Конституционно-правовые полномочия государственных органов РФ в сфере противодействия терроризму
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
1.1Возникновение терроризма и законодательства о противодействии ему в России
1.2 Нормативно-правовые основы противодействию терроризму в советский период
1.3 Конституционно-правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации
1.4 Международно-правовые основы противодействия терроризму
1.5 Законодательство зарубежных стран в сфере противодействия терроризму ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
2.1 Система государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации
2.2 Роль Конституционного Суда РФ в сфере противодействия терроризму
2.3 Пределы ограничений прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
1.1Возникновение терроризма и законодательства о противодействии ему в России
1.2 Нормативно-правовые основы противодействию терроризму в советский период
1.3 Конституционно-правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации
1.4 Международно-правовые основы противодействия терроризму
1.5 Законодательство зарубежных стран в сфере противодействия терроризму ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
2.1 Система государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации
2.2 Роль Конституционного Суда РФ в сфере противодействия терроризму
2.3 Пределы ограничений прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы состоит в том, что на современном этапе развития одной из реальных и масштабных угроз человечеству является терроризм, как один из жестоких и бесчеловечных по своей форме и проявлениям.
Усиление терроризма в различных его формах представляет реальную угрозу конституционным основам государственного и общественного строя, правам и свободам граждан, государственной и общественной безопасности, государственному суверенитету и территориальной целостности государств.
В последнее время терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.
Терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами . Террор привел к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для большинства населения мира, определенных организаций, группировок людей, терроризм стал способом решения проблем: экономических, политических, религиозных, национальных.
В наши дни активность террористов все боле и более приобретает черты войны. Сильно выросла техническая оснащенность группировок террористов, их финансовые возможности и организационный уровень. Высокая степень организации, а также достаточная материальная база дают возможность осуществлять террористическую деятельность по всему миру. С помощью современных коммуникационных технологий террористические группировки могут координировать свои действия, а также вербовать новых членов в свои организации.
Религиозные и политические причины деятельности террористов перемешиваются со всевозможными видами транснациональной организованной преступности, в среде которых необходимо обратить внимание на незаконный оборот психотропных веществ и наркотиков, незаконную торговлю оружием, легализацию доходов, полученные посредством преступлений.
В наши дни нет стран, которые могли бы полностью оградить себя от данной проблемы. К сожалению, она имеет место и в России, что обусловливает необходимость расширения полномочий органов государственной власти в решении задач противодействия терроризму.
В связи с этим актуальной задачей науки конституционного права является исследование конституционно-правовых полномочий федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в науке конституционного права недостаточно уделено внимание основным принципам противодействия терроризму, системе и полномочиям государственных органов в сфере противодействия терроризму, критериям применения
антитеррористических мер; пределов ограничения прав человека при осуществлении указанных мер, что еще раз подчеркивает актуальность избранной темы.
Эти проблемы исследовались рядом ученых:
Алешкова И.А. и Темираев А.В. «Конституционно-правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития» ; Меретуков Г.М. доктор юридических наук, профессор, «Правовые основы противодействия международному терроризму» ; Юсупова Г. И. доктор философских наук, профессор кафедры философии и иностранных языков Дагестанского научного центра Российской академии наук, главный научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук «Правовые аспекты противодействия терроризму: стратегия и методы повышения эффективности в России» и др.
В юридической литературе этому вопросу уделено определенное внимание в работе кандидата юридических наук, профессора Темираева Амура Викторовича «Конституционно-правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации» . Профессор Темираев А.В. исследует конституционно¬правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Все это еще раз подчеркивает актуальность темы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционно-правовых полномочий федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее конституционно-правовые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Целью исследования является конституционно-правовые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучение возникновения и развития терроризма в России
- исследование нормативно-правовых основ противодействию терроризму в советский период
-исследование конституционно-правовых основ противодействия терроризму в Российской Федерации.
- изучение международно-правовых основ противодействия терроризму
-изучение законодательства зарубежных стран в сфере противодействия терроризму
-исследование системы государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации
-изучение актов Конституционного Суда РФ в сфере противодействия терроризму
-анализ пределов ограничений прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму.
Проведенное исследование базируется на диалектическом методе научного познания явлений окружающей действительности, который отражает взаимосвязь практики и теории. Обоснование положений, которые содержатся в работе, произведено с помощью комплексного использования следующих методов социально-правового исследования: логико-юридического и историко-правового.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на восемь параграфов, а также заключения и списка источников.
В введении обосновывается актуальность избранной темы, дан анализ научной литературы, определены цель и задачи выпускной квалификационной работы.
В первой главе исследуются возникновение терроризма, понятие и правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Уделяется внимание международно-правовой основе и законодательству зарубежных стран, направленных на противодействие терроризму.
Во второй главе рассматриваются система основных принципов, являющиеся конституционно-правовой основой противодействия терроризму, система и компетенция государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации. Специальное внимание уделяется правовым пределам ограничения прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму в Российской Федерации.
Усиление терроризма в различных его формах представляет реальную угрозу конституционным основам государственного и общественного строя, правам и свободам граждан, государственной и общественной безопасности, государственному суверенитету и территориальной целостности государств.
В последнее время терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.
Терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами . Террор привел к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для большинства населения мира, определенных организаций, группировок людей, терроризм стал способом решения проблем: экономических, политических, религиозных, национальных.
В наши дни активность террористов все боле и более приобретает черты войны. Сильно выросла техническая оснащенность группировок террористов, их финансовые возможности и организационный уровень. Высокая степень организации, а также достаточная материальная база дают возможность осуществлять террористическую деятельность по всему миру. С помощью современных коммуникационных технологий террористические группировки могут координировать свои действия, а также вербовать новых членов в свои организации.
Религиозные и политические причины деятельности террористов перемешиваются со всевозможными видами транснациональной организованной преступности, в среде которых необходимо обратить внимание на незаконный оборот психотропных веществ и наркотиков, незаконную торговлю оружием, легализацию доходов, полученные посредством преступлений.
В наши дни нет стран, которые могли бы полностью оградить себя от данной проблемы. К сожалению, она имеет место и в России, что обусловливает необходимость расширения полномочий органов государственной власти в решении задач противодействия терроризму.
В связи с этим актуальной задачей науки конституционного права является исследование конституционно-правовых полномочий федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в науке конституционного права недостаточно уделено внимание основным принципам противодействия терроризму, системе и полномочиям государственных органов в сфере противодействия терроризму, критериям применения
антитеррористических мер; пределов ограничения прав человека при осуществлении указанных мер, что еще раз подчеркивает актуальность избранной темы.
Эти проблемы исследовались рядом ученых:
Алешкова И.А. и Темираев А.В. «Конституционно-правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития» ; Меретуков Г.М. доктор юридических наук, профессор, «Правовые основы противодействия международному терроризму» ; Юсупова Г. И. доктор философских наук, профессор кафедры философии и иностранных языков Дагестанского научного центра Российской академии наук, главный научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук «Правовые аспекты противодействия терроризму: стратегия и методы повышения эффективности в России» и др.
В юридической литературе этому вопросу уделено определенное внимание в работе кандидата юридических наук, профессора Темираева Амура Викторовича «Конституционно-правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации» . Профессор Темираев А.В. исследует конституционно¬правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Все это еще раз подчеркивает актуальность темы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционно-правовых полномочий федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее конституционно-правовые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Целью исследования является конституционно-правовые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучение возникновения и развития терроризма в России
- исследование нормативно-правовых основ противодействию терроризму в советский период
-исследование конституционно-правовых основ противодействия терроризму в Российской Федерации.
- изучение международно-правовых основ противодействия терроризму
-изучение законодательства зарубежных стран в сфере противодействия терроризму
-исследование системы государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации
-изучение актов Конституционного Суда РФ в сфере противодействия терроризму
-анализ пределов ограничений прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму.
Проведенное исследование базируется на диалектическом методе научного познания явлений окружающей действительности, который отражает взаимосвязь практики и теории. Обоснование положений, которые содержатся в работе, произведено с помощью комплексного использования следующих методов социально-правового исследования: логико-юридического и историко-правового.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на восемь параграфов, а также заключения и списка источников.
В введении обосновывается актуальность избранной темы, дан анализ научной литературы, определены цель и задачи выпускной квалификационной работы.
В первой главе исследуются возникновение терроризма, понятие и правовые основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Уделяется внимание международно-правовой основе и законодательству зарубежных стран, направленных на противодействие терроризму.
Во второй главе рассматриваются система основных принципов, являющиеся конституционно-правовой основой противодействия терроризму, система и компетенция государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму в Российской Федерации. Специальное внимание уделяется правовым пределам ограничения прав человека и гражданина в период осуществления мер по противодействию терроризму в Российской Федерации.
1. Необходим представляется взаимодействие субъектов
антитеррористической деятельности, что могло бы обеспечить эффективную реализацию их полномочий. Как справедливо отмечается в юридической литературе, эффективность системы государственного управления во многом зависит от того, насколько четко и слаженно в процессе осуществления органами власти своих полномочий они действуют, насколько четко организовано согласование интересов и конструктивное взаимодействие между ветвями и уровнями власти.
2. Было бы разумным совместные действия государств для быстрого и качественного решения проблем международного терроризма. Необходимо развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне: государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно- процессуальными действиями. Одним из таковых действий предлагается закрепление принципа autdedere, autjudicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных. А также стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве.
3. Необходимым представляется установление подхода к определению термина терроризма, а также единых признаков, неотъемлемых и свойственных ему. Так как это позволит систематизировать деятельность правоохранительных органов и вооруженных сил для применения методов защиты государства и населения, проживающих на ее территории. Ведь потеря людских жизней, потеря времени, провал антитеррористических операций сходится к тому, что государственные органы, направленные на противодействие терроризму
неправильно толкуют понятие терроризма, и не всегда разграничивают его от понятия экстремизма, которое более обширно.
4. Представляется необходимым постоянные обновления и корректировки действующих законодательств, выработки новых положение и норм, нацеленных на борьбу с терроризмом. Совершенствование законов - это главная и общая задача всех государств для устранения пробелов, вызывающие нечеткое осознание понимание тех или иных общепризнанных норм, которые ограничивают деятельность правоохранительных органов и специальных служб по пресечению терактов, а также для устранения угроз для общества.
5. Следует согласиться с профессором Лелетовой Л.М.. что для повышения эффективности деятельности Конституционного Суда в сфере противодействия терроризма необходимо совершенствование правовой системы в целом в Российской Федерации ; четко определить законодательную функцию Конституционного Суда в этой связи, посредством наделения специальных на то полномочий, закрепив это Федеральным конституционным законом.
6. Необходимо разработать механизм, который позволит автоматически признавать законы и подзаконные акты, противоречащие правовой позиции Конституционного Суда, не имеющие никакой юридической силы, что могло бы положительно повлиять на весь ход судебной деятельности и системы в целом для решения вопросов, связанных с террористической деятельностью в общем.
7. Полагается, что назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего механизм возмещения вреда жертвам терроризма, а также создания в России государственного фонда защиты жертв от терроризма, что будет согласовываться с международным и европейским законодательством в сфере противодействия терроризму.
8. В целях защиты потерпевших от актов терроризма представляется необходимым внесение дополнительных статей расходов, предусмотренных Федеральным фондом компенсаций в Федеральный закон «О федеральном бюджете» на возмещение вреда потерпевшим от актов терроризма.
9. Необходимым представляется административно-правовое обеспечение
механизма правового регулирования терроризму и о демократическом политическом процессе, принятие государством жёстких мер для
предотвращения террористической деятельности на территории страны, сопряженных с ограничением прав и свобод человека (гражданина), должно в максимальной степени соответствовать нормам Основного Закона и не выходить за его пределы.
10. Необходима также выработка правовых механизмов реализации демократических принципов государственного и общественного устройства. Так как уже несколько лет вопреки Конституции Российской Федерации в стране закреплена такая система органов власти, которая ориентирована не на осуществление народовластия и построение гражданского общества, а исключительно на выстраивание «властной вертикали». Тем самым, для того, чтобы Россия могла бороться с терроризмом, необходимо высвобождать внутренние источники средств противодействия этому явлению, а это немыслимо без расширения гражданских и политических свобод. Лишь при комплексном, одновременном функционировании наиболее важных, главных институтов демократии, власти, политики и права возможны создание и деятельность демократического правового государства, а также гражданского общества, которое является мощным оружием против террора.
антитеррористической деятельности, что могло бы обеспечить эффективную реализацию их полномочий. Как справедливо отмечается в юридической литературе, эффективность системы государственного управления во многом зависит от того, насколько четко и слаженно в процессе осуществления органами власти своих полномочий они действуют, насколько четко организовано согласование интересов и конструктивное взаимодействие между ветвями и уровнями власти.
2. Было бы разумным совместные действия государств для быстрого и качественного решения проблем международного терроризма. Необходимо развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом и на двустороннем уровне: государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении таких преступлений, прежде всего оказывая друг другу помощь уголовно- процессуальными действиями. Одним из таковых действий предлагается закрепление принципа autdedere, autjudicare (либо выдай, либо накажи), что призвано обеспечить неотвратимость наказания виновных. А также стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать типовые соглашения о сотрудничестве.
3. Необходимым представляется установление подхода к определению термина терроризма, а также единых признаков, неотъемлемых и свойственных ему. Так как это позволит систематизировать деятельность правоохранительных органов и вооруженных сил для применения методов защиты государства и населения, проживающих на ее территории. Ведь потеря людских жизней, потеря времени, провал антитеррористических операций сходится к тому, что государственные органы, направленные на противодействие терроризму
неправильно толкуют понятие терроризма, и не всегда разграничивают его от понятия экстремизма, которое более обширно.
4. Представляется необходимым постоянные обновления и корректировки действующих законодательств, выработки новых положение и норм, нацеленных на борьбу с терроризмом. Совершенствование законов - это главная и общая задача всех государств для устранения пробелов, вызывающие нечеткое осознание понимание тех или иных общепризнанных норм, которые ограничивают деятельность правоохранительных органов и специальных служб по пресечению терактов, а также для устранения угроз для общества.
5. Следует согласиться с профессором Лелетовой Л.М.. что для повышения эффективности деятельности Конституционного Суда в сфере противодействия терроризма необходимо совершенствование правовой системы в целом в Российской Федерации ; четко определить законодательную функцию Конституционного Суда в этой связи, посредством наделения специальных на то полномочий, закрепив это Федеральным конституционным законом.
6. Необходимо разработать механизм, который позволит автоматически признавать законы и подзаконные акты, противоречащие правовой позиции Конституционного Суда, не имеющие никакой юридической силы, что могло бы положительно повлиять на весь ход судебной деятельности и системы в целом для решения вопросов, связанных с террористической деятельностью в общем.
7. Полагается, что назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего механизм возмещения вреда жертвам терроризма, а также создания в России государственного фонда защиты жертв от терроризма, что будет согласовываться с международным и европейским законодательством в сфере противодействия терроризму.
8. В целях защиты потерпевших от актов терроризма представляется необходимым внесение дополнительных статей расходов, предусмотренных Федеральным фондом компенсаций в Федеральный закон «О федеральном бюджете» на возмещение вреда потерпевшим от актов терроризма.
9. Необходимым представляется административно-правовое обеспечение
механизма правового регулирования терроризму и о демократическом политическом процессе, принятие государством жёстких мер для
предотвращения террористической деятельности на территории страны, сопряженных с ограничением прав и свобод человека (гражданина), должно в максимальной степени соответствовать нормам Основного Закона и не выходить за его пределы.
10. Необходима также выработка правовых механизмов реализации демократических принципов государственного и общественного устройства. Так как уже несколько лет вопреки Конституции Российской Федерации в стране закреплена такая система органов власти, которая ориентирована не на осуществление народовластия и построение гражданского общества, а исключительно на выстраивание «властной вертикали». Тем самым, для того, чтобы Россия могла бороться с терроризмом, необходимо высвобождать внутренние источники средств противодействия этому явлению, а это немыслимо без расширения гражданских и политических свобод. Лишь при комплексном, одновременном функционировании наиболее важных, главных институтов демократии, власти, политики и права возможны создание и деятельность демократического правового государства, а также гражданского общества, которое является мощным оружием против террора.





