🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Использование наглядных учебных пособий на уроках окружающего мира во 2 классе. УМК, Школа России

Работа №201316

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы52
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. ЗНАЧЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. ВИДЫ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ10
1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ 13
1.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 20
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ 20
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ ВО ВРЕМЯ УРОКА 23
2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С НАГЛЯДНЫМИ ПОСОБИЯМИ 26
2.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКЕ 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ НАГЛЯДНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 32
3.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ СВОИМИ РУКАМИ 32
3.2. АДАПТАЦИЯ ГОТОВЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПОД КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА 35
3.3. ИНТЕГРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 39
3.4. ОБНОВЛЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧЕБНОГО КУРСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Современное образование стремится к тому, чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным и доступным для всех учащихся. В этом контексте особое внимание уделяется использованию различных методов и средств обучения, которые могут помочь детям лучше усвоить материал и развить свои познавательные способности. Одним из таких средств являются наглядные учебные пособия, которые играют важную роль в образовательном процессе, особенно на начальных этапах обучения. В частности, на уроках окружающего мира во 2 классе, где детям предстоит познакомиться с основами знаний о природе, обществе и окружающем мире, наглядные пособия могут стать незаменимым инструментом для формирования у школьников целостного представления о мире.
Актуальность темы. Использование наглядных учебных пособий на уроках окружающего мира во 2 классе — важное условие эффективного усвоения знаний младшими школьниками. В силу возрастных особенностей дети 7–8 лет преимущественно оперируют конкретными образами, а не абстрактными понятиями. Наглядность:
• делает учебный материал доступным и понятным;
• активизирует познавательную деятельность;
• развивает воображение и творческое мышление;
• повышает мотивацию и интерес к изучению предмета;
• способствует лучшему запоминанию информации.
В контексте реализации ФГОС НОО наглядные средства также играют ключевую роль в формировании универсальных учебных действий (УУД): дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, работать с информацией разных видов (изобразительной, схематической, модельной).
Проблема исследования заключается в поиске оптимальных способов интеграции наглядных пособий в учебный процесс: несмотря на очевидную значимость наглядности, на практике её использование нередко носит фрагментарный характер, не всегда учитывает возрастные особенности учащихся и требования УМК.
Объект исследования — процесс обучения предмету «Окружающий мир» во 2 классе в рамках учебно‑методического комплекта «Школа России».
Предмет исследования — использование наглядных учебных пособий как средства повышения эффективности усвоения знаний и формирования познавательных УУД. В фокусе внимания:
• виды наглядных пособий (иллюстрации, схемы, модели, мультимедийные презентации, натуральные объекты);
• методические приёмы включения наглядности в структуру урока;
• влияние наглядных средств на мотивацию, внимание и запоминание;
• соответствие наглядных материалов требованиям УМК и возрастным особенностям учащихся.
Цель исследования — выявить и обосновать эффективные способы применения наглядных пособий на уроках окружающего мира во 2 классе (УМК «Школа России»).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого‑педагогические особенности восприятия наглядности младшими школьниками.
2. Изучить требования ФГОС НОО и УМК «Школа России» к использованию наглядных средств на уроках окружающего мира.
3. Классифицировать наглядные пособия, применяемые во 2 классе по предмету «Окружающий мир».
4. Выявить типичные методические затруднения учителей при работе с наглядностью.
5. Разработать и апробировать комплекс методических приёмов использования наглядных пособий.
6. Оценить влияние систематического применения наглядности на качество усвоения знаний учащимися.
Теоретическая база исследования включает:
• положения теории наглядности в обучении (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский);
• психолого‑педагогические исследования особенностей восприятия младших школьников (Л. С. Выготский);
• требования ФГОС НОО к формированию УУД;
• методические рекомендации УМК «Школа России» (А. А. Плешаков).
Методы исследования:
• теоретические: анализ ФГОС, УМК и научно‑методической литературы, систематизация и обобщение данных;
• эмпирические: наблюдение за уроками, анкетирование учителей, беседа с учащимися, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование знаний;
• методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов, наглядное представление данных (таблицы, диаграммы);
• методы интерпретации: сравнительный анализ динамики учебных достижений, выявление взаимосвязей между использованием наглядности и познавательными результатами.
Научная новизна заключается в систематизации наглядных средств и методических приёмов их применения на уроках окружающего мира во 2 классе с учётом требований УМК «Школа России» и возрастных особенностей младших школьников.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных рекомендаций для учителей начальных классов по эффективному использованию наглядности для повышения качества обучения и развития познавательных УУД.
Структура работы. Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования темы «Использование наглядных учебных пособий на уроках окружающего мира во 2 классе. УМК, Школа России» мы пришли к важным выводам, касающимся роли наглядных учебных пособий в образовательном процессе, методики их применения и практических рекомендаций по созданию и использованию таких пособий в учебной деятельности. Наглядные пособия, как показало наше исследование, играют ключевую роль в формировании у учащихся начальных классов представлений об окружающем мире, способствуя более глубокому и осознанному восприятию изучаемого материала.
Первый аспект, который мы рассмотрели, касается роли наглядных учебных пособий. В процессе обучения наглядность является одним из основных принципов, способствующих усвоению знаний. Учащиеся второго класса, находясь на начальном этапе своего образовательного пути, особенно нуждаются в визуальных образах, которые помогают им связать теоретические знания с реальными объектами и явлениями. Наглядные пособия, такие как карты, модели, иллюстрации, презентации и различные мультимедийные материалы, позволяют создавать более яркие и запоминающиеся образы, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Использование наглядных средств помогает развивать у детей наблюдательность, критическое мышление и умение анализировать информацию, что является важным аспектом их общего развития.
Методика использования наглядных учебных пособий на уроках окружающего мира была рассмотрена нами с разных точек зрения. Мы выделили несколько подходов, которые могут быть применены в зависимости от целей урока и особенностей класса. Например, использование карт и моделей может быть особенно эффективно на уроках, посвященных географии или экологии, когда важно показать взаимосвязь между различными природными явлениями и процессами. При этом важно не только демонстрировать пособия, но и активно вовлекать учащихся в процесс их анализа и обсуждения. Это может быть достигнуто через групповые работы, проекты, где дети сами создают наглядные материалы, что способствует не только усвоению знаний, но и развитию коммуникативных навыков.
Кроме того, мы рассмотрели значение мультимедийных технологий в современном образовательном процессе. Использование интерактивных досок, презентаций и видеоматериалов позволяет сделать уроки более динамичными и интересными для детей. Важно, чтобы наглядные пособия использовались не только как вспомогательный материал, но и как основа для создания увлекательных и познавательных уроков, где учащиеся могут активно участвовать в процессе обучения. Это требует от учителя творческого подхода и готовности экспериментировать с различными формами и методами работы.
Практические рекомендации по созданию и применению наглядных учебных пособий, которые мы предложили, направлены на то, чтобы помочь учителям эффективно использовать наглядные материалы в своей практике. Мы акцентировали внимание на том, что пособия должны быть не только информативными, но и привлекательными для детей. Это можно достичь за счет использования ярких красок, интересных форматов и актуального содержания, которое будет соответствовать интересам и потребностям учащихся. Важно помнить, что наглядные пособия должны дополнять и обогащать учебный процесс, а не заменять его. Они должны быть интегрированы в общую систему обучения, чтобы способствовать формированию у детей целостного представления об окружающем мире.
Также мы обсудили необходимость создания пособий, которые могут быть использованы в различных условиях, включая индивидуальные и групповые занятия. Например, создание настенных газет, буклетов или моделей может быть как индивидуальным, так и коллективным процессом, что позволит детям учиться работать в команде и делиться своими знаниями. Кроме того, такие пособия могут служить источником информации для последующих уроков и проектов, что способствует более глубокому усвоению материала.
В заключение, можно сказать, что использование наглядных учебных пособий на уроках окружающего мира во 2 классе является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они не только способствуют более эффективному усвоению знаний, но и развивают у детей важные навыки, такие как критическое мышление, способность к анализу и умение работать в команде. Учителям необходимо активно использовать наглядные пособия, экспериментировать с их формами и методами применения, а также учитывать интересы и потребности своих учеников. Важно помнить, что наглядные пособия – это не просто инструменты, а мощное средство, способствующее формированию у детей положительного отношения к обучению и развитию их любознательности. Таким образом, наглядные учебные пособия становятся важным связующим звеном между теоретическими знаниями и практическим опытом, что в конечном итоге способствует формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире и их успешной социализации в будущем.



1. Акимова Л., Лутовина Е. Здоровьесберегающие технологии в школе: методика обучения и воспитания БЖД 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО. – Litres, 2020. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=KejJDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA207&ots=rfmVNFdKEE&sig=aKLAR99Ai5bZwbcvbdvmLfhToT8 (дата обращения: 20.10.2025).
2. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – №. 14. – С. 5-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (дата обращения: 20.10.2025).
3. Арасланова А. А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. – Directmedia, 2017. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=_j4wDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=NJKm-sGN4Z&sig=FOI7vkojn59xioBvpOV3SdA4HW4 (дата обращения: 20.10.2025).
4. Башун О. В., Прошина И. И. Учебно-методическое пособие. – 2024. URL: https://phsreda.com/e-articles/10623/Action10623-111820.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
5. Бухрякова А. Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира посредством игровых технологий : дис. – Сибирский федеральный университет; Лесосибирский педагогический институт—филиал СФУ, 2023. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150521 (дата обращения: 20.10.2025).
6. Виноградов В. М., Винокуров В. А. Методическое пособие // Образование, свойства и методы разрушения нефтяных эмульсий. М.: ФГУП «Нефть и газ», РГУ нефти и газа имени ИМ Губкина. – 2007. URL: https://storage.yandexcloud.net/prod-file-public/e622/478f/b67f/1d94a8b8-e622-478f-b67f-81adc31c3794-preview.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
7. Гаркуша Г. В., Гребенкина Н. Г. Проектная деятельность как средство повышения качества обучения на уроках и форма контроля в начальной школе // ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ». – С. 70. URL: https://belpedcol.ru/wp-content/uploads/2022/03/Сборник-1-1.pdf#page=70 (дата обращения: 20.10.2025).
8. Герасименко Ю. Е., Смелова В. Г. Ресурсное обеспечение кабинета начальной школы. – ООО ДиректМедиа, 2021. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=N-AxEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=Dp1QsN-MhQ&sig=Zi8zJDXxarQxhlrsQXcp_7rKPzI (дата обращения: 20.10.2025).
9. Данилова А. М., Подвальная Е. В. Учебно-методическое пособие. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/tgsd2023/tgsd2023.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
10. Данченко С. П., Шаровым С. А. Методические рекомендации. – 2018. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2018/09/МР_ОБЖ_2018_2019.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
11. Дияк А. А., Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В. ПРИМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Специальное образование. – 2021. – №. 1 (61). – С. 21-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-interaktivnyh-metodov-na-urokah-po-predmetu-okruzhayuschiy-mir-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 20.10.2025).
12. Иванова Н. Б. Ключевые аспекты разработки и реализации основных общеобразовательных программ в условиях обновленных ФГОС // ББК 74.2 А43. – 2022. – С. 59. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50035178_14808938.pdf#page=60 (дата обращения: 20.10.2025).
13. Киндря Н. А. Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках русского языка. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2025-3/b6-kindrya.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
14. Колтун А. С., Иванова Е. В. НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/4075/Koltun_vkr.PDF (дата обращения: 20.10.2025).
15. Лизунова Е. В., Никитина Т. А. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. – 2022. – С. 245-249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50193306 (дата обращения: 20.10.2025).
16. Лютая Т. А. Технология проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в начальной школе. URL: https://nikitovka.narod.ru/APO/lut.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
17. Микерова Г. Г., Какоткина А. О. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – №. 2-2. – С. 81-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25484398 (дата обращения: 20.10.2025).
18. Миронов А. Теория и технология преподавания интегрированного курса «окружающий мир» 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Litres, 2019. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=7HmWDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA115&ots=GcU7_4p0Cp&sig=4AWWXITTmaDlioWsPdszrEnmY3w (дата обращения: 20.10.2025).
19. Мусина Г. Г., Рахматуллина Ш. М., Ижбулатова Э. А. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТАХ (НА ПРИМЕРЕ УМС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ШКОЛА РОССИИ»). URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2020/01/shkola-rossii-72-do.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
20. Оспенникова Е. В., Антонова Д. А. Цифровая трансформация предметной среды обучения: исторический экскурс и современный этап реализации // Проблемы современного естественнонаучного и математического образования. – 2019. – С. 28-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41407280 (дата обращения: 20.10.2025).
21. ПРЕДМЕТА М. Ш. С. У. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ». URL: https://chspu.ru/wp-content/uploads/2025/03/ИВАНОВА-ДИССЕРТАЦИЯ-12.03.2025.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
22. Приданова М. Н. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Большемаресьевская СОШ. URL: https://maresevoschool.ucoz.ru/doc/oonoo.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
23. Пузыревский В. Ю., Петрова О. О. ББК 74.262 (2Рос) О-14. – 2010. URL: http://www.nanometer.ru/2013/07/27/shkolnaa_liga_rosnano_333133/PROP_FILE_files_1/2.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
24. Семенова Н. А. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» // URL: http:// koi. tspu. ru/koi_books/semenova/(дата обращения 17.12. 2014). – 2013. URL: https://mooc.do.altspu.ru/pluginfile.php/41863/mod_resource/content/1/Учебно-методическое пособие.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
25. Серикова О. С. Методические рекомендации по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством включения их в самостоятельную проектную деятельность на уроках и во внеурочное время. – 2022. URL: https://uoshe.ru/media/site_platform_media/2025/4/2/metodicheskie-rekomendatsiiserikova-os_vN9chM1.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
26. Серых Л. В., Астахова Л. Е. опыта:«Исследовательская деятельность в начальной школе как средство развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках окружающего мира» Автор опыта: Котлярова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области». URL: http://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2016/10/apo-kotljarova.doc (дата обращения: 20.10.2025).
27. Тимошкина Н. В., Гуссоева А. И., Тебиева А. Б. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №. 6. – С. 149-149. URL: https://s.eduherald.ru/pdf/2018/6/19270.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
28. Трембач К. С. Методика организации занятий по мировой художественной культуре с использованием иллюстрированного учебного пособия для учащихся десятых-одиннадцатых классов общеобразовательной школы. – 2017. URL: http://dspace.bsuedu.ru/bitstream/123456789/31556/1/Trembach_Metodika_17.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
29. Ульянкина О. В. Методические особенности разработки учебного пособия по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательных школ. – 2019. URL: http://dspace.bsuedu.ru/bitstream/123456789/39733/1/Ulyankina_Metodicheskie_19.pdf (дата обращения: 20.10.2025).
30. Устименко Ю. А. Рабочая программа дисциплины Б1. О. 05.06 Методика обучения «Окружающему миру». URL: https://smolgu.ru/science/Б1.О.05.06 Методика обучения «Окружающему миру».pdf (дата обращения: 20.10.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ