🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ

Работа №200486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОВЛАДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
1.1. Понятие совладающего поведения с точки зрения зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Защитные механизмы, как предпосылки совладающего поведения 11
1.3. Совладающее поведение и саморегуляция как фактор адаптации к стрессу 16
1.4. Исследование образа и структуры семьи 20
1.5. Влияние родительской семьи на совладающее поведение 24
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
3.1. Изучение различий совладающего поведения в полных и неполных семьях 33
3.2. Изучения различий совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу семьи 34
3.3. Выявление взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье 37
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Актуальность темы исследования. В настоящее время исследования, посвященные изучению проблемы влияния образа и структуры родительской семьи на формирование совладающего поведения личности, становятся наиболее актуальными в научном сообществе.
В наибольшей степени заметна тенденция исследования направленная именно на анализ влияния структуры семьи на совладение со стрессом, и лишь немного исследований уделяется собственно отношениям в семье.
Также больше внимания в современных публикациях уделяется детскому возрасту, когда значение влияния семьи на ребенка велико. При этом малоизученным остается роль представлений о родительской семье на молодежь, так как полагается, что влияние родителей становится косвенным. Но необходимо учитывать, что данная группа подвержена стрессу в связи с новым периодом в их жизни, такой, как учеба, работа, либо переезд от родных и вынуждена адаптироваться с помощью сформированных ранее защитных стратегий и механизмов, полученных в той среде, в которой они выросли.
Психологический стресс является особым психическим состоянием, который характеризуется экстремальным воздействием на человека. Вопросы о том, как люди реагируют на критическую ситуацию и как можно эффективно преодолевать стрессовые воздействия, остаются главными в психологии совладающего поведения. Рассмотрев полную картину образа семьи в сравнении полных и неполных семьях, мы можем попытаться ответить на ключевые вопросы. Потому что отличительной чертой данных семей является климат, который влияет на формирование ресурсов копинга.
Поэтому следует понимать специфику образа семьи и многогранность совладающего поведения в жизни индивида, и особенности его проявления в различных ситуациях.
Цель исследования: изучить представления о родительской семье в функционировании совладающего поведения у молодежи 18-21 года.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1) изучить различия в совладающем поведении в полных и неполных семьях;
2) изучить различия в совладающем поведении при положительном и негативном отношении к образу семьи;
3) выявить взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения у студентов 18-21 года в зависимости от структуры семьи и представлений о ней.
Выборка: В исследовании принимали участие 100 человек в возрасте от 18 до 21 года. Все испытуемые являются студентами различных факультетов ЮурГу. Для анализа различий в функционировании совладающего поведения половину выборки (50 человек) составили люди из неполных семей.
Методы исследования: методика «Незавершенные предложения», опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик, Х. Келлерман и Х. Р. Конте, методика «Копинг- поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, специально разработанная анкета.
Методы математической обработки данных: критерий Колмагоров- Смирнов, U - критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, библиографического списка. В тексте работы имеются 11 таблиц. Общий объём работы 56 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях стресса психологическая адаптация индивида происходит с помощью совладающего поведения.
Для того чтобы взаимодействовать с трудной жизненной ситуацией, личности необходимо обладать навыками совладающего поведения. Смысл копинга это либо овладеть, привыкнуть или уклониться от трудностей, либо даже своевременно предотвратить данный исход событий. Совладающее поведение целенаправленное и по-разному представлено у каждого человека.
Эффективность стилей копинг-поведения, защитных механизмов и уровня саморегуляции индивида зависит от образа и структуры родительской семьи.
В результате исследования были выявлены различия в использовании совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу родительской семьи.
Хоть и считается, что влияние родителей в период возраста молодежи является косвенным, но по результатам эмпирической части представление о родительской семье имеет огромное значение.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к своему ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.
Благодаря семье, её благополучного климата формируются продуктивные стратегии совладающего поведения.
Поэтому необходимо понимать, что следует исследовать не только влияния родительской семьи на детей, но и также на молодежь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу практической деятельности психологов: в семейном консультировании и психотерапии, либо же можно использовать как программу для семинаров и учебных занятий в сфере психологии стресса и стратегий его совладания.
Научная новизна прежде всего состоит в том, что данная тема дипломной работы мало исследована в современной психологии, полученные результаты можно использовать для подробного изучения проблемы.


1. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. - М.: Смысл, 1987. - № 2. - С. 18-26.
2. Андреева, Т.В. Психология семьи: учебное пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2007. - 436 с.
3. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1973. - 36 с.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №1. - С. 3-18.
5. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1981. - С. 3 - 19.
6. Анцыферова, Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского., М.И. Воловиковой., В.Н. Дружинина. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - С. 27 - 42.
7. Бодров, В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР-СЭ, 2000. - 352 с.
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 450 с.
10. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 1998. - 800 с.
11. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2010 - С.179.
12. Дрокина, О.В. Проблема регуляции психической деятельности в психологической литературе / О.В. Дрокина / Гаудеамус. - 2003. - № 3. - С. 76 - 82.
13. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.
14. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
15. Корнилова, Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / Т.В. Корнилова // Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С. 46-57....(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ