СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение
1 Теоретические аспекты оценки эффективности государственных программ
1.1 Организация бюджетного процесса на основе государственных программ
1.2 Развитие системы оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации
1.3 Зарубежный опыт программно-целевого бюджетного планирования
2 Внедрение в бюджетный процесс Красноярского края государственных программ
2.1 Порядок разработки государственных программ Красноярского края
2.2 Анализ практики разработки и реализации государственных программ Красноярского края
3 Рекомендации по совершенствованию системы оценки эффективности государственных программ
3.1 Обоснование необходимости совершенствования системы оценки эффективности государственных программ
3.2 Оценка эффективности реализации государственной программы «Развитие образования» по критериям аудита эффективности использования государственных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Г
1 Теоретические аспекты оценки эффективности государственных программ
1.1 Организация бюджетного процесса на основе государственных программ
1.2 Развитие системы оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации
1.3 Зарубежный опыт программно-целевого бюджетного планирования
2 Внедрение в бюджетный процесс Красноярского края государственных программ
2.1 Порядок разработки государственных программ Красноярского края
2.2 Анализ практики разработки и реализации государственных программ Красноярского края
3 Рекомендации по совершенствованию системы оценки эффективности государственных программ
3.1 Обоснование необходимости совершенствования системы оценки эффективности государственных программ
3.2 Оценка эффективности реализации государственной программы «Развитие образования» по критериям аудита эффективности использования государственных средств
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Г
В 1990-х - начале 2000-х гг. в бюджетной сфере Российской Федерации были проведены крупные структурные реформы.
В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджет¬ной системы и бюджетного процесса.
В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России остаются нерешенными вопросы обеспечения результативности бюджетных расходов. Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Новый этап реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации начался с реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249.
Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса являлось создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
В 2010 - 2012 гг. развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.
Важнейшим направлением данной программы выступало внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей.
В действующей Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2593-р, отмечено, что несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
Для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития предлагается обеспечить решение ряда задач в бюджетной системе, важнейшей из которых является завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс.
Исследованию теоретических и практических аспектов формирования программного бюджета, в том числе в рамках реализации концепции эффективного государственного управления, посвящен ряд работ отечественных экономистов, таких как М. П. Афанасьев, Б. И. Алехин, Л.А.Ерошкина, А. И. Кравченко, П. Г. Крадинов, О. П. Овчинникова, В. Е. Чистова.
Цель диссертационного исследования формирование предложений по совершенствованию подходов к оценке эффективности государственных программ Красноярского края.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть развитие программно-целевых принципов в организации бюджетного процесса;
2) проанализировать порядок формирования государственных про-грамм;
3) исследовать действующую методику оценки эффективности реализации государственных программ, оценить ее преимущества и недостатки;
4) разработать предложения по совершенствованию подходов к оценке эффективности государственных программ.
Объектом диссертационной работы являются государственные программы Красноярского края.
Предметом исследования является обоснованность и эффективность реализации государственных программ Красноярского края.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы, такие как группировка, анализ и синтез, сравнение.
В результате исследования выявлен ряд проблем при определении целей, задач и мероприятий государственных программ, что обуславливает необходимость пересмотра действующего подхода к оценке эффективности программных мероприятий. Сформулированы предложения по совершенствованию оценки эффективности государственных программ.
В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджет¬ной системы и бюджетного процесса.
В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России остаются нерешенными вопросы обеспечения результативности бюджетных расходов. Сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и стимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
Новый этап реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации начался с реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249.
Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса являлось создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
В 2010 - 2012 гг. развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.
Важнейшим направлением данной программы выступало внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей.
В действующей Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2593-р, отмечено, что несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
Для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития предлагается обеспечить решение ряда задач в бюджетной системе, важнейшей из которых является завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс.
Исследованию теоретических и практических аспектов формирования программного бюджета, в том числе в рамках реализации концепции эффективного государственного управления, посвящен ряд работ отечественных экономистов, таких как М. П. Афанасьев, Б. И. Алехин, Л.А.Ерошкина, А. И. Кравченко, П. Г. Крадинов, О. П. Овчинникова, В. Е. Чистова.
Цель диссертационного исследования формирование предложений по совершенствованию подходов к оценке эффективности государственных программ Красноярского края.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть развитие программно-целевых принципов в организации бюджетного процесса;
2) проанализировать порядок формирования государственных про-грамм;
3) исследовать действующую методику оценки эффективности реализации государственных программ, оценить ее преимущества и недостатки;
4) разработать предложения по совершенствованию подходов к оценке эффективности государственных программ.
Объектом диссертационной работы являются государственные программы Красноярского края.
Предметом исследования является обоснованность и эффективность реализации государственных программ Красноярского края.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы, такие как группировка, анализ и синтез, сравнение.
В результате исследования выявлен ряд проблем при определении целей, задач и мероприятий государственных программ, что обуславливает необходимость пересмотра действующего подхода к оценке эффективности программных мероприятий. Сформулированы предложения по совершенствованию оценки эффективности государственных программ.
Эффективное использование бюджетных средств является важной проблемой, особенно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. В этих условиях первоочередной задачей становится определение приоритетов при распределении бюджетных ресурсов, контроль за целевым и эффективным использованием средств. Одним из наиболее эффективных способов достижения этих задач признано применение программно-целевого метода формирования бюджета.
Переход к программному бюджету позволяет сосредоточиться на достижении целей и задач социально-экономического развития, обеспечить связь объемов финансирования с достигнутыми результатами, повысить эффективность бюджетных расходов и создать прозрачную и понятную систему представления бюджета.
В качестве инструментов программно-целевого формирования бюджетов рассматриваются многочисленные программные документы, долгосрочные целевые программы, государственные программы. На современном эта¬пе важнейшими из инструментов программно-целевого формирования бюджета являются государственные программы.
Учитывая международную практику, процесс внедрения программно¬целевого бюджетирования проходит непросто. В Российской Федерации уже имеется значительный опыт внедрения программно-целевого бюджетирования. Вместе с тем, для действенного и эффективного функционирования это¬го подхода к организации бюджетного процесса предстоит еще провести серьезную работу в совершенствовании всех циклов программного бюджета.
Красноярский край один из регионов Российской Федерации активно участвующих в процессе внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. При этом порядок внедрения данного подхода в управление бюджетными средствами, во многом, повторяет принятые на федеральном уровне нормы.
С целью эффективного применения программно-целевого метода формирования регионального бюджета Красноярского края необходимо осуществить доработку действующего законодательства, регламентирующего, прежде всего, порядок оценки эффективности реализации государственных программ.
Несовершенство системы оценки эффективности бюджетных расходов, представляет серьезную угрозу искажения реальных результатов их реализации.
Оценка эффективности государственных программ не должна сводиться к сопоставлению факта с планом, по нескольким причинам, среди которых основными являются: необоснованность расчетов значений плановых показателей, слабая взаимосвязь целевых показателей и результатов мероприятий программы.
При проведении оценки государственных программ в качестве базового документа рекомендуется применять стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», в соответствии с которым эффективность использования государственных средств определяется исходя из трех критериев: экономичность, продуктивность и результативность.
Переход к программному бюджету позволяет сосредоточиться на достижении целей и задач социально-экономического развития, обеспечить связь объемов финансирования с достигнутыми результатами, повысить эффективность бюджетных расходов и создать прозрачную и понятную систему представления бюджета.
В качестве инструментов программно-целевого формирования бюджетов рассматриваются многочисленные программные документы, долгосрочные целевые программы, государственные программы. На современном эта¬пе важнейшими из инструментов программно-целевого формирования бюджета являются государственные программы.
Учитывая международную практику, процесс внедрения программно¬целевого бюджетирования проходит непросто. В Российской Федерации уже имеется значительный опыт внедрения программно-целевого бюджетирования. Вместе с тем, для действенного и эффективного функционирования это¬го подхода к организации бюджетного процесса предстоит еще провести серьезную работу в совершенствовании всех циклов программного бюджета.
Красноярский край один из регионов Российской Федерации активно участвующих в процессе внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. При этом порядок внедрения данного подхода в управление бюджетными средствами, во многом, повторяет принятые на федеральном уровне нормы.
С целью эффективного применения программно-целевого метода формирования регионального бюджета Красноярского края необходимо осуществить доработку действующего законодательства, регламентирующего, прежде всего, порядок оценки эффективности реализации государственных программ.
Несовершенство системы оценки эффективности бюджетных расходов, представляет серьезную угрозу искажения реальных результатов их реализации.
Оценка эффективности государственных программ не должна сводиться к сопоставлению факта с планом, по нескольким причинам, среди которых основными являются: необоснованность расчетов значений плановых показателей, слабая взаимосвязь целевых показателей и результатов мероприятий программы.
При проведении оценки государственных программ в качестве базового документа рекомендуется применять стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», в соответствии с которым эффективность использования государственных средств определяется исходя из трех критериев: экономичность, продуктивность и результативность.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности государственного регулирования
молодежной политики в субъекте Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАСЧЕТА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Агропромышленный комплекс Красноярского края: анализ состояния отрасли и государственная поддержка
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации доступной среды для людей с ограниченными возможностями
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методика оценки эффективности реализации культурной политики Красноярского края на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Влияние механизмов управления государственной собственностью на экономическую безопасность региона
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления региональной системой здравоохранения в новых экономических условиях
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



