Инновационная деятельность: проблемы правового регулирования в Российской Федерации
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1 Понятие и правовая природа инновационной деятельности 13
1.2 Субъекты и объекты инновационной деятельности 27
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Общая характеристика инновационного законодательства Российской
Федерации 40
2.2 Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности 58
2.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 70
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ А 110
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1 Понятие и правовая природа инновационной деятельности 13
1.2 Субъекты и объекты инновационной деятельности 27
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Общая характеристика инновационного законодательства Российской
Федерации 40
2.2 Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности 58
2.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 70
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ А 110
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью научного осмысления и законодательного разрешения целого ряда теоретических и практических задач в сфере правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации.
На сегодняшний день в нашем обществе сложилось единое мнение относительно того, что инновационная деятельность выступает одним из ведущих направлений развития экономики, необходимым условием перехода к новой, постиндустриальной стадии экономического развития и является обязательным атрибутом рыночных отношений.
Решение обозначенных российским законодателем задач, связанных с необходимостью формирования в России инновационной модели экономического развития, невозможно без разработки четкого механизма правового регулирования в инновационной сфере и изменения подхода к государственной инновационной политике в целом.
Правовое регулирование инновационной деятельности является очень важным на современном этапе развития российского общества. Данное регулирование осуществляется на различных уровнях и включает в себя нормы различных отраслей права.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере инновационной деятельности, а также вопросы правовой структуризации и систематики.
Предмет исследования - правовые нормы отечественного законодательства в инновационной сфере, теория и практика их применения, проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты инновационных отношений, а также существующие подходы юристов и экономистов к различным проблемам, связанным с правовым регулированием инновационной деятельности в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы обуславливается объектом и предметом исследования и состоит в осмыслении и развитии теоретических основ правового регулирования инновационной деятельности, анализе существующих в настоящее время проблем в рассматриваемой сфере, выработке предложений по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие и правовую природу инновационной деятельности;
2. рассмотреть субъекты и объекты инновационной деятельности;
3. исследовать особенности инновационного законодательства Российской Федерации;
4. проанализировать современные методы зарубежного правового регулирования инновационной сферы;
5. рассмотреть основы государственного регулирования инновационной деятельности;
6. выявить проблемы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, сформулировать предложения по более качественному его осуществлению.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также общей теории государства и права: О. А. Городов, С.В. Романчук, М.А. Костенко, В.В. Яровая, И.В. Ершова, Т.В. Ефимцева, О.М. Олейник, С.А. Зинченко, Г.И. Колесник и другие.
В качестве научно-теоретической базы при подготовке и написании данной работы были использованы труды ученых и специалистов в области экономики, среди которых можно выделить таких, как: А.Ю. Павлов, А.В. Тычинский, Э.Р. Мамлеева, Д.М. Мошкова, С.А. Рахимова, З.И. Чуева и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также ряд федеральных законов и подзаконных правовых актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, распоряжений федеральных министерств и ведомств. Кроме того, был изучен ряд зарубежных нормативно-правовых актов в области гражданского и предпринимательского права с целью осуществления сравнительно- правового методологического подхода исследования. Помимо международных нормативно-правовых актов с участием РФ и законодательных актов федерального значения, в выпускной квалификационной работе были исследованы акты различных правоприменительных органов.
Методологическую основу данной работы составляют научные методы двух групп: частнонаучные, характерные для юриспруденции и экономической теории и общенаучные, носящие универсальный характер и применяемые в рамках широкого спектра общественных наук. Среди методов первой группы следует отметить, в первую очередь, формально-юридический, сравнительное правоведение, социально-правовой, сравнительно-правовой.
Практическая апробация исследования представлена в следующем: участие на собрании коллектива муниципального казенного учреждения «Нижневартовский кадастровый центр» 17 мая 2017 году.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы инновационной деятельности: понятие и правовую природу инновационной деятельности, ее субъектов и объектов.
Во второй главе дана характеристика инновационного законодательства РФ, проанализированы модели и инструменты государственного регулирования инновационной деятельности в России и ряде зарубежных развитых стран.
В третьей главе проанализированы проблемы правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране и предложены пути совершенствования российского инновационного законодательства с учетом опыта правового регулирования инновационной деятельности в зарубежных правовых системах.
На сегодняшний день в нашем обществе сложилось единое мнение относительно того, что инновационная деятельность выступает одним из ведущих направлений развития экономики, необходимым условием перехода к новой, постиндустриальной стадии экономического развития и является обязательным атрибутом рыночных отношений.
Решение обозначенных российским законодателем задач, связанных с необходимостью формирования в России инновационной модели экономического развития, невозможно без разработки четкого механизма правового регулирования в инновационной сфере и изменения подхода к государственной инновационной политике в целом.
Правовое регулирование инновационной деятельности является очень важным на современном этапе развития российского общества. Данное регулирование осуществляется на различных уровнях и включает в себя нормы различных отраслей права.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере инновационной деятельности, а также вопросы правовой структуризации и систематики.
Предмет исследования - правовые нормы отечественного законодательства в инновационной сфере, теория и практика их применения, проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты инновационных отношений, а также существующие подходы юристов и экономистов к различным проблемам, связанным с правовым регулированием инновационной деятельности в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы обуславливается объектом и предметом исследования и состоит в осмыслении и развитии теоретических основ правового регулирования инновационной деятельности, анализе существующих в настоящее время проблем в рассматриваемой сфере, выработке предложений по совершенствованию соответствующей законодательной базы.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие и правовую природу инновационной деятельности;
2. рассмотреть субъекты и объекты инновационной деятельности;
3. исследовать особенности инновационного законодательства Российской Федерации;
4. проанализировать современные методы зарубежного правового регулирования инновационной сферы;
5. рассмотреть основы государственного регулирования инновационной деятельности;
6. выявить проблемы правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации, сформулировать предложения по более качественному его осуществлению.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также общей теории государства и права: О. А. Городов, С.В. Романчук, М.А. Костенко, В.В. Яровая, И.В. Ершова, Т.В. Ефимцева, О.М. Олейник, С.А. Зинченко, Г.И. Колесник и другие.
В качестве научно-теоретической базы при подготовке и написании данной работы были использованы труды ученых и специалистов в области экономики, среди которых можно выделить таких, как: А.Ю. Павлов, А.В. Тычинский, Э.Р. Мамлеева, Д.М. Мошкова, С.А. Рахимова, З.И. Чуева и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также ряд федеральных законов и подзаконных правовых актов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, распоряжений федеральных министерств и ведомств. Кроме того, был изучен ряд зарубежных нормативно-правовых актов в области гражданского и предпринимательского права с целью осуществления сравнительно- правового методологического подхода исследования. Помимо международных нормативно-правовых актов с участием РФ и законодательных актов федерального значения, в выпускной квалификационной работе были исследованы акты различных правоприменительных органов.
Методологическую основу данной работы составляют научные методы двух групп: частнонаучные, характерные для юриспруденции и экономической теории и общенаучные, носящие универсальный характер и применяемые в рамках широкого спектра общественных наук. Среди методов первой группы следует отметить, в первую очередь, формально-юридический, сравнительное правоведение, социально-правовой, сравнительно-правовой.
Практическая апробация исследования представлена в следующем: участие на собрании коллектива муниципального казенного учреждения «Нижневартовский кадастровый центр» 17 мая 2017 году.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы инновационной деятельности: понятие и правовую природу инновационной деятельности, ее субъектов и объектов.
Во второй главе дана характеристика инновационного законодательства РФ, проанализированы модели и инструменты государственного регулирования инновационной деятельности в России и ряде зарубежных развитых стран.
В третьей главе проанализированы проблемы правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране и предложены пути совершенствования российского инновационного законодательства с учетом опыта правового регулирования инновационной деятельности в зарубежных правовых системах.
В выпускной квалификационной работе проведено исследование теоретических и практических вопросов, которые связаны с понятием, правовой природой инновационной деятельности, в том числе освещены проблемы, возникающие в данной сфере и связанных с ней правоотношений. Особое внимание уделено анализу федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность.
Многочисленные попытки определения инновации, инновационной деятельности, предпринимаемые в литературе, не заменят полноценного правового регулирования. Так, 24 июля 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы», в котором были даны определения понятий «инновации» и «инновационная деятельность». Многие правоведы считают данный нормативно-правовой акт первым значимым документом, принятым в инновационной сфере, однако в силу своего концептуального характера он не обеспечил процесса перехода страны к инновационной модели развития экономики и не удовлетворил потребности практики.
За период с 1998 г. по настоящее время было издано много нормативных актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности, но федеральный закон об инновационной деятельности, несмотря на многочисленные попытки, так и не был принят.
Система правового регулирования инновационной деятельности - это комплекс нормативных правовых актов. Регулирование отношения, возникающих между участниками инновационной деятельности и иные отношения, составляющих предмет инновационного права, реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне. В массиве нормативных правовых актов, направленных на регулирование осуществления инновационной деятельности, к числу основных относятся Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ. На региональном уровне законы, регулирующие инновационную деятельность, приняты в Московской, Кировской, Томской, Ростовской областях, республиках Татарстан, Башкортостан и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Переход экономики России на инновационную модель развития является в современных экономических условиях единственным способом достижения следующих целей: обеспечение высокого уровня благосостояния населения и повышение роли государства во внешней политики как одного из лидеров, определяющих мировую направленность, приоритетность тех или иных значимых политических вопросов на международной арене, требующих своего решения. Связи с чем, усиливается внимание как государственному, так и правовому регулированию инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе государственной инновационной политики, основными целями которой являются развитие инновационной деятельности, создание новых эффективных механизмов реализации инновационной активности, эффективное использование инновационного потенциала, а также обеспечение разработки, поиска и эффективного внедрения результатов научных исследований в бизнес. Политика должна основываться и реализовываться исходя их определенных принципов, которые служат своего рода ценностным ориентиром для правотворчества и правоприменения в конкретной сфере. Однако в действующем федеральном законодательстве принципы государственной инновационной политики законодательно не определены.
В последние годы в РФ разработана система мер для активизации экономической деятельности. Так, созданы и работают действенные институты стимулирования инновационной деятельности. Но, несмотря на это существует ряд проблем, которые особенно актуализируются в условиях кризиса. В этих условиях усиливается роль государства, которое не только определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационной системы, но и вырабатывает стимулы для активизации инновационных процессов.
Опыт передовых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективными мероприятиями, способствующие инновационному развитию государства, являются: создание специальных центров, оказывающие бесплатные консультационные и юридические услуги, финансовую помощь, и предоставляющие инфраструктуру вновь создаваемым малым фирмам; осуществление активной деятельности по распространению идей создания малых инновационных фирм среди студентов, аспирантов, молодых ученых; формирование на базе вузов экспертных центров, которые бы осуществляли деятельности по оценке эффективности и практической значимости предлагаемых для внедрения инновационных проектов; разрешить работникам университетов патентовать в частном порядке даже те изобретения, которые профинансированы за счет государственных грантов.
Тенденция пересмотра и развития правового регулирования сферы науки, технологий и инноваций наблюдается во всех развитых странах. Формы такого регулирования характеризуется разнообразием, во многом обусловленным особенностями национальных правовых систем.
Анализ действующего федерального законодательства в сфере осуществления инновационной деятельности, а также законодательных актов субъектов РФ, регулирующих инновационную сферу, позволил выявить такие недостатки действующего правового регулирования, как например: регулирование инновационных отношений, сложившихся в российском обществе, огромным массивом разрозненных нормативно правовых актов; неравномерное регулирование, поскольку действующее инновационное законодательство Российской Федерации по своему содержанию не охватывает весь спектр правоотношений в сфере инновационной и научно-технической сфере; несовершенство понятийного аппарата, а именно: недостаточность терминологии, нормативно закрепленной федеральным законодателем, для полноценного правового регулирования инновационной сферы; несоответствие терминологии некоторых региональных законов, касающихся инноваций, терминологии федерального закона; несоответствие международным стандартам, что создает значительные проблемы в вопросах интеграции российской науки в международное пространство.
В действующем федеральном законодательстве инновационная деятельность включает «научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». Несомненно, главная функция науки - получение новых знаний, и в этом смысле она включается в содержание и является частью инновационной сферы. Однако, исходя из специфики самой инновационной деятельности, целесообразней включить в ее содержание не всю научную деятельность, а лишь ее составляющую - исследовательскую деятельность, которое наиболее точно характеризует сущность и особенности инновационной деятельности. Следует отметить, что, данное в законодательстве определение достаточно неявное, поскольку содержание определяемого понятия раскрывается косвенным образом, а именно, посредством других понятий, таких как: инновационный проект и инновационная инфраструктура.
В связи с этим, в работе входе исследования было дано собирательное, более детализированное определение понятия «инновационная деятельность».
В России на законодательном уровне не определен состав участников инновационного процесса, и не определены критерия, позволяющие признать лицо субъектом инновационной деятельности, а также перечень объектов инновационной деятельности и критерии, позволяющие признать их таковыми. Неравномерное регулирование инновационной деятельности создает значительные проблемы, которые непосредственно связаны с тем, что неурегулированность данного вопроса на федеральном уровне приводит к отсутствию единого подхода на региональном уровне.
Следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования инновационной деятельности в России. Важным направлением этой деятельности можно считать разработку и принятие федерального закона «Об инновационной деятельности», который выступит в качестве основного нормативного акта в этой сфере и остальные нормативные акты должны будут соответствовать понятийному аппарату, внесенному в этот законодательный акт, а также основным принципам инновационной деятельности, внесенным в данный нормативный акт.
Целью принятия данного федерального закона является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в сфере инноваций, использования результатов научной, научно-технической деятельности для инновационного развития Российской Федерации, его приведение в соответствие со сложившейся новой системой общественных взаимоотношений.
Разрабатываемый законопроект, в отличие от существующего регулирования должен сформировать законодательное поле, позволяющее наилучшим образом реализовать право человека заниматься научным и техническим творчеством, обеспечить эффективную государственную поддержку таких творческих людей, сформировать необходимые механизмы для проникновения науки во все отрасли и сферы деятельности общества, распространения и освоения полученных знаний и научных результатов.
Попытки региональных законодателей самостоятельно урегулировать такую сложную сферу правоотношений приводят к многочисленным юридическим ошибкам и разночтениям - от терминологических до содержательных, касающихся непосредственно сути вводимых правовых норм. В этих условиях единственно верным решением является принятие федерального закона, устанавливающего основы регулирования инновационной деятельности в стране, в частности:
- предмет такого регулирования;
- используемый понятийный аппарат;
- полномочия федеральных и региональных органов власти в инновационной сфере и прочее (Приложение А).
Необходимо отметить, что задача совершенствования законодательства в сфере инноваций не сводится исключительно к принятию специального нормативного правового акта. Дело в том, что инновация зачастую рассматривается российским законодателем как объект государственного управления, а не как комплекс различного рода прав и обязанностей иных, помимо государства субъектов. Однако очевидно, что в ходе инновационной деятельности возникает комплекс правоотношений, в которых задействованы как органы власти (их представители), так и инноваторы, лица, участвующие в инновационной деятельности, - такие правоотношения регулируются в том числе отраслевым законодательством. Это обусловлено самой природой инновационного процесса, заключающегося в преобразовании научного знания в практически применимое новшество и его последующего выведения на рынок, а значит, подразумевающего последовательную смену различного вида правоотношений.
Поэтому создание эффективно работающей нормативной правовой базы в области инновационной деятельности требует развития не только специального, но и отраслевого законодательства (в частности, налогового, гражданского и трудового), устранения содержащихся в нем несоответствий.
Наряду с необходимостью гармонизации регионального законодательства в инновационной сфере, устранения спорных и явно противоречащих федеральным актам положений анализ законов российских субъектов показывает, что они содержат интересные и перспективные с точки зрения использования на федеральном уровне решения и нормы. Накопленный регионами нормотворческий и правоприменительный опыт может и должен быть использован законодателем при разработке законопроекта в инновационной деятельности.
При разработке законопроекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» следует обеспечить комплексную модернизацию законодательства Российской Федерации в сфере инноваций, использования результатов инновационной деятельности для инновационного развития Российской Федерации, его приведение в соответствие со сложившейся новой системой общественных взаимоотношений.
Учитывая изложенное, при разработке проекта федерального закона предлагается:
1) Определение понятия «инновационная деятельность» в законопроекте изложить в следующей редакции: «Инновационная деятельность - деятельность (комплекс исследовательских, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий), направленная на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, воплощенных в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, либо в новых или усовершенствованных технологических процессах и методах, используемых в практической деятельности».
2) Положения, определяющие состав участников инновационного процесса и перечень объектов инновационной деятельности, изложить в следующих редакциях:
«Субъекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности являются:
- физические лица и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
- собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;
- специализированные организации инновационной инфраструктуры, обеспечивающие инновационную деятельность;
- инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;
- органы государственной власти и местного самоуправления и уполномоченные ими организации, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности;
- общественные организации, их объединения, профессиональные саморегу- лируемые организации, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных программ и проектов, мероприятий и работ, инвесторов и поставщиков необходимых материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс и содействующих разработке, освоению производства и распространению инновационной продукции (товаров, услуг)».
«Объекты инновационной деятельности
1. Объектами инновационной деятельности являются:
- результаты интеллектуальной деятельности, содержащие практическую информацию о свойствах, способах производства и области применения инновационной продукции (новшества, нововведения), секреты производства (ноу-хау), научно-техническую и другую полезную информацию;
- объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационной продукции;
- инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационной продукции (товаров, услуг);
- новые технологии, а также недвижимые и движимые вещи (имущество), технические изделия, оборудование, обладающие новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками;
- материальные и нематериальные финансовые активы, ценные бумаги инновационных предприятий».
2. Особенности гражданского оборота объектов инновационной деятельности определяются настоящим Федеральным законом, иными законодательными актами».
3) Положения, касающихся основ государственной политики в инновационной сфере, в законопроекте изложить в следующей редакции:
«Инновационная политика Российской Федерации формируется и реализуется исходя из следующих принципов:
- присвоение высокого уровня приоритетности инновационной деятельности;
- сочетание функционирования институтов государственного регулирования с эффективным функционированием конкурентного рыночного механизма в инновационной сфере;
- обеспечения равных условий доступа субъектов инновационной деятельности к получению мер государственной поддержки;
- создание органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности и препятствие возникновению недобросовестной конкуренции;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития инновационной сферы, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;
- формирование эффективного механизма привлечения инвестиций в инновационную деятельность;
- интеграция инновационной, научной, научно-технической, научнообразовательной и инвестиционной деятельности для обеспечения их эффективного комплексного воздействия на развитие экономики;
- государственная защита прав участников инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, как результатов инновационной деятельности;
- поощрение международного сотрудничества в инновационной сфере».
Многочисленные попытки определения инновации, инновационной деятельности, предпринимаемые в литературе, не заменят полноценного правового регулирования. Так, 24 июля 1998 г. Правительством РФ было принято постановление «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы», в котором были даны определения понятий «инновации» и «инновационная деятельность». Многие правоведы считают данный нормативно-правовой акт первым значимым документом, принятым в инновационной сфере, однако в силу своего концептуального характера он не обеспечил процесса перехода страны к инновационной модели развития экономики и не удовлетворил потребности практики.
За период с 1998 г. по настоящее время было издано много нормативных актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности, но федеральный закон об инновационной деятельности, несмотря на многочисленные попытки, так и не был принят.
Система правового регулирования инновационной деятельности - это комплекс нормативных правовых актов. Регулирование отношения, возникающих между участниками инновационной деятельности и иные отношения, составляющих предмет инновационного права, реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне. В массиве нормативных правовых актов, направленных на регулирование осуществления инновационной деятельности, к числу основных относятся Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ. На региональном уровне законы, регулирующие инновационную деятельность, приняты в Московской, Кировской, Томской, Ростовской областях, республиках Татарстан, Башкортостан и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Переход экономики России на инновационную модель развития является в современных экономических условиях единственным способом достижения следующих целей: обеспечение высокого уровня благосостояния населения и повышение роли государства во внешней политики как одного из лидеров, определяющих мировую направленность, приоритетность тех или иных значимых политических вопросов на международной арене, требующих своего решения. Связи с чем, усиливается внимание как государственному, так и правовому регулированию инновационной деятельности.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе государственной инновационной политики, основными целями которой являются развитие инновационной деятельности, создание новых эффективных механизмов реализации инновационной активности, эффективное использование инновационного потенциала, а также обеспечение разработки, поиска и эффективного внедрения результатов научных исследований в бизнес. Политика должна основываться и реализовываться исходя их определенных принципов, которые служат своего рода ценностным ориентиром для правотворчества и правоприменения в конкретной сфере. Однако в действующем федеральном законодательстве принципы государственной инновационной политики законодательно не определены.
В последние годы в РФ разработана система мер для активизации экономической деятельности. Так, созданы и работают действенные институты стимулирования инновационной деятельности. Но, несмотря на это существует ряд проблем, которые особенно актуализируются в условиях кризиса. В этих условиях усиливается роль государства, которое не только определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационной системы, но и вырабатывает стимулы для активизации инновационных процессов.
Опыт передовых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективными мероприятиями, способствующие инновационному развитию государства, являются: создание специальных центров, оказывающие бесплатные консультационные и юридические услуги, финансовую помощь, и предоставляющие инфраструктуру вновь создаваемым малым фирмам; осуществление активной деятельности по распространению идей создания малых инновационных фирм среди студентов, аспирантов, молодых ученых; формирование на базе вузов экспертных центров, которые бы осуществляли деятельности по оценке эффективности и практической значимости предлагаемых для внедрения инновационных проектов; разрешить работникам университетов патентовать в частном порядке даже те изобретения, которые профинансированы за счет государственных грантов.
Тенденция пересмотра и развития правового регулирования сферы науки, технологий и инноваций наблюдается во всех развитых странах. Формы такого регулирования характеризуется разнообразием, во многом обусловленным особенностями национальных правовых систем.
Анализ действующего федерального законодательства в сфере осуществления инновационной деятельности, а также законодательных актов субъектов РФ, регулирующих инновационную сферу, позволил выявить такие недостатки действующего правового регулирования, как например: регулирование инновационных отношений, сложившихся в российском обществе, огромным массивом разрозненных нормативно правовых актов; неравномерное регулирование, поскольку действующее инновационное законодательство Российской Федерации по своему содержанию не охватывает весь спектр правоотношений в сфере инновационной и научно-технической сфере; несовершенство понятийного аппарата, а именно: недостаточность терминологии, нормативно закрепленной федеральным законодателем, для полноценного правового регулирования инновационной сферы; несоответствие терминологии некоторых региональных законов, касающихся инноваций, терминологии федерального закона; несоответствие международным стандартам, что создает значительные проблемы в вопросах интеграции российской науки в международное пространство.
В действующем федеральном законодательстве инновационная деятельность включает «научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность, направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». Несомненно, главная функция науки - получение новых знаний, и в этом смысле она включается в содержание и является частью инновационной сферы. Однако, исходя из специфики самой инновационной деятельности, целесообразней включить в ее содержание не всю научную деятельность, а лишь ее составляющую - исследовательскую деятельность, которое наиболее точно характеризует сущность и особенности инновационной деятельности. Следует отметить, что, данное в законодательстве определение достаточно неявное, поскольку содержание определяемого понятия раскрывается косвенным образом, а именно, посредством других понятий, таких как: инновационный проект и инновационная инфраструктура.
В связи с этим, в работе входе исследования было дано собирательное, более детализированное определение понятия «инновационная деятельность».
В России на законодательном уровне не определен состав участников инновационного процесса, и не определены критерия, позволяющие признать лицо субъектом инновационной деятельности, а также перечень объектов инновационной деятельности и критерии, позволяющие признать их таковыми. Неравномерное регулирование инновационной деятельности создает значительные проблемы, которые непосредственно связаны с тем, что неурегулированность данного вопроса на федеральном уровне приводит к отсутствию единого подхода на региональном уровне.
Следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования инновационной деятельности в России. Важным направлением этой деятельности можно считать разработку и принятие федерального закона «Об инновационной деятельности», который выступит в качестве основного нормативного акта в этой сфере и остальные нормативные акты должны будут соответствовать понятийному аппарату, внесенному в этот законодательный акт, а также основным принципам инновационной деятельности, внесенным в данный нормативный акт.
Целью принятия данного федерального закона является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в сфере инноваций, использования результатов научной, научно-технической деятельности для инновационного развития Российской Федерации, его приведение в соответствие со сложившейся новой системой общественных взаимоотношений.
Разрабатываемый законопроект, в отличие от существующего регулирования должен сформировать законодательное поле, позволяющее наилучшим образом реализовать право человека заниматься научным и техническим творчеством, обеспечить эффективную государственную поддержку таких творческих людей, сформировать необходимые механизмы для проникновения науки во все отрасли и сферы деятельности общества, распространения и освоения полученных знаний и научных результатов.
Попытки региональных законодателей самостоятельно урегулировать такую сложную сферу правоотношений приводят к многочисленным юридическим ошибкам и разночтениям - от терминологических до содержательных, касающихся непосредственно сути вводимых правовых норм. В этих условиях единственно верным решением является принятие федерального закона, устанавливающего основы регулирования инновационной деятельности в стране, в частности:
- предмет такого регулирования;
- используемый понятийный аппарат;
- полномочия федеральных и региональных органов власти в инновационной сфере и прочее (Приложение А).
Необходимо отметить, что задача совершенствования законодательства в сфере инноваций не сводится исключительно к принятию специального нормативного правового акта. Дело в том, что инновация зачастую рассматривается российским законодателем как объект государственного управления, а не как комплекс различного рода прав и обязанностей иных, помимо государства субъектов. Однако очевидно, что в ходе инновационной деятельности возникает комплекс правоотношений, в которых задействованы как органы власти (их представители), так и инноваторы, лица, участвующие в инновационной деятельности, - такие правоотношения регулируются в том числе отраслевым законодательством. Это обусловлено самой природой инновационного процесса, заключающегося в преобразовании научного знания в практически применимое новшество и его последующего выведения на рынок, а значит, подразумевающего последовательную смену различного вида правоотношений.
Поэтому создание эффективно работающей нормативной правовой базы в области инновационной деятельности требует развития не только специального, но и отраслевого законодательства (в частности, налогового, гражданского и трудового), устранения содержащихся в нем несоответствий.
Наряду с необходимостью гармонизации регионального законодательства в инновационной сфере, устранения спорных и явно противоречащих федеральным актам положений анализ законов российских субъектов показывает, что они содержат интересные и перспективные с точки зрения использования на федеральном уровне решения и нормы. Накопленный регионами нормотворческий и правоприменительный опыт может и должен быть использован законодателем при разработке законопроекта в инновационной деятельности.
При разработке законопроекта федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» следует обеспечить комплексную модернизацию законодательства Российской Федерации в сфере инноваций, использования результатов инновационной деятельности для инновационного развития Российской Федерации, его приведение в соответствие со сложившейся новой системой общественных взаимоотношений.
Учитывая изложенное, при разработке проекта федерального закона предлагается:
1) Определение понятия «инновационная деятельность» в законопроекте изложить в следующей редакции: «Инновационная деятельность - деятельность (комплекс исследовательских, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий), направленная на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, воплощенных в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, либо в новых или усовершенствованных технологических процессах и методах, используемых в практической деятельности».
2) Положения, определяющие состав участников инновационного процесса и перечень объектов инновационной деятельности, изложить в следующих редакциях:
«Субъекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности являются:
- физические лица и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
- собственники объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;
- специализированные организации инновационной инфраструктуры, обеспечивающие инновационную деятельность;
- инвесторы, осуществляющие инвестиции в инновационную деятельность;
- органы государственной власти и местного самоуправления и уполномоченные ими организации, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности;
- общественные организации, их объединения, профессиональные саморегу- лируемые организации, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.
2. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных программ и проектов, мероприятий и работ, инвесторов и поставщиков необходимых материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс и содействующих разработке, освоению производства и распространению инновационной продукции (товаров, услуг)».
«Объекты инновационной деятельности
1. Объектами инновационной деятельности являются:
- результаты интеллектуальной деятельности, содержащие практическую информацию о свойствах, способах производства и области применения инновационной продукции (новшества, нововведения), секреты производства (ноу-хау), научно-техническую и другую полезную информацию;
- объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационной продукции;
- инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационной продукции (товаров, услуг);
- новые технологии, а также недвижимые и движимые вещи (имущество), технические изделия, оборудование, обладающие новыми потребительскими свойствами или техническими характеристиками;
- материальные и нематериальные финансовые активы, ценные бумаги инновационных предприятий».
2. Особенности гражданского оборота объектов инновационной деятельности определяются настоящим Федеральным законом, иными законодательными актами».
3) Положения, касающихся основ государственной политики в инновационной сфере, в законопроекте изложить в следующей редакции:
«Инновационная политика Российской Федерации формируется и реализуется исходя из следующих принципов:
- присвоение высокого уровня приоритетности инновационной деятельности;
- сочетание функционирования институтов государственного регулирования с эффективным функционированием конкурентного рыночного механизма в инновационной сфере;
- обеспечения равных условий доступа субъектов инновационной деятельности к получению мер государственной поддержки;
- создание органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности и препятствие возникновению недобросовестной конкуренции;
- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития инновационной сферы, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;
- формирование эффективного механизма привлечения инвестиций в инновационную деятельность;
- интеграция инновационной, научной, научно-технической, научнообразовательной и инвестиционной деятельности для обеспечения их эффективного комплексного воздействия на развитие экономики;
- государственная защита прав участников инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, как результатов инновационной деятельности;
- поощрение международного сотрудничества в инновационной сфере».





