РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗА ТЕЛА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗА ТЕЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. История понятия «Образ тела» 7
1.1. Обзор основных теорий образа тела 9
1.2.1. Психодинамическая концепция 9
1.2.2. Социокультурная концепция 11
1.2.3. Когнитивно-бихевиоральная концепция 13
1.2.4. Феминистический подход 17
1.2.5. Генетико-нейробиологический подход 18
1.2.6. Образ тела в позитивной психологии 19
1.3. Анализ отечественных и зарубежных эмпирических исследований образа тела 21
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Методы математической обработки данных 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗА ТЕЛА 31
3.1. Изучение восприятия образа тела у мужчин и женщин 31
3.1.1. Результаты анализа восприятия образа тела у мужчин 31
3.1.2. Результаты анализа восприятия образа тела у женщин 33
3.2. Исследование значимых взаимосвязей между параметрами восприятия образа тела и личностными характеристиками 35
3.3. Изучение различий в характере взаимосвязей образа тела и личностных характеристик между мужчинами и женщинами 45
3.4. Изучение влияния личностных характеристик на восприятие образа тела 49
3.5. Изучение различий личностных характеристик, влияющих на восприятие образа тела у мужчин и женщин 52
ВЫВОДЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗА ТЕЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. История понятия «Образ тела» 7
1.1. Обзор основных теорий образа тела 9
1.2.1. Психодинамическая концепция 9
1.2.2. Социокультурная концепция 11
1.2.3. Когнитивно-бихевиоральная концепция 13
1.2.4. Феминистический подход 17
1.2.5. Генетико-нейробиологический подход 18
1.2.6. Образ тела в позитивной психологии 19
1.3. Анализ отечественных и зарубежных эмпирических исследований образа тела 21
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Методы математической обработки данных 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПРИЯТИИ ОБРАЗА ТЕЛА 31
3.1. Изучение восприятия образа тела у мужчин и женщин 31
3.1.1. Результаты анализа восприятия образа тела у мужчин 31
3.1.2. Результаты анализа восприятия образа тела у женщин 33
3.2. Исследование значимых взаимосвязей между параметрами восприятия образа тела и личностными характеристиками 35
3.3. Изучение различий в характере взаимосвязей образа тела и личностных характеристик между мужчинами и женщинами 45
3.4. Изучение влияния личностных характеристик на восприятие образа тела 49
3.5. Изучение различий личностных характеристик, влияющих на восприятие образа тела у мужчин и женщин 52
ВЫВОДЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 70
Актуальность. Современное общество достаточно сильно влияет на представления человека о собственном теле с раннего возраста. Однако обычно это влияние отрицательно сказывается на человеке.
Так, современные масс-медиа используют образ успешного, красивого и стройного человека. Однако этот идеал внешности остаётся лишь вымыслом, недоступным обычному человеку. Но многие люди некритично относятся к этой картинке и начинают воспринимать своё тело в негативном ключе.
Помимо этого, масс-медиа передают «стандарты» внешности, формируют и усиливают представления о нормативной привлекательности, выражают гендерные ожидания, связывая «мужественность» и «женственность» с определёнными физическими качествами. Эти личностные и гендерные послания формируют базовые представления о концепции образа тела, которые влияют на то, как человек будет интерпретировать собственную внешность и реагировать на события, связанные с ней.
Сегодня несоответствие реальной внешности и идеала достигло предела. В мире наблюдается эпидемия ожирения, однако с экранов на нас смотрят атлетичные мужчины и женщины. Растёт недовольство собственным телом.
Конечно, феминистский дискурс пытается изменить стандарты красоты и моды, однако движение за боди-позитив только начинает развиваться. Но уже сейчас миллионы людей страдают от неприятия собственного тела.
В России же эта тема почти не изучалась, хотя СМИ пропагандируют общемировые идеалы красоты и стройности, влияя на обычных россиян.
Изучение образа тела является достаточно новой темой исследований. Существует большое количество нерешённых вопросов, но уже сейчас необходимо искать пути предотвращения роста числа недовольных собственным телом, а также пути терапии для тех, кто уже недоволен собственной внешностью.
Теоретическая основа исследования: когнитивно-поведенческий подход, социокультурный подход, концепция позитивного образа тела.
Цель работы: изучить личностные особенности, влияющие на восприятие образ тела у мужчин и женщин.
Задачи работы:
1. Изучить особенности восприятия образа тела у мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет.
2. Выявить значимые взаимосвязи между параметрами восприятия образа тела и личностными свойствами.
3. Сравнить различия в характере взаимосвязей между мужчинами и женщинами.
4. Изучить влияние личностных характеристик на восприятие образа тела у мужчин и женщин с помощью дисперсионного анализа.
5. Провести сравнительный анализ личностных свойств, влияющих на восприятие образа тела у мужчин и женщин.
Предмет исследования: личностные особенности, связанные с восприятием образа тела.
Объект исследования: образ тела у мужчин и женщин.
Методы исследования:
1. Метод тестирования включает в себя батарею психодиагностических методик:
1) Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн
2) Пятифакторный опросник личности в адаптации А.Б. Хромова
3) Полоролевой опросник С.С. Бем
4) Мультимодальный опросник отношения к собственному телу (MBSRQ-AS) Томаса Ф. Кэша в адаптации Л.Т. Баранской и С.С. Татауровой
5) Шкала оценки веса А.С. Харриса
2. Метод статистической обработки данных.
При обработке данных был использованы описательные статистики, корреляционный анализ по Спирмену, однофакторный дисперсионный анализ....
Так, современные масс-медиа используют образ успешного, красивого и стройного человека. Однако этот идеал внешности остаётся лишь вымыслом, недоступным обычному человеку. Но многие люди некритично относятся к этой картинке и начинают воспринимать своё тело в негативном ключе.
Помимо этого, масс-медиа передают «стандарты» внешности, формируют и усиливают представления о нормативной привлекательности, выражают гендерные ожидания, связывая «мужественность» и «женственность» с определёнными физическими качествами. Эти личностные и гендерные послания формируют базовые представления о концепции образа тела, которые влияют на то, как человек будет интерпретировать собственную внешность и реагировать на события, связанные с ней.
Сегодня несоответствие реальной внешности и идеала достигло предела. В мире наблюдается эпидемия ожирения, однако с экранов на нас смотрят атлетичные мужчины и женщины. Растёт недовольство собственным телом.
Конечно, феминистский дискурс пытается изменить стандарты красоты и моды, однако движение за боди-позитив только начинает развиваться. Но уже сейчас миллионы людей страдают от неприятия собственного тела.
В России же эта тема почти не изучалась, хотя СМИ пропагандируют общемировые идеалы красоты и стройности, влияя на обычных россиян.
Изучение образа тела является достаточно новой темой исследований. Существует большое количество нерешённых вопросов, но уже сейчас необходимо искать пути предотвращения роста числа недовольных собственным телом, а также пути терапии для тех, кто уже недоволен собственной внешностью.
Теоретическая основа исследования: когнитивно-поведенческий подход, социокультурный подход, концепция позитивного образа тела.
Цель работы: изучить личностные особенности, влияющие на восприятие образ тела у мужчин и женщин.
Задачи работы:
1. Изучить особенности восприятия образа тела у мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет.
2. Выявить значимые взаимосвязи между параметрами восприятия образа тела и личностными свойствами.
3. Сравнить различия в характере взаимосвязей между мужчинами и женщинами.
4. Изучить влияние личностных характеристик на восприятие образа тела у мужчин и женщин с помощью дисперсионного анализа.
5. Провести сравнительный анализ личностных свойств, влияющих на восприятие образа тела у мужчин и женщин.
Предмет исследования: личностные особенности, связанные с восприятием образа тела.
Объект исследования: образ тела у мужчин и женщин.
Методы исследования:
1. Метод тестирования включает в себя батарею психодиагностических методик:
1) Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн
2) Пятифакторный опросник личности в адаптации А.Б. Хромова
3) Полоролевой опросник С.С. Бем
4) Мультимодальный опросник отношения к собственному телу (MBSRQ-AS) Томаса Ф. Кэша в адаптации Л.Т. Баранской и С.С. Татауровой
5) Шкала оценки веса А.С. Харриса
2. Метод статистической обработки данных.
При обработке данных был использованы описательные статистики, корреляционный анализ по Спирмену, однофакторный дисперсионный анализ....
В теоретической части работы представлен анализ различных подходов, рассматривалась история понятия «образ тела», психоаналитический, социокультурный, когнитивно-поведенческий, феменистический, генетико- нейробиологический и позитивный подходы к пониманию образа тела, был произведён анализ зарубежных и отечественных эмпирических исследований образа тела.
Целью практической части работы было изучение личностных особенностей, влияющих на восприятие образ тела у мужчин и женщин.
В результате исследования было обнаружено, что самооценка влияет на восприятие образа тела вне зависимости от пола, потребность к привлечению внимания влияет на ориентацию на внешность как у мужчин, так и у женщин, демонстративные и эмпатийные качества являются причиной высокой ориентации на внешность у мужчин, положительный образ тела у женщин может поддерживаться с помощью искажений представлений о себе, образ тела у женщин взаимосвязан с эмоциональными качествами, а у мужчин - с реальными оценками тела, высокая озабоченность весом вне зависимости от пола может являться маркером негативного образа тела, была подтверждена гипотеза о том, что восприятие образа тела у мужчин и женщин существенно связано с личностными особенностями.
Результаты исследования в дальнейшем могут применяться для разработки программы коррекции образа тела, а также для выявления людей, попадающих в группу риска по расстройствам пищевого поведения.
Курс дальнейших исследований может быть направлен на расширение выборки по возрасту для просмотра динамики изменения образа тела с возрастом. Помимо этого, возможно исследование с помощью лонгитюдного метода или постановка эксперимента для выявления отдельных факторов, влияющих на восприятие образа тела.
Целью практической части работы было изучение личностных особенностей, влияющих на восприятие образ тела у мужчин и женщин.
В результате исследования было обнаружено, что самооценка влияет на восприятие образа тела вне зависимости от пола, потребность к привлечению внимания влияет на ориентацию на внешность как у мужчин, так и у женщин, демонстративные и эмпатийные качества являются причиной высокой ориентации на внешность у мужчин, положительный образ тела у женщин может поддерживаться с помощью искажений представлений о себе, образ тела у женщин взаимосвязан с эмоциональными качествами, а у мужчин - с реальными оценками тела, высокая озабоченность весом вне зависимости от пола может являться маркером негативного образа тела, была подтверждена гипотеза о том, что восприятие образа тела у мужчин и женщин существенно связано с личностными особенностями.
Результаты исследования в дальнейшем могут применяться для разработки программы коррекции образа тела, а также для выявления людей, попадающих в группу риска по расстройствам пищевого поведения.
Курс дальнейших исследований может быть направлен на расширение выборки по возрасту для просмотра динамики изменения образа тела с возрастом. Помимо этого, возможно исследование с помощью лонгитюдного метода или постановка эксперимента для выявления отдельных факторов, влияющих на восприятие образа тела.
Подобные работы
- Особенности образа тела молодых женщин
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - ОБРАЗА ТЕЛА* ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА НА ОЦЕНКУ
ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ДИАГНОЗОМ НЕРВНАЯ
АНОРЕКСИЯ
Дипломные работы, ВКР, психофизиология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Дисфункциональный образ тела в контексте нарушения регуляции
эмоций при симптомах расстройств аффективного спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА НА ОЦЕНКУ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С ДИАГНОЗОМ НЕРВНАЯ АНОРЕКСИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Образ тела мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к
аддиктивному поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Психология самореализации личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ ОТЦА И МАТЕРИ В ЕВРЕЙСКИХ СЕМЬЯХ ИЗРАИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности самосознания женщин в контексте телесности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





