ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ
ГРАЖДАН -ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.2. ВИДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ 26
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙКУПЛИ-
ПРОДАЖИ 26
2.2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛЕ - ПРОДАЖИ 45
ГЛАВА 3. ОСООБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖОМ, НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ
ГРАЖДАН -ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 5
1.2. ВИДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ 26
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙКУПЛИ-
ПРОДАЖИ 26
2.2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛЕ - ПРОДАЖИ 45
ГЛАВА 3. ОСООБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖОМ, НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Что касается собственно правовых мер охраны, то к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, например закрепление гражданской право-, дееспособности субъектов, установление обязанностей и т.п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов.
Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав.
С розничной торговлей мы сталкиваемся ежедневно, причем, приобретая продукты или другие товары в магазине, мы зачастую не задумываемся о том, что совершаем с продавцом гражданско-правовую сделку, именуемую договором розничной купли-продажи.
Особое внимание исследователей привлекает правовой статус потребителя, который определяет настоящее положение потребителя в российском социуме. Посредством определения правового статуса наиболее полно могут быть проанализированы все разнообразные связи права и человека. В правовом статусе отражены все главные и определяющие признаки правового положения лица: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
Теоретической основой исследования явились труды российских ученых дореволюционного, советского и современного периодов развития цивилистики. Работа базируется на трудах Н. Н. Агафоновой, С. С. Алексеева, А. Б. Бабаева, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. Н. Васина, В. В. Витрянского, А. Н. Гуева, С. А. Денисова, Н. Д. Егорова, И. А. Зенина, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина, В. А. Копылова, М. И. Кулагина, Н. И. Клейн, Ю. Н. Марочкиной, И. Б. Новицкого, О. Н.Садикова, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Р. О. Халфиной, В. Ф. Яковлева и др.
Объект исследования - правовые отношения в сфере осуществления гражданских прав потребителей.
Предмет исследования - гражданско- правовые нормы, регулирующие защиту граждан - потребителей.
Цель работы - провести анализ правовых норм, регулирующих правовое положение потребителя и защиту его прав в сфере розничнойкупли-продажи.
Задачи:
• описать правовое регулирование отношений с участием граждан - потребителей
• рассмотреть особенности защиты прав потребителей в розничной купле - продаже;
• определить особенности защиты прав потребителей за рубежом.
Методологическую основу работы составляют следующие общенаучные методы: сравнительно-правовой, системный, анализа и синтеза,
диалектического познания.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка
Наряду с таким широким пониманием охраны в науке и в законодательстве используется и понятие охраны в узком смысле слова. В этом случае в него включаются лишь те предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. В целях избежания терминологической путаницы охрану в узком значении этого слова принято именовать защитой гражданских прав.
С розничной торговлей мы сталкиваемся ежедневно, причем, приобретая продукты или другие товары в магазине, мы зачастую не задумываемся о том, что совершаем с продавцом гражданско-правовую сделку, именуемую договором розничной купли-продажи.
Особое внимание исследователей привлекает правовой статус потребителя, который определяет настоящее положение потребителя в российском социуме. Посредством определения правового статуса наиболее полно могут быть проанализированы все разнообразные связи права и человека. В правовом статусе отражены все главные и определяющие признаки правового положения лица: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
Теоретической основой исследования явились труды российских ученых дореволюционного, советского и современного периодов развития цивилистики. Работа базируется на трудах Н. Н. Агафоновой, С. С. Алексеева, А. Б. Бабаева, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. Н. Васина, В. В. Витрянского, А. Н. Гуева, С. А. Денисова, Н. Д. Егорова, И. А. Зенина, О. С. Иоффе, А. Ю. Кабалкина, В. А. Копылова, М. И. Кулагина, Н. И. Клейн, Ю. Н. Марочкиной, И. Б. Новицкого, О. Н.Садикова, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, Р. О. Халфиной, В. Ф. Яковлева и др.
Объект исследования - правовые отношения в сфере осуществления гражданских прав потребителей.
Предмет исследования - гражданско- правовые нормы, регулирующие защиту граждан - потребителей.
Цель работы - провести анализ правовых норм, регулирующих правовое положение потребителя и защиту его прав в сфере розничнойкупли-продажи.
Задачи:
• описать правовое регулирование отношений с участием граждан - потребителей
• рассмотреть особенности защиты прав потребителей в розничной купле - продаже;
• определить особенности защиты прав потребителей за рубежом.
Методологическую основу работы составляют следующие общенаучные методы: сравнительно-правовой, системный, анализа и синтеза,
диалектического познания.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка
Защита прав потребителей - эта сфера имущественного оборота, имеющая большое значение для страны, в которой формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитое законодательство о защите прав потребителей - экономически слабой стороны - тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитой правопорядок. Институт защиты прав потребителей имеет огромное значение для развития экономической жизни России.
Права потребителей, являясь составной частью прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ признаются и гарантируются государством.
Закон РФ "О защите прав потребителей" установил следующие права потребителя: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества; на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя; на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях); на просвещение и на государственную и общественную защиту интересов потребителей.
Помимо Закона РФ «О защите прав потребителей», права потребителя устанавливаются и Гражданским кодексом РФ. В частности, при розничной купле-продаже в случае продажи товара ненадлежащего качества потребителю у последнего возникает право потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара; при обнаружении недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
После принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» в 1992 году потребители приобрели столько прав и такие механизмы из защиты, что в последнее время появились высказывания о «потребительском экстремизме».
«Потребительский экстремизм» инциденты, когда потребители начинают злоупотребляттсвоими правами и гарантиями в целях получения дополнительной выгоды. Но потребительский экстремизм, по нашему мнению, явление неоднозначное. Сейчас те неустойки, которые потребители пытаются взыскать с продавцов (исполнителей, изготовителей), и жалобы в контролирующие организации, и попытки получения огромных сумм в качестве компенсации морального вреда, и т.п. - всё это называют потребительским экстремизмом. Но ведь такие действия вполне законны и легитимны.
В целом, считаем, что в целях защиты прав потребителя в преамбулу Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо ввести законодательное определение понятий: "место пребывания потребителя", под которым следует понимать гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно; "место заключения или исполнения договора", которым следует признать населенный пункт, а если населенный пункт имеет административно - территориальное деление, то место жительства (пребывания) потребителя либо регистрации другой стороны по договору.
Необходимо дополнить ст. 34 Конституции РФ ч. 3: "Государство гарантирует надлежащий контроль над качеством и безопасностью производимых и реализуемых товаров, осуществляемых работ и услуг".
Права потребителей, являясь составной частью прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ признаются и гарантируются государством.
Закон РФ "О защите прав потребителей" установил следующие права потребителя: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества; на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя; на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях); на просвещение и на государственную и общественную защиту интересов потребителей.
Помимо Закона РФ «О защите прав потребителей», права потребителя устанавливаются и Гражданским кодексом РФ. В частности, при розничной купле-продаже в случае продажи товара ненадлежащего качества потребителю у последнего возникает право потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара; при обнаружении недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
После принятия Закона РФ «О защите прав потребителей» в 1992 году потребители приобрели столько прав и такие механизмы из защиты, что в последнее время появились высказывания о «потребительском экстремизме».
«Потребительский экстремизм» инциденты, когда потребители начинают злоупотребляттсвоими правами и гарантиями в целях получения дополнительной выгоды. Но потребительский экстремизм, по нашему мнению, явление неоднозначное. Сейчас те неустойки, которые потребители пытаются взыскать с продавцов (исполнителей, изготовителей), и жалобы в контролирующие организации, и попытки получения огромных сумм в качестве компенсации морального вреда, и т.п. - всё это называют потребительским экстремизмом. Но ведь такие действия вполне законны и легитимны.
В целом, считаем, что в целях защиты прав потребителя в преамбулу Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо ввести законодательное определение понятий: "место пребывания потребителя", под которым следует понимать гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно; "место заключения или исполнения договора", которым следует признать населенный пункт, а если населенный пункт имеет административно - территориальное деление, то место жительства (пребывания) потребителя либо регистрации другой стороны по договору.
Необходимо дополнить ст. 34 Конституции РФ ч. 3: "Государство гарантирует надлежащий контроль над качеством и безопасностью производимых и реализуемых товаров, осуществляемых работ и услуг".





