ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое исследование формирования здорового образа жизни у
учеников начальных классов 6
1.1 Здоровый образ жизни как педагогическая проблема 6
1.2 Роль семьи в формировании здорового образа жизни у учащихся
начальных классов 13
1.3 Роль школы в формировании здорового образа жизни 22
2 Организация работы школы по формированию здорового образа жизни у
младших школьников 34
2.1 Формирование здорового образа жизни у учеников начальных классов в
рамках воспитательной компоненты школы 34
2.2 Оценка уровня состояние здоровья и включение семьи в
образовательную деятельность учащихся 44
2.3 Организация урока по технологии здоровьесбережения 52
2.4 Заключение исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретическое исследование формирования здорового образа жизни у
учеников начальных классов 6
1.1 Здоровый образ жизни как педагогическая проблема 6
1.2 Роль семьи в формировании здорового образа жизни у учащихся
начальных классов 13
1.3 Роль школы в формировании здорового образа жизни 22
2 Организация работы школы по формированию здорового образа жизни у
младших школьников 34
2.1 Формирование здорового образа жизни у учеников начальных классов в
рамках воспитательной компоненты школы 34
2.2 Оценка уровня состояние здоровья и включение семьи в
образовательную деятельность учащихся 44
2.3 Организация урока по технологии здоровьесбережения 52
2.4 Заключение исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В связи с этим, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.г., определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. При реализации данной стратегии к основным направлениям отнесено здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. До сих пор эти задачи решались на уроках физического воспитания либо через вовлечение учащихся в спортивные секции, спортивные мероприятия. При этом младшему школьнику в ходе такой деятельности не всегда удавалось осознать ценности здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Жизнь современного ребенка стала чрезмерно напряженной: повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжение и переутомление возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Не познав себя, учащимся трудно
выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохрани и развитии здоровья ребенка принадлежит правильно организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д.. Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
Исходя из обозначенных трудностей, мы выбрали тему нашего исследования: «Формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы»
Объектом исследования является образовательное пространство начальной школы.
Предметом исследования является условия образовательного пространства, способствующие формированию, сохранению и укреплению здорового образа жизни школьников.
Цель нашего исследования: исследовать и выявить эффективные формы и методы формирования модели работы школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Построить теоретическую модель здоровьесберегающего пространства начальной школы.
3. Разработать программу формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
4. Включить родителей в активную работу с детьми в воспитании здорового образа жизни.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы в образовательном процессе возможно при следующих условиях:
- В школе выстроено здоровьесберегающее пространство, включающее учебную и внеучебную деятельность учащихся;
- Урок должен быть организован по здоровьесберегающей технологии
- Создана система внеурочной деятельности, направленная на пропаганду и поддержание здорового образа жизни
- Включение семьи в организацию здорового образа жизни ребенка
- Обучение ребенка навыкам самоконтроля.
Методы исследования:
- Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
- Педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни.
- Беседа с родителями и педагогами для совместного решения выявленных проблем.
- Формирующий эксперимент.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. До сих пор эти задачи решались на уроках физического воспитания либо через вовлечение учащихся в спортивные секции, спортивные мероприятия. При этом младшему школьнику в ходе такой деятельности не всегда удавалось осознать ценности здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Жизнь современного ребенка стала чрезмерно напряженной: повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжение и переутомление возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Не познав себя, учащимся трудно
выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохрани и развитии здоровья ребенка принадлежит правильно организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д.. Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
Исходя из обозначенных трудностей, мы выбрали тему нашего исследования: «Формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы»
Объектом исследования является образовательное пространство начальной школы.
Предметом исследования является условия образовательного пространства, способствующие формированию, сохранению и укреплению здорового образа жизни школьников.
Цель нашего исследования: исследовать и выявить эффективные формы и методы формирования модели работы школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Построить теоретическую модель здоровьесберегающего пространства начальной школы.
3. Разработать программу формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
4. Включить родителей в активную работу с детьми в воспитании здорового образа жизни.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы в образовательном процессе возможно при следующих условиях:
- В школе выстроено здоровьесберегающее пространство, включающее учебную и внеучебную деятельность учащихся;
- Урок должен быть организован по здоровьесберегающей технологии
- Создана система внеурочной деятельности, направленная на пропаганду и поддержание здорового образа жизни
- Включение семьи в организацию здорового образа жизни ребенка
- Обучение ребенка навыкам самоконтроля.
Методы исследования:
- Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
- Педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни.
- Беседа с родителями и педагогами для совместного решения выявленных проблем.
- Формирующий эксперимент.
Здоровье учеников относится к числу глобальных проблем. Оно имеет жизненно важное значение для будущего гражданина. Здоровье - это не только отсутствие болезней, а прежде всего физическая, социальная, психологическая гармония человека. Именно в младшем школьном возрасте во всем мире появляются новые тенденции в формировании здорового образа жизни, так как именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки и знания по формированию здорового образа жизни.
Главная задача перед старшим поколением стоит, научить с самого раннего возраста ребенка ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Прежде всего, взрослое поколение должно быть собственным примером для ребенка. Именно в этом случае ребенок будет развит не только личностно, но и физически более здоровым.
В формировании здорового образа жизни одной из основной задачей является заложить фундамент в формировании нравственных основ личности ребенка. Систематичность и непрерывность мониторингов состояния здоровья учащихся, обучаемости и обученности, воспитанности, выполнение единых требований обнаружили позитивные результаты по всем направлениям. Благодаря экспертному опроснику классного руководителя выяснилось, что дети стали на уроке более усидчивыми и внимательными, повысилась активность детей во внеклассной деятельности, увеличились количество прогулок на свежем воздухе, родители положительно отмечают изменения в отношении своих детей.
В рамках реализации здоровьесберегающих технологий педагоги могут использовать следующие формы внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, праздники здоровья, работу с индивидуальными паспортами здоровья, физические минутки на уроках, включение родителей в образовательный процесс. Внедряя здоровьесберегающие технологии, не следует смещать акценты с учебно-
воспитательного процесса на мониторинги состояния здоровья учащихся и профилактику заболеваемости. Необходимо создать здоровьесберегающую среду, в которой ученики будут успешно обучаться, развиваясь интеллектуально и физически.
При системном и комплексном подходе ребенок не будет забывать о том, что такое здоровье, какие компоненты в него входят, что носит в себе понятие здоровый образ жизни. В этом, прежде всего, ему помогают учителя и родители. Родители и учителя тоже должны действовать сообща и вместе. Учителя работают в школе, а родители в жизни и дома. Это главные наставники и спутники детей, пока они еще не сформировались самостоятельной, полноценной личностью, которые способны нести ответственность за свои полноценно-осознанные действия и поступки.
Главная задача перед старшим поколением стоит, научить с самого раннего возраста ребенка ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Прежде всего, взрослое поколение должно быть собственным примером для ребенка. Именно в этом случае ребенок будет развит не только личностно, но и физически более здоровым.
В формировании здорового образа жизни одной из основной задачей является заложить фундамент в формировании нравственных основ личности ребенка. Систематичность и непрерывность мониторингов состояния здоровья учащихся, обучаемости и обученности, воспитанности, выполнение единых требований обнаружили позитивные результаты по всем направлениям. Благодаря экспертному опроснику классного руководителя выяснилось, что дети стали на уроке более усидчивыми и внимательными, повысилась активность детей во внеклассной деятельности, увеличились количество прогулок на свежем воздухе, родители положительно отмечают изменения в отношении своих детей.
В рамках реализации здоровьесберегающих технологий педагоги могут использовать следующие формы внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, праздники здоровья, работу с индивидуальными паспортами здоровья, физические минутки на уроках, включение родителей в образовательный процесс. Внедряя здоровьесберегающие технологии, не следует смещать акценты с учебно-
воспитательного процесса на мониторинги состояния здоровья учащихся и профилактику заболеваемости. Необходимо создать здоровьесберегающую среду, в которой ученики будут успешно обучаться, развиваясь интеллектуально и физически.
При системном и комплексном подходе ребенок не будет забывать о том, что такое здоровье, какие компоненты в него входят, что носит в себе понятие здоровый образ жизни. В этом, прежде всего, ему помогают учителя и родители. Родители и учителя тоже должны действовать сообща и вместе. Учителя работают в школе, а родители в жизни и дома. Это главные наставники и спутники детей, пока они еще не сформировались самостоятельной, полноценной личностью, которые способны нести ответственность за свои полноценно-осознанные действия и поступки.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни при взаимодействии с социальными партнерами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность педагога по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



