СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОВЛАДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
1.1. Понятие совладающего поведения с точки зрения зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Защитные механизмы, как предпосылки совладающего поведения 11
1.3. Совладающее поведение и саморегуляция как фактор адаптации к стрессу 16
1.4. Исследование образа и структуры семьи 20
1.5. Влияние родительской семьи на совладающее поведение 24
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
3.1. Изучение различий совладающего поведения в полных и неполных семьях 33
3.2. Изучения различий совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу семьи 34
3.3. Выявление взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье 37
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ГЛАВА 1 ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОВЛАДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
1.1. Понятие совладающего поведения с точки зрения зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Защитные механизмы, как предпосылки совладающего поведения 11
1.3. Совладающее поведение и саморегуляция как фактор адаптации к стрессу 16
1.4. Исследование образа и структуры семьи 20
1.5. Влияние родительской семьи на совладающее поведение 24
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели и задачи исследования 28
2.2. Методы и методики исследования 29
2.3. Методы математической обработки данных 32
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ
3.1. Изучение различий совладающего поведения в полных и неполных семьях 33
3.2. Изучения различий совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу семьи 34
3.3. Выявление взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье 37
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследования, посвященные изучению проблемы влияния образа и структуры родительской семьи на формирование совладающего поведения личности, становятся наиболее актуальными в научном сообществе.
В наибольшей степени заметна тенденция исследования направленная именно на анализ влияния структуры семьи на совладение со стрессом, и лишь немного исследований уделяется собственно отношениям в семье.
Также больше внимания в современных публикациях уделяется детскому возрасту, когда значение влияния семьи на ребенка велико. При этом малоизученным остается роль представлений о родительской семье на молодежь, так как полагается, что влияние родителей становится косвенным. Но необходимо учитывать, что данная группа подвержена стрессу в связи с новым периодом в их жизни, такой, как учеба, работа, либо переезд от родных и вынуждена адаптироваться с помощью сформированных ранее защитных стратегий и механизмов, полученных в той среде, в которой они выросли.
Психологический стресс является особым психическим состоянием, который характеризуется экстремальным воздействием на человека. Вопросы о том, как люди реагируют на критическую ситуацию и как можно эффективно преодолевать стрессовые воздействия, остаются главными в психологии совладающего поведения. Рассмотрев полную картину образа семьи в сравнении полных и неполных семьях, мы можем попытаться ответить на ключевые вопросы. Потому что отличительной чертой данных семей является климат, который влияет на формирование ресурсов копинга.
Поэтому следует понимать специфику образа семьи и многогранность совладающего поведения в жизни индивида, и особенности его проявления в различных ситуациях.
Цель исследования: изучить представления о родительской семье в функционировании совладающего поведения у молодежи 18-21 года.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1) изучить различия в совладающем поведении в полных и неполных семьях;
2) изучить различия в совладающем поведении при положительном и негативном отношении к образу семьи;
3) выявить взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения у студентов 18-21 года в зависимости от структуры семьи и представлений о ней.
Выборка: В исследовании принимали участие 100 человек в возрасте от 18 до 21 года. Все испытуемые являются студентами различных факультетов ЮурГу. Для анализа различий в функционировании совладающего поведения половину выборки (50 человек) составили люди из неполных семей.
Методы исследования: методика «Незавершенные предложения», опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик, Х. Келлерман и Х. Р. Конте, методика «Копинг- поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, специально разработанная анкета.
Методы математической обработки данных: критерий Колмагоров- Смирнов, U - критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, библиографического списка. В тексте работы имеются 11 таблиц. Общий объём работы 56 страниц.
В наибольшей степени заметна тенденция исследования направленная именно на анализ влияния структуры семьи на совладение со стрессом, и лишь немного исследований уделяется собственно отношениям в семье.
Также больше внимания в современных публикациях уделяется детскому возрасту, когда значение влияния семьи на ребенка велико. При этом малоизученным остается роль представлений о родительской семье на молодежь, так как полагается, что влияние родителей становится косвенным. Но необходимо учитывать, что данная группа подвержена стрессу в связи с новым периодом в их жизни, такой, как учеба, работа, либо переезд от родных и вынуждена адаптироваться с помощью сформированных ранее защитных стратегий и механизмов, полученных в той среде, в которой они выросли.
Психологический стресс является особым психическим состоянием, который характеризуется экстремальным воздействием на человека. Вопросы о том, как люди реагируют на критическую ситуацию и как можно эффективно преодолевать стрессовые воздействия, остаются главными в психологии совладающего поведения. Рассмотрев полную картину образа семьи в сравнении полных и неполных семьях, мы можем попытаться ответить на ключевые вопросы. Потому что отличительной чертой данных семей является климат, который влияет на формирование ресурсов копинга.
Поэтому следует понимать специфику образа семьи и многогранность совладающего поведения в жизни индивида, и особенности его проявления в различных ситуациях.
Цель исследования: изучить представления о родительской семье в функционировании совладающего поведения у молодежи 18-21 года.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1) изучить различия в совладающем поведении в полных и неполных семьях;
2) изучить различия в совладающем поведении при положительном и негативном отношении к образу семьи;
3) выявить взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем саморегуляции и защитными механизмами у студентов с разными представлениями о семье.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения у студентов 18-21 года в зависимости от структуры семьи и представлений о ней.
Выборка: В исследовании принимали участие 100 человек в возрасте от 18 до 21 года. Все испытуемые являются студентами различных факультетов ЮурГу. Для анализа различий в функционировании совладающего поведения половину выборки (50 человек) составили люди из неполных семей.
Методы исследования: методика «Незавершенные предложения», опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик, Х. Келлерман и Х. Р. Конте, методика «Копинг- поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, специально разработанная анкета.
Методы математической обработки данных: критерий Колмагоров- Смирнов, U - критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, библиографического списка. В тексте работы имеются 11 таблиц. Общий объём работы 56 страниц.
В условиях стресса психологическая адаптация индивида происходит с помощью совладающего поведения.
Для того чтобы взаимодействовать с трудной жизненной ситуацией, личности необходимо обладать навыками совладающего поведения. Смысл копинга это либо овладеть, привыкнуть или уклониться от трудностей, либо даже своевременно предотвратить данный исход событий. Совладающее поведение целенаправленное и по-разному представлено у каждого человека.
Эффективность стилей копинг-поведения, защитных механизмов и уровня саморегуляции индивида зависит от образа и структуры родительской семьи.
В результате исследования были выявлены различия в использовании совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу родительской семьи.
Хоть и считается, что влияние родителей в период возраста молодежи является косвенным, но по результатам эмпирической части представление о родительской семье имеет огромное значение.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к своему ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.
Благодаря семье, её благополучного климата формируются продуктивные стратегии совладающего поведения.
Поэтому необходимо понимать, что следует исследовать не только влияния родительской семьи на детей, но и также на молодежь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу практической деятельности психологов: в семейном консультировании и психотерапии, либо же можно использовать как программу для семинаров и учебных занятий в сфере психологии стресса и стратегий его совладания.
Научная новизна прежде всего состоит в том, что данная тема дипломной работы мало исследована в современной психологии, полученные результаты можно использовать для подробного изучения проблемы.
Для того чтобы взаимодействовать с трудной жизненной ситуацией, личности необходимо обладать навыками совладающего поведения. Смысл копинга это либо овладеть, привыкнуть или уклониться от трудностей, либо даже своевременно предотвратить данный исход событий. Совладающее поведение целенаправленное и по-разному представлено у каждого человека.
Эффективность стилей копинг-поведения, защитных механизмов и уровня саморегуляции индивида зависит от образа и структуры родительской семьи.
В результате исследования были выявлены различия в использовании совладающего поведения при положительном и негативном отношении к образу родительской семьи.
Хоть и считается, что влияние родителей в период возраста молодежи является косвенным, но по результатам эмпирической части представление о родительской семье имеет огромное значение.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к своему ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.
Благодаря семье, её благополучного климата формируются продуктивные стратегии совладающего поведения.
Поэтому необходимо понимать, что следует исследовать не только влияния родительской семьи на детей, но и также на молодежь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут лечь в основу практической деятельности психологов: в семейном консультировании и психотерапии, либо же можно использовать как программу для семинаров и учебных занятий в сфере психологии стресса и стратегий его совладания.
Научная новизна прежде всего состоит в том, что данная тема дипломной работы мало исследована в современной психологии, полученные результаты можно использовать для подробного изучения проблемы.
Подобные работы
- СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов вузов (Южный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Жизнестойкость и тревожность как предикторы совладающего поведения у студентов во время выполнения учебных задач
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Совладающее поведение руководителей государственной службы в контексте командных ролей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности совладающего поведения студентов с различной
социальной успешностью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Защитное и совладеющее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Музыкотерапия как метод формирования навыков совладающего поведения у подростков, оставшихся без попечения родителей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018





