Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование направлений развития малой авиации сибирского региона с учетом международного опыта

Работа №20101

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы121
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
981
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические аспекты и основные особенности развития малой авиации в РФ 8
1.1 Продукция международного рынка малой авиации (определение малой авиации) 8
1.2 Функции (значение, роль) малой авиации и задачи 11
1.3 Особенности управления авиационной отраслью 14
2. Зарубежный опыт развития и управления малой авиацией 24
2.1 Обзор мирового рынка малой авиации 24
2.2 Анализ управления и развития рынка малой авиации в США 31
2.3 Анализ управления и развития рынка малой авиации в Западной Европе 38
2.4 Анализ управления и развития рынка малой авиации в Азии 42
3. Разработка направлений развития малой авиации с учетом зарубежного опыта 51
3.1 Текущее состояние рынка малой авиации в России и в сибирском регионе 51
3.2 Разработка Концепция развития малой авиации Красноярского края 70
3.3 Анализ деятельности ФКП «Аэропорты Красноярья» 89
3.4 Расчет себестоимости направления внутрирегиональных перевозок
(рейс Кодинск - Тура, Северо-Енисейск - Мотыгино) 93
3.5 Концептуальная модель обновления парка воздушных судов в малой
авиации 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112


Актуальность темы работы обусловлена особым территориальным расположением Красноярского края. В регионе, имеющем огромную территорию и протяженные границы, в сочетании с весьма слаборазвитой сетью железнодорожных и автомобильных коммуникаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, малая авиация имеет важнейшее значение для обеспечения жизнедеятельности населения.
Во времена СССР малая авиация развивалась параллельно с «большой». К середине 1980-х годов самолёты советской малой авиации выполняли до 1 млн. рейсов в год, перевозя за этот срок почти 10 млн. пассажиров. С 1993 года объём таких перевозок сократился в 50 раз. Сейчас действует всего около 340 аэродромов.
Создававшийся десятилетиями научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности, обеспечивающий России место одной из ведущих авиационных держав в мире, является ценнейшим достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне.
Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации, гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении.
В Российской Федерации до настоящего времени малая авиация не включена в сферу экономических интересов государства, а потому ее вклад в экономику не соответствует масштабам страны.
Без целенаправленной государственной поддержки малая авиация не в состоянии воплотить свой потенциал в этой области. Это создает серьезную проблему безопасности населения региона.
Одной из ключевых причин сложившейся ситуации является несовершенное воздушное законодательство, в частности, определение авиации общего назначения в действующем Воздушном Кодексе РФ и следующие за ним правовые ограничения, вводимые ФАП.
Разработанная в ходе исследований «Концепция развития малой авиации Красноярского края» определяет основные цели, задачи и принципы государственного регулирования авиационной деятельности в регионе и призвана определить роль государства и границы его вмешательства в процессы регулирования этой деятельности без нарушения принципов рыночной экономики.
Степень разработанности темы исследования. Проблемами развития малой авиации в России занимаются такие известные ученые и специалисты, как: П. Иванов, С. Рябухин, В. Попов, Г. Шибанов и другие. Тема развития малой авиации затрагивалась в статьях первого заместителя Комитета Совета
Концепция реализована в законодательной инициативе членов Совета Федерации Озерова В.А., Ключенка В.Д. и Трушникова В.Г. в проекте ФЗ «О развитии малой авиации в Российской Федерации». В 2005 году рабочая группа при Комитете по обороне и безопасности Совета Федерации начала разработку ФЗ «О развитии малой авиации в Российской Федерации».
С 2008 года в Башкирии согласно программе «Развитие авиации общего назначения в Приволжском федеральном округе на 2008-2015 годы» создаётся кластер лёгкой и сверхлёгкой авиации, который включает проектирование, разработку, производство и реализацию авиатехники, а также подготовку кадров.
Объектом исследования является малая авиация, как отрасль экономики.
Предметом исследования являются направления развития малой авиации Сибирского региона.
Цель работы - разработать направления развития малой авиации в регионе в целях повышения транспортной доступности, ускорения роста воздушных перевозок и авиационного обслуживания населения и в целом экономики Красноярского края.
Задачи работы:
1. Исследовать подходы к определению малой авиации.
2. Проанализировать особенности управления авиационной отраслью, систему государственного регулирования в области малой авиации, авиации общего назначения и коммерческой авиации.
2. Изучить зарубежный опыт развития и управления в малой авиации.
3. Охарактеризовать состояние рынка малой авиации в РФ.
4. Оценить современное состояние авиационной отрасли в Красноярском крае.
5. Разработать концепцию развития малой авиации Красноярского края.
6. Разработать маршрут для внутрирегиональных переврзок
7. Сформировать основные направления развития МА в регионе.
Основной идеей работы является совершенствование механизмов развития малой авиации в регионе, обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области авиации общего назначения.
Теоретической и методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам, связанным с данным исследованием. При раскрытии темы автор опирался на нормативно-правовые документы Российской Федерации по вопросам развития авиационной отрасли экономики. В ходе исследования были изучены и использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, решения и постановления Правительства, а также федеральные и региональные программы поддержки и развития авиационной отрасли.
В работе для достижения сущности исследуемой проблемы использованы методы научного исследования: методы сравнительного, количественного, структурного анализа и синтеза.
Структура работы отражает логику и последовательность исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 120 страницах машинописного текста, включает 17 рисунков, 13 таблиц.
Список литературы насчитывает 70 источников.
Апробация. В рамках данного исследования опубликованы 2 статьи [27,48].
Новизна и личный вклад автора по результатам исследований состоят в следующем:
1. Дано авторское определение малой авиации.
2. Разработан проект Концепции развития малой авиации Красноярского края.
3. В рамках концепции разработано мероприятие по развитию МА на примере нового внутрирегионального маршрута.
4. Разработана схема обновления авиационного парка региональной авиакомпании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Малая авиация становится все более значимой частью экономики стран.
Область применения МА в России все расширяется, но она все еще отстает от мирового уровня развития. Всему виной крайне медленные темпы развития правовой и регулирующей базы малой и частной авиации, что сделало эту сферу деятельности в России почти нелегальной и крайне дорогой.
Решение рассмотренного круга проблемных вопросов управления развитием авиационной отрасли на основе предлагаемых в настоящей работе подходов позволит формировать и развивать научно-технический задел, обеспечивающий достижение цели инновационного развития российской авиационной промышленности и создания конкурентоспособной АТ.
В настоящее время реализуется политика государственной программной поддержки МА, но она до сих пор не покрывает потребности отрасли как в финансировании, так и в расширении области применения малой авиации в России.
Но, несмотря на то, что использование МА набирает все большие обороты, законодательно это понятие до сих пор не определено, что затрудняет разработку нормативной и законодательной базы, налоговой и тарифной политики применительно к АОН. Автор предлагает в работе авторское определение МА.
В работе проанализирован опыт США, западной Европы, Китая, как стран и регионов, занимающих лидирующее положение по объему перевозок в секторе МА.
В долгосрочной перспективе ожидается умеренный рост мирового рынка авиации общего назначения (малой авиации).
В исследовании рассмотрены две модели развития АОН. Их можно по- разному назвать: первую - западной, вторую - восточной; децентрализованной и централизованной. Каждая из них может быть по-своему эффективной. Первая уже доказала это, вторая только демонстрирует свои возможности.
Что касается нашей страны, то наиболее неблагоприятная, а по ряду позиций кризисная ситуация сохраняется в сфере местных и региональных перевозок. Даже при значительном росте субсидирования они находятся в состоянии стагнации.
Текущая ситуация на рынке малой авиации Красноярского края свидетельствует о существенном разрушении внутрирегиональных авиационных связей и к существенной деформации рынка авиационных перевозок. В результате жители края не имеют круглогодичного доступа к основным коммуникациям. Отсюда и малая авиационная подвижность населения. В крае нет до сих пор утвержденной концепции развития МА. В работе предлагается вариант разработки авторской концепции развития МА в Красноярском крае. В основу концепции положен зарубежный опыт развития МА.
Проведенное исследование подтверждает, что использование МА экономически выгодно. Доказано, что развитие МА оказывает на экономику положительный эффект. Прямой эффект - стимулирование деловой активности,т.е. функционирование аэропорта или аэродрома обеспечивает работой авиационные, транспортные и обслуживающие компании. Косвенный эффект - обеспечивается за счет образования новых или расширения страх компаний. По статистике каждый миллион перевозимых пассажиров создает примерно 1000 рабочих мест в аэропортах, косвенный результат в производствах, связанных с обеспечением деятельности аэропортов равен 2000 рабочих мест.
Малая авиация - это большая перспективная отрасль, способная принести прибыль регионам субъектов Российской Федерации в сфере экономики, транспортно-воздушных услуг гражданам, развития многофункциональной инфраструктуры.



1. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция)//[Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66069
2. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой ФС РФ 19 февраля 1997 года // Правовая база данных «КонсультантПлюс». - Последнее обновление: 30.12.2008
3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 319(В редакции, введенной в действие с 18 апреля 2017 года постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 31 марта 2017 года N 398 .//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091761
4. О государственном регулировании развития авиации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ принят Государственной Думой ФС РФ 10 декабря 1997 года // Правовая база данных «КонсультантПлюс». - Последнее обновление: 29.04.2008
5. Проект Федерального закона О развитии малой авиации [Электронный ресурс]: Авиационный форум. - Электрон. дан. - М.: 2008. - Режим доступа:http://www.forumavia.ru
6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091761
7. Федеральная целевая программа «Модернизация единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)»)».//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499091761
8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N1734^. с изменениями от от 11 июня 2014 г. N 1032-р
9. Госпрограмма "Развитие авиационной промышленности на 2013¬2025 годы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г.№2509-р)
10. Подпрограмма 6 «Малая авиация» государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 года»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: gama-aero.ru>ru/prj_05.pdf
11. Подпрограмма «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091761
12. Азия на взлете/С.А. Арасланов// Авиация общего назначения. - Х.: 2002. №11. С. 37-44].
13. Анализ мирового опыта управления аэропортами//[Электронный ресурс].- Режим доступа: www/avia.ru.net/imgupl/ed1_pril2
14. Аналитический вестник Совета Федерации//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.council.gov.ru
15. Арасланов С. Каково на Руси строить? // Журнал «АОН». - 2013. - № 13 - С.4-12 (Araslanov S. Kakovo na Rusi stroit'? // Zhurnal «AON». - 2013. - № 13 - S.4-12)
16. Афанасьев В. Малая авиация севера [Текст] / В.Афанасьев / /Воздушный транспорт. - 2008. - №9. - С.9
17. Бадулина А. В., Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации//Российский внешнеэкономический вестник.- Москва, 2014 г..- 5.- стр. 68-79
18. Берне Л.П., Боев ДА., Ганшин Н.С Отечественные авиационные двигатели XX век. Авико Пресс, 2003. 208 с.
19. Богуспаев В.А. 85 лет на службе авиации // Авиапанорама, 2001, N2 3. С 74—75.
20. Большой скачок в Поднебесной или когда мы будем летать на китайских самолетах/С. Арасланов// Авиация общего назначения. - Харьков:2011. №1. С. 4-21.].
21. Блонский, Л. Авиация России / Л. Блонский. - М.: Дом Славянской книги, 2008. - 480 c.
22. Будущее АОН//СААС Flight magazine. - Пекин: CAAC, 2010. № 11, с. 54.
23. Данилова С. Доходное место: Большие обещания малой авиации [Текст] / С.Данилова // Ведомости. - 2005. - №96. - С.42
24. Долбня Н.В. Эффективность применения авиации в отраслях народного хозяйства / Н.В. Долбня. М.: Воздуш. трансп., 1990. - 264
25. Госконтракт на поставку самолетов Cessna-172S: официальный сайт компании ООО «Вираж». URL: http://www.sigmaclassic.com/. (дата обращения: 10.02.2014 г.)
26. Законодательное собрание Красноярского края//[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.sobranie.info
27. Зарубежный опыт развития малой авиации//О.Е. Горячева, Е.И. Богданова/ Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. «Роль и значение современной науки и техники для развития общества» - ЕкатеринбургМЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017
28. Ильясов, Н. Малая авиация: развал до полного перерождения? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bigness.ru/articles/ 2007 -10-23/smallavia /4467
29. Ильина, Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: индустрия авиаперевозок [Текст]: учебник / Е.Н.Ильина. - М.: Советский спорт, 2005. - 176с.
30. Ключенок В.Д. 'Развитие малой авиации поднимет Россию на крыло' (журнал 'Авиапанорама'№1, 2007 г.
31. Кудишин, И. В. Авиация / И.В. Кудишин. - М.: "РОСМЭН", 2008. - 679 c.
32. Крылья для малой авиации. Мнение экспертов и аналитиков//[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://expert.ru/2015/07/6/avia-tarifyi
33. Госконтракт на поставку самолетов Cessna-172S: официальный сайт компании ООО «Вираж». URL: http://www.sigmaclassic.com/. (дата обращения: 10.02.2014 г.)
34. Малая авиация России: пациент в
коме//Новости.Аналитика//[Электронный ресурс].- Режим доступа:https://sm- news.ru/news/analitika/malaya-aviatsiya-rossii-patsient-v-kome/
35. Назарова А. Bombardier оценивает рынок деловой авиации России: Портал деловой авиации ATO.ru. URL: http://www.ato.ru/content/bombardier- ocenivaet-rynok-delovoy-aviacii-rossii. (дата обращения: 11.02.2014 г.)
36. Назаров В.П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 5 дек. 2012). Под ред. д. полит. н. С.В. Смульского, д. полит. н. А.В. Шевченко. - М.: Проспект, 2013. - С.13
37. Некоторые общие размышления о малой авиации .[Электронный ресурс].- Режим:http://avia-simply.ru/malaja-aviacija-v-rossii (дата обращения 12.10.2013)
38. Никитин И.В., Доклад о развитии производства ВС АОН в России // Материалы за-седания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, 11 октября 2013 г., г. Ульяновск, 2013. С. 43
39. Обзор рынка гражданских авиаперевозок 2015-2034г. "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО «ОАК»)//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uacrussia.ru/ru/
40. Об уровнях готовности технологий и уровнях промышленной готовности: Сливицкий А.Б. Совершенствование инструментария выбора государственных приоритетов, механизмов разработки и реализации стратегий инновационного развития // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научно-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С.270-278
41. Об опыте США в авиационном обслуживании малых населенных пунктовх[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ato.ru/content/opyt- ssha-v-aviacionnom-obsluzhivanii-malyh-naselennyh-punktov
42. О результатах деятельности комиссии по АОН / Виталий
Бордунов//[Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://www.aex.ru/m/docs/8/2013/9/30/1888
43. О развитии малой авиации в Российской Федерации: Рябухин С.Н.//[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://federalbook.ru/ (дата обращения 14.05.2016)
44. Официальный сайт Международного авиационно-космического
салона МАКС-2013. URL:
ttp://www.aviasalon.com/ru/static/page/arhiv_maks_2013.htm(дата обращения: 13.02.2014 г.)
45. Официальный сайт ИАОПА. URL: http://www.iaopa.org/index.html(дата обращения: 12.02.2014г.) (Oficial'nyj sajt IAOPA)
46. Официальный сайт аэропорта Тура//[Электронный ресурс].- режим доступа:http://avia.pro/blog/aeroport-tura
47. Панатов Г.С. Центр гидроавиации //Гражданская авиация, 1992, №12. С. 1-4.
48. Проблемы развития малой авиации как фактор экономического роста страны//О.Е. Горячева, Е.И. Богданова/Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2017г.
49. Росавиация подготовит программу по развитию малой авиации в России [Электронный ресурс]: Риа-новости. - Электрон. дан. - Красноярск: 2006. - Режим доступа:http://www.rian.ru/society/20061208/56641074.html
50. Рябинин А.Р. Анализ состояния и разработка организационных основ управления качеством российских авиационных предприятий: Автореф. дис. к.э.н. - М., 2003
51. Силы небесные - Наш Красноярский край//[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://gnkk.ru/articles/sily-nebesnye.html
52. Смирнов В. АОН или авиация общего назначения, в России и за
рубежом//[Электронный ресурс].- режим доступа: Avia.pro.-
http://avia.pro/blog/aon-ili-aviaciya-obshchego-naznacheniya-v-rossii-i-za-rubezhom
53. Фелтон Марсель. Роль и выгоды авиации общего назначения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.avion.ru/info/docs/publications/aon.html
54. Фетисов А. Бум продолжается // Авиастроительное обозрение.-2005. -№56, с.28
55. Фетисов А. В поисках значатся [Текст] / А.Фетисов // Авиатранспортное обозрение. - 2006. - №74. - С.57
56. Форум технологического лидерства России//[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.технoдoктрина.рф
57. Шапкин В. Сама по себе: авиация общего назначения выпала из правового поля [Текст] / В.Шапкин // Воздушный транспорт. - 2008. - №5. - С.4
58. Экономическая теория Карла Маркса //[Электронный ресур].-
Режим доступа: http://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-
rf/ekonomicheskaya-teoriya-karla-50475.html
59. Ямбаева Р. Авиация общего назначения [Текст] / Р.Ямбаева // Авиатранспортное обозрение. - 2000. - №26. - С.58
60. Andesen. Business aviation in today's economy. A share holder value perspective//The White Paper Series. - 2001.-№4
61. Aerospace and Technology ''China to open Low-Altitude Airspace for Civilian Aircraft'' 17th November 2010Financial Times "Chinese airspace move excites producers" 17th November 2010]//[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.shanghaiairshow.com/newsletter/1130/newsletter1.htm
62. General Aviation Statistical Databook 2013 & 2014 Industry Outlook: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/(дата обращения: 19.02.2014 г.).
63. GAMA's annual “State of the Industry 2014” presentation held on February 19, 2014: Official site of GAMA. URL: http://www.gama.aero/(дата обращения 19.02.2014 г.).
64. Gary B. Garafalo Business Aviation Access to the World. - EBACE, 2001
65. Global and Chinese General Aviation Industry Report, 2013-2015 by
Wisesoft Co.,Lt: Reserch market. URL:
http://www.researchandmarkets.com/research/6l7t7w/global_and(дата обращения: 04.02.2014 г
66. FAA Aviation Forecasts 2011-2033, U.S. Commercial & Foreign Flag Carriers, TABLE 28, ACTIVE GENERAL AVIATION AND AIR TAXI AIRCRAFT: Official site of FAA https:// www.faa.gov/. (дата обращения: 19.02.2014 г.).
67. Federal Aviation Regulations, Part 23, of February 18, 2014: U.S. Government Printing Office (GPO). URL: http://www.ecfr.gov/(дата обращения: 30.01.2014 г.)
68. Federal Aviation Regulation. Part 91, 121, 135.- USA, 2001
69. McGraw-Hill Dictionary of Aviation: Community Answers).com. URL: http://www.answers.com/topic/small-aircraft(дата обращения: 27.01.2014)
70. Timothy Wong, Guang Yang, Edward Tse. General Aviation in China. Seizing Growth Opportunities// Booz & Company Inc. - Beijing: Printed in Greater China, 2009. Presentation, 12 p.].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ