Улучшение жилищных условий: проблемы правового регулирования
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА
ЖИЛИЩЕ 11
2 УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ПО ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Право граждан на получение жилого помещения 17
2.2 Основания признания и учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных
условий 21
2.3 Порядок предоставления гражданам жилых помещений 27
2.4 Право на дополнительную площадь 34
3 УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕ
НИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕ
ДВИЖИМОСТИ 39
3.1 Ипотечное кредитование как способ улучшения жилищный условий 39
3.2 Улучшение жилищных условий с помощью субсидий 44
3.3 Система взносов на капитальный ремонт 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 9
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА
ЖИЛИЩЕ 11
2 УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ПО ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Право граждан на получение жилого помещения 17
2.2 Основания признания и учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных
условий 21
2.3 Порядок предоставления гражданам жилых помещений 27
2.4 Право на дополнительную площадь 34
3 УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН ПУТЕМ ПРИВЛЕЧЕ
НИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ СОБСТВЕННИКОВ НЕ
ДВИЖИМОСТИ 39
3.1 Ипотечное кредитование как способ улучшения жилищный условий 39
3.2 Улучшение жилищных условий с помощью субсидий 44
3.3 Система взносов на капитальный ремонт 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что право на жилье, является одним из гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан. Жилищное законодательство регулирует жилищные отношения в целях обеспечения гарантируемого Конституцией права на жилище, надлежащего использования и сохранности жилья, а так же укрепление законности в области жилищных отношений.
Решение жилищной проблемы является важнейшей социально - экономической задачей, стоящей перед современным российским обществом. Со временем проблема жилья не уменьшается, а возрастает. Многие собственники желают улучшить свои жилищные условия. Однако не все могут себе позволить такое улучшение за счет собственных средств. В условиях сокращения бюджетного финансирования жилищного строительства и бесплатного обеспечения граждан государственным жильем способом удовлетворения жилищных потребностей населения становиться долгосрочное ипотечное кредитование. Жилищная обеспеченность населения страны является важнейшим показателем социального развития общества.
Объект исследования составляют процессы, которые происходят в области жилищных правоотношений по улучшению жилищных условий граждан с привлечением бюджетных средств и средств собственников недвижимости, а так же имеющиеся проблемы в сфере жилищных отношений.
Предмет исследования составляют правоотношения, касающиеся удовлетворения жилищной потребности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в процессе формирования рынка.
Цель исследования заключается в проведении теоретического анализа проблем правового регулирования в области улучшения жилищных условий.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
- анализ прав граждан на получение жилого помещения;
- раскрытие оснований признания и учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- раскрытие порядка предоставления граждан жилых помещений;
- исследование прав на дополнительную площадь;
- анализ ипотечного кредитования, как способа улучшения жилищных условий;
- исследование улучшения жилищных условий с помощью субсидий;
- раскрытие проблемы уплаты взносов на капитальный ремонт.
Теоретическую основу исследования составляют труды: Васильева Г.С., Воронина Я.С., Газизова Р.М., Ковалева А.А., Корнеева С.М., Лукашовой Е.А., Седугина П.И., Титова А.А. и др.
Эмпирическую базу исследования составляют: основы законодательства Российской Федерации, гражданское законодательство, жилищное законодательство, Федеральные законы и Законы Российской Федерации.
Методологическую основу составили следующие методы: формально - юридический, сравнительно - правовой, информационный, логический, статистический и анализ.
Практическая апробация исследования представлена в следующем:
- Международная научно-практическая конференция «Приоритетные научные направления: от теории к практике» г. Новосибирск, Российская Федерация (29 марта 2017).
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе проведено исследование конституционных основ реализации права граждан на жилище. Во второй главе рассматривается улучшение жилищных условий по Жилищному Кодексу Российской Федерации. В третьей главе раскрыты основные особенности улучшения жилищных условий граждан путем привлечения бюджетных средств и средств собственников недвижимости.
Решение жилищной проблемы является важнейшей социально - экономической задачей, стоящей перед современным российским обществом. Со временем проблема жилья не уменьшается, а возрастает. Многие собственники желают улучшить свои жилищные условия. Однако не все могут себе позволить такое улучшение за счет собственных средств. В условиях сокращения бюджетного финансирования жилищного строительства и бесплатного обеспечения граждан государственным жильем способом удовлетворения жилищных потребностей населения становиться долгосрочное ипотечное кредитование. Жилищная обеспеченность населения страны является важнейшим показателем социального развития общества.
Объект исследования составляют процессы, которые происходят в области жилищных правоотношений по улучшению жилищных условий граждан с привлечением бюджетных средств и средств собственников недвижимости, а так же имеющиеся проблемы в сфере жилищных отношений.
Предмет исследования составляют правоотношения, касающиеся удовлетворения жилищной потребности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в процессе формирования рынка.
Цель исследования заключается в проведении теоретического анализа проблем правового регулирования в области улучшения жилищных условий.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
- анализ прав граждан на получение жилого помещения;
- раскрытие оснований признания и учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- раскрытие порядка предоставления граждан жилых помещений;
- исследование прав на дополнительную площадь;
- анализ ипотечного кредитования, как способа улучшения жилищных условий;
- исследование улучшения жилищных условий с помощью субсидий;
- раскрытие проблемы уплаты взносов на капитальный ремонт.
Теоретическую основу исследования составляют труды: Васильева Г.С., Воронина Я.С., Газизова Р.М., Ковалева А.А., Корнеева С.М., Лукашовой Е.А., Седугина П.И., Титова А.А. и др.
Эмпирическую базу исследования составляют: основы законодательства Российской Федерации, гражданское законодательство, жилищное законодательство, Федеральные законы и Законы Российской Федерации.
Методологическую основу составили следующие методы: формально - юридический, сравнительно - правовой, информационный, логический, статистический и анализ.
Практическая апробация исследования представлена в следующем:
- Международная научно-практическая конференция «Приоритетные научные направления: от теории к практике» г. Новосибирск, Российская Федерация (29 марта 2017).
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе проведено исследование конституционных основ реализации права граждан на жилище. Во второй главе рассматривается улучшение жилищных условий по Жилищному Кодексу Российской Федерации. В третьей главе раскрыты основные особенности улучшения жилищных условий граждан путем привлечения бюджетных средств и средств собственников недвижимости.
Конституция Российской Федерации закрепляет социально - экономические права граждан, а именно право на жилище. Конституция РФ создала конституционные основы стабильного использования имеющего жилья, и получения другого жилья, на основании улучшения жилищных условий. Но существует проблема, которая заключается в том, что, потребность граждан постоянно растет, и в большинстве случаев гражданам необходимо не просто предоставление жилого помещения, а предоставление благоустроенного жилого помещения. Жилищные законы предоставляют льготы и преимущества для некоторых категорий граждан на получение жилья.
Существует две категории граждан, которые могут рассчитывать на поддержку государства, это те кто, не имеет постоянного проживания, и те, кто хотят улучшить свое жилье. Гарантии права на жилище, выступают в качестве обязанностей, которые принимает на себя государство для обеспечения предоставленного права гражданам. Закон о праве граждан на свободу передвижения вводит регистрационный учет граждан России вместо прописки. Наиболее распространенным является получение жилья по договору социального найма.
Учет граждан, которые нуждаются в улучшение жилищных условий, производиться местными органами по их месту жительства. Граждане принимаются на учет не ранее чем через 5 лет, с момента принятия компетентными органами заявления о постановке на учет. Данная норма очень важна для настоящего законодательства, так как ее отсутствие ранее порождало злоупотребление. При всем при этом, ЖК РФ закрепляет отказ в принятии граждан на учет, и случаи снятия граждан с данного учета.
Жилые помещения могут предоставляться гражданам в первоочередном порядке и вне очереди. Внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включение граждан в очередь; в соответствии с Жилищным кодексом РФ, гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, оно должно быть предоставлено после их обращения в орган местного самоуправления, с целью реализации субъективного права, но не в порядке очереди по списку очередников. Но существует правовой пробел, который заключается в том, что законодатель забыл указать бездомных лиц в списке вне очередников. В связи с этим, необходимо ввести в ЖК РФ в статью 57 пункт 4, регулирующий внеочередное предоставление жилья по договору социального найма бездомным лицам, посредством Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 № 176-ФЗ.
Первоочередной порядок предоставления жилья гражданам ЖК РФ не предусматривает. Он сохраняется в отдельных случаях для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года. Такие граждане сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения. Предоставление жилья осуществляется из жилищного фонда РФ или субъекта РФ. В связи с этим, необходимо ввести в ЖК РФ в статью 57 часть 10, регулирующую первоочередной порядок предоставление жилья гражданам, посредством Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Предложенные поправки могут послужить основой для изменений и дополнений отдельных норм ЖК РФ.
Жилые помещения могут предоставляться гражданам с превышением социальной нормы площади жилого помещения, если это либо одна комната, либо однокомнатная квартира, либо если жилое помещение предназначено для граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Дополнительная жилая площадь может быть получена одновременно с получением основного жилья в пределах нормы. Правом на дополнительную площадь на основании федеральных законов и других подзаконных актах, обладают: военнослужащие; инвалиды; Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза; Герои Труда Российской Федерации; Герои Социалистического Труда; Сотрудники Следственного Комитета; судьи; граждане, имеющие ученую степень; граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, проживание с которыми невозможно и другие категории. На сегодняшний день норма предоставления жилой площади может быть превышена, при соблюдении определенных условий: если это комната или однокомнатная квартира, и если квартира предназначена для граждан страдающих заболеванием представляющим опасность для окружающих. Превышение нормы не может быть больше, чем в два раза. Норма предоставления составляет 18м2 на человека.
Одним из самых надежных и проверенных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу является ипотечное кредитование жилья. Основным законом, регулирующим ипотеку недвижимого имущества, является Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. 05.10.2015). Существуют риски ипотечного кредитования, но банкам удалось разобраться с данной системой и найти выход, который заключается в аренде с правом выкупа. Ипотека позволяет согласовать интересы населения в отношении улучшения жилищных условий; коммерческих банков в отношении эффективной и прибыльной работы; строительного комплекса в отношении ритмичной загрузки производства, и, конечно же, государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
В связи с проблемой приобретения собственного жилья у многих семей, государство разработало федеральную целевую программу «Жилище». Данная программа предусматривает льготы и субсидии, для обеспечения граждан достойным жильем. Субсидия - это безвозмездная выплата, предоставляемая гражданам из федерального бюджета для определенных целей, в нашей стране для приобретения квартиры. Получить такую помощь, могут жильцы многоквартирных или частных домов, если их состояние признанно ветхим или аварийным; граждане, чьи квартиры не соответствуют нормам; граждане, проживающие в общежитиях; а также лица, чей дом или квартира лишены элементарных удобств. Но существуют и основания для отказа в программе: состав семьи не соответствует требованиям законодательства; несоответствие перечня предоставляемых документов; предоставление ложных сведений; участие семьи в программе ранее. При устранении допущенных нарушений, кроме последнего пункта, возможна вторая подача заявления.
Говоря о проблеме улучшения жилищных условий, нельзя не затронуть вопрос о привлечении средств собственников недвижимости на капитальный ремонт. Система внесения денежных средств на специальный открытый счет в ТСЖ является более благоприятной для граждан, так как у них появляется возможность контролировать распределение внесенных денежных средств. Плюсом данной системы также является то, что собственники, вносящие денежные средства на специальный счет при ТСЖ могут договориться и провести капитальный ремонт ранее срока, обозначенного программой, если возникнет такая необходимость.
Существует две категории граждан, которые могут рассчитывать на поддержку государства, это те кто, не имеет постоянного проживания, и те, кто хотят улучшить свое жилье. Гарантии права на жилище, выступают в качестве обязанностей, которые принимает на себя государство для обеспечения предоставленного права гражданам. Закон о праве граждан на свободу передвижения вводит регистрационный учет граждан России вместо прописки. Наиболее распространенным является получение жилья по договору социального найма.
Учет граждан, которые нуждаются в улучшение жилищных условий, производиться местными органами по их месту жительства. Граждане принимаются на учет не ранее чем через 5 лет, с момента принятия компетентными органами заявления о постановке на учет. Данная норма очень важна для настоящего законодательства, так как ее отсутствие ранее порождало злоупотребление. При всем при этом, ЖК РФ закрепляет отказ в принятии граждан на учет, и случаи снятия граждан с данного учета.
Жилые помещения могут предоставляться гражданам в первоочередном порядке и вне очереди. Внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включение граждан в очередь; в соответствии с Жилищным кодексом РФ, гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья, оно должно быть предоставлено после их обращения в орган местного самоуправления, с целью реализации субъективного права, но не в порядке очереди по списку очередников. Но существует правовой пробел, который заключается в том, что законодатель забыл указать бездомных лиц в списке вне очередников. В связи с этим, необходимо ввести в ЖК РФ в статью 57 пункт 4, регулирующий внеочередное предоставление жилья по договору социального найма бездомным лицам, посредством Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 № 176-ФЗ.
Первоочередной порядок предоставления жилья гражданам ЖК РФ не предусматривает. Он сохраняется в отдельных случаях для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года. Такие граждане сохраняют право состоять на учете до получения жилого помещения. Предоставление жилья осуществляется из жилищного фонда РФ или субъекта РФ. В связи с этим, необходимо ввести в ЖК РФ в статью 57 часть 10, регулирующую первоочередной порядок предоставление жилья гражданам, посредством Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Предложенные поправки могут послужить основой для изменений и дополнений отдельных норм ЖК РФ.
Жилые помещения могут предоставляться гражданам с превышением социальной нормы площади жилого помещения, если это либо одна комната, либо однокомнатная квартира, либо если жилое помещение предназначено для граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Дополнительная жилая площадь может быть получена одновременно с получением основного жилья в пределах нормы. Правом на дополнительную площадь на основании федеральных законов и других подзаконных актах, обладают: военнослужащие; инвалиды; Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза; Герои Труда Российской Федерации; Герои Социалистического Труда; Сотрудники Следственного Комитета; судьи; граждане, имеющие ученую степень; граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, проживание с которыми невозможно и другие категории. На сегодняшний день норма предоставления жилой площади может быть превышена, при соблюдении определенных условий: если это комната или однокомнатная квартира, и если квартира предназначена для граждан страдающих заболеванием представляющим опасность для окружающих. Превышение нормы не может быть больше, чем в два раза. Норма предоставления составляет 18м2 на человека.
Одним из самых надежных и проверенных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу является ипотечное кредитование жилья. Основным законом, регулирующим ипотеку недвижимого имущества, является Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. 05.10.2015). Существуют риски ипотечного кредитования, но банкам удалось разобраться с данной системой и найти выход, который заключается в аренде с правом выкупа. Ипотека позволяет согласовать интересы населения в отношении улучшения жилищных условий; коммерческих банков в отношении эффективной и прибыльной работы; строительного комплекса в отношении ритмичной загрузки производства, и, конечно же, государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
В связи с проблемой приобретения собственного жилья у многих семей, государство разработало федеральную целевую программу «Жилище». Данная программа предусматривает льготы и субсидии, для обеспечения граждан достойным жильем. Субсидия - это безвозмездная выплата, предоставляемая гражданам из федерального бюджета для определенных целей, в нашей стране для приобретения квартиры. Получить такую помощь, могут жильцы многоквартирных или частных домов, если их состояние признанно ветхим или аварийным; граждане, чьи квартиры не соответствуют нормам; граждане, проживающие в общежитиях; а также лица, чей дом или квартира лишены элементарных удобств. Но существуют и основания для отказа в программе: состав семьи не соответствует требованиям законодательства; несоответствие перечня предоставляемых документов; предоставление ложных сведений; участие семьи в программе ранее. При устранении допущенных нарушений, кроме последнего пункта, возможна вторая подача заявления.
Говоря о проблеме улучшения жилищных условий, нельзя не затронуть вопрос о привлечении средств собственников недвижимости на капитальный ремонт. Система внесения денежных средств на специальный открытый счет в ТСЖ является более благоприятной для граждан, так как у них появляется возможность контролировать распределение внесенных денежных средств. Плюсом данной системы также является то, что собственники, вносящие денежные средства на специальный счет при ТСЖ могут договориться и провести капитальный ремонт ранее срока, обозначенного программой, если возникнет такая необходимость.





