ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое исследование формирования здорового образа жизни у
учеников начальных классов 6
1.1 Здоровый образ жизни как педагогическая проблема 6
1.2 Роль семьи в формировании здорового образа жизни у учащихся
начальных классов 13
1.3 Роль школы в формировании здорового образа жизни 22
2 Организация работы школы по формированию здорового образа жизни у
младших школьников 34
2.1 Формирование здорового образа жизни у учеников начальных классов в
рамках воспитательной компоненты школы 34
2.2 Оценка уровня состояние здоровья и включение семьи в
образовательную деятельность учащихся 44
2.3 Организация урока по технологии здоровьесбережения 52
2.4 Заключение исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В связи с этим, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.г., определяются основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. При реализации данной стратегии к основным направлениям отнесено здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. До сих пор эти задачи решались на уроках физического воспитания либо через вовлечение учащихся в спортивные секции, спортивные мероприятия. При этом младшему школьнику в ходе такой деятельности не всегда удавалось осознать ценности здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Жизнь современного ребенка стала чрезмерно напряженной: повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжение и переутомление возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Не познав себя, учащимся трудно
выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохрани и развитии здоровья ребенка принадлежит правильно организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д.. Однако современная школа с её сверхнагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
Исходя из обозначенных трудностей, мы выбрали тему нашего исследования: «Формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы»
Объектом исследования является образовательное пространство начальной школы.
Предметом исследования является условия образовательного пространства, способствующие формированию, сохранению и укреплению здорового образа жизни школьников.
Цель нашего исследования: исследовать и выявить эффективные формы и методы формирования модели работы школы по формированию здорового образа жизни у младших школьников.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Построить теоретическую модель здоровьесберегающего пространства начальной школы.
3. Разработать программу формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
4. Включить родителей в активную работу с детьми в воспитании здорового образа жизни.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы формирования здорового образа жизни в рамках воспитательной компоненты внеурочной деятельности у учеников начальных классов.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы в образовательном процессе возможно при следующих условиях:
- В школе выстроено здоровьесберегающее пространство, включающее учебную и внеучебную деятельность учащихся;
- Урок должен быть организован по здоровьесберегающей технологии
- Создана система внеурочной деятельности, направленная на пропаганду и поддержание здорового образа жизни
- Включение семьи в организацию здорового образа жизни ребенка
- Обучение ребенка навыкам самоконтроля.
Методы исследования:
- Изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы.
- Педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к здоровому образу жизни.
- Беседа с родителями и педагогами для совместного решения выявленных проблем.
- Формирующий эксперимент.
Здоровье учеников относится к числу глобальных проблем. Оно имеет жизненно важное значение для будущего гражданина. Здоровье - это не только отсутствие болезней, а прежде всего физическая, социальная, психологическая гармония человека. Именно в младшем школьном возрасте во всем мире появляются новые тенденции в формировании здорового образа жизни, так как именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки и знания по формированию здорового образа жизни.
Главная задача перед старшим поколением стоит, научить с самого раннего возраста ребенка ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Прежде всего, взрослое поколение должно быть собственным примером для ребенка. Именно в этом случае ребенок будет развит не только личностно, но и физически более здоровым.
В формировании здорового образа жизни одной из основной задачей является заложить фундамент в формировании нравственных основ личности ребенка. Систематичность и непрерывность мониторингов состояния здоровья учащихся, обучаемости и обученности, воспитанности, выполнение единых требований обнаружили позитивные результаты по всем направлениям. Благодаря экспертному опроснику классного руководителя выяснилось, что дети стали на уроке более усидчивыми и внимательными, повысилась активность детей во внеклассной деятельности, увеличились количество прогулок на свежем воздухе, родители положительно отмечают изменения в отношении своих детей.
В рамках реализации здоровьесберегающих технологий педагоги могут использовать следующие формы внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, праздники здоровья, работу с индивидуальными паспортами здоровья, физические минутки на уроках, включение родителей в образовательный процесс. Внедряя здоровьесберегающие технологии, не следует смещать акценты с учебно-
воспитательного процесса на мониторинги состояния здоровья учащихся и профилактику заболеваемости. Необходимо создать здоровьесберегающую среду, в которой ученики будут успешно обучаться, развиваясь интеллектуально и физически.
При системном и комплексном подходе ребенок не будет забывать о том, что такое здоровье, какие компоненты в него входят, что носит в себе понятие здоровый образ жизни. В этом, прежде всего, ему помогают учителя и родители. Родители и учителя тоже должны действовать сообща и вместе. Учителя работают в школе, а родители в жизни и дома. Это главные наставники и спутники детей, пока они еще не сформировались самостоятельной, полноценной личностью, которые способны нести ответственность за свои полноценно-осознанные действия и поступки.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 191 с.
4. курс для творческого
саморазвития.- - - , 2000.
5. Антонова Л.Н.
в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева - - - -
области на 2001-2005 гг.»).
6. Арсентьева М.В., Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни, 2014.
7. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» / А.Г. Асмолов // М.: Просвещение - 2010. - 159 с.
8. Асмолов, А.Г. Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. - 2007. - № 6. - С. 4 - 10.
9. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М.Безруких, Т.А. Филиппова. М.: Просвещение, 2013. 127 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // М. - 1968.
11. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих тех в
школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - No10. - С.84-92.
12. Борисова Г.Д. Родительское собрание - форма содружества семьи и школы // Начальная школа. 2012. No 6. С. 14-17.
13. Боровская Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни, как требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 2013.
14. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990.
15. Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в
общеобразова школе на основе здоро :
автореф. дис. канд. пед. наук / Бычкова Т.И.; Камс.гос.политезн.ин-т. - Чебоксары, 2005. -18 с.
16. нер Э.Н. Формирование здоровьесберегающ среды в системе общего образования // Валеология. -2004.- No1.-C.21-26.
17. Варламова С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
19.
конструктор. [сост. Д.В. Григорьев]. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
19. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
20. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
21. Закон об образовании РФ № 273 от 29.12.2012.
22. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.
23. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения / Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79.
24. лова С.В., Напреев С.Г.,
Ниретин Н.И., Пи и здорового
образа жизни: Учебное пособие. - Арзамас: АГПИ, 2009 - 284 с.
25. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии // Вако. - 2004.
26. Конвенция ООН 31 октября 2003 г.
27. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
29.
междун. науч.- пр. конференции, Барнаул, 5-10 июля 2013 г. / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова.- Барнаул: АлтГПА, 2013. - С. 24-25.
28. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания : избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. - 410 с.
29. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
30. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М: 2001. -231 с.
31. Малафеева С. Н., Вершинина Н. А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников. 2014.
32. образ жизни. М.: Изд. центр Академия, 2008. 144 с.
33. Мокроусова Г. В. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, Сибирский педагогический журнал. 2007.
34. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика. -2005. -No6.-C.37-44.
35. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2000.
36. Нефедова Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни // Начальная школа. 2011. No 1. С. 30-32.
37. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. - 29.09.2009.
38. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе. // Воспитание школьников. 2005.
39. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
40. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
41. Санитарно-эпидимиологические нормы.
42. Севрук А.И. урок / А.И. Севрук, Е.А.
Юнина // Школьные технологии.-2004.-No2.-C.200-207.
43. Смирнов Н.К. Здровьесберегающиеобразовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К.Смирнов. - М. АРКТИ, 2003. - 270 с.
44. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. - 2012. - No 1. С.3-16.
45. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. - 224 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
47. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы
и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
50. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
51. Храмцов П.И., Баканов И.М. Гигиеническая оценка организации
двигатель активности учащихся начальных классов школ полного дня /
П.И. Храмцов, И.М. Баканов // Гигиена и санитария, 2009.- N 2. - С. 66-70.
52. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. - М.:
Педагогическое общество России,200. - С. 27.
53. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования.