СРАВНЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И СТУДЕНТОВ (БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И СТУДЕНОВ (БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ)
1.1 Исследование успешных менеджеров торговой сети 6
1.2 Исследование студентов (будущих менеджеров) 20
1.3 Исследования зарубежных ученых 26
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 30
2.2 Методы исследования 31
2.3 Методы математической обработки данных 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И СТУДЕНТОВ (БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ) 34
3.1 Изучение личностных характеристик будущих менеджеров 35
3.2 Выявление взаимосвязи между личностными характеристиками будущих менеджеров и их статусами идентичности 40
ВЫВОДЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И СТУДЕНОВ (БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ)
1.1 Исследование успешных менеджеров торговой сети 6
1.2 Исследование студентов (будущих менеджеров) 20
1.3 Исследования зарубежных ученых 26
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Цели, задачи, предмет и объект исследования 30
2.2 Методы исследования 31
2.3 Методы математической обработки данных 33
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ И СТУДЕНТОВ (БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ) 34
3.1 Изучение личностных характеристик будущих менеджеров 35
3.2 Выявление взаимосвязи между личностными характеристиками будущих менеджеров и их статусами идентичности 40
ВЫВОДЫ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность темы исследования. В современных условиях, рынок труда предъявляет серьезные, а порой и очень жесткие требования к молодым специалистам.
При отборе претендентов на вакантное место, особое внимание уделяется не только профессиональной компетентности специалиста, но и его личностным психологическим особенностям и характеристикам. Именно поэтому так важно, чтобы менеджеры, еще в студенчестве, обладали характеристиками, которые позволят им стать успешными специалистами.
В настоящее время существует большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между личностными характеристиками работающих менеджеров, которые признаны успешными специалистами и личностными характеристиками будущих менеджеров. (Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Алексеева А.С., Горячкина И.Е., Дорогина О.И., Картушина Е.Н., Шкиндер О.Л. и др.)
Однако, несмотря на многочисленность работ по этому направлению, полученные данные все еще не дают полной картины, имеют фрагментарный характер и нуждаются в углублении и уточнении .
Проведение психологических исследований в рамках данной темы, необходимо, для того, чтобы иметь актуальные представления о психологических особенностях успешных менеджеров, и понимать какими характеристиками должны обладать студенты, для того, чтобы через несколько лет занять места менеджеров в ведущих компаниях и стать успешными специалистами.
Цель исследования: сравнение личностных характеристик успешных менеджеров торговой сети с личностными характеристиками будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить личностные характеристики будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»);
2) сравнить личностные характеристики успешных менеджеров торговой сети и личностные характеристики будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»);
3) выявить взаимосвязь между личностными особенностями будущих менеджеров и их статусами идентичности (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Объект исследования: успешные менеджеры торговой сети и будущие менеджеры (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Предмет исследования: личностные характеристики успешных менеджеров торговой сети и будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»). Их ценностные ориентации и статусы профессиональной идентичности.
Выборка: 107 человек, из них: 60 студентов, обучающиеся по направлению «Менеджмент» и 47 успешных менеджеров торговой сети (зам. директоров компании «Молния»).
Методы исследования: опросник для диагностики личностных ценностей Капцова А.Л. и Карпушина В.Л., опросник Кеттелла Р.Б., опросник профессиональной идентичности Грецова А.Г. и Азбель А.А.
Методы математической обработки данных: критерий Крускала-Уоллиса, U - критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по обучению и развитию персонала, ориентированных на повышение профессиональной успешности и эффективности деятельности.
Кроме того, данные полученные в результате этого исследования могут лечь в основу учебных занятий, которые помогут направить студентов на развитие собственных профессионально значимых качеств, помочь в формировании профиля личностных профессиональных качеств.
А также для создания рекомендаций и тренинговых мероприятий для работы с молодыми специалистами, которые проходят обучение на новом месте работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 41 наименование) и 1-го приложения. В тексте работы имеются 7 таблиц и 1 иллюстрация. Общий объём работы 52 страницы.
При отборе претендентов на вакантное место, особое внимание уделяется не только профессиональной компетентности специалиста, но и его личностным психологическим особенностям и характеристикам. Именно поэтому так важно, чтобы менеджеры, еще в студенчестве, обладали характеристиками, которые позволят им стать успешными специалистами.
В настоящее время существует большое количество исследований, направленных на изучение взаимосвязи между личностными характеристиками работающих менеджеров, которые признаны успешными специалистами и личностными характеристиками будущих менеджеров. (Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Алексеева А.С., Горячкина И.Е., Дорогина О.И., Картушина Е.Н., Шкиндер О.Л. и др.)
Однако, несмотря на многочисленность работ по этому направлению, полученные данные все еще не дают полной картины, имеют фрагментарный характер и нуждаются в углублении и уточнении .
Проведение психологических исследований в рамках данной темы, необходимо, для того, чтобы иметь актуальные представления о психологических особенностях успешных менеджеров, и понимать какими характеристиками должны обладать студенты, для того, чтобы через несколько лет занять места менеджеров в ведущих компаниях и стать успешными специалистами.
Цель исследования: сравнение личностных характеристик успешных менеджеров торговой сети с личностными характеристиками будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить личностные характеристики будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»);
2) сравнить личностные характеристики успешных менеджеров торговой сети и личностные характеристики будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»);
3) выявить взаимосвязь между личностными особенностями будущих менеджеров и их статусами идентичности (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Объект исследования: успешные менеджеры торговой сети и будущие менеджеры (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»).
Предмет исследования: личностные характеристики успешных менеджеров торговой сети и будущих менеджеров (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент»). Их ценностные ориентации и статусы профессиональной идентичности.
Выборка: 107 человек, из них: 60 студентов, обучающиеся по направлению «Менеджмент» и 47 успешных менеджеров торговой сети (зам. директоров компании «Молния»).
Методы исследования: опросник для диагностики личностных ценностей Капцова А.Л. и Карпушина В.Л., опросник Кеттелла Р.Б., опросник профессиональной идентичности Грецова А.Г. и Азбель А.А.
Методы математической обработки данных: критерий Крускала-Уоллиса, U - критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по обучению и развитию персонала, ориентированных на повышение профессиональной успешности и эффективности деятельности.
Кроме того, данные полученные в результате этого исследования могут лечь в основу учебных занятий, которые помогут направить студентов на развитие собственных профессионально значимых качеств, помочь в формировании профиля личностных профессиональных качеств.
А также для создания рекомендаций и тренинговых мероприятий для работы с молодыми специалистами, которые проходят обучение на новом месте работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, списка литературы (всего 41 наименование) и 1-го приложения. В тексте работы имеются 7 таблиц и 1 иллюстрация. Общий объём работы 52 страницы.
В теоретической части работы представлен обзор литературы, касающейся феномена профессиональной успешности. Рассмотрены основные подходы к данному понятию, а также критерии профессиональной успешности, выделяемые различными авторами.
Кроме того, представлен анализ ценностно-мотивационной сферы личности в контексте профессиональной успешности. Рассмотрены основные понятия и теории мотивации, признаки и системы ценностей различных авторов. Более подробно описана типология мотивов, в основе которой лежит представление о том, что не все мотивы в одинаковой степени способны обеспечивать повышение продуктивности и эффективности профессиональной деятельности. Авторами данной типологии выступают Мельникова Н.Н. и Полев Д.М. Что касается личностных ценностей, то в работе подробно рассматривается система личностных ценностей, разработанная Капцовым А.В. и Карпушиным Л.В. Кроме того, описаны исследования, касающиеся роли ценностно-мотивационной сферы в профессиональной успешности.
Также проведен анализ понятия студенческого возраста, его психологические и психофизиологические особенности, и влияние на формирование профессиональных взглядов. Рассмотрен феномен профессиональной идентичности студентов. Процесс ее формирования и существующие статусы профессиональной идентичности.
Вместе с тем проведен обзор зарубежной литературы. Рассмотрено такое понятие как личностные ресурсы и их влияние на дальнейшую профессиональную деятельность в целом, и профессиональную успешность в частности.
В результате проведенного эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, свидетельствующая о том, что у успешные менеджеры и будущие менеджеры (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент») обладают общими личностными характеристиками. Так, не смотря на разную степень выраженности, которую можно объяснить разным стажем работы, у обеих групп значимыми являются одинаковые сферы жизни, ценности и личностные черты.
Также подтверждается гипотеза о наличии взаимосвязей между личностными характеристиками и статусами идентичности будущих менеджеров. Статусы идентичности имеют обратную корреляцию со значимыми сферами жизни личности. Наблюдается обратная взаимосвязь между статусами идентичности и личностными ценностями. Кроме того, существует (как обратная, так и прямая) взаимосвязь между статусами идентичности и личностными чертами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по обучению и развитию персонала, ориентированных на повышение профессиональной успешности и эффективности деятельности.
Кроме того, данные полученные в результате этого исследования могут лечь в основу учебных занятий, которые помогут направить студентов на развитие собственных профессионально значимых качеств. А также для создания рекомендаций и тренинговых мероприятий для работы с молодыми специалистами, которые проходят обучение на новом месте работы.
Что касается перспективы дальнейших исследований в данном направлении то, она может заключаться в добавлении, в качестве третьей исследуемой группы, группу молодых специалистов, которые только начали свою профессиональную карьеру, для проведения анализа и выявления взаимосвязи между их личностными характеристиками и статусами профессиональной идентичности и личностными характеристиками, и статусами профессиональной идентичности успешных менеджеров и студентов (будущих менеджеров).
Кроме того, могут быть разработаны и апробированы практические рекомендации, тренинговые занятия или программа развития менеджеров торговой сети.
Кроме того, представлен анализ ценностно-мотивационной сферы личности в контексте профессиональной успешности. Рассмотрены основные понятия и теории мотивации, признаки и системы ценностей различных авторов. Более подробно описана типология мотивов, в основе которой лежит представление о том, что не все мотивы в одинаковой степени способны обеспечивать повышение продуктивности и эффективности профессиональной деятельности. Авторами данной типологии выступают Мельникова Н.Н. и Полев Д.М. Что касается личностных ценностей, то в работе подробно рассматривается система личностных ценностей, разработанная Капцовым А.В. и Карпушиным Л.В. Кроме того, описаны исследования, касающиеся роли ценностно-мотивационной сферы в профессиональной успешности.
Также проведен анализ понятия студенческого возраста, его психологические и психофизиологические особенности, и влияние на формирование профессиональных взглядов. Рассмотрен феномен профессиональной идентичности студентов. Процесс ее формирования и существующие статусы профессиональной идентичности.
Вместе с тем проведен обзор зарубежной литературы. Рассмотрено такое понятие как личностные ресурсы и их влияние на дальнейшую профессиональную деятельность в целом, и профессиональную успешность в частности.
В результате проведенного эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, свидетельствующая о том, что у успешные менеджеры и будущие менеджеры (на примере студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент») обладают общими личностными характеристиками. Так, не смотря на разную степень выраженности, которую можно объяснить разным стажем работы, у обеих групп значимыми являются одинаковые сферы жизни, ценности и личностные черты.
Также подтверждается гипотеза о наличии взаимосвязей между личностными характеристиками и статусами идентичности будущих менеджеров. Статусы идентичности имеют обратную корреляцию со значимыми сферами жизни личности. Наблюдается обратная взаимосвязь между статусами идентичности и личностными ценностями. Кроме того, существует (как обратная, так и прямая) взаимосвязь между статусами идентичности и личностными чертами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу для составления рекомендаций, тренинговых мероприятий, программ по обучению и развитию персонала, ориентированных на повышение профессиональной успешности и эффективности деятельности.
Кроме того, данные полученные в результате этого исследования могут лечь в основу учебных занятий, которые помогут направить студентов на развитие собственных профессионально значимых качеств. А также для создания рекомендаций и тренинговых мероприятий для работы с молодыми специалистами, которые проходят обучение на новом месте работы.
Что касается перспективы дальнейших исследований в данном направлении то, она может заключаться в добавлении, в качестве третьей исследуемой группы, группу молодых специалистов, которые только начали свою профессиональную карьеру, для проведения анализа и выявления взаимосвязи между их личностными характеристиками и статусами профессиональной идентичности и личностными характеристиками, и статусами профессиональной идентичности успешных менеджеров и студентов (будущих менеджеров).
Кроме того, могут быть разработаны и апробированы практические рекомендации, тренинговые занятия или программа развития менеджеров торговой сети.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА, СФУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Управление развитием управленческого персонала на основе компетентностного подхода на материалах ООО «Жильё»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ФИНАНСИСТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999





