходе организации, планирования, ведения судебного процесса, а также в практической деятельности государственных обвинителей и адвокатов. Результаты исследования могут быть использованы: в учебном процессе юридических вузов и факультетов при изучении курса «Уголовно-процессуальное право»; программах
профессиональной подготовки и повышения квалификации практических работников; учебно-методической работе, дальнейших научных исследованиях по данной проблематике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В УПК РФ и правоприменительной практике полномочия суда и судьи столь тесно переплетаются, что требуются определенные усилия, чтобы их разграничить. Более того, в любом случае такое разграничение не будет стопроцентным, поскольку и те решения, которые принимаются судом от имени органа в целом, есть совокупность мнений судей, входящих в состав данного суда.
По нашему мнению, переход в вышеуказанных конкретных статьях (за исключением статьи 106 УПК РФ) полномочий от суда к судье обусловлен не логикой закона, а прежде всего правилами делопроизводства в суде. Так, на тот момент, когда ходатайства и соответствующие материалы уже подготовлены следователем (дознавателем), ему известно лишь то, что оно подлежат направлению в районный суд (или в гарнизонный военный суд). Первоначально после регистрации материалы направляются председателю данного суда, и тот уже распределяет их конкретному судье, исходя из имеющейся у того нагрузки и некоторых других причин. Такой порядок движения поступивших материалов в настоящее время закреплен на подзаконном уровне, в Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде.
Так, согласно части 13 ст. 108 УПК РФ не допускается возложение полномочий по принятию решений о заключении под стражу на одного и того же судью на постоянной основе, целесообразно равномерно распределять их между всеми судьями соответствующего суда.
Вместе с тем в данном случае законодатель, по нашему мнению, допустил ошибку технико-юридического плана. Возможны два варианта совершенствования указанных процедур. Либо более четко прописать взаимодействие суда (в лице его председателя) и судьи непосредственно в тексте УПК РФ (по примеру того, как это сделано в отношении процессуальных фигур руководителя следственного органа и следователя), либо сделать в тексте закона ссылку на то, что данные правоотношения регламентированы на подзаконном уровне. Как представляется, и то и другое позволит более четко отграничить полномочия суда как органа уголовного судопроизводства в целом от полномочий конкретного судьи.
Поскольку результатом реализации судебных полномочий в досудебном производстве будет постановление конкретного судьи, также представляется целесообразным внести изменение в часть 2 ст. 29 УПК РФ, закрепляющей полномочия суда, и указать, что решения в ходе досудебного производства принимает не суд в целом, а конкретный судья, действующий единолично.
Далее, весьма интересная ситуация, связанная с соотношением полномочий суда и судьи, возникает на стадии подготовки к судебному заседанию. В главах 33 - 34 УПК РФ, регламентирующих общий порядок судебного заседания, а также процедуру проведения предварительного слушания, в подавляющем большинстве случаев упоминается именно судья. Это в полной мере соответствует реально возникающим правоотношениям, поскольку все подготовительные действия и все процессуальные решения на данной стадии принимает судья, действующий от собственного имени. В качестве (неоправданного) исключения можно отметить, что в части 1 ст. 229 УПК РФ указано, что предварительное слушание при наличии соответствующих оснований производит суд.
Вместе с тем имеется и реальная проблема, возникающая в тех случаях, когда судья по результатам деятельности в данной стадии при наличии соответствующих оснований принимает решение о назначении судебного разбирательства судом в составе трех профессиональных судей или судом с участием присяжных заседателей. К сожалению, в законе четко не определена дальнейшая роль того судьи, который действовал на данной стадии - будет он включен в состав суда или нет, и если будет, то в качестве кого именно при коллегиальном рассмотрении уголовных дел - председательствующего по делу или иного судьи. Поскольку судья, рассматривавший уголовное дело на стадии подготовки к судебному заседанию, весьма полно ознакомился с представленными материалами, в качестве председательствующего во всех случаях должен выступать именно он. Более того, достаточно значительные сроки, установленные для данной стадии (ч. 3 ст. 227 УПК РФ), предназначены прежде всего для того, чтобы судья имел возможность досконально ознакомиться с материалами уголовного дела и надлежащим образом организовать и провести дальнейшее судебное разбирательство.
Определенным образом соотносятся полномочия суда и судьи на этапе постановления приговора. В соответствии со статьей 301 УПК РФ при постановлении приговора, если уголовное дело рассматривалось судом в коллегиальном составе, все вопросы разрешаются большинством голосов, причем председательствующий голосует последним. У судьи, который остался в меньшинстве, имеется право изложить свое особое мнение в виде отдельного документа, который в суде первой инстанции не оглашается, но приобщается к материалам уголовного дела и впоследствии может быть использован сторонами в вышестоящем суде для дополнительного обоснования своих позиций.



1 Нормативно-правовые акты
1.1 Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
от 11 мая 1994 года «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». [Электронный ресурс]: URL //
http://www.echr.ru/documents/doc/2440808/2440808-001.htm (дата обращения:
27.02.2017).
1.2 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) [Текст]: // "Собрание законодательства РФ". -1996. - N 25. - ст. 2954
1.3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) [Текст]: // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.
1.4 Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" [Текст]: // Российская газета. - 2007. - 8 июня.
1.7 Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" [Текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - N 10. - Ст. 1406.
1.8 Федеральный закон от 21 октября 2013 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления порядка ознакомления с особым мнением судьи" [Текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - N 43. - Ст. 5442.
1.9 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" (ред. от 18 февраля 2016 г.). [Электронный ресурс]: URL // (дата обращения: 27.02.2017).
1.10 Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N 354-О по
жалобе Т.П. Тришкиной на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 4 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144408/ (дата обращения:
27.02.2017).
1.11 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2
июля 2013 г. N 16-П. [Электронный ресурс]: URL //
http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-02072013-n/ (дата
обращения: 27.02.2017).
1.12 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда. [Электронный ресурс]: URL // http://legalacts.ru/doc/postanovlenie- konstitutsionnogo-suda-rf-ot-02072013-n/ (дата обращения: 27.02.2017).
1.13 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2013 года N 14 - П [Текст]: // СЗ РФ. - 2013. - N 26. - Ст. 3428.
1.14 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 года N 21-П [Текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2015. - N 30. - Ст. 4658.
1.15 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П [Текст]: // СЗ РФ. - 2000. - N 25. - Ст. 2728...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ