Совершенствование модели социальной работы с неполными семьями
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.1 Неполная семья на фоне кризиса современной семьи 9
1.2 Факторы, формирующие феномен неполной семьи 11
1.3 Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы
неполной семьи 22
2 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ РАБОТЫ 29
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с неполной семьей 29
2.2 Региональный аспект нормативно-правового регулирования социальной
работы с неполными семьями 35
2.3 Организационно-институциональные аспекты социальной работы с
неполными семьями 42
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ
СЕМЬЯМИ 55
3.1 Формы, методы, технологии социальной работы с неполными семьями ... 55
3.2 Разработка социального проекта по профориентации учащихся из
неполных семей 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сведения о неполных семьях по данным Всероссийских
переписей населения 2002 и 2010 гг 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Проект-положение о проведении фестиваля «В мире роботов» 90
1 НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.1 Неполная семья на фоне кризиса современной семьи 9
1.2 Факторы, формирующие феномен неполной семьи 11
1.3 Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы
неполной семьи 22
2 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ РАБОТЫ 29
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с неполной семьей 29
2.2 Региональный аспект нормативно-правового регулирования социальной
работы с неполными семьями 35
2.3 Организационно-институциональные аспекты социальной работы с
неполными семьями 42
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ
СЕМЬЯМИ 55
3.1 Формы, методы, технологии социальной работы с неполными семьями ... 55
3.2 Разработка социального проекта по профориентации учащихся из
неполных семей 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сведения о неполных семьях по данным Всероссийских
переписей населения 2002 и 2010 гг 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Проект-положение о проведении фестиваля «В мире роботов» 90
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья - это важнейший институт социализации подрастающего поколения. Именно в семье формируются основные черты характера человека, его отношения к трудовой деятельности, культурным и моральным ценностям. Семья является социальной средой формирования личности человека, основой в воспитании и психологической поддержке. В современном обществе происходит изменение социальных отношений, что приводит к образованию новых форм семейных отношений. В России проблемы одинокого материнства и отцовства являются важнейшей проблемой государства.
Происходит увеличение числа внебрачных рождений в общей доле рождений, возрастает количество разводов, которые не компенсируются последующим вступлением в брак, в связи с высоким показателем смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет так называемых «гражданских» (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.
Именно поэтому социальные проблемы неполных семей и технологии их решения является актуальными, поскольку все произошедшие изменения в семье ослабили ее традиционные функции . Нарушение регулятивного характера половой морали в распределении обязанностей в семье сделали женщину более ответственной и самостоятельной, что повлияло на ее социальный статус. Женщины участвуют наравне с мужчиной в производственных делах, занимаются бизнесом и предпринимательством, но так же вынуждены выполнять домашние обязанности и воспитывать детей.
Преодоление жизненных затруднений в неполной семье во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей и отцов.
Объектом исследования выступает неполная семья в современном российском обществе.
Предмет исследования - социальная работа с неполными семьями.
Цель данной работы - выстроить и представить к защите модель социальной работы с неполными семьями.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- произвести теоретико-методологический анализ проблем социальной работы с неполными семьями, опираясь на данные контент-анализа научных публикаций за последние 20 лет;
- произвести организационно-правовой анализ проблем социальной работы с неполными семьями, опираясь на результаты содержательного анализа специальной литературы за последние 20 лет;
- обосновать специфику социальной работы с неполными семьями;
- охарактеризовать систему форм, методов, технологий, направлений социальной работы с неполными семьями;
- разработать модель социальной работы с неполными семьями, состоящую из логически взаимосвязанных элементов разного уровня;
- определить жизнеспособность, перспективы реализации данной модели.
Гипотеза: социальная работа с неполными семьями носит бессистемный, фрагментарный характер. Необходим комплексный, многосторонний подход к решению проблем социальной работы с данным специфическим объектом, с опорой на принципы координации и кооперации, взаимодействуя с образовательными, социокультурными, общественными организациями и НКО.
Методологическую основу исследования составили комплекс общенаучных и частно-научных методов познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, логический и др.).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, специалистов по вопросам социальной работы с неполными семьями.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, кодифицированное законодательство, иные федеральные законы, регулирующие сферу социальной защиты, обслуживания неполных семей.
Происходит увеличение числа внебрачных рождений в общей доле рождений, возрастает количество разводов, которые не компенсируются последующим вступлением в брак, в связи с высоким показателем смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет так называемых «гражданских» (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.
Именно поэтому социальные проблемы неполных семей и технологии их решения является актуальными, поскольку все произошедшие изменения в семье ослабили ее традиционные функции . Нарушение регулятивного характера половой морали в распределении обязанностей в семье сделали женщину более ответственной и самостоятельной, что повлияло на ее социальный статус. Женщины участвуют наравне с мужчиной в производственных делах, занимаются бизнесом и предпринимательством, но так же вынуждены выполнять домашние обязанности и воспитывать детей.
Преодоление жизненных затруднений в неполной семье во многом зависит от социальных условий, личностных и духовно-нравственных качеств одиноких матерей и отцов.
Объектом исследования выступает неполная семья в современном российском обществе.
Предмет исследования - социальная работа с неполными семьями.
Цель данной работы - выстроить и представить к защите модель социальной работы с неполными семьями.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- произвести теоретико-методологический анализ проблем социальной работы с неполными семьями, опираясь на данные контент-анализа научных публикаций за последние 20 лет;
- произвести организационно-правовой анализ проблем социальной работы с неполными семьями, опираясь на результаты содержательного анализа специальной литературы за последние 20 лет;
- обосновать специфику социальной работы с неполными семьями;
- охарактеризовать систему форм, методов, технологий, направлений социальной работы с неполными семьями;
- разработать модель социальной работы с неполными семьями, состоящую из логически взаимосвязанных элементов разного уровня;
- определить жизнеспособность, перспективы реализации данной модели.
Гипотеза: социальная работа с неполными семьями носит бессистемный, фрагментарный характер. Необходим комплексный, многосторонний подход к решению проблем социальной работы с данным специфическим объектом, с опорой на принципы координации и кооперации, взаимодействуя с образовательными, социокультурными, общественными организациями и НКО.
Методологическую основу исследования составили комплекс общенаучных и частно-научных методов познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, логический и др.).
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, специалистов по вопросам социальной работы с неполными семьями.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, кодифицированное законодательство, иные федеральные законы, регулирующие сферу социальной защиты, обслуживания неполных семей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что приводит к необходимости разрабатывать комплексные целевые программы и проекты по поддержке семей, по повышению уровня их значимости в обществе. Помимо этого, наблюдаются социально-экономические процессы, приводящие к падению уровня жизни семей, обострению конфликтных ситуаций внутри семьи, и как следствие, к увеличению разводов. Всё это способствует распространению семей с одним родителем, т.е. неполных семей.
В связи с тем, что наблюдается увеличение уровня социальных рисков, возрастает роль социальных учреждений, в которых существующая система пособий и мер социальной поддержки способна уравновесить шаткое положение неполных семей в современном российском обществе. Семья сама по себе, как таковая не может справиться с решением проблем. В своей деятельности в неполной семье социальный работник должен, прежде всего, создать такие условия, при которых бы наилучшим образом создался благоприятный психологический климат в семье, естественным образом поддерживался, продолжал бы развиваться в положительном направлении. Основным механизмом этого решения является социальная работа, реализуемая учреждениями социальной защиты населения.
В целом, на основании проведенного сбора и анализа информации была сформирована модель социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной защиты населения. Исследование показало, что сложившаяся модель социальной работы с неполными семья не идеальна. Можно обозначить основные направления ее совершенствования.
Стоит отметить, что основным недостатком данной системы является то, что помощь неполным семьям выстраивается только по заявительной форме. Решением этой проблемы может стать создание единого реестра неполных семей, где все учреждения, работающие с неполной семьей (УСЗН, центры занятости населения, школа и т.д.), смогут отслеживать ее состояние и оказать помощь без заявительной формы. Это станет межведомственной системой сбора информации о неполных семьях.
В целях улучшения работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей. Необходимо также усиливать меры адресной социальной поддержки родителя, воспитывающего детей в одиночку. Следует разработать механизмы воздействия на рынок труда, создать возможности сочетать родителю свои трудовые обязанности с воспитательными без риска потерять работу.
Следует уделять особое внимание благосостоянию неполной семьи, так как одинокий родитель сам должна нести ответственность за это. Если в неполной семье есть ребенок-инвалид, то семье приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Данную проблему можно решить с помощью реализации проекта «Социальная няня» по всей России. Несколько часов в неделю няня будет присматривать за ребенком из неполной семьи, пока родитель работает, на бесплатной основе или частичной оплате.
Актуальным и необходимым медом совершенствования модели социальной работы с неполными семьями может стать создание отдельных кризисных центров для отцов-одиночек. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы, что и у матерей-одиночек. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. В нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется.
Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расширится.
Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую
Одной из наиболее эффективных мер по поддержке неполных семей сегодня является развитие и законодательное закрепление механизмов привлечения отсутствующего родителя к воспитанию ребенка. Нужно стимулировать ответственность семьи, каждого родителя за воспитание детей. В последние годы наше законодательство способствовало равноправному распределению родительских ролей (была предоставлена возможность распределять отпуск по уходу за ребенком среди всех членов семьи), однако в отношении неполных семей данная проблема не решена.
Нельзя не согласиться с мнением наших специалистов о том, что неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Главное не допускать, чтобы эти объективные трудности и проанализированные в нашей работе социально-психологические особенности неполных семей приводили к негативным последствиям [48].
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что приводит к необходимости разрабатывать комплексные целевые программы и проекты по поддержке семей, по повышению уровня их значимости в обществе. Помимо этого, наблюдаются социально-экономические процессы, приводящие к падению уровня жизни семей, обострению конфликтных ситуаций внутри семьи, и как следствие, к увеличению разводов. Всё это способствует распространению семей с одним родителем, т.е. неполных семей.
В связи с тем, что наблюдается увеличение уровня социальных рисков, возрастает роль социальных учреждений, в которых существующая система пособий и мер социальной поддержки способна уравновесить шаткое положение неполных семей в современном российском обществе. Семья сама по себе, как таковая не может справиться с решением проблем. В своей деятельности в неполной семье социальный работник должен, прежде всего, создать такие условия, при которых бы наилучшим образом создался благоприятный психологический климат в семье, естественным образом поддерживался, продолжал бы развиваться в положительном направлении. Основным механизмом этого решения является социальная работа, реализуемая учреждениями социальной защиты населения.
В целом, на основании проведенного сбора и анализа информации была сформирована модель социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной защиты населения. Исследование показало, что сложившаяся модель социальной работы с неполными семья не идеальна. Можно обозначить основные направления ее совершенствования.
Стоит отметить, что основным недостатком данной системы является то, что помощь неполным семьям выстраивается только по заявительной форме. Решением этой проблемы может стать создание единого реестра неполных семей, где все учреждения, работающие с неполной семьей (УСЗН, центры занятости населения, школа и т.д.), смогут отслеживать ее состояние и оказать помощь без заявительной формы. Это станет межведомственной системой сбора информации о неполных семьях.
В целях улучшения работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей. Необходимо также усиливать меры адресной социальной поддержки родителя, воспитывающего детей в одиночку. Следует разработать механизмы воздействия на рынок труда, создать возможности сочетать родителю свои трудовые обязанности с воспитательными без риска потерять работу.
Следует уделять особое внимание благосостоянию неполной семьи, так как одинокий родитель сам должна нести ответственность за это. Если в неполной семье есть ребенок-инвалид, то семье приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Данную проблему можно решить с помощью реализации проекта «Социальная няня» по всей России. Несколько часов в неделю няня будет присматривать за ребенком из неполной семьи, пока родитель работает, на бесплатной основе или частичной оплате.
Актуальным и необходимым медом совершенствования модели социальной работы с неполными семьями может стать создание отдельных кризисных центров для отцов-одиночек. Как ни странно, но у отцов-одиночек возникают схожие проблемы, что и у матерей-одиночек. Проблемы, связанные с воспитанием детей, организацией собственного времени. В нашей стране не хватает специальных учреждений - кризисных центров для мужчин, поэтому оказание специфической помощи мужчине затрудняется.
Следующим значительным шагом в развитии социальной работы в России будет являться то, что категориальный аппарат социальной работы расширится.
Будут расширены категории и объекты социальной работы, сеть социальных учреждений пройдет модернизацию, как техническую, так и кадровую
Одной из наиболее эффективных мер по поддержке неполных семей сегодня является развитие и законодательное закрепление механизмов привлечения отсутствующего родителя к воспитанию ребенка. Нужно стимулировать ответственность семьи, каждого родителя за воспитание детей. В последние годы наше законодательство способствовало равноправному распределению родительских ролей (была предоставлена возможность распределять отпуск по уходу за ребенком среди всех членов семьи), однако в отношении неполных семей данная проблема не решена.
Нельзя не согласиться с мнением наших специалистов о том, что неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Главное не допускать, чтобы эти объективные трудности и проанализированные в нашей работе социально-психологические особенности неполных семей приводили к негативным последствиям [48].
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ
РИСКА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления деятельности социальных служб по оказанию
социальной помощи монородительским семьям
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Социализация подростков из неполных семей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Социальная работа в школе (на примере МБОУ «Усть-Бакчарская СОШ»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



