Уголовная ответственность за торговлю людьми
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ 13
1.1. Борьба с торговлей людьми: исторический аспект 13
1.2. Формирование законодательства Российской Федерации о противодействии
торговле людьми 21
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ
ЛЮДЬМИ 28
2.1. Объективные признаки торговли людьми 28
2.2. Субъективные признаки торговли людьми 42
2.3. Квалифицированные виды торговли людьми 45
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ 53
3.1. Проблемы совершенствования нормы об ответственности за торговлю
людьми 53
3.2. Наказуемость и освобождение от уголовной ответственности за торговлю
людьми 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ 13
1.1. Борьба с торговлей людьми: исторический аспект 13
1.2. Формирование законодательства Российской Федерации о противодействии
торговле людьми 21
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ
ЛЮДЬМИ 28
2.1. Объективные признаки торговли людьми 28
2.2. Субъективные признаки торговли людьми 42
2.3. Квалифицированные виды торговли людьми 45
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ 53
3.1. Проблемы совершенствования нормы об ответственности за торговлю
людьми 53
3.2. Наказуемость и освобождение от уголовной ответственности за торговлю
людьми 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность находятся под непосредственным покровительством государства, так как «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). В качестве одного из наиболее опасных преступлений, связанных с посягательством на свободу человека, является торговля людьми. Несмотря на то, что такого рода деяния является признаком далёкого прошлого, на сегодняшний день это явление не исчезло и возрождено в современных условиях как один из способов получения преступных доходов. Проблема торговли людьми и связанных с ними преступлений остро стоят перед международным сообществом.
При сравнении таких преступлений как распространение наркотиков и торговля оружием, торговля людьми считается более серьезным криминальным преступлением, так как в отличии от приведенных преступлений, в этом преступлении объектом выступает человек. Данное преступление носит по своей сути дискриминационный характер. Данная проблема выходит за рамки вопросов, которые связаны трудовыми правами или неравенством в развитии. Данная проблема тесно связана с основными правами человека.
Борьба с торговлей людьми требует два подхода, происходящих одновременно. Первый усилить действия со стороны правосудия, что бы предупредить и пресечь попытки совершения преступления. Второй усилить нормативно правовые нормы того что бы защитить права и целостность лиц, ставших жертвами данного преступления.
Нормативно правовые акты уголовного права Российской Федерации не рассматривали такое понятие, как торговля людьми, но Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) содержал статью, запрещающую торговлю несовершеннолетними. В 1997 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации международными исследователями был представлен доклад, который показывал, что такое преступление как: торговля людьми, продажа женщин с целью сексуальной эксплуатации имеет угрожающий масштаб. Долго время различные организации такие как российские НПО, ассоциации и союзы, международные организации, правозащитники утверждали о необходимости ввести уголовного-правового запрета торговлей людьми. Но только в 2003 году были внесены дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми данное признали преступление. В уголовный кодекс была внесена ст.ст. 127.1, 127.2 и изменения по п. «б» ч.2 ст.240.
Статистика преступности в Российской Федерации указывает на то, что торговля людьми с каждым годом возрастает. Так, в Российской Федерации в 2011 году было зарегистрировано 17 преступлений, предусмотренных ст. 127-1 УК РФ, в 2012 году - 60 преступлений, в 2013 году - 106 преступлений, в 2014 году - 104 преступлений, в 2015 - 127 преступлений.
Доход транснациональной организованной преступности от совершения преступлений, связанных с торговлей людьми, является чрезвычайно прибыльным и его можно сопоставить с торговлей оружием и незаконным оборотом наркотиков, а иногда даже превосходит их. Практика применения нормыо торговле людьми невелика, что связано, как представляется, с проблемами квалификации данного преступления, с несовершенством уголовного законодательства в данной области, а также с отсутствием чёткой государственной политики в сфере борьбы с данными явлениями. И не случайно, в официальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», торговля людьми названа в качестве одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования- общественные отношения в сфере борьбы с торговлей людьми.
Предмет исследования - образуют нормы уголовного законодательства России в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, международные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми, уголовное законодательство некоторых зарубежных стран, труды учёных юристов в этой области, судебно-следственная практика по применению норм об уголовной ответственности за торговлю людьми.
Цель исследования заключается в научном анализе и теоретическом обосновании правил квалификации преступлений в сфере торговли людьми, а так же в разработке рекомендаций по совершенствованию норм уголовного законодательства, регулирующих ответственность за торговлю людьми.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования решались следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект борьбы с торговлей людьми;
2) проанализировать процесс формирования законодательства РФ о
противодействии торговле людьми;
3) дать уголовно-правовую характеристику торговли людьми;
4) выявить проблемы квалификации торговли людьми и определить пути их преодоления;
5) проанализировать особенности наказуемости и освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми.
Теоретической основой исследования являются научные работы по проблемам квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми. Отечественные ученые в области уголовного права, такие как С.Ю. Абрамова, М.Ю. Буряк, В.М. Гаммаев, А.А. Жинкин, В.М. Зейнайлов, И.Д. Измайлова, А.В. Матвиенко, В.В. Стукалов, Е.В. Тюреканова и др. внесли неоценимый вклад в становление и развитие теории квалификации торговли людьми, сформировав тот фундамент, на котором выстраивается конструкция решения многих проблем дальнейшего развития уголовного закона.
Эмпирическую базу исследования составили: общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области охраны прав человека вообще и права на физическую свободу человека, в частности.
Методологическую основу исследования. Исследование базировалось на диалектическом методе познания. В ходе исследования применялись научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, системного анализа,
формально-юридический и др.
Практическую апробацию исследования составили участие в международной научно - практической конференции с работой на тему «Борьба с торговлей людьми: исторический аспект»(2017 год).
Структура работы определяется ее содержанием, объектом, предметом, целями и задачами и включает введение, три главы, семь параграфов, заключение, библиографический список и приложения.
При сравнении таких преступлений как распространение наркотиков и торговля оружием, торговля людьми считается более серьезным криминальным преступлением, так как в отличии от приведенных преступлений, в этом преступлении объектом выступает человек. Данное преступление носит по своей сути дискриминационный характер. Данная проблема выходит за рамки вопросов, которые связаны трудовыми правами или неравенством в развитии. Данная проблема тесно связана с основными правами человека.
Борьба с торговлей людьми требует два подхода, происходящих одновременно. Первый усилить действия со стороны правосудия, что бы предупредить и пресечь попытки совершения преступления. Второй усилить нормативно правовые нормы того что бы защитить права и целостность лиц, ставших жертвами данного преступления.
Нормативно правовые акты уголовного права Российской Федерации не рассматривали такое понятие, как торговля людьми, но Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) содержал статью, запрещающую торговлю несовершеннолетними. В 1997 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации международными исследователями был представлен доклад, который показывал, что такое преступление как: торговля людьми, продажа женщин с целью сексуальной эксплуатации имеет угрожающий масштаб. Долго время различные организации такие как российские НПО, ассоциации и союзы, международные организации, правозащитники утверждали о необходимости ввести уголовного-правового запрета торговлей людьми. Но только в 2003 году были внесены дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми данное признали преступление. В уголовный кодекс была внесена ст.ст. 127.1, 127.2 и изменения по п. «б» ч.2 ст.240.
Статистика преступности в Российской Федерации указывает на то, что торговля людьми с каждым годом возрастает. Так, в Российской Федерации в 2011 году было зарегистрировано 17 преступлений, предусмотренных ст. 127-1 УК РФ, в 2012 году - 60 преступлений, в 2013 году - 106 преступлений, в 2014 году - 104 преступлений, в 2015 - 127 преступлений.
Доход транснациональной организованной преступности от совершения преступлений, связанных с торговлей людьми, является чрезвычайно прибыльным и его можно сопоставить с торговлей оружием и незаконным оборотом наркотиков, а иногда даже превосходит их. Практика применения нормыо торговле людьми невелика, что связано, как представляется, с проблемами квалификации данного преступления, с несовершенством уголовного законодательства в данной области, а также с отсутствием чёткой государственной политики в сфере борьбы с данными явлениями. И не случайно, в официальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», торговля людьми названа в качестве одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования- общественные отношения в сфере борьбы с торговлей людьми.
Предмет исследования - образуют нормы уголовного законодательства России в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, международные правовые акты в сфере борьбы с торговлей людьми, уголовное законодательство некоторых зарубежных стран, труды учёных юристов в этой области, судебно-следственная практика по применению норм об уголовной ответственности за торговлю людьми.
Цель исследования заключается в научном анализе и теоретическом обосновании правил квалификации преступлений в сфере торговли людьми, а так же в разработке рекомендаций по совершенствованию норм уголовного законодательства, регулирующих ответственность за торговлю людьми.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования решались следующие задачи:
1) рассмотреть исторический аспект борьбы с торговлей людьми;
2) проанализировать процесс формирования законодательства РФ о
противодействии торговле людьми;
3) дать уголовно-правовую характеристику торговли людьми;
4) выявить проблемы квалификации торговли людьми и определить пути их преодоления;
5) проанализировать особенности наказуемости и освобождения от уголовной ответственности за торговлю людьми.
Теоретической основой исследования являются научные работы по проблемам квалификации преступлений, связанных с торговлей людьми. Отечественные ученые в области уголовного права, такие как С.Ю. Абрамова, М.Ю. Буряк, В.М. Гаммаев, А.А. Жинкин, В.М. Зейнайлов, И.Д. Измайлова, А.В. Матвиенко, В.В. Стукалов, Е.В. Тюреканова и др. внесли неоценимый вклад в становление и развитие теории квалификации торговли людьми, сформировав тот фундамент, на котором выстраивается конструкция решения многих проблем дальнейшего развития уголовного закона.
Эмпирическую базу исследования составили: общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области охраны прав человека вообще и права на физическую свободу человека, в частности.
Методологическую основу исследования. Исследование базировалось на диалектическом методе познания. В ходе исследования применялись научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, системного анализа,
формально-юридический и др.
Практическую апробацию исследования составили участие в международной научно - практической конференции с работой на тему «Борьба с торговлей людьми: исторический аспект»(2017 год).
Структура работы определяется ее содержанием, объектом, предметом, целями и задачами и включает введение, три главы, семь параграфов, заключение, библиографический список и приложения.
Подводя итоги исследованию отметим, что торговля людьми существенно «выходит» за пределы допустимых социальных и моральных норм. И в заключение сформулируем некоторые выводы по работе.
1. Торговля людьми является социальным явлением, характеризующимся высокой степенью общественной опасностью. Отдельные государства и Международное сообщество разработали комплекс правовых и организационных мер по борьбе с ним. Например, в соответствии с Протоколом ООН по предотвращению и пресечению торговли людьми, меры направленные на борьбу с торговлей людьми, включают в себя:
- криминализацию данного деяния;
- защита потенциальных жертв торговли людьми;
- помощь в репатриации;
- поощрение международного сотрудничества в данной сфере.
2. В Российской Федерации в части предотвращения торговли людьми акцент сделан лишь на криминализацию деяний, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда.
3. Эксплуатация потерпевшего, как составообразующий признак торговли людьми - это совершенные с корыстной целью использование труда или услуг, а равно изъятие органов или тканей потерпевшего, который по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ, оказания услуг или от изъятия его органов или тканей.
4. Положительным шагом в процессе реформирования законодательства об ответственности за торговлю людьми должно признаваться отсутствие криминализации торговли людьми только в отношении несовершеннолетних, а также включение в уголовный кодекс новых правил об ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда, а также ряд правил об ответственности за конкретные виды эксплуатации людей:
- насильственное удаление органов или тканей для трансплантации;
- участие в проституции и организация проституции.
5. Предполагается дополнить ч. 2 ст. 127.1 УК РФ по пунктам «к»; «л» и «м» следующего содержания:
к) с использованием стечения тяжёлых личных, семейных или иных обстоятельств.
л) в целях сексуальной эксплуатации.
м) в целях использовать жертвы в вооружённых конфликтах.
6. Большинство случаев торговли людьми связаны с обманной вербовкой жертв для работы за рубежом на предприятиях обслуживания, в социальной сфере и т.д. и их последующего принуждения к занятию проституцией. В этом случае, часто выдача виз и других документов осуществляется в нарушение установленного закона, однако не всегда такие нарушения, предполагают уголовную ответственность. В этих случаях коррумпированные чиновники, которые на самом деле способствуют торговле людьми, в отсутствие доказательств относительно знаний о истинной цели движения пострадавших за рубеж, не подлежат уголовной ответственности. Представляется, что лицо, совершившее незаконные действия, направленные на трудоустройство за границей, в случаях, если в результате таких действий лица, работающие за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатацией, должны быть привлечены к уголовной ответственности не только за злоупотребления должностных обязанностей, а также за фактическое способствование торговле людьми.
7. Предполагается перенести статьи об ответственности за торговлю людьми, за использование рабского труда и незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, в главу 24 УК РФ «О преступлениях против общественной безопасности».
8. Анализ наказаний за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 127.1 УК РФ), являющуюся единичным сложным преступлением, в сравнении с санкцией основного состава торговли людьми и санкциями статей УК РФ, предусматривающих ответственность за деяния, содержащие в качестве составообразующих признаки отягчающих торговлю людьми обстоятельств, позволил выявить бессистемность регламентации максимальных пределов наказания за квалифицированные виды торговли людьми, а в отдельных случаях - противоречие принципу справедливости. В этой связи целесообразно законодателю скорректировать соответствующие санкции статей Особенной части УК РФ.
1. Торговля людьми является социальным явлением, характеризующимся высокой степенью общественной опасностью. Отдельные государства и Международное сообщество разработали комплекс правовых и организационных мер по борьбе с ним. Например, в соответствии с Протоколом ООН по предотвращению и пресечению торговли людьми, меры направленные на борьбу с торговлей людьми, включают в себя:
- криминализацию данного деяния;
- защита потенциальных жертв торговли людьми;
- помощь в репатриации;
- поощрение международного сотрудничества в данной сфере.
2. В Российской Федерации в части предотвращения торговли людьми акцент сделан лишь на криминализацию деяний, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда.
3. Эксплуатация потерпевшего, как составообразующий признак торговли людьми - это совершенные с корыстной целью использование труда или услуг, а равно изъятие органов или тканей потерпевшего, который по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ, оказания услуг или от изъятия его органов или тканей.
4. Положительным шагом в процессе реформирования законодательства об ответственности за торговлю людьми должно признаваться отсутствие криминализации торговли людьми только в отношении несовершеннолетних, а также включение в уголовный кодекс новых правил об ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда, а также ряд правил об ответственности за конкретные виды эксплуатации людей:
- насильственное удаление органов или тканей для трансплантации;
- участие в проституции и организация проституции.
5. Предполагается дополнить ч. 2 ст. 127.1 УК РФ по пунктам «к»; «л» и «м» следующего содержания:
к) с использованием стечения тяжёлых личных, семейных или иных обстоятельств.
л) в целях сексуальной эксплуатации.
м) в целях использовать жертвы в вооружённых конфликтах.
6. Большинство случаев торговли людьми связаны с обманной вербовкой жертв для работы за рубежом на предприятиях обслуживания, в социальной сфере и т.д. и их последующего принуждения к занятию проституцией. В этом случае, часто выдача виз и других документов осуществляется в нарушение установленного закона, однако не всегда такие нарушения, предполагают уголовную ответственность. В этих случаях коррумпированные чиновники, которые на самом деле способствуют торговле людьми, в отсутствие доказательств относительно знаний о истинной цели движения пострадавших за рубеж, не подлежат уголовной ответственности. Представляется, что лицо, совершившее незаконные действия, направленные на трудоустройство за границей, в случаях, если в результате таких действий лица, работающие за границей, подверглись сексуальной или иной эксплуатацией, должны быть привлечены к уголовной ответственности не только за злоупотребления должностных обязанностей, а также за фактическое способствование торговле людьми.
7. Предполагается перенести статьи об ответственности за торговлю людьми, за использование рабского труда и незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, в главу 24 УК РФ «О преступлениях против общественной безопасности».
8. Анализ наказаний за торговлю людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 127.1 УК РФ), являющуюся единичным сложным преступлением, в сравнении с санкцией основного состава торговли людьми и санкциями статей УК РФ, предусматривающих ответственность за деяния, содержащие в качестве составообразующих признаки отягчающих торговлю людьми обстоятельств, позволил выявить бессистемность регламентации максимальных пределов наказания за квалифицированные виды торговли людьми, а в отдельных случаях - противоречие принципу справедливости. В этой связи целесообразно законодателю скорректировать соответствующие санкции статей Особенной части УК РФ.





