🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Ориентация обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления

Работа №201325

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

менеджмент

Объем работы36
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА САМОРАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 5
1.1. Саморазвитие как фактор успешной профессиональной деятельности 5
1.2. Сущность и структура понятия «ориентация на саморазвитие» 8
Выводы по 1 главе 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА САМОРАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ 15
2.1. Разработка и внедрение учебных программ, способствующих развитию навыков самообразования и саморегуляции 15
2.2. Использование интерактивных методов обучения, стимулирующих активность и самостоятельность студентов 20
2.3. Организация внеучебной деятельности, направленной на развитие профессиональных и личных качеств 24
Выводы по 2 главе 27
Заключение 29
Список литературы 31



В условиях стремительно меняющегося мира, глобализации и развития информационных технологий, сфера управления претерпевает существенные трансформации. Возрастает потребность в специалистах, способных не только эффективно решать текущие задачи, но и прогнозировать будущее, адаптироваться к новым вызовам и генерировать инновационные решения. Ключевым фактором успешной деятельности современного управленца становится его способность к непрерывному саморазвитию, осознанному построению собственной образовательной траектории и постоянному совершенствованию профессиональных компетенций.
Актуальность исследования ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, современный рынок труда предъявляет высокие требования к выпускникам вузов, особенно в сфере управления. Работодатели ожидают от молодых специалистов не только теоретических знаний, но и развитых навыков самообразования, критического мышления, способности к анализу информации и принятию решений в условиях неопределенности. Во-вторых, внедрение компетентностного подхода в образование требует пересмотра традиционных методов обучения и акцента на формирование у студентов умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. В-третьих, возрастающая роль саморазвития в профессиональной карьере обусловлена динамичностью сферы управления, требующей от специалистов постоянного обновления знаний и навыков.
Недооценка значимости ориентации на саморазвитие в процессе обучения может привести к снижению конкурентоспособности выпускников, их неспособности адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и, в конечном итоге, к снижению эффективности деятельности организаций, в которых они работают.
Объект. Процесс профессиональной подготовки будущих работников сферы управления в вузе.
Предмет исследования: Ориентация обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления.
Цель исследования: Теоретически обосновать и выявить сущность, структуру и особенности формирования ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления.
Задачи
Проанализировать теоретические подходы к пониманию саморазвития личности и его роли в профессиональной подготовке работников сферы управления.
Выявить особенности профессиональной деятельности работников сферы управления и требования к их профессиональным компетенциям в условиях современной экономики.
Определить критерии и показатели сформированности ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки.
Разработать методические рекомендации для преподавателей вузов по формированию ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки работников сферы управления.
Гипотеза. Эффективность ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления повысится, если:
В образовательном процессе целенаправленно создаются условия для формирования у студентов осознанного понимания необходимости саморазвития как ключевого фактора профессионального успеха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования, посвященного ориентации обучающихся на саморазвитие в процессе профессиональной подготовки будущих работников сферы управления, были достигнуты поставленные цели и решены ключевые задачи, что позволяет сформулировать следующие выводы.
Теоретический анализ подтвердил, что саморазвитие является неотъемлемым фактором успешной профессиональной деятельности в динамичной и высокоответственной сфере управления. Было установлено, что ориентация на саморазвитие представляет собой сложное интегративное качество личности, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного. Это не просто осознание важности роста, а устойчивая внутренняя позиция, основанная на рефлексии, целеполагании и способности к практической реализации планов личностного и профессионального совершенствования. Выявленные особенности управленческой деятельности, такие как работа в условиях неопределенности, необходимость принятия стратегических решений и постоянная адаптация к изменениям, подчеркивают, что сформированная ориентация на саморазвитие трансформируется из желательного качества в ключевую профессиональную компетенцию.
В рамках практической части исследования были определены конкретные пути формирования данной ориентации. Разработка и внедрение специализированных учебных программ, подобных предложенной программе «Мастерство самообразования и саморегуляции», направлены на прямое формирование у студентов навыков самостоятельного управления своим развитием. Системное применение интерактивных методов обучения, включая кейс-стади, проектную деятельность и деловые игры, создает образовательную среду, где активность, самостоятельность и рефлексия становятся обязательными условиями успеха, тем самым стимулируя и развивая способность к саморазвитию. Наконец, организация целенаправленной внеучебной деятельности через профессиональные клубы, конкурсы, волонтерские проекты и систему наставничества предоставляет незаменимое пространство для апробации полученных знаний, инициативы и формирования ценностного отношения к непрерывному самосовершенствованию.
Таким образом, эффективная ориентация будущих управленцев на саморазвитие достигается через комплексный подход, интегрирующий обновление содержания образования, активные методы обучения и насыщенную развивающую среду за пределами аудитории. Реализация данного подхода обеспечивает переход от пассивного усвоения знаний к активному построению собственной образовательной и карьерной траектории, что является залогом подготовки конкурентоспособных, адаптивных и ответственных специалистов, готовых к вызовам современной экономики и способных к непрерывному профессиональному и личностному росту на протяжении всей жизни.



1. Панина, С.В. Профессиональная ориентация : учебник и практикум для СПО / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Литрес, 2023. – Текст : электронный. URL: https://urait.ru/bcode/563775 (дата обращения: 19.10.2025)
2. Базавлуцкая, Л.М. Образовательный менеджмент : методические указания по лекционным и практическим занятиям / Л.М. Базавлуцкая, Д.Н. Корнеев, С.С. Демцура, Ф.Х. Хабибуллин. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – 74 с. – Текст : непосредственный. https://jasulib.org.kg/wp-content/uploads/2023/10/1, -2.pdf
3. Панина, С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Литрес, 2023. – URL: https://urait.ru/bcode/559861 (дата обращения: 19.10.2025)
4. Урусов, З.Х. Педагогическое содействие в развитии профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД : автореф. дис. … канд. пед. наук / З.Х. Урусов. – [Б.м.], 2022. – URL http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2019-6/9-urusov.pdf
5. Пугачева, С.А. Профессиональное самообразование и саморазвитие личности преподавателя / С.А. Пугачева, Н.В. Хисматулина, Т.В. Малкова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoobrazovanie-i-samorazvitie-lichnosti-prepodavatelya (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
6. Лебедева, Н.В. Педагогические условия профессионального саморазвития студентов вузов / Н.В. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 85-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-professionalnogo-samorazvitiya-studentov-vuzov (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
7. Проданцов, К.С. Роль социологических дисциплин в профессиональном саморазвитии педагога / К.С. Проданцов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2024. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsiologicheskih-distsiplin-v-professionalnom-samorazvitii-pedagoga (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
8. Уйманова, Н.А. Педагогическое саморазвитие – саморазвитие педагога: анализ аналогий в терминологии / Н.А. Уйманова // Вестник ОГУ. – 2022. – № 2 (234). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-samorazvitie-samorazvitie-pedagoga-analiz-analogiy-v-terminologii (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
9. Маслова, В.М. Персональная стратегия человека: профессиональное саморазвитие и самоорганизация / В.М. Маслова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalnaya-strategiya-cheloveka-professionalnoe-samorazvitie-i-samoorganizatsiya (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
10. Павлова, Е.П. Управление личностно-профессиональным саморазвитием студентов в вузе / Е.П. Павлова, В.А. Павлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-lichnostno-professionalnym-samorazvitiem-studentov-v-vuze (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
11. Лисицына, В.О. Сущность и структура готовности будущего педагога профессионального обучения к профессиональному саморазвитию / В.О. Лисицына // Известия ВГПУ. – 2023. – № 1 (174). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-gotovnosti-buduschego-pedagoga-professionalnogo-obucheniya-k-professionalnomu-samorazvitiyu (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
12. Чудина, Е.Е. Профессиональное саморазвитие как условие самоопределения будущего учителя / Е.Е. Чудина // Известия ВГПУ. – 2022. – № 2 (165). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-kak-uslovie-samoopredeleniya-buduschego-uchitelya (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
13. Пономарева, Е.П. Ценностное отношение будущих специалистов к непрерывному профессиональному саморазвитию / Е.П. Пономарева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2024. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-otnoshenie-buduschih-spetsialistov-k-nepreryvnomu-professionalnomu-samorazvitiyu (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
14. Богданова, И.И. Профессиональное саморазвитие педагогов как психолого-педагогическая проблема / И.И. Богданова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2024. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-pedagogov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
15. Ишигова, И.Т. Целеполагание как показатель мотивации профессионального саморазвития студентов / И.Т. Ишигова // Экономика и социум. – 2021. – № 4-2 (83). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselepolaganie-kak-pokazatel-motivatsii-professionalnogo-samorazvitiya-studentov (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
16. Лисицына, В.О. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения / В.О. Лисицына // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnomu-samorazvitiyu-u-buduschih-pedagogov-professionalnogo (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
17. Березикова, А.А. Профессионально-педагогическое саморазвитие молодых педагогов в современной школе / А.А. Березикова // Вестник магистратуры. – 2022. – № 5-3 (128). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-pedagogicheskoe-samorazvitie-molodyh-pedagogov-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
18. Протас, О.С. Метакогнитивные навыки как условие профессионального саморазвития будущего педагога / О.С. Протас // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. – 2022. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metakognitivnye-navyki-kak-uslovie-professionalnogo-samorazvitiya-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
19. Зинченко, В.О. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональному саморазвитию средствами творческого конкурса / В.О. Зинченко, В.О. Лисицына // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2022. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-buduschih-pedagogov-professionalnogo-obucheniya-k-professionalnomu-samorazvitiyu-sredstvami-tvorcheskogo (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
20. Кожевников, О.Л. Саморазвитие рабочего в процессе опережающей профессиональной подготовки / О.Л. Кожевников // ЧиО. – 2022. – № 2 (71). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-rabochego-v-protsesse-operezhayuschey-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
21. Базаева, Ф.У. Педагогические аспекты профессионально-личностного саморазвития студентов вуза / Ф.У. Базаева // МНКО. – 2023. – № 6 (103). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-professionalno-lichnostnogo-samorazvitiya-studentov-vuza (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
22. Шайкина, В.Н. Сетевые профессиональные сообщества как инструмент методического сопровождения профессионального саморазвития молодых учителей / В.Н. Шайкина // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-professionalnye-soobschestva-kak-instrument-metodicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samorazvitiya-molodyh-uchiteley (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
23. Мыхнюк, М.И. Аспекты профессионально-педагогического развития и саморазвития преподавателей технических дисциплин / М.И. Мыхнюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-professionalno-pedagogicheskogo-razvitiya-i-samorazvitiya-prepodavateley-tehnicheskih-distsiplin (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
24. Логинова, Ю.Г. Психология саморазвития личности, профессиональных и лидерских качеств руководителя / Ю.Г. Логинова // Вестник науки. – 2025. – № 4 (85). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-samorazvitiya-lichnosti-professionalnyh-i-liderskih-kachestv-rukovoditelya (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
25. Джабраилова, Л.Х. Саморазвитие как условие формирования профессиональной направленности студентов – будущих педагогов / Л.Х. Джабраилова, Э.Ю. Муциева, А.Х. Кутаев // Журнал прикладных исследований. – 2024. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnoy-napravlennosti-studentov-buduschih-pedagogov (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
26. Ахметова, Г.Б. Саморазвитие студента как один из факторов профессионального становления личности / Г.Б. Ахметова, С.С. Изделюева // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. – 2021. – № 1 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samorazvitie-studenta-kak-odin-iz-faktorov-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
27. Пономарева, Е.П. Теоретические предпосылки формирования ценностного отношения будущих специалистов к непрерывному профессиональному саморазвитию при изучении иностранного языка / Е.П. Пономарева, О.А. Ханжина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2024. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-formirovaniya-tsennostnogo-otnosheniya-buduschih-spetsialistov-k-nepreryvnomu-professionalnomu (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
28. Никитенко, О.С. Психолого-педагогические условия формирования способности к проектированию профессионально-личностного саморазвития у обучающихся колледжа / О.С. Никитенко, Б.К. Джабатырова // ELS. – 2024. – № май. – URL: https://phsreda.com/ru/article/112359/discussion_platform (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
29. Зенкина, А.В. Образовательное пространство «школа-колледж-предприятие» как основа формирования профессиональной социализации будущих рабочих / А.В. Зенкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-shkola-kolledzh-predpriyatie-kak-osnova-formirovaniya-professionalnoy-sotsializatsii-buduschih-rabochih (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.
30. Полянская, Н.М. Профессиональная мотивация научно-педагогических кадров как фактор социальной безопасности / Н.М. Полянская // Society and Security Insights. – 2022. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-kak-faktor-sotsialnoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.05.2025). – Текст : электронный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ