Право на достоинство несовершеннолетних
|
Введение
1. Теоретические основы политико-юридической идеи права на достоинство несовершеннолетних 9
1.1 Понятие права на достоинство личности и проблемы определения права
несовершеннолетнего на достоинство 9
1.2 Отражение права несовершеннолетнего на достоинство в Конвенции о
правах ребёнка 22
2 Ювенально-правовые проблемы обеспечения права на достоинство несовершеннолетних и их решение 54
2.1 Право несовершеннолетнего на достоинство в пространстве российского
семейного права 54
2.2 Проблемы осуществления права на достоинство несовершеннолетнего,
оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно¬процессуальных норм 66
2.3 Актуальные проблемы защиты права несовершеннолетнего на достоинство в современном российском государстве, связанные с
формированием его правосознания 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
1. Теоретические основы политико-юридической идеи права на достоинство несовершеннолетних 9
1.1 Понятие права на достоинство личности и проблемы определения права
несовершеннолетнего на достоинство 9
1.2 Отражение права несовершеннолетнего на достоинство в Конвенции о
правах ребёнка 22
2 Ювенально-правовые проблемы обеспечения права на достоинство несовершеннолетних и их решение 54
2.1 Право несовершеннолетнего на достоинство в пространстве российского
семейного права 54
2.2 Проблемы осуществления права на достоинство несовершеннолетнего,
оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно¬процессуальных норм 66
2.3 Актуальные проблемы защиты права несовершеннолетнего на достоинство в современном российском государстве, связанные с
формированием его правосознания 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
Право на достоинство несовершеннолетнего является весьма актуальной темой исследования для современной российской юридической науки. В Российском государстве в последние годы всё больше внимания уделяется вопросам обеспечения российским детям права на жизнь, на развитие, на образование, на счастье, а, следовательно, и на достойное существование. Право ребенка на достоинство необходимо изучать, так как дети - это самое дорогое, что есть в мире взрослых людей. Дети - это будущее не только отдельной семьи, но и будущее нации. Если государство смогло обеспечить право ребенка на достоинство и достойное существование, значит в будущем в таком государстве будут жить достойные люди и значит достоинство такой страны возвысится. В обеспечении права на достоинство каждого ребенка заинтересованы все члены общества.
В последние годы увеличивается количество фундаментальных исследований базовой категории права на человеческое достоинство. Задача обеспечения права на достоинство несовершеннолетнего весьма сложна и требует значительных усилий ученых правоведов-представителей всех отраслей юридического знания.
Российская юридическая наука постоянно обращается к проблемам прав детей. Однако, среди научных публикаций последних лет трудно встретить монографию, целиком посвященную проблемам достоинства несовершеннолетних в праве.
Целью данной работы является исследование права на достоинство ребенка с теоретико-юридической точки зрения, определение актуальных проблем обеспечения этого права и установление возможных путей их решения. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-правовое определение права на достоинство личности;
2. Сформулировать понятие права ребёнка на достоинство;
3. Определить весь спектр, зафиксированных в Конвенции о правах ребёнка, правомочий, связанных с осуществлением права на достоинство;
4. Исследовать отражение права ребенка на достоинство в современном российском семейном праве;
5. Изучить проблемы осуществления права на достоинство несовершеннолетнего, оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм и выявить пути их разрешения;
6. Исследовать актуальные проблемы защиты права ребенка на достоинство в современном российском государстве, связанные с формированием его правосознания и определить пути их решения.
Объектом данного исследования является право несовершеннолетних на достоинство. Предметом же выступают юридические нормы, определяющие это право, и теоретические научные представления, анализирующие это право и эти правовые нормы, методологические и теоретические основы исследования.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания (историзм, системно-структурный, генетический) и частнонаучные методы (статистический, конкретно-социологический). Теоретическую основу магистерской диссертации составляют труды отечественных и зарубежных авторов по теории государства и права, уголовному, уголовно-процессуальному права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практич. пособие / И. Г. Король. - М.: Проспект, 2010. - 160 с..
праву, криминологии, а также психологии, социологии, философии. При написании магистерской диссертации автор опирается на международные нормы и стандарты в сфере прав ребёнка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и иное законодательство и подзаконные акты. В магистерской диссертации использованы разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства, связанного с правами несовершеннолетних.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Право на достоинство несовершеннолетнего - это абсолютная ценность его личности, уважение ребёнка как личности со стороны близких ему людей, воспитателей и всего общества, это нравственное справедливое отношение к ребёнку, формирование у ребёнка уважения к самому себе (самоуважения), это поддержка его в стремлении к снисканию уважения других людей, предполагающее при реализации необходимость уважать других индивидов.
2. Теоретико-правовая наука должна уделить особое внимание исследованию такого феномена, как право ребёнка на достоинство. Уже сегодня ясно, что особая значимость этого вопроса и проведённые научные изыскания позволяют говорить о создании нового научного направления ювенально-правового достоинствоведения, которое должно, прежде всего, изучить функционирование права ребёнка на достоинство в различных отраслевых юридических науках и в различных ветвях права. Прежде всего, новая отрасль должна исследовать особенности функционирования достоинства ребёнка в системе личных неимущественных прав, т.к. практически все они помогают в становлении новой личности.
3. Работа по созданию ювенального достоинствоведения позволила сформировать целый ряд новых научных направлений, занимаясь которыми исследователи-правоведы смогут выработать действенные механизмы защиты прав ребенка. Речь, в частности, идет о международно-правовом ювенальном достоинствоведении, основой которого должна стать сложная система основанных на достоинстве прав ребёнка, уже закрепленных в международных договорах.
4. Право ребенка на достоинство формируется в рамках теории государства и права с использованием уже существующих многочисленных научных изысканий по правовому достоинствоведению, начиная с фундаментальных книг знаменитого теоретика права Николая Антоновича Придворова. Особо важным в этом вопросе является привлечение знаний из сферы гражданского права. Так, в своё время в рамках Красноярской школы личных неимущественных прав была создана наиболее полная система не связанных с имущественными личных прав граждан. На сегодняшний день созрела необходимость, используя теоретические разработки, исследовать каждое из этих личных неимущественных прав применительно к ребёнку. Вероятнее всего, все они могут быть применимы к ребёнку, включая даже такие экзотические, как право на неприкосновенность человеческого генома, и право на личный герб. Таким образом, можно будет говорить о создании гражданско-правового ювенального достоинствоведения.
5. Отражение права на достоинство в Семейном кодексе РФ носит всеобъемлющий характер. Можно сказать, что идею достоинства ребенка содержат, так или иначе, почти все статьи Семейного Кодекса. Однако, в научно-правовых исследованиях зачастую можно встретить утверждение, что в Семейном кодексе Российской Федерации достоинству посвящены лишь 3 статьи: 54, 63 , 65 .
6. Право на достоинство несовершеннолетнего, привлечённого к уголовной ответственности, нуждается в детальном изучении. Российская правовая наука уделяет особое внимание защите достоинства несовершеннолетнего, который оказался в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
7. Преступность несовершеннолетних всегда была и до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных социально-правовых проблем российского общества. Это связано не только с её высоким уровнем, но и с тем, что именно несовершеннолетние в недалёком будущем будут формировать и представлять облик нашего общества. Криминальные же навыки, приобретённые человеком в несовершеннолетнем возрасте, нередко сопровождают его на протяжении длительного времени, если не всей жизни. Неслучайно многочисленные исследования показывают, что значительная доля преступников-рецидивистов свою первую судимость получили именно в несовершеннолетнем возрасте.
8. Учитывая то, что основная масса убийств совершается подростками в общественных местах и носит ситуационный характер, необходимо кардинальное улучшение охраны общественно порядка органами внутренних дел. Необходимо выявление и разобщение деятельности неформальных групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, прежде всего групп, проявляющих признаки национальной или религиозной ненависти или вражды. Необходимо выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, прежде всего тех, в которых родители жестоко относятся к детям, демонстрируют им примеры насильственного поведения, вовлекают подростков в совершение насильственных действий, и оказание воздействия на такие семьи. Необходимо выявление и проведение индивидуально- профилактической работы с подростками, склонными к совершению убийств и иных насильственных преступлений, и лицами, входящими в их ближайшее окружение. Необходимо совершенствование виктимологической профилактики с потенциальными жертвами убийств, совершаемых несовершеннолетними.
9. Почти все предлагаемые меры связаны с такой новой областью научно-правового знания, которую условно можно было бы назвать ювенально-криминологическое достоинствоведение. Эта новая сфера знаний должна исследовать, как идея человеческого достоинства несовершеннолетнего действует в криминологической сфере. Такие исследования помогут профилактике преступных проявлений в среде несовершеннолетних и смогут уберечь жизнь, здоровье и достоинство многих детей, которые смогут избежать участи стать жертвой преступного посягательства.
Магистрант выступал на студенческих международных научных конференциях «Енисейские правовые чтения» в 2015, 2016, 2017, 2018 годах. В 2016 году была опубликована монография в соавторстве Решетников Н.А., Орлова С.В., Дробышевский Д.С. Правовое достоинствоведение в городе Красноярске. Германия, Саарбрюкен, LapLambert 2016.
В последние годы увеличивается количество фундаментальных исследований базовой категории права на человеческое достоинство. Задача обеспечения права на достоинство несовершеннолетнего весьма сложна и требует значительных усилий ученых правоведов-представителей всех отраслей юридического знания.
Российская юридическая наука постоянно обращается к проблемам прав детей. Однако, среди научных публикаций последних лет трудно встретить монографию, целиком посвященную проблемам достоинства несовершеннолетних в праве.
Целью данной работы является исследование права на достоинство ребенка с теоретико-юридической точки зрения, определение актуальных проблем обеспечения этого права и установление возможных путей их решения. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-правовое определение права на достоинство личности;
2. Сформулировать понятие права ребёнка на достоинство;
3. Определить весь спектр, зафиксированных в Конвенции о правах ребёнка, правомочий, связанных с осуществлением права на достоинство;
4. Исследовать отражение права ребенка на достоинство в современном российском семейном праве;
5. Изучить проблемы осуществления права на достоинство несовершеннолетнего, оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм и выявить пути их разрешения;
6. Исследовать актуальные проблемы защиты права ребенка на достоинство в современном российском государстве, связанные с формированием его правосознания и определить пути их решения.
Объектом данного исследования является право несовершеннолетних на достоинство. Предметом же выступают юридические нормы, определяющие это право, и теоретические научные представления, анализирующие это право и эти правовые нормы, методологические и теоретические основы исследования.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания (историзм, системно-структурный, генетический) и частнонаучные методы (статистический, конкретно-социологический). Теоретическую основу магистерской диссертации составляют труды отечественных и зарубежных авторов по теории государства и права, уголовному, уголовно-процессуальному права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практич. пособие / И. Г. Король. - М.: Проспект, 2010. - 160 с..
праву, криминологии, а также психологии, социологии, философии. При написании магистерской диссертации автор опирается на международные нормы и стандарты в сфере прав ребёнка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и иное законодательство и подзаконные акты. В магистерской диссертации использованы разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства, связанного с правами несовершеннолетних.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Право на достоинство несовершеннолетнего - это абсолютная ценность его личности, уважение ребёнка как личности со стороны близких ему людей, воспитателей и всего общества, это нравственное справедливое отношение к ребёнку, формирование у ребёнка уважения к самому себе (самоуважения), это поддержка его в стремлении к снисканию уважения других людей, предполагающее при реализации необходимость уважать других индивидов.
2. Теоретико-правовая наука должна уделить особое внимание исследованию такого феномена, как право ребёнка на достоинство. Уже сегодня ясно, что особая значимость этого вопроса и проведённые научные изыскания позволяют говорить о создании нового научного направления ювенально-правового достоинствоведения, которое должно, прежде всего, изучить функционирование права ребёнка на достоинство в различных отраслевых юридических науках и в различных ветвях права. Прежде всего, новая отрасль должна исследовать особенности функционирования достоинства ребёнка в системе личных неимущественных прав, т.к. практически все они помогают в становлении новой личности.
3. Работа по созданию ювенального достоинствоведения позволила сформировать целый ряд новых научных направлений, занимаясь которыми исследователи-правоведы смогут выработать действенные механизмы защиты прав ребенка. Речь, в частности, идет о международно-правовом ювенальном достоинствоведении, основой которого должна стать сложная система основанных на достоинстве прав ребёнка, уже закрепленных в международных договорах.
4. Право ребенка на достоинство формируется в рамках теории государства и права с использованием уже существующих многочисленных научных изысканий по правовому достоинствоведению, начиная с фундаментальных книг знаменитого теоретика права Николая Антоновича Придворова. Особо важным в этом вопросе является привлечение знаний из сферы гражданского права. Так, в своё время в рамках Красноярской школы личных неимущественных прав была создана наиболее полная система не связанных с имущественными личных прав граждан. На сегодняшний день созрела необходимость, используя теоретические разработки, исследовать каждое из этих личных неимущественных прав применительно к ребёнку. Вероятнее всего, все они могут быть применимы к ребёнку, включая даже такие экзотические, как право на неприкосновенность человеческого генома, и право на личный герб. Таким образом, можно будет говорить о создании гражданско-правового ювенального достоинствоведения.
5. Отражение права на достоинство в Семейном кодексе РФ носит всеобъемлющий характер. Можно сказать, что идею достоинства ребенка содержат, так или иначе, почти все статьи Семейного Кодекса. Однако, в научно-правовых исследованиях зачастую можно встретить утверждение, что в Семейном кодексе Российской Федерации достоинству посвящены лишь 3 статьи: 54, 63 , 65 .
6. Право на достоинство несовершеннолетнего, привлечённого к уголовной ответственности, нуждается в детальном изучении. Российская правовая наука уделяет особое внимание защите достоинства несовершеннолетнего, который оказался в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
7. Преступность несовершеннолетних всегда была и до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных социально-правовых проблем российского общества. Это связано не только с её высоким уровнем, но и с тем, что именно несовершеннолетние в недалёком будущем будут формировать и представлять облик нашего общества. Криминальные же навыки, приобретённые человеком в несовершеннолетнем возрасте, нередко сопровождают его на протяжении длительного времени, если не всей жизни. Неслучайно многочисленные исследования показывают, что значительная доля преступников-рецидивистов свою первую судимость получили именно в несовершеннолетнем возрасте.
8. Учитывая то, что основная масса убийств совершается подростками в общественных местах и носит ситуационный характер, необходимо кардинальное улучшение охраны общественно порядка органами внутренних дел. Необходимо выявление и разобщение деятельности неформальных групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, прежде всего групп, проявляющих признаки национальной или религиозной ненависти или вражды. Необходимо выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, прежде всего тех, в которых родители жестоко относятся к детям, демонстрируют им примеры насильственного поведения, вовлекают подростков в совершение насильственных действий, и оказание воздействия на такие семьи. Необходимо выявление и проведение индивидуально- профилактической работы с подростками, склонными к совершению убийств и иных насильственных преступлений, и лицами, входящими в их ближайшее окружение. Необходимо совершенствование виктимологической профилактики с потенциальными жертвами убийств, совершаемых несовершеннолетними.
9. Почти все предлагаемые меры связаны с такой новой областью научно-правового знания, которую условно можно было бы назвать ювенально-криминологическое достоинствоведение. Эта новая сфера знаний должна исследовать, как идея человеческого достоинства несовершеннолетнего действует в криминологической сфере. Такие исследования помогут профилактике преступных проявлений в среде несовершеннолетних и смогут уберечь жизнь, здоровье и достоинство многих детей, которые смогут избежать участи стать жертвой преступного посягательства.
Магистрант выступал на студенческих международных научных конференциях «Енисейские правовые чтения» в 2015, 2016, 2017, 2018 годах. В 2016 году была опубликована монография в соавторстве Решетников Н.А., Орлова С.В., Дробышевский Д.С. Правовое достоинствоведение в городе Красноярске. Германия, Саарбрюкен, LapLambert 2016.
Бесспорен тот факт, что наше государство считает детство весьма значимым, особо важным этапом в жизни человека и старается исходить из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Для этого необходимо развивать у них общественно-значимую творческую активность, воспитывать высокие нравственные качества. Необходимым является воспитание патриотизма и гражданственности. Несовершеннолетние граждане имеют право на заботу и защиту со стороны государства. Именно поэтому в Российской Федерации постоянно реализуется целый комплекс национальных проектов и федеральных целевых программ в сфере детства. Наше государство старается применять дружественное по отношению к подросткам правосудие.
В статье 38 Конституции РФ записано, что детство находится под защитой государства. В целях реализации этой конституционной нормы Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 года и Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 года был закреплён комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, способы защиты их прав.
Исследование в сфере юридического обеспечения права на достоинство каждого ребенка вряд ли когда-нибудь утратят свою актуальность. Многовековая история правовой мысли накопила множество ценнейших исследований в сфере достоинства личности и все они должны найти выражение в современной российской идее достоинства личности несовершеннолетнего.
Понятие права на достоинство ребёнка можно сформулировать, лишь обратившись к достижениям истории, философии и юридической антропологии. Сегодняшний уровень развития этих наук позволяет констатировать, что право на достоинство несовершеннолетнего - это сложное и многогранное явление, включающее в себя уважение ребенка, как личности со стороны близких ему людей, воспитателей и всего общества, это право на нравственное, справедливое отношение к ребенку. В то же время это и право на формирование у ребёнка уважения к самому себе, это его право на стремление к снисканию уважения других людей. Достоинство ребенка отличает его от иных живых существ, превалируют над биологическими инстинктами, выражает абсолютную ценность подрастающего человека, его неповторимость, автономию его личности и его права на свободное развитие, на поиски своего "Я" в многообразном мире.
Теоретико-правовая наука должна уделить особое внимание исследованию такого феномена, как право ребёнка на достоинство. Уже сегодня ясно, что особая значимость этого вопроса и проведённые научные изыскания позволяют говорить о создании нового научного направления ювенально-правового достоинствоведения, которое должно, прежде всего, изучить функционирование права ребёнка на достоинство в различных отраслевых юридических науках и в различных ветвях права. Прежде всего, новая отрасль должна исследовать особенности функционирования достоинства ребёнка в системе личных неимущественных прав, т.к. практически все они помогают в становлении новой личности.
Изучение права на достоинство ребёнка позволяет прийти к выводу, что для его обеспечения очень важны исследования в сфере такого нового научного направления, как дигнитолого-правовое регионоведение. Именно эти исследования позволяют добиваться более полного осуществления права на достоинство несовершеннолетних в Красноярском крае.68
Для более полного исследования такого феномена, как право ребенка на достоинство необходимо и формирование нового научного направления «международно-правовое ювенальное достоинствоведение», краеугольным камнем которого должна стать Конвенция о правах ребенка. В этой связи
Право на возраст оказывает на человеческое достоинство двоякое действие. С одной стороны, чем возраст ребёнка меньше, тем больше заботы о нём должны проявлять взрослые и можно предположить, что для них именно маленький ребёнок - невинная душа, личность, ещё лишённая пороков, является более ценным. Сам же ребёнок, когда чувствует заботу о себе многих взрослых, казалось бы, должен чувствовать себя более достойным. Однако так бывает не всегда. Зачастую бывают ситуации, когда ребёнку тяжело жить в семье и он хочет поскорее стать взрослым, чтобы самому зарабатывать себе на хлеб. Гражданское законодательство многих стран даже представляет ему такую возможность, предусматривая эмансипацию.
Настоящим исследованием установлено, что в части 1 статьи 2 Конвенции говорится, что государства участники уважают и обеспечивают права только за детьми, находящимися в пределах их юрисдикции. Возможно, было бы правильнее указать, что государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребёнка. Ведь, если понимать под "находящимися в пределах юрисдикции" только детей, имеющих гражданство данной страны, то может возникнуть ситуация, когда государство нарушает права ребёнка только потому, что он не гражданин, и это приводит к гибели несовершеннолетнего.
Исследование Конвенции о правах ребёнка позволило прийти к выводу, что ребёнок имеет право на первоочередное внимание государства (ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребёнка), а такие ценности, как право на гражданство ребенка, его имя и семейные связи составляют сущность права на достойное существование (ст. 7, 8 Конвенции).
Часть 2 статьи 8 Конвенции содержит весьма важное указание: "Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности". Было бы очень хорошо включить в текст статьи 8 прямое указание на необходимость всемирной охраны достоинства ребенка.
В данной работе предлагается внести существенное изменение в статью 13 Конвенции, которая закрепляет за ребенком право выражать свое мнение. Значительной критике в работе подвергалась статья 16 Конвенции. Важно и то, что достоинство ребёнка будет лучше обеспечено, если в части 2 статьи 23 Конвенции будет просто предусмотрено: "государства-участники признают право ребенка с особенностями развития на особую защиту и обеспечивают предоставление ему всесторонней помощи". Такая формулировка могла бы способствовать действенной защите права на достоинство ребёнка и права на его достойное существование. Действующая же часть 2 статьи 23 говорит лишь о возможном предоставлении помощи при наличии ресурсов, при наличии особого права у ребенка, при наличии просьбы (вероятно особым образом оформленной), при особом состоянии ребёнка и особом положении его родителей или опекунов.
Что же касается положений части 3 статьи 23, то их следовало бы дополнить правом ребенка с особенностями развития на туризм и рекреацию.
Уже изучение ч. 1 ст. 40 Конвенции о защите прав ребенка позволяет прийти к выводу о необходимости создания уголовно-процессуального ювенального достоинствоведения.
Бесспорно, что право ребенка на достоинство более всего изучается такой наукой, как теория прав человека. Однако, следует помнить, что помимо этой, относительно, новой науки существует многовековая цивилистика и в ней подотрасль личных неимущественных прав. Система этих прав включает разные права: от права на жизнь, честь и достоинство до такого "экзотического", как право на личный герб. Все они должны быть изучены в
Можно сказать, что идею достоинства ребенка содержат, так или иначе, почти все статьи Семейного Кодекса РФ.
Согласно ч.1 п.1 ст.1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Этот законодательный постулат не просто служит защитой достоинства ребенка. Это законодательное положение ставит в один ряд такие понятия как семья, материнство, отцовство и детство, фактически говорит об их равенстве и равнозначности. В действительности для обеспечения достоинства ребенка ему необходима семья (желательно большая, состоящая из многочисленных родственников) необходимы папа и мама и само детство. Очень хорошо, что закон признает необходимость определенного периода в жизни человека, когда он имеет право быть ребенком, имеет право быть счастливым, расти и иметь все привилегии детства. В ч.1 п.1 ст.1 СК РФ скрыт особый смысл, заключающийся в том, что государство, защищая детство, берет на себя обязанность защищать достоинство семьи, обязуется обеспечить гражданам в достойных условиях осуществлять свои материнские и отцовские обязанности. Таким образом у ребёнка появляется возможность расти в достойных условиях, иметь достойное детства и стать достойным человеком. Хотелось бы отметить, что ст. 1 СК РФ начинается со слова "семья", а следовало бы с четвёртого места на первое в этом перечне ценностей поставить "детство". Таким образом ст. 1 СК РФ должна начинаться так: "Детство, материнство, отцовство, семья...". В ч.2 ст.1 СК РФ содержатся важные положения, позволяющие обеспечивать достоинство ребёнка. В ней фактически провозглашаются цели семейного законодательства и, в частности, утверждается необходимость укрепления семьи. Бесспорно, крепкая и неразрушающаяся семья служит делу повышения достоинства растущего в ней ребёнка. В этой же части говорится о необходимости построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. На самом деле для того, чтобы было обеспечено достоинство ребенка, он должен расти в атмосфере любви, уважения, взаимопомощи и ответственности. Законодатель неслучайно вводит здесь понятие- "все члены семьи". Этим как бы подчеркивается, что для сохранения и повышения достоинства ребенка семья должна быть большой. Законодатель как бы говорит, что желательно, чтобы в ней было столько членов, чтобы законодателю было сложно перечислить их в одной небольшой статье. Конечно, на практике очень трудно обеспечить в каждой семье взаимопомощь любовь, взаимную ответственность и взаимоуважение. Но следует помнить, что достоинство страны в будущем будут обеспечивать те люди, которые на определенном этапе развития государства являются детьми. Они непременно должны расти в достойных условиях и стать достойными гражданами. Следовало бы в ч.2 п.1 ст.1 СК РФ вместо слова "уважение" внести слово "взаимоуважение" и лексическими средствами подчеркнуть, что речь идет о взаимной ответственности членов семьи.
С одной стороны, мужчина и женщина, намереваясь создать семью, не должны скрывать друг от друга сведения о состоянии своего здоровья. Потому что, обнаружив в дальнейшем эти сведения, считающий себя обманутым супруг может ощутить, что его достоинству нанесен серьезный ущерб. С другой стороны, многие недуги, даже кажущиеся смертельными, сейчас излечиваются, а для настоящей любви не являются препятствием даже самые страшные болезни. Именно поэтому законодатель в статье 15 СК РФ так осторожен в формулировках. Можно представить такой случай, что один из супругов скрыл от другого факт наличия у него (в стадии ремиссии) серьезного наследственного недуга. При этом любящие муж и жена много десятилетий прожили счастливо, а упомянутый недуг почти не давал о себе знать, а у одного из их любимых детей проявился в весьма легкой форме. А если бы какой-то чиновник вторгся в эту счастливую семью с документами о состоянии здоровья одного из супругов? Любовь явление очень сильное, но и очень хрупкое одновременно. Известно, что 25.03.2017 г. девочка, погибавшая на пожаре в Кемеровской "Зимней вишне", просила родных: "передайте маме, что я ее любила". У маленького ребёнка, оставшегося один на один со смертью, практически ничего нет кроме его достоинства. И ребенок, умирая, переплавляет свое достоинство в любовь и посылает ее маме.
Любовь сама по себе может преодолеть очень многое, справиться со страшными несчастьями и бедствиями. Однако любовь очень тесно связана с такими понятиями, как свобода, справедливость, равенство прав, достоинство. Поэтому к ней нельзя подходить со строгими официальными нормами. Очень положительно на обеспечении права на достоинство ребёнка должно сказаться действие нормы части 1 статьи 15 СК РФ, предоставляющей лицам, вступающим в брак, добровольно, бесплатно пройти медицинское обследование и консультирование по медико-генетическим вопросам. В части 2 статьи 15 записано, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Для России, где сильны традиции милосердия и сострадания было бы важно иметь государственную поддержку супружеской любви, самоотречению и жертвенности. Можно было бы дополнить СК РФ статьей 151 под названием "Защита государством достоинства лиц, вступающих в брак, супругов и их детей". В тексте этой статьи следовало бы записать, что государство обязуется уважать достоинство людей, которые полюбили друг друга, государство обязуется не чинить препятствий их любви, государство обязуется поддерживать супругов, страдающих какими-либо заболеваниями, и уважая достоинство супругов и их детей обязуется материально и морально поддерживать детей в случае, если один из родителей или оба по состоянию здоровья не могут помогать своим детям.
Особой значимостью обладают вопросы, связанные с осуществлением права на достоинство несовершеннолетнего, оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
Право на достоинство несовершеннолетнего, привлечённого к уголовной ответственности, нуждается в детальном изучении. Российская правовая наука уделяет особое внимание защите достоинства несовершеннолетнего, который оказался в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
Основным вопросом в этой связи становится вопрос о достоинстве несовершеннолетнего осужденного. Необходимо вводить курсы по изучению правового достоинствоведения (правовой дигнитологии) в программу подготовки лиц, непосредственно контактирующих в местах лишения свободы с такими осужденными. Если несовершеннолетний находится в изоляции от общества, то с ним ведется большая воспитательная и учебная работа. В ходе этой работы несовершеннолетний должен изучить многовековое существование идеи человеческого достоинства в обществе и ее благотворное влияние на человеческую жизнь. Он должен понимать, что его правомерное поведение будет повышать его самооценку и оценку его личности со стороны окружающих, что человек с высоким уровнем достоинства всегда более счастлив и что право на достоинство присущее всем людям нуждается в постоянной охране и защите.
Научные исследования позволяют предположить, что несовершеннолетний преступник зачастую попадает в криминогенную ситуацию именно из-за проблем с осуществлением права на достоинство. Ключевым словом здесь является слово "самоутверждение". Действительно, самоутверждение подростка теснейшим образом связано с осознанием им своего достоинства. Если несовершеннолетний убивает мучившего его отчима, то он пытается таким крайне неправомерным способом отстоять свое достоинство. Если он убивает одноклассника, который, как ему казалось, недостаточно его уважает, то здесь, прежде всего, нужно говорить о непонимании убийцей ценности каждого человека и болезненно обостренном желание быть в глазах общества смелым, сильным, самодостаточным, самоутвердившимся. Если подросток убивает некое опустившиеся, живущее на улице, лицо, то в этом случае он пытается самоутвердиться за счёт несчастного существа, которому он должен был бы помочь. Действительно, если подростки не будут забивать бомжей, а организуют им социальную помощь, пожалеют их, проявят милосердие, то достоинство таких подростков значительно возвысится. Если же подросток, возомнив себя суперменом и "чистильщиком", решает избавить мир от недостойного существа, то после этого он, как правило, попадает в места лишения свободы и получается, то сам своими действиями принижает своё достоинство.
Что же делать, чтобы защитить достоинство несовершеннолетних и не дать им совершить тяжкое преступление? Юридическая наука предлагает следующие меры. Учитывая то, что основная масса убийств совершается подростками в общественных местах и носит ситуационный характер, необходимо кардинальное улучшение охраны общественно порядка органами внутренних дел. Необходимо выявление и разобщение деятельности неформальных групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, прежде всего групп, проявляющих признаки национальной или религиозной ненависти или вражды. Необходимо выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, прежде всего тех, в которых родители жестоко относятся к детям, демонстрируют им примеры насильственного поведения, вовлекают подростков в совершение насильственных действий, и оказание воздействия на такие семьи. Необходимо выявление и проведение индивидуально-профилактической работы с подростками, склонными к совершению убийств и иных насильственных преступлений, и лицами, входящими в их ближайшее окружение. Необходимо совершенствование виктимологической профилактики с потенциальными жертвами убийств, совершаемых несовершеннолетними.
Как видим, почти все предлагаемые меры связаны с такой новой областью научно-правового знания, которую условно можно было бы назвать ювенально-криминологическое достоинствоведение. Эта новая сфера знаний должна исследовать, как идея человеческого достоинства несовершеннолетнего действует в криминологической сфере. Такие исследования помогут профилактике преступных проявлений в среде несовершеннолетних и смогут уберечь жизнь, здоровье и достоинство многих детей, которые смогут избежать участи стать жертвой преступного посягательства.
Для того, чтобы несовершеннолетний мог в полной мере осуществить своё право на достоинство, государство и родители должны с ранних лет правильно формировать его правосознание. Современное состояние Российского общества и его дальнейшее с необходимостью предполагает повышение правового сознания, призванного формировать и укреплять правовые основы отечественной государственности.
В статье 38 Конституции РФ записано, что детство находится под защитой государства. В целях реализации этой конституционной нормы Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 года и Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1999 года был закреплён комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, способы защиты их прав.
Исследование в сфере юридического обеспечения права на достоинство каждого ребенка вряд ли когда-нибудь утратят свою актуальность. Многовековая история правовой мысли накопила множество ценнейших исследований в сфере достоинства личности и все они должны найти выражение в современной российской идее достоинства личности несовершеннолетнего.
Понятие права на достоинство ребёнка можно сформулировать, лишь обратившись к достижениям истории, философии и юридической антропологии. Сегодняшний уровень развития этих наук позволяет констатировать, что право на достоинство несовершеннолетнего - это сложное и многогранное явление, включающее в себя уважение ребенка, как личности со стороны близких ему людей, воспитателей и всего общества, это право на нравственное, справедливое отношение к ребенку. В то же время это и право на формирование у ребёнка уважения к самому себе, это его право на стремление к снисканию уважения других людей. Достоинство ребенка отличает его от иных живых существ, превалируют над биологическими инстинктами, выражает абсолютную ценность подрастающего человека, его неповторимость, автономию его личности и его права на свободное развитие, на поиски своего "Я" в многообразном мире.
Теоретико-правовая наука должна уделить особое внимание исследованию такого феномена, как право ребёнка на достоинство. Уже сегодня ясно, что особая значимость этого вопроса и проведённые научные изыскания позволяют говорить о создании нового научного направления ювенально-правового достоинствоведения, которое должно, прежде всего, изучить функционирование права ребёнка на достоинство в различных отраслевых юридических науках и в различных ветвях права. Прежде всего, новая отрасль должна исследовать особенности функционирования достоинства ребёнка в системе личных неимущественных прав, т.к. практически все они помогают в становлении новой личности.
Изучение права на достоинство ребёнка позволяет прийти к выводу, что для его обеспечения очень важны исследования в сфере такого нового научного направления, как дигнитолого-правовое регионоведение. Именно эти исследования позволяют добиваться более полного осуществления права на достоинство несовершеннолетних в Красноярском крае.68
Для более полного исследования такого феномена, как право ребенка на достоинство необходимо и формирование нового научного направления «международно-правовое ювенальное достоинствоведение», краеугольным камнем которого должна стать Конвенция о правах ребенка. В этой связи
Право на возраст оказывает на человеческое достоинство двоякое действие. С одной стороны, чем возраст ребёнка меньше, тем больше заботы о нём должны проявлять взрослые и можно предположить, что для них именно маленький ребёнок - невинная душа, личность, ещё лишённая пороков, является более ценным. Сам же ребёнок, когда чувствует заботу о себе многих взрослых, казалось бы, должен чувствовать себя более достойным. Однако так бывает не всегда. Зачастую бывают ситуации, когда ребёнку тяжело жить в семье и он хочет поскорее стать взрослым, чтобы самому зарабатывать себе на хлеб. Гражданское законодательство многих стран даже представляет ему такую возможность, предусматривая эмансипацию.
Настоящим исследованием установлено, что в части 1 статьи 2 Конвенции говорится, что государства участники уважают и обеспечивают права только за детьми, находящимися в пределах их юрисдикции. Возможно, было бы правильнее указать, что государства-участники уважают и обеспечивают права каждого ребёнка. Ведь, если понимать под "находящимися в пределах юрисдикции" только детей, имеющих гражданство данной страны, то может возникнуть ситуация, когда государство нарушает права ребёнка только потому, что он не гражданин, и это приводит к гибели несовершеннолетнего.
Исследование Конвенции о правах ребёнка позволило прийти к выводу, что ребёнок имеет право на первоочередное внимание государства (ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребёнка), а такие ценности, как право на гражданство ребенка, его имя и семейные связи составляют сущность права на достойное существование (ст. 7, 8 Конвенции).
Часть 2 статьи 8 Конвенции содержит весьма важное указание: "Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности". Было бы очень хорошо включить в текст статьи 8 прямое указание на необходимость всемирной охраны достоинства ребенка.
В данной работе предлагается внести существенное изменение в статью 13 Конвенции, которая закрепляет за ребенком право выражать свое мнение. Значительной критике в работе подвергалась статья 16 Конвенции. Важно и то, что достоинство ребёнка будет лучше обеспечено, если в части 2 статьи 23 Конвенции будет просто предусмотрено: "государства-участники признают право ребенка с особенностями развития на особую защиту и обеспечивают предоставление ему всесторонней помощи". Такая формулировка могла бы способствовать действенной защите права на достоинство ребёнка и права на его достойное существование. Действующая же часть 2 статьи 23 говорит лишь о возможном предоставлении помощи при наличии ресурсов, при наличии особого права у ребенка, при наличии просьбы (вероятно особым образом оформленной), при особом состоянии ребёнка и особом положении его родителей или опекунов.
Что же касается положений части 3 статьи 23, то их следовало бы дополнить правом ребенка с особенностями развития на туризм и рекреацию.
Уже изучение ч. 1 ст. 40 Конвенции о защите прав ребенка позволяет прийти к выводу о необходимости создания уголовно-процессуального ювенального достоинствоведения.
Бесспорно, что право ребенка на достоинство более всего изучается такой наукой, как теория прав человека. Однако, следует помнить, что помимо этой, относительно, новой науки существует многовековая цивилистика и в ней подотрасль личных неимущественных прав. Система этих прав включает разные права: от права на жизнь, честь и достоинство до такого "экзотического", как право на личный герб. Все они должны быть изучены в
Можно сказать, что идею достоинства ребенка содержат, так или иначе, почти все статьи Семейного Кодекса РФ.
Согласно ч.1 п.1 ст.1 СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Этот законодательный постулат не просто служит защитой достоинства ребенка. Это законодательное положение ставит в один ряд такие понятия как семья, материнство, отцовство и детство, фактически говорит об их равенстве и равнозначности. В действительности для обеспечения достоинства ребенка ему необходима семья (желательно большая, состоящая из многочисленных родственников) необходимы папа и мама и само детство. Очень хорошо, что закон признает необходимость определенного периода в жизни человека, когда он имеет право быть ребенком, имеет право быть счастливым, расти и иметь все привилегии детства. В ч.1 п.1 ст.1 СК РФ скрыт особый смысл, заключающийся в том, что государство, защищая детство, берет на себя обязанность защищать достоинство семьи, обязуется обеспечить гражданам в достойных условиях осуществлять свои материнские и отцовские обязанности. Таким образом у ребёнка появляется возможность расти в достойных условиях, иметь достойное детства и стать достойным человеком. Хотелось бы отметить, что ст. 1 СК РФ начинается со слова "семья", а следовало бы с четвёртого места на первое в этом перечне ценностей поставить "детство". Таким образом ст. 1 СК РФ должна начинаться так: "Детство, материнство, отцовство, семья...". В ч.2 ст.1 СК РФ содержатся важные положения, позволяющие обеспечивать достоинство ребёнка. В ней фактически провозглашаются цели семейного законодательства и, в частности, утверждается необходимость укрепления семьи. Бесспорно, крепкая и неразрушающаяся семья служит делу повышения достоинства растущего в ней ребёнка. В этой же части говорится о необходимости построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. На самом деле для того, чтобы было обеспечено достоинство ребенка, он должен расти в атмосфере любви, уважения, взаимопомощи и ответственности. Законодатель неслучайно вводит здесь понятие- "все члены семьи". Этим как бы подчеркивается, что для сохранения и повышения достоинства ребенка семья должна быть большой. Законодатель как бы говорит, что желательно, чтобы в ней было столько членов, чтобы законодателю было сложно перечислить их в одной небольшой статье. Конечно, на практике очень трудно обеспечить в каждой семье взаимопомощь любовь, взаимную ответственность и взаимоуважение. Но следует помнить, что достоинство страны в будущем будут обеспечивать те люди, которые на определенном этапе развития государства являются детьми. Они непременно должны расти в достойных условиях и стать достойными гражданами. Следовало бы в ч.2 п.1 ст.1 СК РФ вместо слова "уважение" внести слово "взаимоуважение" и лексическими средствами подчеркнуть, что речь идет о взаимной ответственности членов семьи.
С одной стороны, мужчина и женщина, намереваясь создать семью, не должны скрывать друг от друга сведения о состоянии своего здоровья. Потому что, обнаружив в дальнейшем эти сведения, считающий себя обманутым супруг может ощутить, что его достоинству нанесен серьезный ущерб. С другой стороны, многие недуги, даже кажущиеся смертельными, сейчас излечиваются, а для настоящей любви не являются препятствием даже самые страшные болезни. Именно поэтому законодатель в статье 15 СК РФ так осторожен в формулировках. Можно представить такой случай, что один из супругов скрыл от другого факт наличия у него (в стадии ремиссии) серьезного наследственного недуга. При этом любящие муж и жена много десятилетий прожили счастливо, а упомянутый недуг почти не давал о себе знать, а у одного из их любимых детей проявился в весьма легкой форме. А если бы какой-то чиновник вторгся в эту счастливую семью с документами о состоянии здоровья одного из супругов? Любовь явление очень сильное, но и очень хрупкое одновременно. Известно, что 25.03.2017 г. девочка, погибавшая на пожаре в Кемеровской "Зимней вишне", просила родных: "передайте маме, что я ее любила". У маленького ребёнка, оставшегося один на один со смертью, практически ничего нет кроме его достоинства. И ребенок, умирая, переплавляет свое достоинство в любовь и посылает ее маме.
Любовь сама по себе может преодолеть очень многое, справиться со страшными несчастьями и бедствиями. Однако любовь очень тесно связана с такими понятиями, как свобода, справедливость, равенство прав, достоинство. Поэтому к ней нельзя подходить со строгими официальными нормами. Очень положительно на обеспечении права на достоинство ребёнка должно сказаться действие нормы части 1 статьи 15 СК РФ, предоставляющей лицам, вступающим в брак, добровольно, бесплатно пройти медицинское обследование и консультирование по медико-генетическим вопросам. В части 2 статьи 15 записано, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование.
Для России, где сильны традиции милосердия и сострадания было бы важно иметь государственную поддержку супружеской любви, самоотречению и жертвенности. Можно было бы дополнить СК РФ статьей 151 под названием "Защита государством достоинства лиц, вступающих в брак, супругов и их детей". В тексте этой статьи следовало бы записать, что государство обязуется уважать достоинство людей, которые полюбили друг друга, государство обязуется не чинить препятствий их любви, государство обязуется поддерживать супругов, страдающих какими-либо заболеваниями, и уважая достоинство супругов и их детей обязуется материально и морально поддерживать детей в случае, если один из родителей или оба по состоянию здоровья не могут помогать своим детям.
Особой значимостью обладают вопросы, связанные с осуществлением права на достоинство несовершеннолетнего, оказавшегося в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
Право на достоинство несовершеннолетнего, привлечённого к уголовной ответственности, нуждается в детальном изучении. Российская правовая наука уделяет особое внимание защите достоинства несовершеннолетнего, который оказался в сфере действия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм.
Основным вопросом в этой связи становится вопрос о достоинстве несовершеннолетнего осужденного. Необходимо вводить курсы по изучению правового достоинствоведения (правовой дигнитологии) в программу подготовки лиц, непосредственно контактирующих в местах лишения свободы с такими осужденными. Если несовершеннолетний находится в изоляции от общества, то с ним ведется большая воспитательная и учебная работа. В ходе этой работы несовершеннолетний должен изучить многовековое существование идеи человеческого достоинства в обществе и ее благотворное влияние на человеческую жизнь. Он должен понимать, что его правомерное поведение будет повышать его самооценку и оценку его личности со стороны окружающих, что человек с высоким уровнем достоинства всегда более счастлив и что право на достоинство присущее всем людям нуждается в постоянной охране и защите.
Научные исследования позволяют предположить, что несовершеннолетний преступник зачастую попадает в криминогенную ситуацию именно из-за проблем с осуществлением права на достоинство. Ключевым словом здесь является слово "самоутверждение". Действительно, самоутверждение подростка теснейшим образом связано с осознанием им своего достоинства. Если несовершеннолетний убивает мучившего его отчима, то он пытается таким крайне неправомерным способом отстоять свое достоинство. Если он убивает одноклассника, который, как ему казалось, недостаточно его уважает, то здесь, прежде всего, нужно говорить о непонимании убийцей ценности каждого человека и болезненно обостренном желание быть в глазах общества смелым, сильным, самодостаточным, самоутвердившимся. Если подросток убивает некое опустившиеся, живущее на улице, лицо, то в этом случае он пытается самоутвердиться за счёт несчастного существа, которому он должен был бы помочь. Действительно, если подростки не будут забивать бомжей, а организуют им социальную помощь, пожалеют их, проявят милосердие, то достоинство таких подростков значительно возвысится. Если же подросток, возомнив себя суперменом и "чистильщиком", решает избавить мир от недостойного существа, то после этого он, как правило, попадает в места лишения свободы и получается, то сам своими действиями принижает своё достоинство.
Что же делать, чтобы защитить достоинство несовершеннолетних и не дать им совершить тяжкое преступление? Юридическая наука предлагает следующие меры. Учитывая то, что основная масса убийств совершается подростками в общественных местах и носит ситуационный характер, необходимо кардинальное улучшение охраны общественно порядка органами внутренних дел. Необходимо выявление и разобщение деятельности неформальных групп несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, прежде всего групп, проявляющих признаки национальной или религиозной ненависти или вражды. Необходимо выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, прежде всего тех, в которых родители жестоко относятся к детям, демонстрируют им примеры насильственного поведения, вовлекают подростков в совершение насильственных действий, и оказание воздействия на такие семьи. Необходимо выявление и проведение индивидуально-профилактической работы с подростками, склонными к совершению убийств и иных насильственных преступлений, и лицами, входящими в их ближайшее окружение. Необходимо совершенствование виктимологической профилактики с потенциальными жертвами убийств, совершаемых несовершеннолетними.
Как видим, почти все предлагаемые меры связаны с такой новой областью научно-правового знания, которую условно можно было бы назвать ювенально-криминологическое достоинствоведение. Эта новая сфера знаний должна исследовать, как идея человеческого достоинства несовершеннолетнего действует в криминологической сфере. Такие исследования помогут профилактике преступных проявлений в среде несовершеннолетних и смогут уберечь жизнь, здоровье и достоинство многих детей, которые смогут избежать участи стать жертвой преступного посягательства.
Для того, чтобы несовершеннолетний мог в полной мере осуществить своё право на достоинство, государство и родители должны с ранних лет правильно формировать его правосознание. Современное состояние Российского общества и его дальнейшее с необходимостью предполагает повышение правового сознания, призванного формировать и укреплять правовые основы отечественной государственности.
Подобные работы
- Обеспечение права на достоинство жителей города Красноярска
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Реализация конституционных прав в трудовых правоотношениях
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное регулирование права на жизнь
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Проблема нарушения права личности на неприкосновенность частной жизни российскими журналистами
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Проблема нарушения права личности на неприкосновенность частной жизни российскими журналистами
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



