🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Проблемы адаптации молодых специалистов правоохранительных органов к трудовой деятельности

Работа №200710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ 11
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1 Понятие, сущность и виды трудовой адаптации. 11
1.2 Сущность и содержание адаптации специалистов к службе в 15
правоохранительных органах
1.3 Психологическая подготовка как необходимый элемент 21
адаптации специалистов
2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 28
УСПЕШНОГО ОПЫТА АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Нормативная регламентация профессиональной деятельности 28
специалистов правоохранительных органов
2.2 Профессиональные требования к кадрам органов внутренних дел
2.3 Успешный отечественный опыт адаптации молодых 42
специалистов правоохранительных органов к трудовой деятельности
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 56
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (на примере МО МВД России «Ирбитский»)
3.1 Анализ специфики деятельности МО МВД России «Ирбитский» 56
3.2 Оценка психофизиологического состояния молодых специалистов 59
правоохранительных органов в период адаптации
3.3 Проект «Модернизация системы адаптации молодых 66
специалистов правоохранительных органов к профессиональной
деятельности в первый год службы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Мотивация профессионального выбора (тест) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета кандидата на службу в ОВД 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика эмоционального выгорания личности 94


Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о неослабевающем интересе отечественных и зарубежных исследователей к состоянию правоохранительных органов Российской Федерации, их способности противостоять современным угрозам и вызовам, обеспечивать безопасность общества и государства, права и свободы граждан от противоправных посягательств.
Органы внутренних дел - это группа, обладающая определенной структурой функций, ролей, статусов, включающей в себя оформленные условия поведения, деятельности, личностных проявлений. Поэтому основой социального поведения в такой группе являются отраженные в сознании нормы организации и деятельности личности в нормированных пределах.
Социальная адаптация в органах внутренних дел подразумевает не формальное «присутствие», а реальную включённость в деятельность организации, что не подразумевает под собой конформизм, как одну из стратегий адаптации. Успешным процессом социальной адаптации специалиста, поступившего на службу в МВД, будет являться его интеграция в новую для него систему отношений и правил, полное слияние с этой системой. Это накладывает на поведение личности определенные ограничения, связанные с переходом к более регламентированным отношениям, самостоятельности и системе подчинения. Успешный процесс адаптации приводит к тому, что новые нормы в той или иной степени начинают управлять поведением индивида и обеспечивают контекст для его ценностей, отношений, установок, что находит отражение, прежде всего, в хорошей успеваемости, дисциплине, хороших отношениях с товарищами по службе и начальством. Если же вновь поступивший на службу специалист не может включиться в ведущую деятельность, не может принять новую для него социальную роль, не оправдывает ожидаемых стандартов поведения, переживает состояние изолированности, то в таком случае можно констатировать дезадаптированность к условиям службы в органах внутренних дел.
В настоящий момент многие поступившие на службу в органы внутренних дел демонстрируют ту или иную степень дезадаптированности, особенно на ранних сроках службы. В этой связи возникает необходимость в формулировании чётких критериев социальной адаптации и оказании помощи молодым специалистам правоохранительных органов во время данного процесса.
Степень разработанности проблемы: в настоящее время тема адаптации молодых специалистов правоохранительных органов интересует многих психологов, особенно тех, которые занимаются своей деятельностью в структуре МВД. Их работы опираются непосредственно на нормативно-правовые акты, постановления, законы. Проблема адаптации молодых специалистов раскрыта в трудах таких исследователей как: В.Я. Осенников, О.А. Ровенских, О.Н. Степанова, В.Н. Шляпников, А.Г. Михайлов, В.Т. Ащепков, Н.Н. Белозерова, Ф.Б. Березин, И.Н. Бобровничий, В.Ю. Верещагин, И.М. Владимирова, Н.А. Горбач, Т.П. Ивченко, А.М. Ксенофонтов, А.С. Петрова, О.Ю. Свергун.
Объект исследования: специалисты органов внутренних дел, которые только что, либо недавно приступили к выполнению служебных обязанностей.
Предмет исследования: процессы профессиональной адаптации молодых специалистов органов внутренних дел.
Целью данной работы является изучение механизмов и разработка системы методов для повышения эффективности трудовой адаптации молодых специалистов органов внутренних дел на начальном этапе службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
1) определить понятие трудовой адаптации для молодых специалистов;
2) разобраться в особенностях трудовой адаптации специалистов правоохранительных органов;
3) проанализировать нормативно-правовую базу, на основе которой выстраивается работа специалистов в органах внутренних дел;
4) изучить успешный практический опыт адаптации молодых специалистов правоохранительных органов;
5) дать оценку психологического и физиологического состояния специалистов на основе практического опыта;
6) разработать проект модернизации системы адаптации молодых специалистов правоохранительных органов к профессиональной деятельности в первый год службы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профессиональная адаптация специалистов правоохранительных органов рассматривается нами с различных ракурсов: в контексте формирования иного социального статуса, освоения иной социальной роли, изменения существующих и присвоения других личностных и профессиональных ценностей, приобщения к традициям профессиональной деятельности и осознание их значения и роли в профессиональном становлении сотрудника в качестве специалиста в своей области. Это единый реальный взаимообусловленный процесссоциальной, психологической, профессиональной, физиологической включенности сотрудника в профессиональную деятельность, где у него существует возможность профессионального становления. В этом процессе происходит осмысление и принятие профессиональных ценностей деятельности, а также вхождение в отношения с коллективом, которые отличаются от тех, которые существуют в гражданских организациях.
В нашем исследовании адаптация личности специалиста правоохранительных органов к трудовой деятельности является фундаментом всей его дальнейшей профессиональной деятельности. Это процесс привыкания специалиста к внутренним и внешним условиям работы в правоохранительных органах Российской Федерации, потребностям и нормам новой профессиональной среды, формирования новых социальных связей в коллективе и за его пределами. Так же в процессе адаптации у специалистов формируются новые качества, которые отвечают требованиям, предъявляемым условиями трудовой деятельности, происходит становление моральных установок и смена сознания под влиянием таких факторов, как законность, правомерность и правосознание.
Происходит адаптация как специалиста к новой для него трудовой среде, так и трудовой среды к специалисту, поскольку он трансформирует её в зависимости от степени собственных индивидуальных особенностей. Идет адаптация как специалиста к начальствующему составу и коллективу, так начальствующего состава и коллектива к нему.
Профессиональную адаптацию мы рассматриваем как в психологическом, так и в физиологическом ключе, поскольку оба эти фактора являются ключевыми для специалиста правоохранительных органов. От психического состояния зависит, сможет ли специалист грамотно выполнять свои обязанности, связанные с взаимодействием с различными категориями населения, в том числе лицами, уличенными в преступной деятельности, и лицами, являющимися потерпевшими. От физического же состояния специалиста зависит степень успешности его профессиональной деятельности в целом, поскольку эта деятельность предполагает работу сутками, выезды на места происшествий, задержание и заключение под стражу лиц, уличенных в преступной деятельности. Поэтому в ходе адаптационного периода важно уделять одинаковое внимание психологическому и физическому здоровью специалистов.
На практике выделяют несколько категорий специалистов, нуждающихся в повышенном психологическом внимании:
- специалисты, имеющие по результатам профессионального отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности;
- специалисты с низкими адаптационными способностями;
- специалисты, находящиеся в неудовлетворительном морально-психическом состоянии;
- специалисты, склонные к аддитивному поведению;
- специалисты, допустившие грубые либо неоднократные нарушения дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что молодые специалисты правоохранительных органов, вновь принятые на службу в органы внутренних дел, являются категорией повышенного социального риска, поскольку они ежедневно подвергаются воздействию различных негативных факторов в своей профессиональной деятельности. Эти факторы являются психологическими (работа, связанная с повышенным стрессом) и физиологическими (ранения, практическое отсутствие отдыха, ежедневное столкновение с негативом). В связи с этим целесообразным является изучение процесса адаптации молодых специалистов правоохранительных органов и разработки программы для улучшения уже имеющихся методик.
Основные выводы по данной работе могут быть применены как для совершенствования систем адаптации молодых специалистов, так и для контроля состояния уже состоявшихся специалистов в системе правоохранительных органов. Теоретические положения могут быть использованы в своих разработках специалистами кадровых подразделений органов внутренних дел, а также штатными специалистами по социальной работе, либо психологами.



1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 5.04.1995.
2Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.
ЗПостановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1О Декларации прав и свобод человека и гражданина // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1865
4Конвенция о защите прав человека и основных свобод// Собрание законодательства РФ. 8 января 2001 г. № 2. Ст. 163.
5Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // Издательство: Мн.: Дикта, - 2009.
6Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания // Серия Европейских Договоров № 126.
7Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российские вести» от 25.12.1993 г.
8 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
9 Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ //
Российская газета, № 95, 06.05.2015.
10 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Российская газета, № 275, 07.12.2011.
11Указ Президента от 24 декабря 2009 г. №1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». // Российская газета, № 275, 07.12.2011.
12Проект постановления Правительства РФ «О порядке профессионально-психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». // Российская газета, № 275, 07.12.2011.
13 Васильев, В.Л.Юридическая психология. - СПб, 2009. - 608 с.
14 Соколов,Н.Я. Профессиональное правосознание юристов. - СПб, 2010.
15Выступление Министра внутренних дел России генерал армии Нургалиева Р. на встрече с личным составом Главного управления МВД России по г. Москве. // Еженедельная газета «Петровка, 38», №20, 12.06.2018.
16Маркина, Э.В. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. «Образование и право». // Научно-правовой журнал №2(6) февраль 2010г.
17 Алексеев, А.А. Мотивационные аспекты проблем комплектования органов внутренних дел Российской Федерации. //Вестник кадровой политики, №2(14) 2011.
18Ровенских, O.A. Влияние гендерных различий на процесс адаптации сотрудников ПО ФСБ РФ к профессиональной деятельности: учебное пособие/ О.А. Ровенских. - Калининград: Издательство БГАРФ, 2010. - 160 с.
19 Фомин, А.Я. Педагогическое сопровождение социально-профессиональной адаптации военнослужащих, призванных на военную службу по контракту: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Я. Фомин. - Ярославль, 2007. - 228 с.
20 Осенников, В.Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Я. Осенников. - Челябинск, 1999. - 23 с.
21Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ГУК МВД РФ, 2013.
22 Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России [от 28 декабря 2010 г. № 555]
23 Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / [Ю.В. Бессонова, В.А. Бодров, И.И. Ветрова и др.]; под общ.ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: ИП, 2011. - 511 с.
24 Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России [от 11 апреля 2007 г. № 73].
25 Прохоров, Ю.И. Психологические аспекты наставничества / Ю.И. Прохоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - № 1 (7).
26Михайлов А.Г.; Педагогические условия адаптации сотрудников к службе в правоохранительных органах в процессе профессиональной подготовки: диссертация. / Чебоксары, 2015 - 187 с.
27 Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ГУК МВД РФ, 2013.
28 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. - Москва: Педагогика, 1980. - 288 с.
29Арзамаскин, Ю.Н. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России/ Ю.Н. Арзамаскин, Л.А. Бублик. -М.: ВУ, 2012. - 346 с.
30Ащепков, В.Т. Основы профессиональной адаптации: Краткий спецкурс/ В.Т. Ащепков. - Армавир: КФ МАНПО, 2014. - 30 с.
31 Барабанщиков, A.B. Военно-педагогическая диагностика (теория, опыт, проблемы) / А.В. Барабанщиков, П.П. Дерюгин. - М.: ТАВС, 2005. - 108 с.
32Баркова, Н.П. Психолого-физиологические характеристики человека в условиях трудовой деятельности / Н. П. Баркова, О.П. Фролова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-т, 2005. - 116 с.
ЗЗБатаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев - СПб: Питер, 2006. - 175 с.
34 Белозерова, Н.Н. Особенности психологической адаптации
военнослужащих к экстремальным условиям несения службы: дис канд. психол. наук. - Ставрополь, 2005. - 226 с.
35 Бережная, И.Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: психолого-педагогическое сопровождение: монография / И. Ф. Бережная, Л.Н. Мотунова. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 310 с.
36 Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - М.: Наука, 1988. - 267 с.
37 Бобровничий, И.Н., Педагогические условия профессиональной адаптации участковых уполномоченных милиции: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - Барнаул, 2001- 208 с.
38 Богатырева, О.О. Личностные факторы профессиональной самореализации: дис. канд. психол. наук / О.О. Богатырева. - М., 1992.-184 с.
39 Брыков, Д.А. Организация работы с кадрами уголовно-исполнительной системы: дис. канд. юрид. наук: 12.00.11 - Рязань, 2004- 191 с.
40 Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В. Ю. Верещагин. - Владивосток, 2008. - 164 с.
41 Владимирова, И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно¬медицинском вузе: дис. канд. психол. наук. - СПб, 2001. - 346 с.
42 Г орбач, Н.А. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД / Н.А. Горбач, В. А. Матросов, В.С. Ткаченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. - № 2 (8).
43 Гурьянов, Ю.Н. Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих войск и органов Пограничной службы Российской Федерации: дис. д-ра психол. наук. - Москва, 2003. - 340 с.
44 Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников ГПС МВД России: метод.пособие. - М.: ВНИИПО, 1999.
45 Диденко, И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.02. - Ростов-на-Дону, 2007. - 229 с.
46 Дорфман, Ю.Р. Оценка и оптимизация адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к условиям военно- профессиональной деятельности: дис. канд. мед. наук. - Саратов, 2008. - 226 с.
47 Жмыриков, А.Н. Диагностика социально-психологической
адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения / А.Н. Жмыриков: автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1989. - 15с
48 Закирова, Т.И. Педагогические условия профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации:дис. канд. пед. наук: 13.00.08 - Йошкар-Ола, 2007
49 Зозуля, Г.А. Развитие профессиональной адаптации и психологической готовности молодых сотрудников отряда особого назначения к действиям в экстремальных ситуациях / Г.А. Зозуля // Психодиагностика в правоохранительных органах. - 2011. - № 4. - С. 14 - 20.
50 Ивченко, Т.П. Адаптационные ресурсы обучения молодых специалистов в условиях производственно-профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2007. - 255 с.
51 Идобаева, О.А. Психологическое сопровождение развития личности на различных этапах профессионализации: монография / О.А. Идобаева. - М.: Эко-Пресс, 2011. - 170 с.
52 Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
53 Ильясова, Э.Н. Психодиагностика персонала: теория и практика: учебное пособие / Э.Н. Ильясова. - Стерлитамак: СГПА, 2011. - 361 с.
54 Ксенофонтов, А.М. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности / А.М. Ксенофонтов, И.И.Беликов, И.А. Новикова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 54 - 57.
55 Капшук, О.Н. Этика и психология делового общения руководителя и подчиненного / О.Н. Капшук. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 219 с.
56 Караваев, А.Ф. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД / А.Ф. Караваев, Е.А. Скиданов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4 (39). - С. 32 - 38.
57 Ксенофонтов, А.М. Психологическая адаптация сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности / А.М. Ксенофонтов, И.И.Беликов, И.А. Новикова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 54 - 57.
58 Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации/ П.С. Кузнецов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. - 258 с.
59 Мальцев, А.В. Организационная адаптация как общественное явление и социальная категория / А.В. Мальцев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2007 - № 3 (55), т. 2. - С. 124.
60Мухаметжанов А.М. Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Умер Ф.У., Жиенбаева К.М. Актуальные вопросы адаптации военнослужащих срочной службы к военно - профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования . - 2013. - № 7-2. - С. 436-439.
61 Петрова, А.С. Профессиональная адаптация молодых специалистов ОВД: понятие и пути совершенствования / А.С. Петрова, М.А. Шелепова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 3. - С. 29 - 33.
62 Осинцева, А.В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А.В. Осинцева, О.В. Гарманова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4 (39).
63 Порошина, А.А. Психологическое сопровождение сотрудников ОВД / А.А. Порошина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 2.
64 Практическая психодиагностика: Методики и тесты: учебное пособие / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2007. - 668 с.
65 Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников - М.: Академия, 2008. - 345 с.
66 Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.- сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 495 с.
67 Ровенских, O.A. Психолого-педагогические особенности периода адаптации молодых сотрудников пограничных органов ФСБ России к условиям военной службы: учебное пособие для курсантов пограничных институтов. - Калининград: Издательство БГАРФ, - 2009. - 153 с.
68 Ромашкин, К.А. Повышение эффективности педагогической диагностики суицидального поведения военнослужащих по призыву в частях космических войск: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 . - Москва, 2010. - 197 с.
69 Свергун, О.Ю. Адаптация к новой должности / О.Ю. Свергун // Справочник кадровика. - 2011. - № 4. - С. 129 - 132.
70 Смирнов, В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов/ В.Н. Смирнов. - М., 2012. - С. 111- 120.
71 Степанова, О.Н. Психологические средства адаптации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.06. - Рязань, 2013- 23 с.
72 Суховеева, О.И. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования: автореф. дис. канд. психол. наук / О.И. Суховеева. - Нижний Новгород, 2011. - 25 с.
73 Чернавский, А.Ф. Психосоциальные основы здоровья сотрудников правоохранительных органов / А.Ф. Чернавский // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 1. - С. 58 - 61.
74 Шляпников, В.Н. Роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов / В.Н. Шляпников // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 78 - 90.
75 Фатеев, В.Н. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие под редакцией Т.А. Худяковой. / Челябинск: Изд. ЦентрЮУрГУ, 2014 - 78 с.
76Шмыков, В.И. Социально-профессиональные условия жизнедеятельности сотрудников ОВД / В.И. Шмыков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 3 (42). - С. 13 - 20.
77Capleton, A.C. Assessing exposure in the United Kingdom’s Armed Forces - a review of systems that collect data for exposure assessment / A.C. Capleton, S.D. Short, L. Rushton // J.R. Army Med. Corps. - 2001. - Vol. 147, № 3. - P. 301-398.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ