🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Педагогические условия развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий

Работа №201036

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий 8
1.1 Развитие у детей 6-го года жизни представлений опоследовательности действий как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития у детей
6-го года жизни представлений о последовательности действий 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию у детей
6-го года жизни представлений о последовательности действий 23
2.1 Выявление уровня развития представлений о последовательности
действий у детей 6-го года жизни 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию представлений
о последовательности действий у детей 6-го года жизни 29
2.3 Выявление динамики развития представлений о последовательности действий у детей 6-го года жизни 39
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение А Диагностическое задание 1. Методика «Последовательные картинки» 49
Приложение Б Диагностическое задание 2. Методика «Установление причинно-следственной связи между событиями» 51
Приложение В Диагностическое задание 3. Методика «Да и Нет» 54
Приложение Г Картотека игр алгоритмического содержания 55
Приложение Д Технологические карты для работы с Тико-конструктором .. 58 Приложение Е Карточки для игры «Что сначала, а что потом» 61
Приложение Ж Индивидуальные значения детей на констатирующем этапе 63
Приложение З Индивидуальные значения детей на контрольном этапе 64


В эпоху прогрессивных технологий и всепроникающей цифровой интеграции, общество сталкивается с требованием к выполнению сложных функций, которые требуют систематичности и логичности для достижения определенных результатов. Навыки работы по алгоритму и способность его создавать становятся все более важными, поскольку современные технологические и информационные системы требуют от нас четкой последовательности в действиях. Теоретический анализ показывает, что способность к алгоритмическому мышлению ценится не только в области информатики и математики, но и является ключевой в различных сферах человеческой активности.
У детей дошкольного возраста собственный жизненный опыт слишком ограничен, чтобы стать основой для обучения, ведь они встречаются со многими явлениями впервые. Для успешного усвоения новых занятий необходимо, чтобы они сначала овладели базовыми алгоритмами, которые служат универсальными методами решения задач. Эксперты в области психологии и педагогики (Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, С.Д. Язвинская) [16] подчеркивают значимость изучения детьми этих структурированных подходов. Поскольку любая активность начинается с изучения основных техник и навыков, и только после их усвоения дети могут достигать творческих успехов.
Среди ключевых характеристик раннего детства выделяется факт первичного освоения мира детьми. В то же время, способности детей дошкольного возраста к алгоритмическому мышлению остаются одной из областей, требующих глубокого исследования и разработки в области педагогической методологии.
Понятие «алгоритмические навыки» встречается нечасто и не обладает универсальным определением. Как правило, его применяют в контексте информатики и математики, где оно упоминается такими специалистами, как Н.Б. Истомина, А.В. Колмогоров, В.А. Крутецкий, А.А. Столяр, М.П. Лапчик, Ю.А. Первин и другие [18]. Эти способности имеют ключевое значение для улучшения образовательного процесса, поскольку способствуют развитию способности анализировать сложные процессы на более простые шаги, планированию, следованию конкретным правилам, эффективному использованию языка для описания действий и адаптации стандартных алгоритмов к личным предпочтениям и интересам.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что на данном этапе достаточно обоснованы теоретические предпосылки развития алгоритмической грамотности детей дошкольного возраста. Однако, практические аспекты развития алгоритмического мышления детей дошкольного возраста разработаны мало.
Между тем, алгоритмическое мышление может эффективно развиваться в определенных условиях. Таким образом, возникает проблема: каковы условия для эффективного развития алгоритмического мышления детей дошкольного возраста?
Можно выделить противоречие между важностью формирования алгоритмического мышления у дошкольников и отсутствием понимания педагогами условий для эффективности данного процесса.
Таким образом, проблема исследования: каковы педагогические условия развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально оценить эффективность педагогических условий развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий.
Объект исследования: процесс развития представлений о последовательности действий у детей 6-го года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий.
Гипотеза исследования: состоит в том, что для успешного развития представлений о последовательности действий у детей в возрасте 6 лет необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
- использование игр с установленными правилами и организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с заданными педагогом условиями (алгоритмами);
- создание развивающей предметно-пространственной среды, где формирование алгоритмических умений происходит в ходе деятельности, стимулирующей открытие «новых знаний» и перенос имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать важность и возможность развития алгоритмических способностей дошкольников в возрасте шести лет в контексте личностно-ориентированного образования;
- выявить уровень развития у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий;
- разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие у детей 6-го года жизни представлений о последовательности действий.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
- исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков);
- теория и методика обучения математике (А.В. Белошистая, А.А. Столяр, Т.И. Ерофеева);
- исследования, посвященные особенностям развития представлений о последовательности действий и алгоритмах (Е.А. Носова, Р.Ф. Соболевский, А.А. Столяр).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки полученных результатов: качественный и
количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: исследование осуществлялось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 «Аленушка», с. Патруши. Участие в исследовании приняли дети 6-го года жизни. Численность старшей группы - 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Новизна исследования: определены педагогические условия, способствующие развитию алгоритмических умений у детей 6-го года жизни.
Теоретическая значимость: описаны характеристики развития представлений о последовательности действий у дошкольников шестого г ода жизни и обосновано построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию алгоритмического мышления дошкольников в возрасте шести лет.
Практическая значимость: его результаты возможны в использовании воспитателями и родителями для развития у детей понимания того, как правильно строить последовательность действий (алгоритм). Этот контент в своей работе могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ не только для улучшения образовательного процесса, но и для подготовки детей к школе.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 наименований), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы, 8 рисунков. Общий объем работы составляет 64 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследователи подчеркивают, что алгоритмические умения, рассмотренные через призму подхода, сосредоточенного на личности, вносят значительный вклад в эффективное освоение детьми когнитивных заданий. Дети, вооруженные знаниями об алгоритмах, получают возможность для творческих экспериментов, адаптируя их под свои уникальные характеристики, предпочтения и увлечения. Такой подход позволяет молодому поколению самостоятельно исследовать различные методы решения проблем, анализируя их на предмет эффективности и целесообразности, что в свою очередь вдохновляет уверенность в себе и ощущение достижения.
В ходе исследования выявлено, что подходы к пониманию алгоритмических навыков делятся на две категории. Одна категория подчёркивает важность способности к инновациям и креативу, позволяя отходить от устоявшихся методов и искать уникальные пути для решения проблем, что ведет к выдающимся достижениям. Другая же акцентирует внимание на обучаемости, включая быстрое освоение новых знаний и навыков и их эффективное применение.
В ходе нашего исследования мы выявили новый подход к определению понятия «алгоритмические способности». Такие навыки являются уникальными чертами характера, благодаря которым человек способен эффективно применять алгоритмы в процессе решения задач. Это даёт возможность быстро достигать значительных успехов в образовательной сфере, где требуется последовательное выполнение шагов. В контексте образования, ориентированного на индивидуальность, подчёркивается значимость этих навыков для продуктивного личностного роста.
«Для заключения поставленных задач и проверки гипотезы был применён комплекс эмпирических и теоретических способов изучения: психолого-педагогический опыт, способы количественного и качественного анализа данных, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы» [1].
«В ходе исследования удалось установить, что развитие последовательности действий сформированы у дошкольников недостаточно: дети не всегда» [3] могли самостоятельно устанавливать причинно-следственную связь событий и воспроизвести последовательное умозаключение, действовать по правилу и контролировать свои действия. По итогам диагностики преимущественно преобладал средний уровень.
Поэтому были реализованы следующие педагогические условия:
- используются игры с правилами и организация игровой деятельности дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам);
- создана развивающая предметно-пространственная среда, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации;
- осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Повторная диагностика позволила определить эффективность данных педагогических условий для развития представлений о последовательности действий у дошкольников.
Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу исследования.



1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
2. Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического
мышления детей 6-7 лет: парциальная программа. М.: Просвещение, 2023. 31с.
3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.
4. Васильева Т. Г. Формирование алгоритмического мышления / Т. Г. Васильева, А. С. Сейтенова. Астана, 2011.
5. Воронина Л. В. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова // Образование и наука. 2013. № 1. С.1-11.
6. Диагностика познавательного развития: учебное пособие
Е. В. Логутова; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2021 142 с.
7. Еремеева Н. Н. Формирование алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы / Н. Н. Еремеева // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С.86-89.
8. Зарипова Л. А. Зачем ребенку алгоритмическое мышление и программирование? / Л. А. Зарипова // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/(дата обращения: 06.03.2024).
9. Звонкин А. К. Алгоритмика: 5-7: учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений / А. К. Звонкин, А. Г. Кулаков, С. К. Ландо, А. Л. Семенов, А. Г. Шень. М.: Дрофа, 2000.
10. Карабанова О. И. Формирование алгоритмического мышления
детей дошкольного возраста: сборник трудов конференции. /
О. И. Карабанова, Т. Н. Собакина // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф.
(Чебоксары, 16 янв. 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 82-85.
11. Канатьева Е. С. Понятие Алгоритмического Мышления / Е. С. Канатьева// Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч. - практ. конф., 2017. № 2. С. 111 - 120.
12. Копаев А В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления / А. В. Копаев // Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. № 3. С. 223-227.
13. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, И. А. Короткова. М.: Акад. Проект, 2020. 190 с
14. Митрофанова А. Е. Использование игр на соблюдение очередности в работе дефектолога / А. Е. Митрофанова// Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 34-36
15. Психодиагностика ребенка: учеб.-метод. пособие / сост.
А. Ю. Кузина. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013 111 с.
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 168 с.
17. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника / О. Н. Родионова // Известия Рос. Гос. Пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
18. Урунтаева Г. А. Детская психология. Учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.
19. Утюмова, Е. А. Организация процесса формирования
алгоритмических умений у детей дошкольного возраста / Е. А. Утюмова //Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательномпространстве. 2017. № 2. С. 199-204.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
21. Федеральная образовательная программа дошкольного
образования: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: chrome-
extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://files.oprf.ru/storage/image_ store/docs2022/programma15122022.pdf.
22. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988 303 с.
23. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высшего образования / С. Е. Царева. М.: Академия, 2014. 496 с.
24. Шаяхметова З. П. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования / З. П. Шаяхметова. // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 2 (39). С. 41-43.
25. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б. Д. - 4-е изд. М.: Академия, 2007. 384с.
26. Язвинская С. Д. Проблема развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях/ С. Д. Язвинская //Вестник Ставропольского государственного университета. № 48. Ставрополь, СГУ, 2007. С.113-116

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ