Музейные предметы и коллекции как объекты гражданских правоотношений
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРО
ТА МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОЛЛЕКЦИЙ 12
1.1 Федеральное и региональное законодательство о музеях 12
1.2 Музей как субъект гражданских правоотношений 23
1.3 Понятие и состав Музейного Фонда Российской Федерации 35
2 СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЕЙНОГО ФОНДА: ГОСУДАРСТВЕН
НАЯ И НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЧАСТИ 43
2.1 Музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной
части Музейного фонда Российской Федерации 43
2.2 Музейные предметы и коллекции, включенные в состав негосударствен
ной части Музейного фонда Российской Федерации 51
3 ПРИОБРЕТЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОЛЛЕКЦИЙ ИЗ ИНО-
СТАННЫХ ГОСУДАРСТВ 58
3.1 Ввоз на территорию Российской Федерации культурных ценностей и вы
воз за её пределы 58
3.2 Взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами
в области культуры (соглашения и программы) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ВВЕДЕНИЕ 9
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРО
ТА МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОЛЛЕКЦИЙ 12
1.1 Федеральное и региональное законодательство о музеях 12
1.2 Музей как субъект гражданских правоотношений 23
1.3 Понятие и состав Музейного Фонда Российской Федерации 35
2 СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЕЙНОГО ФОНДА: ГОСУДАРСТВЕН
НАЯ И НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЧАСТИ 43
2.1 Музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной
части Музейного фонда Российской Федерации 43
2.2 Музейные предметы и коллекции, включенные в состав негосударствен
ной части Музейного фонда Российской Федерации 51
3 ПРИОБРЕТЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И КОЛЛЕКЦИЙ ИЗ ИНО-
СТАННЫХ ГОСУДАРСТВ 58
3.1 Ввоз на территорию Российской Федерации культурных ценностей и вы
воз за её пределы 58
3.2 Взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами
в области культуры (соглашения и программы) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что культурные ценности всегда имели особое значение для Российской Федерации, как объекты, при изучении которых мы в буквальном смысле познаем историю становления российского государства в разные периоды времени. Особый вид культурных ценностей, находящихся в ведении музеев и иных организаций, а также включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации представляют музейные предметы и музейные коллекции. В настоящее время законодательство о Музейном фонде Российской Федерации, регулирующее деятельность музеев на территории нашего государства, оборот культурных ценностей - музейных предметов и коллекций, претерпело значительные изменения. Эти изменения непосредственно сказались не только на Федеральном законе №54-ФЗ, принятом 26 мая 1996 года «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», но и на иных нормативно-правовых актах регулирующих вопросы функционирования музеев и т.п. Также были предприняты попытки разработать законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», который бы стабилизировал гражданско-правовой оборот музейных предметов, коллекций, а также иных культурных ценностей на территории Российской Федерации, что свидетельствует о расширении законодательной базы в сфере культуры. Однако данный законопроект не был рассмотрен по причине его недоработки. Вследствие чего следует отметить, что законодательство в сфере культуры продолжает реформироваться, тем самым порождая ряд вопросов подлежащих рассмотрению в настоящей выпускной квалификационной работе.
Объект исследования составляет особый вид культурных ценностей - музейные предметы и музейные коллекции, а в особенности их использование как объектов в рамках гражданских правоотношений.
Предмет исследования составляют музейные предметы и музейные коллекции, их правовая природа, нормативно - правовая база регулирования отношений при использовании музейных предметов и коллекций, гражданско-правовой оборот внутри Российской Федерации и обмен с иностранными государствами, а также правовое положение музеев, рассматриваемое в рамках права собственности на культурные ценности.
Цель исследования заключается в проведении теоретического анализа положения музейных предметов и коллекций как объектов гражданских правоотношений, регулируемых нормами законодательства Российской Федерации.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
- исследование норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере культуры;
- анализ правового положения музеев в Российской Федерации, исторический и правовой аспект;
- раскрытие состава Музейного фонда Российской Федерации, его основных элементов (культурных ценностей);
- изучение особенностей правового положения государственной и негосударственной частей Музейного фонда;
- выявление казусов, возникающих между нормами законодательных актов о ввозе и вывозе культурных ценностей;
- анализ соглашений и программ в области культуры, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (странами ЕС, СНГ, а также США).
Теоретическую основу исследования составляют труды: Ахметьяновой З.А., Балаш А.Н., Богдановой А.В., Быстровой О.А., Гаврилова Э.П., Головизни- на А.В., Головиной Г.В., Касатенко А.Н., Лисецкого С.К., Ломаева О.Ю., Мартыненко И.Э., Монастырева М.М., Подшивалова Т.П., Прилуцкого А.М., Растиме- шиной Т.А. и др.
Эмпирическую базу исследования составляют: основы законодательства Российской Федерации, гражданское законодательство, Федеральные законы и Законы Российской Федерации, равно как и Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие аспекты положения музейных предметов и коллекций как объектов гражданских правоотношений, а также международные соглашения и программы в области культурных взаимоотношений заключенные между Россией и иностранными государствами.
Методологическую основу составили следующие методы: формально - юридический, сравнительно - правовой, исторический, информационный, логический и анализ.
Практическая апробация исследования представлена в следующем:
- Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в науке» г. Самара, Российская Федерация (9 марта 2017);
- Международная научно-практическая конференция «Новая наука: проблемы и перспективы» г. Пермь, Российская Федерация (26 марта 2017);
- Заседание кружка по Гражданскому праву в рамках темы «Гражданско- правовой оборот музейных предметов и коллекций» (19 апреля 2017).
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе приводится анализ законодательства, регулирующего сферу культуры на территории Российской Федерации, рассматриваются основные положения музеев с исторической и правовой точки зрения, раскрывается статус музейных предметов и коллекций в рамках гражданско-правового оборота.
Во второй главе рассматриваются государственная и негосударственная части Музейного фонда Российской Федерации.
В третьей главе раскрываются основные положения, регулирующие обмен культурными ценностями, осуществление ввоза и вывоза культурных ценностей, а также приведен ряд международных соглашений и программ в области культуры, культурного обмена.
Объект исследования составляет особый вид культурных ценностей - музейные предметы и музейные коллекции, а в особенности их использование как объектов в рамках гражданских правоотношений.
Предмет исследования составляют музейные предметы и музейные коллекции, их правовая природа, нормативно - правовая база регулирования отношений при использовании музейных предметов и коллекций, гражданско-правовой оборот внутри Российской Федерации и обмен с иностранными государствами, а также правовое положение музеев, рассматриваемое в рамках права собственности на культурные ценности.
Цель исследования заключается в проведении теоретического анализа положения музейных предметов и коллекций как объектов гражданских правоотношений, регулируемых нормами законодательства Российской Федерации.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
- исследование норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере культуры;
- анализ правового положения музеев в Российской Федерации, исторический и правовой аспект;
- раскрытие состава Музейного фонда Российской Федерации, его основных элементов (культурных ценностей);
- изучение особенностей правового положения государственной и негосударственной частей Музейного фонда;
- выявление казусов, возникающих между нормами законодательных актов о ввозе и вывозе культурных ценностей;
- анализ соглашений и программ в области культуры, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (странами ЕС, СНГ, а также США).
Теоретическую основу исследования составляют труды: Ахметьяновой З.А., Балаш А.Н., Богдановой А.В., Быстровой О.А., Гаврилова Э.П., Головизни- на А.В., Головиной Г.В., Касатенко А.Н., Лисецкого С.К., Ломаева О.Ю., Мартыненко И.Э., Монастырева М.М., Подшивалова Т.П., Прилуцкого А.М., Растиме- шиной Т.А. и др.
Эмпирическую базу исследования составляют: основы законодательства Российской Федерации, гражданское законодательство, Федеральные законы и Законы Российской Федерации, равно как и Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие аспекты положения музейных предметов и коллекций как объектов гражданских правоотношений, а также международные соглашения и программы в области культурных взаимоотношений заключенные между Россией и иностранными государствами.
Методологическую основу составили следующие методы: формально - юридический, сравнительно - правовой, исторический, информационный, логический и анализ.
Практическая апробация исследования представлена в следующем:
- Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в науке» г. Самара, Российская Федерация (9 марта 2017);
- Международная научно-практическая конференция «Новая наука: проблемы и перспективы» г. Пермь, Российская Федерация (26 марта 2017);
- Заседание кружка по Гражданскому праву в рамках темы «Гражданско- правовой оборот музейных предметов и коллекций» (19 апреля 2017).
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе приводится анализ законодательства, регулирующего сферу культуры на территории Российской Федерации, рассматриваются основные положения музеев с исторической и правовой точки зрения, раскрывается статус музейных предметов и коллекций в рамках гражданско-правового оборота.
Во второй главе рассматриваются государственная и негосударственная части Музейного фонда Российской Федерации.
В третьей главе раскрываются основные положения, регулирующие обмен культурными ценностями, осуществление ввоза и вывоза культурных ценностей, а также приведен ряд международных соглашений и программ в области культуры, культурного обмена.
В процессе проведения исследования были сформулированы следующие выводы и предложения. У каждого человека на территории нашего государства есть право на приобщение к культурным ценностям и свободный доступ в учреждения культуры (музеи), то есть к музейным предметам и коллекциям в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения в сфере культуры, которое на территории Российской Федерации представлено следующими нормативно- правовыми актами: Конституцией РФ; Основами законодательства о культуре; Федеральным законом №54-ФЗ со вступившими изменениями от 01.01.2017 г.; Федеральным законом №73-ФЗ; Федеральным законом №64-ФЗ; Законом № 4804-1; Постановлением Правительства № 179, дополняющего нормы Федерального закона № 54-ФЗ, а также законодательством субъектов Российской Федерации, затрагивающим деятельность музеев находящихся на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
В связи с наличием обширной нормативно-правовой базы многими юристами предлагается выделение «Музейного права» как подотрасли Гражданского права, поскольку данный термин уже был предложен Э.П. Гавриловым, но как таковое его содержание не разработано целенаправленно. По мнению Э.П. Гаврилова, Музейное право - совокупность норм касающихся регулирования культурных ценностей, музейных предметов и коллекций на территории нашего государства.
Однако выделение «Музейного права» как подотрасли представляется не целесообразным в силу того, что это приведёт к дроблению уже сложившейся структуры Гражданского права. В связи, с чем предлагается не выделять «Музейное право» в подотрасль, но музейное право может существовать в качестве правового института. Также предлагается разработать понятие, которое может быть использовано как доктринальное и применяться в учебной литературе. К использованию рекомендуется следующее понятие:
Музейное право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере культуры, связанные с правом собственности на культурные ценности, музейные
предметы и музейные коллекции, а также их перемещением, обменом на территории Российской Федерации и за её пределами.
В советское время был принят первый акт «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», официально закрепивший положение музеев, а также их обязанностей по сохранению музейных предметов и коллекций, просуществовавший вплоть до распада СССР, преобразования РСФСР в Российскую Федерацию и появления Федерального закона №54-ФЗ в 1996 году. В данном законе впервые было дано понятие музей. Также закон предусматривает деление музеев на государственные федеральные музеи, государственные музеи, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, музеи, находящиеся в ведении муниципальных образований, а также негосударственные (частные) музеи.
Однако, с точки зрения Гражданского права из понятия, данного в Федеральном законе №54-ФЗ, не вытекает, что музей признается субъектом гражданских правоотношений. Вследствие чего предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», расширить термин «музей» в целях детализировать его с гражданско-правовой точки зрения, а именно:
Музей - некоммерческая организация, функционирующая в форме учреждения, созданная собственником для осуществления некоммерческой деятельности в сфере культуры, а именно: хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, находящихся во владении у музея на праве оперативного управления или безвозмездного бессрочного пользования, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.
Любое юридическое лицо обладает правосубъектностью, включающую в себя правоспособность и дееспособность. В ходе исследования выявлено, что музей как юридическое лицо обладает правосубъектностью, включающую в себя дееспособность и ограниченную правоспособность. Музейные предметы и музейные коллекции признаны объектами гражданских правоотношений, ограниченными в обороте, передача которых возможна в порядке универсального правопреемства. Перечень сделок, совершаемых с музейными предметами и коллекциями, закреплен в нормах Положения о Г осударственном каталоге Музейного фонда. Следует отметить, что нововведения, внесенные в главу третью Федерального закона №54- ФЗ, затронули в основном более детальное раскрытие перечня музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в настоящее время в федеральной собственности, а также собственности субъектов Федерации, не смотря на то, что данный перечень уже был приведен в Положении о Музейном фонде Российской Федерации, что свидетельствует о соприкосновении данных нормативноправовых актов.
Музейный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством Российской Федерации. Музейные предметы представляют собой вид культурных ценностей, особые отличительные признаки которых делают их значимыми для общества, которое в свою очередь обязано сохранять и публично представлять данные культурные ценности, вдобавок может производиться изучение этих предметов. Музейная коллекция - это группа культурных ценностей, которые приобретают свойства и значение музейного предмета, только будучи комплексно соединенными, вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. Музейные предметы и коллекции могут находиться в федеральной, муниципальной, частной и иной собственности. Музейный фонд Российской Федерации подразделяется на две части: государственную и негосударственную. В состав государственной части входят в независимости от того в чьем владении они находятся музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации. Это музейные предметы и коллекции, приобретаемые после вступления в силу Федерального закона №54- ФЗ государственными музеями и иными государственными организациями за счет средств учредителей таковых организаций, либо за счет собственных или иных средств. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью. Музейные предметы и коллекции закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями. А также музейные предметы и коллекции могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований. Негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации составляют музейные предметы и музейные коллекции, которые включены в состав Музейного фонда нашего государства, но не относятся к его государственной части. Собственник производит закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными (частными) музеями на праве оперативного управления. Следует отметить, что сокращение норм законодательства (Федерального закона №54-ФЗ) в области культуры не только способствует изменениям, в настоящее время происходит процесс ограничения создания негосударственных музеев на территории нашего государства, поскольку в большинстве случаев они создаются не в форме установленной законодательством, а в форме прямо противоречащей нормам, а также попытка уменьшить состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, поскольку действия частных собственников в отношении продажи или вывоза за границу могут привести к растрате ценных культурных ценностей.
Также следует отметить, что в феврале 2016 года в Государственную Думу был представлен на рассмотрение законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», однако он не был принят к чтению в силу его недоработки. Считаем, что предлагаемый законопроект, в соответствии с которым на все имеющиеся в частной собственности культурные ценности необходимо будет получать удостоверяющие документы, и все сделки частных собственников с принадлежащими им культурными ценностями будут подлежать обязательной государственной регистрации, будет иметь положительный эффект, при его применении на территории нашего государства. Однако здесь же имеется ряд противоречий: во-первых, сам законопроект еще не содержит достаточно объемный перечень норм, соответствующих нормам Федерального закона №54-ФЗ и в ряде случаев прямо противоречит им, как отмечают известные отечественные юристы; во-вторых, частным лицам и коллекционерам будет невыгодно приобретать на все имеющиеся у них в собственности культурные ценности паспорта и иные документы; в-третьих, предлагается сделать открытыми и общедоступными данные о собственнике культурных ценностей, что является не совсем гуманным с моральной и правовой точки зрения. Законопроект в основе своей направлен на то, как проводить экспертизу культурных ценностей, что является плюсом, поскольку дополняет и расширяет нормы Федерального закона №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».
В связи с этим, предлагается при использовании норм Федерального закона №54-ФЗ дополнить законопроект следующим - составить индивидуальную книжку по учёту культурных ценностей (ИКУ), находящихся в частной собственности, которую собственник при наличии желания может получить. В которую бы вносились сведения о собственнике, о самих объектах, находящихся в собственности, их количество, о проведении экспертизы в отношении признания данных объектов культурными ценностями, информация о реставрации культурных ценностей, а также о проведении сделок с ними. Наличие индивидуальных книжек по учету культурных ценностей позволит государству отслеживать, как, где и когда собственник распорядится культурными ценностями, а также при наличии у государства интереса, оно может предложить собственнику, попавшему например, в тяжелую жизненную ситуацию, выкупить у него культурные ценности. Собственник же получает гарантии со стороны государства, выраженные в помощи по реставрации и сохранению культурных ценностей.
В Российской Федерации вывоз музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда, законодательно запрещен. Однако нормами Закона № 4804-1 предусматривается возможность осуществления временного ввоза и вывоза культурных ценностей. Законодательством также предусмотрен ряд случаев, когда собственнику культурных ценностей может быть отказано в праве вывоза и ввоза культурных ценностей, это в первую очередь связано с противодействием незаконному обороту культурных ценностей, как на территории нашего государства, так и на международном уровне, а во-вторых, это играет существенную роль в сохранении объектов культурного наследия народов в пределах территории Российской Федерации. Однако следует отметить, что Российская Федерация активно взаимодействует в области культуры с другими государствами, путём осуществления временного ввоза музейных предметов и коллекций, принадлежащих Российской Федерации на территории иностранных государств, а, равно как и временного принятия культурных ценностей, принадлежащих иностранным государствам, на своей территории и создания открытого доступа для их исследования со стороны граждан нашего государства. Действующие двухсторонние и многосторонние соглашения и программы заключенные Российской Федерацией и иностранными государствами, составленные в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, способствуют их практическому применению, а также реализации интересов Российской Федерации на территории иностранных государств.
В связи с наличием обширной нормативно-правовой базы многими юристами предлагается выделение «Музейного права» как подотрасли Гражданского права, поскольку данный термин уже был предложен Э.П. Гавриловым, но как таковое его содержание не разработано целенаправленно. По мнению Э.П. Гаврилова, Музейное право - совокупность норм касающихся регулирования культурных ценностей, музейных предметов и коллекций на территории нашего государства.
Однако выделение «Музейного права» как подотрасли представляется не целесообразным в силу того, что это приведёт к дроблению уже сложившейся структуры Гражданского права. В связи, с чем предлагается не выделять «Музейное право» в подотрасль, но музейное право может существовать в качестве правового института. Также предлагается разработать понятие, которое может быть использовано как доктринальное и применяться в учебной литературе. К использованию рекомендуется следующее понятие:
Музейное право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере культуры, связанные с правом собственности на культурные ценности, музейные
предметы и музейные коллекции, а также их перемещением, обменом на территории Российской Федерации и за её пределами.
В советское время был принят первый акт «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», официально закрепивший положение музеев, а также их обязанностей по сохранению музейных предметов и коллекций, просуществовавший вплоть до распада СССР, преобразования РСФСР в Российскую Федерацию и появления Федерального закона №54-ФЗ в 1996 году. В данном законе впервые было дано понятие музей. Также закон предусматривает деление музеев на государственные федеральные музеи, государственные музеи, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, музеи, находящиеся в ведении муниципальных образований, а также негосударственные (частные) музеи.
Однако, с точки зрения Гражданского права из понятия, данного в Федеральном законе №54-ФЗ, не вытекает, что музей признается субъектом гражданских правоотношений. Вследствие чего предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», расширить термин «музей» в целях детализировать его с гражданско-правовой точки зрения, а именно:
Музей - некоммерческая организация, функционирующая в форме учреждения, созданная собственником для осуществления некоммерческой деятельности в сфере культуры, а именно: хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, находящихся во владении у музея на праве оперативного управления или безвозмездного бессрочного пользования, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.
Любое юридическое лицо обладает правосубъектностью, включающую в себя правоспособность и дееспособность. В ходе исследования выявлено, что музей как юридическое лицо обладает правосубъектностью, включающую в себя дееспособность и ограниченную правоспособность. Музейные предметы и музейные коллекции признаны объектами гражданских правоотношений, ограниченными в обороте, передача которых возможна в порядке универсального правопреемства. Перечень сделок, совершаемых с музейными предметами и коллекциями, закреплен в нормах Положения о Г осударственном каталоге Музейного фонда. Следует отметить, что нововведения, внесенные в главу третью Федерального закона №54- ФЗ, затронули в основном более детальное раскрытие перечня музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в настоящее время в федеральной собственности, а также собственности субъектов Федерации, не смотря на то, что данный перечень уже был приведен в Положении о Музейном фонде Российской Федерации, что свидетельствует о соприкосновении данных нормативноправовых актов.
Музейный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством Российской Федерации. Музейные предметы представляют собой вид культурных ценностей, особые отличительные признаки которых делают их значимыми для общества, которое в свою очередь обязано сохранять и публично представлять данные культурные ценности, вдобавок может производиться изучение этих предметов. Музейная коллекция - это группа культурных ценностей, которые приобретают свойства и значение музейного предмета, только будучи комплексно соединенными, вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. Музейные предметы и коллекции могут находиться в федеральной, муниципальной, частной и иной собственности. Музейный фонд Российской Федерации подразделяется на две части: государственную и негосударственную. В состав государственной части входят в независимости от того в чьем владении они находятся музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации. Это музейные предметы и коллекции, приобретаемые после вступления в силу Федерального закона №54- ФЗ государственными музеями и иными государственными организациями за счет средств учредителей таковых организаций, либо за счет собственных или иных средств. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью. Музейные предметы и коллекции закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями. А также музейные предметы и коллекции могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований. Негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации составляют музейные предметы и музейные коллекции, которые включены в состав Музейного фонда нашего государства, но не относятся к его государственной части. Собственник производит закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными (частными) музеями на праве оперативного управления. Следует отметить, что сокращение норм законодательства (Федерального закона №54-ФЗ) в области культуры не только способствует изменениям, в настоящее время происходит процесс ограничения создания негосударственных музеев на территории нашего государства, поскольку в большинстве случаев они создаются не в форме установленной законодательством, а в форме прямо противоречащей нормам, а также попытка уменьшить состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, поскольку действия частных собственников в отношении продажи или вывоза за границу могут привести к растрате ценных культурных ценностей.
Также следует отметить, что в феврале 2016 года в Государственную Думу был представлен на рассмотрение законопроект «Об обороте культурных ценностей на территории Российской Федерации», однако он не был принят к чтению в силу его недоработки. Считаем, что предлагаемый законопроект, в соответствии с которым на все имеющиеся в частной собственности культурные ценности необходимо будет получать удостоверяющие документы, и все сделки частных собственников с принадлежащими им культурными ценностями будут подлежать обязательной государственной регистрации, будет иметь положительный эффект, при его применении на территории нашего государства. Однако здесь же имеется ряд противоречий: во-первых, сам законопроект еще не содержит достаточно объемный перечень норм, соответствующих нормам Федерального закона №54-ФЗ и в ряде случаев прямо противоречит им, как отмечают известные отечественные юристы; во-вторых, частным лицам и коллекционерам будет невыгодно приобретать на все имеющиеся у них в собственности культурные ценности паспорта и иные документы; в-третьих, предлагается сделать открытыми и общедоступными данные о собственнике культурных ценностей, что является не совсем гуманным с моральной и правовой точки зрения. Законопроект в основе своей направлен на то, как проводить экспертизу культурных ценностей, что является плюсом, поскольку дополняет и расширяет нормы Федерального закона №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».
В связи с этим, предлагается при использовании норм Федерального закона №54-ФЗ дополнить законопроект следующим - составить индивидуальную книжку по учёту культурных ценностей (ИКУ), находящихся в частной собственности, которую собственник при наличии желания может получить. В которую бы вносились сведения о собственнике, о самих объектах, находящихся в собственности, их количество, о проведении экспертизы в отношении признания данных объектов культурными ценностями, информация о реставрации культурных ценностей, а также о проведении сделок с ними. Наличие индивидуальных книжек по учету культурных ценностей позволит государству отслеживать, как, где и когда собственник распорядится культурными ценностями, а также при наличии у государства интереса, оно может предложить собственнику, попавшему например, в тяжелую жизненную ситуацию, выкупить у него культурные ценности. Собственник же получает гарантии со стороны государства, выраженные в помощи по реставрации и сохранению культурных ценностей.
В Российской Федерации вывоз музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда, законодательно запрещен. Однако нормами Закона № 4804-1 предусматривается возможность осуществления временного ввоза и вывоза культурных ценностей. Законодательством также предусмотрен ряд случаев, когда собственнику культурных ценностей может быть отказано в праве вывоза и ввоза культурных ценностей, это в первую очередь связано с противодействием незаконному обороту культурных ценностей, как на территории нашего государства, так и на международном уровне, а во-вторых, это играет существенную роль в сохранении объектов культурного наследия народов в пределах территории Российской Федерации. Однако следует отметить, что Российская Федерация активно взаимодействует в области культуры с другими государствами, путём осуществления временного ввоза музейных предметов и коллекций, принадлежащих Российской Федерации на территории иностранных государств, а, равно как и временного принятия культурных ценностей, принадлежащих иностранным государствам, на своей территории и создания открытого доступа для их исследования со стороны граждан нашего государства. Действующие двухсторонние и многосторонние соглашения и программы заключенные Российской Федерацией и иностранными государствами, составленные в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, способствуют их практическому применению, а также реализации интересов Российской Федерации на территории иностранных государств.





