Уголовно-правовая и криминологическая характеристика хищений автомобилей и иных транспортных средств
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 9
1.1 Ретроспективный анализ хищений автомобилей и иных транспортных
средств 9
1.2 Объективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных
средств 13
1.3 Субъективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных
средств 26
1.4 Сравнительный анализ хищений автомобилей и иных транспортных
средств зарубежных стран 30
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 37
2.1 Современное состояние и тенденции хищений автомобилей и иных
транспортных средств 37
2.2 Причины и условия совершения хищений автомобилей и иных
транспортных средств 44
2.3 Личность преступника, совершившего хищение автомобилей и иных
транспортных средств 51
2.4 Меры по предупреждению хищений автомобилей и иных транспортных
средств 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ВВЕДЕНИЕ 4
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 9
1.1 Ретроспективный анализ хищений автомобилей и иных транспортных
средств 9
1.2 Объективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных
средств 13
1.3 Субъективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных
средств 26
1.4 Сравнительный анализ хищений автомобилей и иных транспортных
средств зарубежных стран 30
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ИНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 37
2.1 Современное состояние и тенденции хищений автомобилей и иных
транспортных средств 37
2.2 Причины и условия совершения хищений автомобилей и иных
транспортных средств 44
2.3 Личность преступника, совершившего хищение автомобилей и иных
транспортных средств 51
2.4 Меры по предупреждению хищений автомобилей и иных транспортных
средств 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Актуальность. В современной России, на фоне развития рыночной экономики, проблема обеспечения права собственности имеет существенное значение. Весьма высокую опасность представляет криминализация общественных отношений. Этому способствуют и негативные количественные и качественные тенденции регистрируемой преступности.
Утверждение рыночных отношений в России, с одной стороны, привело к появлению класса собственников и признанию права собственности одним из важнейших естественных прав человека; а с другой стороны - сопровождается весьма опасным, с криминологической точки зрения, резким имущественным и социальным расслоением населения. Подобные условия, как известно, являются питательной средой для формирования корыстных побуждений, стимулируют криминальное перераспределение собственности. Отрицательные составляющие сложного пути становления новых социально-экономических, политических, культурных и иных общественных отношений проявляются также в спаде производственной активности, недостатках нормативно-правовой базы и других негативных факторах.
Совокупность данных факторов и определяет увеличение количества преступных деяний, непосредственно направленных на отношения собственности.
Согласно статистическим данным за январь-февраль 2016 г. более трети всех зарегистрированных преступлений (41,4 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем, в том числе кражи - 140,6 тыс. (+8,2 %) . За период 2015 г. почти половину всех зарегистрированных преступлений (46,0 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем, в том числе кражи - 996,5 тыс. (+11,7 %) .
Особую тревогу среди населения нашей страны в последнее время вызывают такие посягательства против собственности, как угоны и хищения транспортных средств, да и автотранспортные преступления, которые очень часто связаны между собой. Лица, совершающие данные преступления, вселяют в граждан чувство незащищенности, путем демонстрации пренебрежительного отношения к собственности окружающих, к общепризнанным этическим и правовым нормам поведения.
Общественная опасность угонов и хищений транспортных средств заключается в высоком уровне совершаемых преступлений, их низкой раскрываемости. Например, за январь - декабрь 2015 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 44566 факта краж транспортных средств, а из них раскрыто только 9778 . В 2014 г. зарегистрировано 50175 фактов краж транспортных средств, из них раскрыто 10475. В 2013 г. зарегистрировано 51654 фактов краж транспортных средств, из них раскрыто 10896.
В Челябинской области в 2015 г. зарегистрировано преступлений экономической направленности 2253, что на 0,1 % ниже по сравнению с прошлым годом. В 2014 г. зарегистрировано 2255 преступлений, что на 65,4 % ниже по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. зарегистрировано 6524 преступления экономической направленности, что на 4,4 % выше по
сравнению с предыдущим годом . Как видно из приведенных данных, в 2014 г. произошло резкое снижение показателей зарегистрированных преступлений экономической направленности.
Рост преступности данного вида является основным фактором повышенной обеспокоенности населения за сохранность имущества, принадлежащего им на правах собственности. Не менее важно, что потерпевшему часто очень сложно, или даже невозможно, восстановить потерянное в результате преступного посягательства дорогостоящее имущество - транспортное средство - из-за нестабильности экономических отношений в стране, постоянной инфляции, безработицы.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности работы и необходимости конкретных эмпирических исследований с целью проведения анализа уголовно-правовой и криминологической характеристики хищения автомобилей и иных транспортных средств.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации уголовно-правовых норм, характеризующих хищение
автомобилей и иных транспортных средств.
Предмет исследования - действующее законодательство о хищении автомобилей и иных транспортных средств.
Целью исследования является правовой анализ уголовно-правовой и криминологической характеристики хищений автомобилей и иных транспортных средств.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть уголовно-правовую характеристику хищений автомобилей и иных транспортных средств.
2. Провести ретроспективный анализ хищений автомобилей и иных транспортных средств.
3. Раскрыть объективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных средств.
4. Исследовать субъективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных средств.
5. Провести сравнительный анализ хищений автомобилей и иных транспортных средств зарубежных стран.
6. Дать криминологическую характеристику хищений автомобилей и иных транспортных средств.
7. Охарактеризовать современное состояние тенденций.
8. Выявить причины и условия совершения преступлений.
9. Исследовать личность преступника, совершившего хищение автомобилей и иных транспортных средств.
10. Изучить меры по предупреждению хищений автомобилей и иных транспортных средств.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественного совершенствования отношений, связанных с уголовно-правовой и криминологической характеристикой хищений автомобилей и иных транспортных средств.
В работе также использованы общенаучные методы познания и частнонаучные: исторический и сравнительного правоведения, формально-логический, комплексного исследования, системно-структурный и др.
Нормативную основу исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.
Практическую (эмпирическую) основу составляют материалы судебной практики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты, выводы и предложения, научные положения, сформулированные автором, могут быть использованы в дальнейшей научной разработке затронутых вопросов в целях совершенствования законодательства. Кроме того, содержащиеся в работе предложения могут быть использованы в научно-педагогической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. Структура работы отражает цель и задачи исследования.
Утверждение рыночных отношений в России, с одной стороны, привело к появлению класса собственников и признанию права собственности одним из важнейших естественных прав человека; а с другой стороны - сопровождается весьма опасным, с криминологической точки зрения, резким имущественным и социальным расслоением населения. Подобные условия, как известно, являются питательной средой для формирования корыстных побуждений, стимулируют криминальное перераспределение собственности. Отрицательные составляющие сложного пути становления новых социально-экономических, политических, культурных и иных общественных отношений проявляются также в спаде производственной активности, недостатках нормативно-правовой базы и других негативных факторах.
Совокупность данных факторов и определяет увеличение количества преступных деяний, непосредственно направленных на отношения собственности.
Согласно статистическим данным за январь-февраль 2016 г. более трети всех зарегистрированных преступлений (41,4 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем, в том числе кражи - 140,6 тыс. (+8,2 %) . За период 2015 г. почти половину всех зарегистрированных преступлений (46,0 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем, в том числе кражи - 996,5 тыс. (+11,7 %) .
Особую тревогу среди населения нашей страны в последнее время вызывают такие посягательства против собственности, как угоны и хищения транспортных средств, да и автотранспортные преступления, которые очень часто связаны между собой. Лица, совершающие данные преступления, вселяют в граждан чувство незащищенности, путем демонстрации пренебрежительного отношения к собственности окружающих, к общепризнанным этическим и правовым нормам поведения.
Общественная опасность угонов и хищений транспортных средств заключается в высоком уровне совершаемых преступлений, их низкой раскрываемости. Например, за январь - декабрь 2015 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 44566 факта краж транспортных средств, а из них раскрыто только 9778 . В 2014 г. зарегистрировано 50175 фактов краж транспортных средств, из них раскрыто 10475. В 2013 г. зарегистрировано 51654 фактов краж транспортных средств, из них раскрыто 10896.
В Челябинской области в 2015 г. зарегистрировано преступлений экономической направленности 2253, что на 0,1 % ниже по сравнению с прошлым годом. В 2014 г. зарегистрировано 2255 преступлений, что на 65,4 % ниже по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. зарегистрировано 6524 преступления экономической направленности, что на 4,4 % выше по
сравнению с предыдущим годом . Как видно из приведенных данных, в 2014 г. произошло резкое снижение показателей зарегистрированных преступлений экономической направленности.
Рост преступности данного вида является основным фактором повышенной обеспокоенности населения за сохранность имущества, принадлежащего им на правах собственности. Не менее важно, что потерпевшему часто очень сложно, или даже невозможно, восстановить потерянное в результате преступного посягательства дорогостоящее имущество - транспортное средство - из-за нестабильности экономических отношений в стране, постоянной инфляции, безработицы.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности работы и необходимости конкретных эмпирических исследований с целью проведения анализа уголовно-правовой и криминологической характеристики хищения автомобилей и иных транспортных средств.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при реализации уголовно-правовых норм, характеризующих хищение
автомобилей и иных транспортных средств.
Предмет исследования - действующее законодательство о хищении автомобилей и иных транспортных средств.
Целью исследования является правовой анализ уголовно-правовой и криминологической характеристики хищений автомобилей и иных транспортных средств.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть уголовно-правовую характеристику хищений автомобилей и иных транспортных средств.
2. Провести ретроспективный анализ хищений автомобилей и иных транспортных средств.
3. Раскрыть объективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных средств.
4. Исследовать субъективные признаки хищений автомобилей и иных транспортных средств.
5. Провести сравнительный анализ хищений автомобилей и иных транспортных средств зарубежных стран.
6. Дать криминологическую характеристику хищений автомобилей и иных транспортных средств.
7. Охарактеризовать современное состояние тенденций.
8. Выявить причины и условия совершения преступлений.
9. Исследовать личность преступника, совершившего хищение автомобилей и иных транспортных средств.
10. Изучить меры по предупреждению хищений автомобилей и иных транспортных средств.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессы развития и качественного совершенствования отношений, связанных с уголовно-правовой и криминологической характеристикой хищений автомобилей и иных транспортных средств.
В работе также использованы общенаучные методы познания и частнонаучные: исторический и сравнительного правоведения, формально-логический, комплексного исследования, системно-структурный и др.
Нормативную основу исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.
Практическую (эмпирическую) основу составляют материалы судебной практики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты, выводы и предложения, научные положения, сформулированные автором, могут быть использованы в дальнейшей научной разработке затронутых вопросов в целях совершенствования законодательства. Кроме того, содержащиеся в работе предложения могут быть использованы в научно-педагогической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. Структура работы отражает цель и задачи исследования.
Таким образом, хищение автомобилей и иных транспортных средств является одним из распространенных видов преступлений против собственности в нашей стране. В последние годы прослеживается тенденция снижения раскрываемости данного вида преступлений. Хищения транспортных средств совершаются в основном в форме кражи (ст. 158 УК РФ), в ряде случаев - в форме грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ), и в редких случаях - в форме мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).
Уголовно-правовые проблемы противодействия хищений
транспортных средств имеют место прежде всего при разграничении их от неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - ст. 166 УК РФ. Правильное разграничение смежных составов преступлений имеет большое значение, поскольку этим обеспечивается выполнение важнейших задач российского правосудия - применение наказания в строгом соответствии с законом.
В процессе предварительного расследования необходимо тщательно исследовать цели и мотивы угона транспортного средства и в зависимости от этого квалифицировать совершенное преступление. Так как направленность умысла виновных по объективным признакам не всегда ясно выражается, то субъект преступления, задержанный с поличным, зная, что ответственность за завладение транспортным средством без цели хищения более мягкая, чем за хищение такового, пытается сознательно ввести в заблуждение органы следствия и суда, поясняя, что его умысел был направлен не на хищение, а на временное завладение автотранспортом без цели его хищения. Важно установить, какими стремлениями руководствовался субъект в момент покушения на преступление и непосредственно при хищении транспортного средства. Если хищение транспортного средства или его отдельных частей и деталей в пользу виновного или других лиц, то преступление считается оконченным с момента, когда имущество изъятое и виновный имеет реальную возможность им воспользоваться или распорядиться по своему усмотрению.
В целях устранения проблем при квалификации хищений и угонов транспортных средств предлагается дополнить Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27 декабря 2002 г. разъяснениями вопросов разграничения хищений и угонов автотранспорта и правил квалификации этих преступлений.
Обращает на себя внимание несоразмерность установленных наказаний за рассматриваемые преступления. Действующее законодательство сблизило по своим характеристикам составы простой кражи и угона без квалифицирующих признаков и предусмотренное за их нарушение наказание. Однако санкции за квалифицированные виды угона автотранспорта ниже санкций, предусмотренных в статьях о грабеже и разбое, где предметом данного преступления будет являться автотранспорт.
Между тем общественная опасность угонов, в особенности совершаемых с применением насилия, ничуть не меньше названных преступлений. Поэтому мы считаем целесообразным увеличить пределы допустимого назначения наказания за квалифицированные способы угона автотранспорта, в особенности совершаемых с применением насилия.
По нашему мнению, назрела необходимость в УК РФ новой специальной нормы, предусматривающей ответственность,
предусматривающей ответственность за хищение автотранспорта. Необходимость в этом обуславливается тем, что транспортное средство как предмет преступления является специфическим, автомобиль, а также любое механическое транспортное средство, представляет собой источник повышенной опасности. кроме того, автотранспорт имеет статус ценного имущества. Стоимость любого похищенного транспортного средства является всегда высокой. Собственникам или иным владельцам в большинстве случаев наноситься значительный или крупный ущерб. Поэтому возникает необходимость о выделении такого предмета хищения, как автотранспорт, в отдельную специальную норму, которая закрепляла бы ответственность за хищение автомобиля или иного транспортного средства в виду особой ценности похищаемого предмета.
Норма, устанавливающая ответственность за хищение автотранспорта, должна существовать в Уголовном кодексе, несмотря на то, что данное деяние подпадает под действие общих норм, предусматривающих ответственность за хищение имущества. Мы считаем, что новая статья, устанавливающая ответственность за хищение автотранспорта, должна быть включена в главу 21 «преступления против собственности» номер статьи 166 1, название статьи - «Хищение автомобиля или иного транспортного средства», статья должна предусматривать в зависимости от формы хищения, способа совершенного общественно опасного деяния, размера причиненного вреда квалифицированные и особо квалифицированные виды с соответствующими более строгими санкциями. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, пресечению, раскрытию, а также расследованию угонов и хищений транспортных средств.
Пленуму Верховного Суда РФ при пересмотре постановления по делам данной категории следовало бы определить критерии разграничения хищений транспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения. Например, представляется целесообразным привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования транспортным средством; передача виновным транспортного средства в пользование иным лицам; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение транспортным средством.
Одна из социальных причин преступности, в том числе угонов и хищений транспортных средств, кроется в ошибках воспитания человека в современных условиях. Большой урон формированию нравственных основ личности, его идеалов, взглядов на жизнь наносит, на наш взгляд, резкий переход от одной крайности в другую, в первую очередь в идеологии и политике. Представляется важным упразднить процесс коммерциализации культуры, науки, образования. Успешная борьба с отрицательными социальными явлениями невозможна без широкой государственной поддержки этих отраслей. Без культуры, науки, образования невозможно обеспечить формирование общей и правовой культуры населения. На государственном уровне необходимо запретить выпуск и тем более распространение литературы, видео, - кинофильмов пропагандирующих насилие, порнографию, криминальный образ жизни. Существенную роль в предупреждении преступности граждан играет их нравственное воспитание, направленное на формирование необходимых моральных понятий и убеждений, высоких моральных качеств, воспитание чувства долга, ответственности, воспитание правильного понимания сущности духовной и физической красоты человека и умения правильно соотносить эти два элемента в требованиях к собственному поведению и поведению других людей, важно использовать в этих целях отечественные политико-правовые традиции.
К организационно-техническим мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств можно отнести следующие мероприятия:
1) обязательное оборудование транспортных средств необходимым минимумом противоугонных устройств и маркировка отдельных узлов и агрегатов транспортных средств в целях повышения их уровня противоугонной технической оснащенности;
2) увеличение количества платных охраняемых стоянок и парковок транспортных средств с доступными ценами для большинства населения за предоставление услуг;
3) разработка и осуществление серии телепередач по вопросам использования технических средств для охраны транспортных средств и мест их содержания, организации охраны автостоянок, таким образом, общесоциальные меры предупреждения угонов и хищений транспортных средств должны включать в себя комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами.
Следует отметить, что в условиях крупного города водители, пользуясь услугами охраняемых стоянок, гаражей, паркингов, надежно защищают транспортные средства от хищений. Факты хищения транспортных средств из вышеперечисленных мест случаются значительно реже, чем с неохраняемых территорий. В связи с этим следует принять такие профилактические меры технического характера, как:
- меры безопасности, затрудняющие совершение преступлений, укрепления гаражей и других мест хранения транспорта вплоть до разработки специальных строительных стандартов безопасности;
- меры, способные снизить заинтересованность у потенциальных правонарушителей в совершении данной категории преступлений, путем совершенствования маркировки выпускаемого транспортного средства, а также путем увеличения осознаваемой преступником угрозы разоблачения с помощью расширения различных форм наблюдения. Реализация этих мер потребует повышения уровня технической защищенности транспортного средства и совершенствования деятельности субъектов такого предупреждения.
Уголовно-правовые проблемы противодействия хищений
транспортных средств имеют место прежде всего при разграничении их от неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) - ст. 166 УК РФ. Правильное разграничение смежных составов преступлений имеет большое значение, поскольку этим обеспечивается выполнение важнейших задач российского правосудия - применение наказания в строгом соответствии с законом.
В процессе предварительного расследования необходимо тщательно исследовать цели и мотивы угона транспортного средства и в зависимости от этого квалифицировать совершенное преступление. Так как направленность умысла виновных по объективным признакам не всегда ясно выражается, то субъект преступления, задержанный с поличным, зная, что ответственность за завладение транспортным средством без цели хищения более мягкая, чем за хищение такового, пытается сознательно ввести в заблуждение органы следствия и суда, поясняя, что его умысел был направлен не на хищение, а на временное завладение автотранспортом без цели его хищения. Важно установить, какими стремлениями руководствовался субъект в момент покушения на преступление и непосредственно при хищении транспортного средства. Если хищение транспортного средства или его отдельных частей и деталей в пользу виновного или других лиц, то преступление считается оконченным с момента, когда имущество изъятое и виновный имеет реальную возможность им воспользоваться или распорядиться по своему усмотрению.
В целях устранения проблем при квалификации хищений и угонов транспортных средств предлагается дополнить Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» от 27 декабря 2002 г. разъяснениями вопросов разграничения хищений и угонов автотранспорта и правил квалификации этих преступлений.
Обращает на себя внимание несоразмерность установленных наказаний за рассматриваемые преступления. Действующее законодательство сблизило по своим характеристикам составы простой кражи и угона без квалифицирующих признаков и предусмотренное за их нарушение наказание. Однако санкции за квалифицированные виды угона автотранспорта ниже санкций, предусмотренных в статьях о грабеже и разбое, где предметом данного преступления будет являться автотранспорт.
Между тем общественная опасность угонов, в особенности совершаемых с применением насилия, ничуть не меньше названных преступлений. Поэтому мы считаем целесообразным увеличить пределы допустимого назначения наказания за квалифицированные способы угона автотранспорта, в особенности совершаемых с применением насилия.
По нашему мнению, назрела необходимость в УК РФ новой специальной нормы, предусматривающей ответственность,
предусматривающей ответственность за хищение автотранспорта. Необходимость в этом обуславливается тем, что транспортное средство как предмет преступления является специфическим, автомобиль, а также любое механическое транспортное средство, представляет собой источник повышенной опасности. кроме того, автотранспорт имеет статус ценного имущества. Стоимость любого похищенного транспортного средства является всегда высокой. Собственникам или иным владельцам в большинстве случаев наноситься значительный или крупный ущерб. Поэтому возникает необходимость о выделении такого предмета хищения, как автотранспорт, в отдельную специальную норму, которая закрепляла бы ответственность за хищение автомобиля или иного транспортного средства в виду особой ценности похищаемого предмета.
Норма, устанавливающая ответственность за хищение автотранспорта, должна существовать в Уголовном кодексе, несмотря на то, что данное деяние подпадает под действие общих норм, предусматривающих ответственность за хищение имущества. Мы считаем, что новая статья, устанавливающая ответственность за хищение автотранспорта, должна быть включена в главу 21 «преступления против собственности» номер статьи 166 1, название статьи - «Хищение автомобиля или иного транспортного средства», статья должна предусматривать в зависимости от формы хищения, способа совершенного общественно опасного деяния, размера причиненного вреда квалифицированные и особо квалифицированные виды с соответствующими более строгими санкциями. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, пресечению, раскрытию, а также расследованию угонов и хищений транспортных средств.
Пленуму Верховного Суда РФ при пересмотре постановления по делам данной категории следовало бы определить критерии разграничения хищений транспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения. Например, представляется целесообразным привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования транспортным средством; передача виновным транспортного средства в пользование иным лицам; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение транспортным средством.
Одна из социальных причин преступности, в том числе угонов и хищений транспортных средств, кроется в ошибках воспитания человека в современных условиях. Большой урон формированию нравственных основ личности, его идеалов, взглядов на жизнь наносит, на наш взгляд, резкий переход от одной крайности в другую, в первую очередь в идеологии и политике. Представляется важным упразднить процесс коммерциализации культуры, науки, образования. Успешная борьба с отрицательными социальными явлениями невозможна без широкой государственной поддержки этих отраслей. Без культуры, науки, образования невозможно обеспечить формирование общей и правовой культуры населения. На государственном уровне необходимо запретить выпуск и тем более распространение литературы, видео, - кинофильмов пропагандирующих насилие, порнографию, криминальный образ жизни. Существенную роль в предупреждении преступности граждан играет их нравственное воспитание, направленное на формирование необходимых моральных понятий и убеждений, высоких моральных качеств, воспитание чувства долга, ответственности, воспитание правильного понимания сущности духовной и физической красоты человека и умения правильно соотносить эти два элемента в требованиях к собственному поведению и поведению других людей, важно использовать в этих целях отечественные политико-правовые традиции.
К организационно-техническим мерам предупреждения угонов и хищений транспортных средств можно отнести следующие мероприятия:
1) обязательное оборудование транспортных средств необходимым минимумом противоугонных устройств и маркировка отдельных узлов и агрегатов транспортных средств в целях повышения их уровня противоугонной технической оснащенности;
2) увеличение количества платных охраняемых стоянок и парковок транспортных средств с доступными ценами для большинства населения за предоставление услуг;
3) разработка и осуществление серии телепередач по вопросам использования технических средств для охраны транспортных средств и мест их содержания, организации охраны автостоянок, таким образом, общесоциальные меры предупреждения угонов и хищений транспортных средств должны включать в себя комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами.
Следует отметить, что в условиях крупного города водители, пользуясь услугами охраняемых стоянок, гаражей, паркингов, надежно защищают транспортные средства от хищений. Факты хищения транспортных средств из вышеперечисленных мест случаются значительно реже, чем с неохраняемых территорий. В связи с этим следует принять такие профилактические меры технического характера, как:
- меры безопасности, затрудняющие совершение преступлений, укрепления гаражей и других мест хранения транспорта вплоть до разработки специальных строительных стандартов безопасности;
- меры, способные снизить заинтересованность у потенциальных правонарушителей в совершении данной категории преступлений, путем совершенствования маркировки выпускаемого транспортного средства, а также путем увеличения осознаваемой преступником угрозы разоблачения с помощью расширения различных форм наблюдения. Реализация этих мер потребует повышения уровня технической защищенности транспортного средства и совершенствования деятельности субъектов такого предупреждения.
Подобные работы
- Уголовно-правовая и криминологическая характеристика хищений
автотранспорта и меры по их предупреждению
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КРАЖА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НЕПРАВОМЕРНОЕ
ЗАВЛАДЕНИЕ ИМИ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Угон и хищение автотранспорта: вопросы разграничения составов
преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2016 - Неправомерное завладение автотранспортом без цели хищения (Барнаульский Юридический Инстатут МВД)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Угон и хищение автотранспорта: вопросы разграничения составов
преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНОВ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств по Уголовному кодексу
Российской Федерации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





