Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ

Работа №20086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации учебного сотрудничества младших
школьников 7
1.1 Сущность и содержание понятия учебное сотрудничество младших
школьников 7
1.2 Методика организации учебного сотрудничества младших школьников:
основные способы и формы организации 10
2 Организация учебного сотрудничества младших школьников как результат
освоения программы подготовки бакалавров 17
2.1 Проблема формирования способов учебного сотрудничества младших
школьников у студентов профиля «Учитель начальных классов» 17
2.2 Модель освоения студентами способов организации учебного
сотрудничества младших школьников на основе кейс технологии 21
3 Экспериментальное исследование способов организации учебного
сотрудничества у студентов первого курса 24
3.1 Констатирующий эксперимент: диагностика сформированности
способов организации учебного сотрудничества 24
3.2 Описание экспериментального исследования по формированию
способов учебного сотрудничества у студентов применяя кейс - технологию 27
3.3 Оценка эффективности экспериментального исследования по
формированию у студентов способов организации учебного сотрудничества с младшим школьником 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из профессиональных компетенций будущего педагога является способность организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность с младшими школьниками в контексте ФГОС НОО. При этом особое внимание уделяется учебному сотрудничеству. О том, как организовать учебное сотрудничество на уроках, будущие учителя узнают еще на лекционных занятиях.
Изучение методики учебного сотрудничества в лекционном режиме является неотъемлемой частью обучения будущих учителей. Для того чтобы убедиться на сколько эффективен данный способ, мы провели диагностику среди первых и вторых курсов психолого-педагогического образования профиль «Учитель начальных классов». Студентам предлагались задачи- ситуации, основанные на реальной педагогической практике, в которых нужно было применить способы учебного сотрудничества. Результаты диагностики показали, что больше половины студентов не владеют способами организации учебного сотрудничества.
Актуальность этой проблемы не вызывает сомнений. Основной вектор модернизации профессионального образования направлен в сторону практико-ориентированной подготовки будущих педагогов. Предполагается, что учебная деятельность студентов будет направлена не только на освоение теоретических знаний. Практическая направленность образования будет достигаться следующими методами: метод проблемного обучения; исследовательский метод; интерактивный метод; метод демонстрации и иллюстрации; дискуссия; мастерская; обучающие игры; интерактивная лекция; кейс-стадии; увеличение доли практических занятий и практикумов.
В 2010 г. в Российской Федерации утвержден новый Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентированный на системно-деятельностный подход. Стандарт профессиональной подготовки педагога требует, чтобы педагог в своей деятельности
использовал современные технологии и методики обучения, тем самым обеспечивая становление субъектной позиции ученика, владел деятельностным подходом.
Данная система в 1990-е гг. была представлена В.В. Давыдовым в г. Красноярске и нашла поддержку среди ученых психолого-педагогического факультета (декан В.А. Болотов) Красноярского государственного университета. Она была внедрена в образовательную практику ряда школ, прежде всего Гимназии №1 «Универс» (ранее - школа № 106, первый директор И.Д. Фрумин). При этом основной способ организации обучения - учебное сотрудничество, управление коллективно-распределенной формой организации деятельности[16].
Проблема становления педагога отвечающим всем перечисленным выше требованиям выглядит довольно противоречивой в современной образовательной ситуации. Стандарт начального общего образования ориентирован на системно-деятельностный подход, а большинство высших профессиональных учреждений педагогического образования до сих пор ориентированы на передачу методик преподавания учебных предметов безотносительно к передаче технологий развития детей.
В своей работе мы попытались воссоединить два современных метода обучения, которые направлены не только на приобретения знаний у будущих педагогов, но и на развитие практических умений. Для того чтобы уметь работать в современной начальной школе, учителя должны обладать современными методами работы с детьми, одним из которых является методика учебного сотрудничества.
В связи с этим перед нами появилась задача, каким способом мы можем организовать обучение студентов для того чтобы у них формировались не только знания о методики учебного сотрудничества, но и формировались практические умения? Одним из современных методов обучения студентов является метод кейс-стадии, он активно используется в обучении и имеет практическую направленность.
На основании выше перечисленного мы ставим перед собой следующую цель - формирование способов строить учебное сотрудничество у студентов с использованием кейс технологии в ходе учебной деятельности .
Гипотеза: формирование способов строить учебное сотрудничество с младшим школьником будет успешным если:
1) Содержание кейса будет являться ситуацией взаимодействия педагога и учащихся
2) Кейс будет отражать трудности и ошибки взаимодействия учителя с детьми
3) Студенты будут осуществлять работу по перепроектированию данных ситуаций, применяя методику учебного сотрудничества
Объект: формирование способов учебного сотрудничества у студентов
Предмет: условия освоения способов учебного сотрудничества через кейс технологию
Задачи
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературы по содержанию и способам учебного сотрудничества, по кейс технологии и применении ее в образовании
2. Диагностировать актуальный уровень знаний о способах учебного сотрудничества у студентов 1 курса
3. Применить кейс технологию в образовательном процессе с участием студентов, будущих учителей начальных классов
4. Провести пост-тест с целью выявления эффективности кейс технологии
1 Теоретические основы организации учебного сотрудничества младших школьников
1.1 Сущность и содержание понятия учебное сотрудничество младших школьников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Методика учебного сотрудничества не преподается как академический предмет в институте, но есть множество других предметов, в которых студенты могут изучать данный метод обучения. Так же владение способами и знаниями о учебном сотрудничестве, организации совместной и групповой работы прописаны как образовательные результаты в стандарте профессиональной подготовки педагогов.
В своей работе мы попытались объединить современный метод обучения студентов такой как кейс-технология и методику учебного сотрудничества.
В связи с этим нам было очень важно рассмотреть особенности формирования у студентов способов организации учебного сотрудничества и определить условия их формирования, применяя кейс - технологию как современный метод обучения студентов в ВУЗе. Данная технология позволяет дать место для пробы студентов, перед тем как они придут на реальную педагогическую практику.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу: формирование способов строить учебное сотрудничество с младшим школьником будет успешным если:
1) Содержание кейса будет являться ситуацией взаимодействия педагога и учащихся;
2) Кейс будет отражать трудности и ошибки взаимодействия учителя с детьми;
3) Студенты будут осуществлять работу по перепроектированию данных ситуаций, применяя методику учебного сотрудничества.
Прежде всего, опираясь на теоретические основы были рассмотрены понятия «учебное сотрудничество» и «кейс технология». В своей работе мы использовали понятие учебное сотрудничество в контексте работ Г.А. Цукерман.
Изучив особенности формирования у студентов способов организации учебного сотрудничества с младшим школьником, было выявлено, что такая работа должна строиться с применением современных образовательных технологий.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика сформированности у студентов способов организации учебного сотрудничества с младшим школьником. Было выявлено, что больше половины студентов не умеют применять способы учебного сотрудничества при организации учебной деятельности детей.
Был проведен формирующий эксперимент, в его основе лежат следующие условия организации работы освоения форм учебного сотрудничества:
- при изучении новой формы учебного сотрудничества способ действия должен быть представлен студентами и зафиксирован как алгоритм действий учителя и учащихся;
- в основе работы по освоению форм учебного сотрудничества лежит тренировка и перепроектирование изучаемой педагогической ситуации (проблемы);
- тренировочная работа строиться как построение индивидуальных тренировочных маршрутов на основе определения трудностей каждого из студентов.
Нами были разработаны и апробированы кейсы по освоению способов у студентов учебного сотрудничества с младшим школьником.
Результаты контрольной диагностики доказали эффективность организации занятий по формированию у студентов способов организации учебного сотрудничества с младшим школьником.
Результатом проведенного исследования являются модель организации занятий со студентами. Данная модель позволяет не только освоить способы учебного сотрудничества и изучить методику организации учебного сотрудничества в начальной школе.


1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В., Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова. - М.: Издательство рассказов
А. И., 2004 - 304с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Педагогика, 1983. - т.4ю - 358с.
3. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий: монография / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. - Москва : МГУ, 1968. - 135 с.
4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения: монография / В. В Давыдов. - Москва : Интор, 1996. - 541 с.
5. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.
6. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии - 1992. - №3.
7. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. - 1998. -№1, с.17-24.
8. . Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991. - 192с.
9. Колачикова О.Н. Методические материалы по курсу «Метод кейс- стади». - Томск 2012
10. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.
11. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 29.12.2012. № 273-Ф3. - Москва : Эксмо, 2012. - 141 с.
12. Практикум по курсу «Менеджмент» / под. Ред. А.И. Наумова., - М.: Гардарика, 1998 г.
13. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютера, №13¬15, 2000г.
14. Репкин, В.В., Репкина. Н.В. Что такое развивающее обучение - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. - 140 с.
15. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов .
- Иежевск, 2013
16. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Case Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации», Красноярск, май 2000 г.
17. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: M. - сборник «Инновации в российском образовании», ВПО, 2000г.
18. Смолянинова О.Г. Практико-ориентированная подготовка бакалавров по направлению «психолого педагогическое образование», профиль «Учитель начальных классов»: практико-ориентированная монография / О.Г. Смолянинова, В.В. Коршунова, А.К. Лукина, З.У. Колокольникова, А.Ф. Лузакова. - Красноярск : СФУ, 2015
19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. -Томск: Пеленг, 1993.-263с.
20. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? -М.: Просвещение, 1985. -189с.
21. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.
22. Derek Abell, What Makes a Good Case?, - ECCH AUTUMN/FALL 1997,


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ