Совершенствование технологии социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей на базе реабилитационного лагеря «Искорка»
|
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ
РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ 10
1.1 Нормативно-правовая база деятельности социальных служб в процессе
работы с онкобольными детьми и членами их семей 10
1.2 Методы и технологии социальной деятельности в процессе реабилитации
онкобольных детей и членов их семей 14
1.3 Психологические особенности реабилитации онкобольных детей и членов
их семей 25
2 АНАЛИЗ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА И ВЫЯВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СИБЛИНГОВ 36
2.1. Анализ зарубежного опыта реабилитации сиблингов 36
2.3. Проблемы жизнедеятельности семей с онкобольными детьми 60
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ «ИСКОРКА» 64
3.1 Проект клинико-реабилитационный центр санаторно-курортного типа для онкобольных детей и членов их семей 64
3.2. Экономическая составляющая и схема проекта 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ
РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ 10
1.1 Нормативно-правовая база деятельности социальных служб в процессе
работы с онкобольными детьми и членами их семей 10
1.2 Методы и технологии социальной деятельности в процессе реабилитации
онкобольных детей и членов их семей 14
1.3 Психологические особенности реабилитации онкобольных детей и членов
их семей 25
2 АНАЛИЗ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА И ВЫЯВЛЕНИЕ
ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СИБЛИНГОВ 36
2.1. Анализ зарубежного опыта реабилитации сиблингов 36
2.3. Проблемы жизнедеятельности семей с онкобольными детьми 60
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
СЕМЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЛАГЕРЯ «ИСКОРКА» 64
3.1 Проект клинико-реабилитационный центр санаторно-курортного типа для онкобольных детей и членов их семей 64
3.2. Экономическая составляющая и схема проекта 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Актуальность темы, совершенствование технологии социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей на базе реабилитационного лагеря «Искорка», которую мы выбрали для дипломной работы, в настоящий период времени представляет не только академический интерес. В социально-практическом аспекте ее решение очень значимо. По всему миру растет значимость изучения соматопсихическихи психосоматических пропорций при онкологическом заболевании. Изучение влияния социальных и психологических факторов на заболевание и характер протекания болезни, а также на качество жизнедеятельности онкобольных детей и членов их семей. При изучении качества жизни больных, недостаточно уделять внимание лишь степени сохранности физических функций и способностей к активности. Не менее важные социально-психологические аспекты качества жизнедеятельности часто остаются на второстепенной позиции.
Центральную позицию в организации восстановления больного разделяют учреждения онкологического профиля с амбулаторными условиями и оказание помощи семьям по месту жительства, на дому. Такие семьи сталкиваются с рядом проблем, вызванным заболеванием. К проблемам относят: медицинские, юридические, финансовые, психологические, социальные, возникающие из -за формирования специального уклада жизни и функционирования семьи.
Система медико-социальной работы в области онкологии базируется на принципе междисциплинарного подхода к предоставлению помощи больным со злокачественными новообразованиями. Данный принцип рассчитывает на повышение действенности терапии и увеличение качества жизни онкобольных детей и членов их семей, проявление им и их семьям психологической и социальной поддержки при прохождении всех этапов специализированной помощи. Социальная поддержка предоставляется с момента постановки диагноза до полного выздоровления/ремиссии. До периода возвращения данной категории лиц к прошлым социальным условиям путем участия в ходе лечения, диспансерного наблюдения, не только квалифицированных врачей разнообразных профилей и онкологов, но и психологов и специалистов по социальной работе. Система оказания помощи строится на выделении объединенных групп работе с ними по дифференцированным, но отвечающим общим правилам/принципам медико-социальной работы в области онкологии.
Основным объектом внимания медицинской-социальной работы в области онкологии являются больные с онкопатологией. Основным, но не единственным, поскольку семья больного, занимает особое место в команде, которая борется за его жизнь. Семья берет на себя основную часть проблем, таким образом, семья и сама трансформируется в объект защиты социальной службы.
В процессе осуществления работы были использованы следующие методы исследования: анализ теоретических источников, беседы с семьями онкобольных детей и членами их семей, социально-психическое исследование детского коллектива, метод экспертной оценки, наблюдение, анкетирование.
При проведении исследования мы опирались на труды следующих авторов: Бялик М.А. и соавторы в своих исследованиях делали акцент на оказании паллиативной помощи в нашей стране о тенденциях ее развития. Минигалиева в своих трудах освещает вопросы оказания психологической помощи умирающим и членам их семей. Работы Холостовой помогают определить технологии социальной работы, которые можно применить к семье с онкобольным ребенком. Фирсов в своих работах рассматривает психологию социальной работы, основываясь на его трудах можно выделить подходящие методы психосоциальной практики.
Объект исследования - онкобольные дети и члены их семей
Предмет - технологии социальной работы с онкобольными детьми
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию технологии социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
Задачи работы.
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
2. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
3. Выявить проблемы социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
Вопросы по взаимодействию специалистов по социальной работе с онкобольными детьми и членами их семей, является малоизученной в связи с чем можно отметить новизну исследования.
Практическая значимость работы заключается в изучении и анализе методов и приемов социальной работы с семьями с онкобольными детьми, а так же анализ их реабилитации и социализации. Полученные результаты могут применяться для осуществления социальной помощи онкобольным детям и членам их семей.
Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении освящается актуальность выбранной темы, ее новизна. В первой главе разбирается нормативно-правовая база, используемая при работе с онкобольными детьми и членами их семьи. Анализируются методы и приемы социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей, особенности психологической помощи и поддержки таких семей.
Вторая глава включает в себя рассмотрение зарубежного и отечественного опыта в области оказания помощи и поддержки семьям с онкобольными детьми. Оценены проблемы реабилитации и социализации. В третьей главе рассмотрены практические аспекты реабилитации и социализации онкобольных детей и членов их семей. Разработан проект клинико-реабилитационного центра санаторно-курортного типа, на примере детского реабилитационного лагеря «Искорка».
Центральную позицию в организации восстановления больного разделяют учреждения онкологического профиля с амбулаторными условиями и оказание помощи семьям по месту жительства, на дому. Такие семьи сталкиваются с рядом проблем, вызванным заболеванием. К проблемам относят: медицинские, юридические, финансовые, психологические, социальные, возникающие из -за формирования специального уклада жизни и функционирования семьи.
Система медико-социальной работы в области онкологии базируется на принципе междисциплинарного подхода к предоставлению помощи больным со злокачественными новообразованиями. Данный принцип рассчитывает на повышение действенности терапии и увеличение качества жизни онкобольных детей и членов их семей, проявление им и их семьям психологической и социальной поддержки при прохождении всех этапов специализированной помощи. Социальная поддержка предоставляется с момента постановки диагноза до полного выздоровления/ремиссии. До периода возвращения данной категории лиц к прошлым социальным условиям путем участия в ходе лечения, диспансерного наблюдения, не только квалифицированных врачей разнообразных профилей и онкологов, но и психологов и специалистов по социальной работе. Система оказания помощи строится на выделении объединенных групп работе с ними по дифференцированным, но отвечающим общим правилам/принципам медико-социальной работы в области онкологии.
Основным объектом внимания медицинской-социальной работы в области онкологии являются больные с онкопатологией. Основным, но не единственным, поскольку семья больного, занимает особое место в команде, которая борется за его жизнь. Семья берет на себя основную часть проблем, таким образом, семья и сама трансформируется в объект защиты социальной службы.
В процессе осуществления работы были использованы следующие методы исследования: анализ теоретических источников, беседы с семьями онкобольных детей и членами их семей, социально-психическое исследование детского коллектива, метод экспертной оценки, наблюдение, анкетирование.
При проведении исследования мы опирались на труды следующих авторов: Бялик М.А. и соавторы в своих исследованиях делали акцент на оказании паллиативной помощи в нашей стране о тенденциях ее развития. Минигалиева в своих трудах освещает вопросы оказания психологической помощи умирающим и членам их семей. Работы Холостовой помогают определить технологии социальной работы, которые можно применить к семье с онкобольным ребенком. Фирсов в своих работах рассматривает психологию социальной работы, основываясь на его трудах можно выделить подходящие методы психосоциальной практики.
Объект исследования - онкобольные дети и члены их семей
Предмет - технологии социальной работы с онкобольными детьми
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию технологии социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
Задачи работы.
1. Изучить теоретические аспекты социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
2. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
3. Выявить проблемы социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей.
Вопросы по взаимодействию специалистов по социальной работе с онкобольными детьми и членами их семей, является малоизученной в связи с чем можно отметить новизну исследования.
Практическая значимость работы заключается в изучении и анализе методов и приемов социальной работы с семьями с онкобольными детьми, а так же анализ их реабилитации и социализации. Полученные результаты могут применяться для осуществления социальной помощи онкобольным детям и членам их семей.
Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении освящается актуальность выбранной темы, ее новизна. В первой главе разбирается нормативно-правовая база, используемая при работе с онкобольными детьми и членами их семьи. Анализируются методы и приемы социальной работы с онкобольными детьми и членами их семей, особенности психологической помощи и поддержки таких семей.
Вторая глава включает в себя рассмотрение зарубежного и отечественного опыта в области оказания помощи и поддержки семьям с онкобольными детьми. Оценены проблемы реабилитации и социализации. В третьей главе рассмотрены практические аспекты реабилитации и социализации онкобольных детей и членов их семей. Разработан проект клинико-реабилитационного центра санаторно-курортного типа, на примере детского реабилитационного лагеря «Искорка».
Тяжелое заболевания близкого человека резко меняет привычный уклад жизни, особенно если это ребенок. Семейный быт вынужден реадаптироваться к новым, часто пограничным условиям, которые нарушают процесс обычного социального функционирования. Родителям приходиться изменять свои привычные личные поведенческие установки, приоритеты, ценностные ориентации. Главенствующую позицию теперь занимает не собственная карьера, профессиональные навыки, собственные склонности, престижность, а интересы ребенка, болезнь которого носит истощающий характер.
Методы и технологии социальной адаптации семей с онкологическими больными детьми представляют собой систему организованных целенаправленных действий специалистов по социальной работе, направленных на адаптирование семьи создание условий для стабилизации психоэмоционального состояния ребенка и его родителей, столкнувшихся с тяжелой болезнью; создание условий для скорейшего приспособления в социуме детей, преоборовших рак. А также активизацию их внутренних ресурсов, восстановление навыков коммуникации детям, страдающим и перенесшим тяжелые заболевания (в том числе детям - инвалидам), стимулирование творческой и социальной самореализации.
В структуре социальной адаптации онкобольных детей и членов их семей большое значение имеют терапевтические(социально-терапевтические) методы взаимодействия. К ним относят, например: дискуссионную терапию;
интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ); методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. В технологиях социальной работы с такими семьями стоит уделить внимание профилактике девиаций в развитии детей. В проведении мероприятий по реабилитации одного их детей стоит задействовать ресурсы семьи, включая сиблингов. Для семей разрабатываются и индивидуальные планы, и мероприятия для групповых занятий, организуются клубы для поддержки семей с детьми. Это позволяет семье не замыкаться, а расширять сеть социальных связей, что обеспечивает детям более эффективную адаптацию.
Опыт социальной работы при взаимодействии с онкобольными детьми и членами их семей включает в себя два основных направления: социальная работа в медицинских учреждениях; социальная работа в хосписах. Иногда практикуется работа с семьями на дому.
В ходе исследования был проведен анализ литературных источников. Были проанализированы технологии и методики социальной работы с семьями с онкобольными детьми. Найдены факторы определяющие специфику социально-психологической помощи онкобольным детям и членам их семей. Такие семьи относятся к особому типу семей и являются социально и психологически уязвимой группой.
В ходе исследования были выявлены особенности отношений и взаимодействия в семье, столкнувшейся с лечением несущего в себе угрозу жизни заболевания ребенка. Были обнаружены нарушения иерархии в структуре семьи, ощущение эмоциональной дистанцированности, неудовлетворенность детско- родительскими отношениями. Несмотря на четкость положительной динамики внутренней картины болезни у ребенка, перенёсшего заболевание для семьи характерен хаотичный тип адаптации, эмоционально напряженное состояние детей, выраженность агрессии и противоречивых чувств в отношениях с окружающими. Выделенные особенности обуславливают необходимость и актуальность социально-психологической помощи данным семьям.
При работе с такими семьями стоит выделить технологии направленные на профилактику девиации в развитии детей. При составлении мероприятий направленных на реабилитацию стоит учитывать особенности каждого члена семьи и задействовать все их ресурсы. Для семей разрабатываются и индивидуальные планы, и мероприятия для групповых занятий, организуются клубы для поддержки семей с детьми. Это позволяет семье не замыкаться, а расширять сеть социальных связей, что обеспечивает детям более эффективную адаптацию.
В работе был описан проект, направленный на терапевтический отдых как часть механизма социально-психологической реабилитации и адаптации. В результате проведенной работы были сформированы критерии для создания клинико-реабилитационного центра санаторно-курортного типа для онкобольных детей и членов их семей.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что собранные данные в дальнейшем можно будет использовать для воплощения его в жизнь. Данный проект был одобрен директором реабилитационного лагеря «Искорка», и отмечен как инновационный. А также он позволяет по -новому взглянуть на реабилитацию семей с онкобольными детьми,
Методы и технологии социальной адаптации семей с онкологическими больными детьми представляют собой систему организованных целенаправленных действий специалистов по социальной работе, направленных на адаптирование семьи создание условий для стабилизации психоэмоционального состояния ребенка и его родителей, столкнувшихся с тяжелой болезнью; создание условий для скорейшего приспособления в социуме детей, преоборовших рак. А также активизацию их внутренних ресурсов, восстановление навыков коммуникации детям, страдающим и перенесшим тяжелые заболевания (в том числе детям - инвалидам), стимулирование творческой и социальной самореализации.
В структуре социальной адаптации онкобольных детей и членов их семей большое значение имеют терапевтические(социально-терапевтические) методы взаимодействия. К ним относят, например: дискуссионную терапию;
интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ); методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. В технологиях социальной работы с такими семьями стоит уделить внимание профилактике девиаций в развитии детей. В проведении мероприятий по реабилитации одного их детей стоит задействовать ресурсы семьи, включая сиблингов. Для семей разрабатываются и индивидуальные планы, и мероприятия для групповых занятий, организуются клубы для поддержки семей с детьми. Это позволяет семье не замыкаться, а расширять сеть социальных связей, что обеспечивает детям более эффективную адаптацию.
Опыт социальной работы при взаимодействии с онкобольными детьми и членами их семей включает в себя два основных направления: социальная работа в медицинских учреждениях; социальная работа в хосписах. Иногда практикуется работа с семьями на дому.
В ходе исследования был проведен анализ литературных источников. Были проанализированы технологии и методики социальной работы с семьями с онкобольными детьми. Найдены факторы определяющие специфику социально-психологической помощи онкобольным детям и членам их семей. Такие семьи относятся к особому типу семей и являются социально и психологически уязвимой группой.
В ходе исследования были выявлены особенности отношений и взаимодействия в семье, столкнувшейся с лечением несущего в себе угрозу жизни заболевания ребенка. Были обнаружены нарушения иерархии в структуре семьи, ощущение эмоциональной дистанцированности, неудовлетворенность детско- родительскими отношениями. Несмотря на четкость положительной динамики внутренней картины болезни у ребенка, перенёсшего заболевание для семьи характерен хаотичный тип адаптации, эмоционально напряженное состояние детей, выраженность агрессии и противоречивых чувств в отношениях с окружающими. Выделенные особенности обуславливают необходимость и актуальность социально-психологической помощи данным семьям.
При работе с такими семьями стоит выделить технологии направленные на профилактику девиации в развитии детей. При составлении мероприятий направленных на реабилитацию стоит учитывать особенности каждого члена семьи и задействовать все их ресурсы. Для семей разрабатываются и индивидуальные планы, и мероприятия для групповых занятий, организуются клубы для поддержки семей с детьми. Это позволяет семье не замыкаться, а расширять сеть социальных связей, что обеспечивает детям более эффективную адаптацию.
В работе был описан проект, направленный на терапевтический отдых как часть механизма социально-психологической реабилитации и адаптации. В результате проведенной работы были сформированы критерии для создания клинико-реабилитационного центра санаторно-курортного типа для онкобольных детей и членов их семей.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что собранные данные в дальнейшем можно будет использовать для воплощения его в жизнь. Данный проект был одобрен директором реабилитационного лагеря «Искорка», и отмечен как инновационный. А также он позволяет по -новому взглянуть на реабилитацию семей с онкобольными детьми,



