Проблемы адаптации молодых специалистов правоохранительных органов к трудовой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ 11
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1 Понятие, сущность и виды трудовой адаптации. 11
1.2 Сущность и содержание адаптации специалистов к службе в 15
правоохранительных органах
1.3 Психологическая подготовка как необходимый элемент 21
адаптации специалистов
2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 28
УСПЕШНОГО ОПЫТА АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Нормативная регламентация профессиональной деятельности 28
специалистов правоохранительных органов
2.2 Профессиональные требования к кадрам органов внутренних дел
2.3 Успешный отечественный опыт адаптации молодых 42
специалистов правоохранительных органов к трудовой деятельности
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 56
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (на примере МО МВД России «Ирбитский»)
3.1 Анализ специфики деятельности МО МВД России «Ирбитский» 56
3.2 Оценка психофизиологического состояния молодых специалистов 59
правоохранительных органов в период адаптации
3.3 Проект «Модернизация системы адаптации молодых 66
специалистов правоохранительных органов к профессиональной
деятельности в первый год службы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Мотивация профессионального выбора (тест) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета кандидата на службу в ОВД 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика эмоционального выгорания личности 94
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ 11
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
1.1 Понятие, сущность и виды трудовой адаптации. 11
1.2 Сущность и содержание адаптации специалистов к службе в 15
правоохранительных органах
1.3 Психологическая подготовка как необходимый элемент 21
адаптации специалистов
2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 28
УСПЕШНОГО ОПЫТА АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Нормативная регламентация профессиональной деятельности 28
специалистов правоохранительных органов
2.2 Профессиональные требования к кадрам органов внутренних дел
2.3 Успешный отечественный опыт адаптации молодых 42
специалистов правоохранительных органов к трудовой деятельности
3 ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 56
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (на примере МО МВД России «Ирбитский»)
3.1 Анализ специфики деятельности МО МВД России «Ирбитский» 56
3.2 Оценка психофизиологического состояния молодых специалистов 59
правоохранительных органов в период адаптации
3.3 Проект «Модернизация системы адаптации молодых 66
специалистов правоохранительных органов к профессиональной
деятельности в первый год службы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Мотивация профессионального выбора (тест) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета кандидата на службу в ОВД 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика эмоционального выгорания личности 94
Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о неослабевающем интересе отечественных и зарубежных исследователей к состоянию правоохранительных органов Российской Федерации, их способности противостоять современным угрозам и вызовам, обеспечивать безопасность общества и государства, права и свободы граждан от противоправных посягательств.
Органы внутренних дел - это группа, обладающая определенной структурой функций, ролей, статусов, включающей в себя оформленные условия поведения, деятельности, личностных проявлений. Поэтому основой социального поведения в такой группе являются отраженные в сознании нормы организации и деятельности личности в нормированных пределах.
Социальная адаптация в органах внутренних дел подразумевает не формальное «присутствие», а реальную включённость в деятельность организации, что не подразумевает под собой конформизм, как одну из стратегий адаптации. Успешным процессом социальной адаптации специалиста, поступившего на службу в МВД, будет являться его интеграция в новую для него систему отношений и правил, полное слияние с этой системой. Это накладывает на поведение личности определенные ограничения, связанные с переходом к более регламентированным отношениям, самостоятельности и системе подчинения. Успешный процесс адаптации приводит к тому, что новые нормы в той или иной степени начинают управлять поведением индивида и обеспечивают контекст для его ценностей, отношений, установок, что находит отражение, прежде всего, в хорошей успеваемости, дисциплине, хороших отношениях с товарищами по службе и начальством. Если же вновь поступивший на службу специалист не может включиться в ведущую деятельность, не может принять новую для него социальную роль, не оправдывает ожидаемых стандартов поведения, переживает состояние изолированности, то в таком случае можно констатировать дезадаптированность к условиям службы в органах внутренних дел.
В настоящий момент многие поступившие на службу в органы внутренних дел демонстрируют ту или иную степень дезадаптированности, особенно на ранних сроках службы. В этой связи возникает необходимость в формулировании чётких критериев социальной адаптации и оказании помощи молодым специалистам правоохранительных органов во время данного процесса.
Степень разработанности проблемы: в настоящее время тема адаптации молодых специалистов правоохранительных органов интересует многих психологов, особенно тех, которые занимаются своей деятельностью в структуре МВД. Их работы опираются непосредственно на нормативно-правовые акты, постановления, законы. Проблема адаптации молодых специалистов раскрыта в трудах таких исследователей как: В.Я. Осенников, О.А. Ровенских, О.Н. Степанова, В.Н. Шляпников, А.Г. Михайлов, В.Т. Ащепков, Н.Н. Белозерова, Ф.Б. Березин, И.Н. Бобровничий, В.Ю. Верещагин, И.М. Владимирова, Н.А. Горбач, Т.П. Ивченко, А.М. Ксенофонтов, А.С. Петрова, О.Ю. Свергун.
Объект исследования: специалисты органов внутренних дел, которые только что, либо недавно приступили к выполнению служебных обязанностей.
Предмет исследования: процессы профессиональной адаптации молодых специалистов органов внутренних дел.
Целью данной работы является изучение механизмов и разработка системы методов для повышения эффективности трудовой адаптации молодых специалистов органов внутренних дел на начальном этапе службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
1) определить понятие трудовой адаптации для молодых специалистов;
2) разобраться в особенностях трудовой адаптации специалистов правоохранительных органов;
3) проанализировать нормативно-правовую базу, на основе которой выстраивается работа специалистов в органах внутренних дел;
4) изучить успешный практический опыт адаптации молодых специалистов правоохранительных органов;
5) дать оценку психологического и физиологического состояния специалистов на основе практического опыта;
6) разработать проект модернизации системы адаптации молодых специалистов правоохранительных органов к профессиональной деятельности в первый год службы.
Органы внутренних дел - это группа, обладающая определенной структурой функций, ролей, статусов, включающей в себя оформленные условия поведения, деятельности, личностных проявлений. Поэтому основой социального поведения в такой группе являются отраженные в сознании нормы организации и деятельности личности в нормированных пределах.
Социальная адаптация в органах внутренних дел подразумевает не формальное «присутствие», а реальную включённость в деятельность организации, что не подразумевает под собой конформизм, как одну из стратегий адаптации. Успешным процессом социальной адаптации специалиста, поступившего на службу в МВД, будет являться его интеграция в новую для него систему отношений и правил, полное слияние с этой системой. Это накладывает на поведение личности определенные ограничения, связанные с переходом к более регламентированным отношениям, самостоятельности и системе подчинения. Успешный процесс адаптации приводит к тому, что новые нормы в той или иной степени начинают управлять поведением индивида и обеспечивают контекст для его ценностей, отношений, установок, что находит отражение, прежде всего, в хорошей успеваемости, дисциплине, хороших отношениях с товарищами по службе и начальством. Если же вновь поступивший на службу специалист не может включиться в ведущую деятельность, не может принять новую для него социальную роль, не оправдывает ожидаемых стандартов поведения, переживает состояние изолированности, то в таком случае можно констатировать дезадаптированность к условиям службы в органах внутренних дел.
В настоящий момент многие поступившие на службу в органы внутренних дел демонстрируют ту или иную степень дезадаптированности, особенно на ранних сроках службы. В этой связи возникает необходимость в формулировании чётких критериев социальной адаптации и оказании помощи молодым специалистам правоохранительных органов во время данного процесса.
Степень разработанности проблемы: в настоящее время тема адаптации молодых специалистов правоохранительных органов интересует многих психологов, особенно тех, которые занимаются своей деятельностью в структуре МВД. Их работы опираются непосредственно на нормативно-правовые акты, постановления, законы. Проблема адаптации молодых специалистов раскрыта в трудах таких исследователей как: В.Я. Осенников, О.А. Ровенских, О.Н. Степанова, В.Н. Шляпников, А.Г. Михайлов, В.Т. Ащепков, Н.Н. Белозерова, Ф.Б. Березин, И.Н. Бобровничий, В.Ю. Верещагин, И.М. Владимирова, Н.А. Горбач, Т.П. Ивченко, А.М. Ксенофонтов, А.С. Петрова, О.Ю. Свергун.
Объект исследования: специалисты органов внутренних дел, которые только что, либо недавно приступили к выполнению служебных обязанностей.
Предмет исследования: процессы профессиональной адаптации молодых специалистов органов внутренних дел.
Целью данной работы является изучение механизмов и разработка системы методов для повышения эффективности трудовой адаптации молодых специалистов органов внутренних дел на начальном этапе службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
1) определить понятие трудовой адаптации для молодых специалистов;
2) разобраться в особенностях трудовой адаптации специалистов правоохранительных органов;
3) проанализировать нормативно-правовую базу, на основе которой выстраивается работа специалистов в органах внутренних дел;
4) изучить успешный практический опыт адаптации молодых специалистов правоохранительных органов;
5) дать оценку психологического и физиологического состояния специалистов на основе практического опыта;
6) разработать проект модернизации системы адаптации молодых специалистов правоохранительных органов к профессиональной деятельности в первый год службы.
Профессиональная адаптация специалистов правоохранительных органов рассматривается нами с различных ракурсов: в контексте формирования иного социального статуса, освоения иной социальной роли, изменения существующих и присвоения других личностных и профессиональных ценностей, приобщения к традициям профессиональной деятельности и осознание их значения и роли в профессиональном становлении сотрудника в качестве специалиста в своей области. Это единый реальный взаимообусловленный процесссоциальной, психологической, профессиональной, физиологической включенности сотрудника в профессиональную деятельность, где у него существует возможность профессионального становления. В этом процессе происходит осмысление и принятие профессиональных ценностей деятельности, а также вхождение в отношения с коллективом, которые отличаются от тех, которые существуют в гражданских организациях.
В нашем исследовании адаптация личности специалиста правоохранительных органов к трудовой деятельности является фундаментом всей его дальнейшей профессиональной деятельности. Это процесс привыкания специалиста к внутренним и внешним условиям работы в правоохранительных органах Российской Федерации, потребностям и нормам новой профессиональной среды, формирования новых социальных связей в коллективе и за его пределами. Так же в процессе адаптации у специалистов формируются новые качества, которые отвечают требованиям, предъявляемым условиями трудовой деятельности, происходит становление моральных установок и смена сознания под влиянием таких факторов, как законность, правомерность и правосознание.
Происходит адаптация как специалиста к новой для него трудовой среде, так и трудовой среды к специалисту, поскольку он трансформирует её в зависимости от степени собственных индивидуальных особенностей. Идет адаптация как специалиста к начальствующему составу и коллективу, так начальствующего состава и коллектива к нему.
Профессиональную адаптацию мы рассматриваем как в психологическом, так и в физиологическом ключе, поскольку оба эти фактора являются ключевыми для специалиста правоохранительных органов. От психического состояния зависит, сможет ли специалист грамотно выполнять свои обязанности, связанные с взаимодействием с различными категориями населения, в том числе лицами, уличенными в преступной деятельности, и лицами, являющимися потерпевшими. От физического же состояния специалиста зависит степень успешности его профессиональной деятельности в целом, поскольку эта деятельность предполагает работу сутками, выезды на места происшествий, задержание и заключение под стражу лиц, уличенных в преступной деятельности. Поэтому в ходе адаптационного периода важно уделять одинаковое внимание психологическому и физическому здоровью специалистов.
На практике выделяют несколько категорий специалистов, нуждающихся в повышенном психологическом внимании:
- специалисты, имеющие по результатам профессионального отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности;
- специалисты с низкими адаптационными способностями;
- специалисты, находящиеся в неудовлетворительном морально-психическом состоянии;
- специалисты, склонные к аддитивному поведению;
- специалисты, допустившие грубые либо неоднократные нарушения дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что молодые специалисты правоохранительных органов, вновь принятые на службу в органы внутренних дел, являются категорией повышенного социального риска, поскольку они ежедневно подвергаются воздействию различных негативных факторов в своей профессиональной деятельности. Эти факторы являются психологическими (работа, связанная с повышенным стрессом) и физиологическими (ранения, практическое отсутствие отдыха, ежедневное столкновение с негативом). В связи с этим целесообразным является изучение процесса адаптации молодых специалистов правоохранительных органов и разработки программы для улучшения уже имеющихся методик.
Основные выводы по данной работе могут быть применены как для совершенствования систем адаптации молодых специалистов, так и для контроля состояния уже состоявшихся специалистов в системе правоохранительных органов. Теоретические положения могут быть использованы в своих разработках специалистами кадровых подразделений органов внутренних дел, а также штатными специалистами по социальной работе, либо психологами.
В нашем исследовании адаптация личности специалиста правоохранительных органов к трудовой деятельности является фундаментом всей его дальнейшей профессиональной деятельности. Это процесс привыкания специалиста к внутренним и внешним условиям работы в правоохранительных органах Российской Федерации, потребностям и нормам новой профессиональной среды, формирования новых социальных связей в коллективе и за его пределами. Так же в процессе адаптации у специалистов формируются новые качества, которые отвечают требованиям, предъявляемым условиями трудовой деятельности, происходит становление моральных установок и смена сознания под влиянием таких факторов, как законность, правомерность и правосознание.
Происходит адаптация как специалиста к новой для него трудовой среде, так и трудовой среды к специалисту, поскольку он трансформирует её в зависимости от степени собственных индивидуальных особенностей. Идет адаптация как специалиста к начальствующему составу и коллективу, так начальствующего состава и коллектива к нему.
Профессиональную адаптацию мы рассматриваем как в психологическом, так и в физиологическом ключе, поскольку оба эти фактора являются ключевыми для специалиста правоохранительных органов. От психического состояния зависит, сможет ли специалист грамотно выполнять свои обязанности, связанные с взаимодействием с различными категориями населения, в том числе лицами, уличенными в преступной деятельности, и лицами, являющимися потерпевшими. От физического же состояния специалиста зависит степень успешности его профессиональной деятельности в целом, поскольку эта деятельность предполагает работу сутками, выезды на места происшествий, задержание и заключение под стражу лиц, уличенных в преступной деятельности. Поэтому в ходе адаптационного периода важно уделять одинаковое внимание психологическому и физическому здоровью специалистов.
На практике выделяют несколько категорий специалистов, нуждающихся в повышенном психологическом внимании:
- специалисты, имеющие по результатам профессионального отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности;
- специалисты с низкими адаптационными способностями;
- специалисты, находящиеся в неудовлетворительном морально-психическом состоянии;
- специалисты, склонные к аддитивному поведению;
- специалисты, допустившие грубые либо неоднократные нарушения дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что молодые специалисты правоохранительных органов, вновь принятые на службу в органы внутренних дел, являются категорией повышенного социального риска, поскольку они ежедневно подвергаются воздействию различных негативных факторов в своей профессиональной деятельности. Эти факторы являются психологическими (работа, связанная с повышенным стрессом) и физиологическими (ранения, практическое отсутствие отдыха, ежедневное столкновение с негативом). В связи с этим целесообразным является изучение процесса адаптации молодых специалистов правоохранительных органов и разработки программы для улучшения уже имеющихся методик.
Основные выводы по данной работе могут быть применены как для совершенствования систем адаптации молодых специалистов, так и для контроля состояния уже состоявшихся специалистов в системе правоохранительных органов. Теоретические положения могут быть использованы в своих разработках специалистами кадровых подразделений органов внутренних дел, а также штатными специалистами по социальной работе, либо психологами.
Подобные работы
- Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Программа адаптации к психологическому стрессу в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов как способ профилактики профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Изучение адаптационного потенциала личности сотрудников правоохранительных органов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Совершенствование системы профессиональной адаптации персонала к условиям работы ( на примере ФКУ СИЗО - 1 ГУФСИН России по Красноярскому Краю)
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019



