🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Алеаторные договоры в гражданском праве России

Работа №201155

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЕАТОРНЫХ ДОГОВОРОВ В
СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 11
1.1 Понятие алеаторных договоров в российском гражданском праве 11
1.2 Правовая природа и признаки алеаторных договоров 18
1.3 Содержание алеаторных договоров 24
2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АЛЕАТОРНЫХ
ДОГОВОРОВ 32
2.1 Правовое регулирование отдельных видов алеаторных договоров 32
2.2 Проблемы правового регулирования алеаторных договоров и пути его
совершенствования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72


В условиях построения современных экономических и социальных отношений в рыночном формате значение риска существенно возрастает. Для значительного числа экономических и социальных конструкций взаимоотношения участников гражданского оборота поставлены в зависимость от случайного события, наступление которого призвано внести ясность относительно характера взаимоотношений сторон и конечного результата сделки. Такие договорные конструкции в науке гражданского права получили название алеаторных договоров, к числу которых традиционно относят азартные игры, договор страхования, пожизненное содержание с иждивением, срочные биржевые сделки и т.п.
Современный уровень развития российского гражданского оборота на фоне негативного отношения к азартным играм пытается использовать индустрию азартных игр для экономически значимых целей, роль страхования стремительно возрастает и охватывает все большие сферы жизнедеятельности общества, интенсивное развитие финансового рынка требует адекватную регламентацию финансовых его инструментов, а развитие рентных отношений должно способствовать разрешению многих социальных задач общества. Т.е. современные реалии показывают востребованность алеаторных моделей договоров в гражданском обороте.
Ранее в российском гражданском праве научные учения об алеаторных договорах не разрабатывались, и сами алеаторные договора не получали широкого распространения. Соответственно судебная практика не накопила достаточного опыта для эффективного правового регулирования рисковых сделок, а имеющаяся правовая база не отвечает в полной мере современным потребностям общества, бизнеса и государства в целом. Поэтому в настоящее время российские суды при рассмотрении споров, связанных в алеаторными сделками, оказались в условиях отсутствия должной правовой регламентации алеаторных правоотношений.
Наличие пробелов правовой регламентации отдельных видов алеаторных договоров, а иногда и присутствие явных противоречий законодательства требуют адекватного теоретического осмысления и разработки соответствующих предложений по совершенствованию их законодательного закрепления. В связи с этим заявленная тема исследования представляет определенную актуальность.
Цель исследования: изучение теоретических основ алеаторных договоров, выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего отдельные виды алеаторных договоров.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные позиции по определению алеаторного договора в гражданском праве РФ;
2) рассмотреть правовую природу алеаторности отношений и раскрыть их квалифицирующие признаки, рассмотреть их соотношение с иными смежными договорными конструкциями;
3) изучить условия содержания рисковых договоров, порядок их заключения;
4) провести анализ действующего российского законодательства по регулированию отдельных видов алеаторных договоров;
5) выявить проблемы правового регулирования алеаторных договоров в российском гражданском праве и сформулировать предложения его совершенствования.
Объект исследования: алеаторные договоры в системе договорного права, а также возникающие в их сфере общественными отношениями.
Предмет исследования: научные положения гражданского права о природе алеаторных договоров, нормы российского законодательства, регулирующие алеаторные правоотношения.
Методологическая основа исследования: исторический, формальноюридический, метод сравнительного исследования, а также анализ положений действующего законодательства и судебной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых и специалистов договорного права: В.Е. Белова, М.И. Брагинского, Т.Н. Вязова, С.В. Деди- кова, А.Г. Карапетова, В.А. Запорощенко, И.В. Миронова, Т.Ф. Мадагаевой, Т.И. Султоновой, Ю.Б. Фогельсон и др.
Нормативную основу работы составили: Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы по регулированию отдельных видов алеаторных договоров, постановления Правительства РФ, Верховного Суда РФ, материалы судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции, статистические исследования российских цивилистов.
Практическая апробация выпускной квалификационной работы на 70-й студенческой научно-практической конференции «Наука и образование: история и современность» 25 апреля 2017 г.
Структура исследования сформирована в соответствии с поставленными целью и задачами, и состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и библиографического списка.
В первой главе дана общая характеристика алеаторных договоров, рассмотрено происхождение понятия, раскрыты различные подходы зарубежного права и российских цивилистов к пониманию алеаторных договоров, выделены характерные признаки алеаторных договоров, раскрыта специфика содержания и порядка их заключения.
Вторая глава посвящена анализу российской нормативной правовой базы регулирования алеаторных договоров, на основе изучения судебной практики выделены основные проблемы правового регулирования алеаторных договоров и предложены направления их разрешения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведения исследования по проблеме алеаторных договоров в гражданском праве РФ, были сделаны следующие выводы.
Для российского гражданского права характерным является отсутствие целостной концепции теории алеаторных договоров. Научной мыслью предложены различные авторские подходы к определению данной дефиниции, обобщая которые можно утверждать, что во всех них так или иначе отражен основной признак данных договоров - зависимость возникновения или прекращения прав и обязанностей сторон от наступления события, в отношении которого существует неизвестность его наступления или ненаступления. Характерными признаками, на основании которых алеаторные договоры выделяются в самостоятельную группу, являются рисковость получения отрицательного результата, случайность наступления обстоятельства или события, неизвестность направленности и размера представления договора, срочный и возмездный характер сделок.
На уровне государственного регулирования алеаторные договоры не рассматриваются в качестве единого самостоятельного института гражданского права, соответственно, отсутствует их определение и не установлены квалификационные признаки. В связи с этим представляется необходимым дать определение в гл. 27 ГК РФ отдельного вида договоров, именуемых алеаторными, и выделить его в виде отдельной статьи в следующем виде: «Алеаторным признается соглашение, в котором встречное предоставление выражается в возможности приобретения имущественного блага в зависимости от обстоятельства, не подвластного воле сторон. Наступление или ненаступление данного обстоятельства определяет правовые последствия соглашения. Применение к алеаторным договорам норм, регулирующих иные виды договоров, возможны в той мере, в какой это не противоречит существу алеаторных договоров». В данной статье требует закрепления и перечень видов договоров, признаваемых алеаторными: игры и пари, имеющие неопределенность выигравшей стороны и риск неполучения желаемого имущественного блага в целом; рента и пожизненное содержание, алеаторность которых выражается в риске получения неэквивалентного встречного представления и случайности наступления обстоятельства прекращения выплаты ренты; страхование, связанное с неопределенностью наступления страхового случая, неизвестностью наступления обязательств по выплате и объема страховых выплат; биржевые и внебиржевые договора, возникновение и размер представления по которым зависит от случайного колебания характеристик предмета договора. Законодательное закрепление определения и видов алеаторных договоров будет способствовать выделению их специфики в виде зависимости возникновения или прекращения прав и обязанностей сторон от случайности наступления конкретного события, что не позволит применять к ним правовое регулирование других категорий договоров.
К содержанию алеаторных договоров как совокупности условий правоотношений применяются общие правила гражданского права о договорах. В силу существенных различий между видами алеаторных договоров, для обеспечения их регулирования законодателем устанавливаются существенные условия содержания для каждого из договоров, включающие предмет договора, сведения о характере случайного события, срок действия договора, размер и форма представления, обязанности и права сторон по договору. Сам договор вступает в силу в момент наступления события или обстоятельства, и влечет возникновение основных прав и обязанностей сторон по исполнению представления по предмету договора.
В российском гражданском законодательстве алеаторные договоры рассматриваются и регулируется как отдельные и законодательно невзаимосвязанные различных видов сделки. Отдельными главами ГК РФ регламентируются отно-
шения между участниками рисковых сделок по видам алеаторных договоров, отдельными законами закрепляются основы государственного регулирования деятельности субъектов по организации алеаторных отношений, дополняемые значительным количеством постановлений Правительства РФ и судов. Характер и содержание правовых норм по регламентации каждого вида алеаторных договоров определяются в зависимости от отношения к ним государства и их значения для общества.
Неоднозначная позиция российского законодателя проявляется в отношении азартных игр и пари. Формально законодатель разграничивает регулирование игр и пари в зависимости от статуса организатора. Деятельность по проведению азартных игр и пари частными лицами запрещена, участие граждан в играх и пари не влечет возникновение правовых последствий, а их притязания законом не защищены. Деятельность по проведению игр и пари разрешена и предполагает судебную защиту, если организаторами являются государство или лица, занятые в игровой индустрии с разрешения государства, функционирование которых зонально ограничено и осуществляется на основе порядка и правил, установленным законодателем. Одной из проблем правового регулирования игр и пари видится выделение букмекерских контор и тотализаторов из общей массы игровых азартных заведений и допущении их деятельности вне ограничительных зон, что повлекло повсеместную активизацию нелегального игрового бизнеса под прикрытием букмекерских контор и тотализаторов. За период 2013-2016 гг. общее количество букмекерских контор и тотализаторов возросло на 2,5 раза и достигло 60 тыс., из которых 65% ведут нелегальную деятельность. На фоне этого в 2013 г. по ст. 14.1.1 КоАП РФ и ст. 171.2 УК РФ зарегистрировано всего 96 преступлений и к ответственности привлечен всего 41 чел., в 2014 г. - 106 фактов незаконных игр с привлечением 88 чел., в 2015 г. - 135 зарегистрированных преступлений с привлечением 184 чел. Несмотря на предпринимаемые правовые меры по ужесточению лицензионных и технических требований к букмекерам и тотализаторам, привлечение нелегальных организаторов игр, позиционирующих себя как букмекерские конторы и тотализаторы, к ответственности сопровождается значительными техническими и правовыми трудностями, позиции судов являются противоречивыми вследствие различных подходов к правовым нормам, и во многих случаях виновным в организации нелегальных игр лицам удается избежать ответственности. Поэтому представляется более правильным приравнять правовой статус букмекерских контор и тотализаторов со статусом игровых казино и игорных клубов, ограничив их деятельность специальными игровыми зонами, территорией организаторов спортивных игр и официальной деятельностью в сети Интернет, где контроль за легальностью более эффективен. Для этого п. 1 ст. 14 Федерального закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» изложить в следующей редакции: «Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована исключительно на территории игорных зон и территории организаторов спортивных игр, а также с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет на официальных сайтах букмекеров и тотализаторов, имеющих лицензию и состоящих в саморегулируе- мой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или само- регулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 1.12.2007 №315-ФЗ «О саморегу- лируемых организациях». Это территориально ограничит возможность открытия букмекерских контор и тотализаторов, не позволит предпринимателям под вывеской букмекерской конторы или тотализатора повсеместно прикрывать незаконную игровую деятельность. Повсеместный запрет на все виды «наземных» игровых заведений полностью реализует социальную задачу государства по защите граждан от воздействия азартных игр.
Страхование как инструмент правового обеспечения защиты физических и юридических лиц от последствий негативных событий, характеризуется значительной динамикой, масштабом и разновидностью услуг. Регулирование страховых отношений характеризуется значительным количеством нормативных актов и их разрозненностью. Определяя в гл.48 ГК РФ базовые нормы регулирования страховых отношений, регулирование страхования по наиболее социально значимым объектам осуществляется отдельным нормативным актом. Основными началами, лежащими в основе содержания правовых норм регулирования страхования в РФ, являются принципы обеспечения равенства сторон договора и добросовестности, направленные на обеспечение устойчивости страховщика и защиту страхователя, как слабой стороны договора. Сфера добровольного страхования регулируется договором страхования, неотъемлемой частью которого являются правила страхования и тарифная политика страховщика. Страховые отношения при обязательном страховании, хоть и облекаются в договорную форму, но преобразуются в односторонне установленные государством ограничения, которые не могут быть изменены по соглашению сторон. Данный механизм правового регулирования отношений определяется публичной целью и общественной значимостью объектов страхования.
В практике институт страхования имеет наибольшее количество спорных проблем и судебных тяжб. В 2013 г. суды общей юрисдикции рассмотрели более 311 тыс. дел по вопросам страхования, было взыскано более 19 млрд. руб. За 2014 г. число судебных споров по страхованию достигло почти 480 тыс. дел и взыскано 23 млрд. руб., а в 2015 г. - 584 тыс. с взысканиями на общую сумму 26,7 млрд. руб. Доля отказов составляла от 9,8% до 12,6% соответственно. Значительной масштабности возникновения судебных тяжб, оспариваемых страховых сумм способствуют пробелы правового регулирования страхования. Анализ научных исследований и судебной практики позволил в качестве одной из проблем правового регулирования выделить проблему защиты страховщика при нарушении принципа добросовестности. Проблема проявляется и обостряется участившейся судебной позицией о превалировании неисполнения страхователем своей обязанности по предоставлению достоверной информации над нереализованным правом страховщика на их проверку. Для предотвращения возникновения споров по основанию прав и обязанностей сторон в отношении принципа добросовестности, необходимо установить в ст. 944 ГК РФ обязательство страхователя информировать не только о существенных для данного случая обстоятельствах, предусмотренных страховщиком, но и обо всех сведениях, имеющих как прямое так и косвенное отношение к делу: «При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику все известные страхователю обстоятельства, имеющие прямое и косвенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику», в ст. 945 ГК РФ предусмотреть обязанность, а не право, проводить проверку достоверности представленных сведений страховщиков и всех обстоятельств дела до заключения договора: «При заключении договора страхования страховщик обязан проводить проверку достоверности представленных сведений страховщиков и всех обстоятельств дела. При заключении договора страхования имущества страховщик обязан произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости. При заключении договора личного страхования страховщик обязан провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Это позволит уберечь страховщика от недобросовестности страхователя, и создать для страховщика прочную фактическую базу для оценки риска и обоснования его требований в судебных спорах.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования гражданского законодательства, а также представлять интерес в правоприменительной практике. Данные направления совершенствования законодательства по регулированию алеаторных договоров способны внести ясность в правоотношения договорных сторон, сбалансировать их права и обязанности, а также совершенствовать правовую базу для защиты интересов сторон алеаторных договоров в непростых условиях неопределенности и рисковости. Это будет способствовать преодолению противоречивости и снижению масштабности судебных споров по делам об алеаторных договорах.



1. Нормативные правовые акты
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994.
- № 32. - Ст. 3301.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1996.
- № 5. - Ст. 410.
1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
1.5. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 140.
1.6. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 01.01.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - №2. - Ст. 56.
1.7. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (изм. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3803.
1.8. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (изм. от 03.06.2016) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №29. - Ст. 3686.
1.9. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ (изм. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (Часть I). - Ст. 3418.
1.10. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (изм. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст.4832.
1.11. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ (изм. от 03.07.2016) «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №18. - Ст. 1720.
1.12. Федеральный закон от 26.10.2002 №27-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №43. - Ст. 4190.
1.13. Федеральный закон от 11.11.2003 №138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О лотереях» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №46 (ч. 1). - Ст. 4434.
1.14. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3434.
1.15. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (1 ч.). - Ст. 3448...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ