🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Работа №200297

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, содержание и значение института
государственной защиты потерпевших и свидетелей органами внутренних дел Российской Федерации 10
1.2 Правовая основа обеспечения безопасности потерпевших и
свидетелей органами внутренних дел Российской Федерации
2 ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Зарубежный опыт обеспечения безопасности свидетелей и
жертв преступлений правоохранительными органами
2.2 Деятельность органов внутренних дел Российской
Федерации по обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ



Исходя из смысла статей 2 и 45 Конституции РФ, где заложено положение о том, что защита прав и свобод человека и гражданина - это долг государства, который выражается в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, когда они затрагиваются. Важным фактором, который влияет на полноту предварительного расследования, выступает институт государственной защиты потерпевших и свидетелей.
Большое количество положений включает в себя законодательство РФ, которое направлено на реализацию рассматриваемого института. Защита потерпевших и свидетелей в наши дни обеспечивается оперативным и своевременным принятием комплекса мер, предусмотренных нормами действующего законодательства.
От того, что потерпевшие и свидетели примут участие в судопроизводстве, зависит то, будут ли достигнуты его цели и поставленные задачи. К тому же, бывают ситуации, когда потерпевшие, а также свидетели могут изменить свои показания, поскольку они подвержены незаконному влиянию со стороны лиц, которые совершают преступления, или их окружения, к тому же потерпевшие и свидетели начинают отказываться от дачи показаний, которые давали ранее, кроме этого, давать ложные показания в пользу подозреваемого либо обвиняемого, помимо этого не принимать участия в следственных действиях . Указанная деятельность, как правило, сопровождается применением насилия, а вот поэтому государством должны быть предприняты меры, которые и будут уже направлены на «устранение» такого негативного влияния.
Для того, чтобы исключить случаи применения к свидетелям, а также потерпевшим насилия на государственном уровне был определен перечень мер, которые подлежат применению в ситуациях, когда по отношению к данным лицам применяется противоправное деяние, либо высказываются угрозы применения насилия со стороны лиц, которые совершают преступления, или их криминальное окружение.
Актуальность темы заключается в том, что у должностных лиц ОВД появляются проблемы с применением мер безопасности в отношении потерпевших и свидетелей, на которых оказывается давление в то время, когда они способствуют правосудию. Помимо того, институт обеспечения защиты потерпевших и свидетелей в настоящее время находится на стадии развития, а российское законодательство в этой сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании и тщательной проработке.
Объектом исследования разрабатываемой темы выступают общественные отношения, которые возникают и складываются в процессе и в ходе обеспечения защиты потерпевших и свидетелей ОВД, кроме того, спорные моменты обеспечения защиты данных лиц.
Предметом в нашем исследовании являются правовые нормы российского и зарубежного законодательства, которые регулируют вопросы обеспечения защиты потерпевших и свидетелей ОВД в сфере судопроизводства, правовые подходы и взгляды на исследуемую проблему, а также судебная практика, кроме этого, теоретико -методологические идеи.
Цель данной работы представляет собой всесторонний, полный анализ института обеспечения защиты потерпевших и свидетелей как участников судопроизводства ОВД, в том числе определение путей совершенствования законодательства РФ в области обеспечения защиты потерпевших и свидетелей.
Для того, чтобы достичь данную цель исследования, нужно решить следующие задачи:
- дать характеристику понятия института государственной защиты свидетелей и потерпевших; раскрыть его содержание и значение;
- провести анализ правовых норм международного и российского законодательства, которые регулируют институт обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей;
- рассмотреть меры безопасности, которые применяются ОВД в отношении потерпевших и свидетелей;
- определить проблемы, которые существуют при обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей ОВД;
- исследовать опыт зарубежных государств по организации института защиты потерпевших и свидетелей исходя из норм зарубежного законодательства и практики его применения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания явлений и фактов объективной реальности в их динамике и развитии, общие и частные научные методы исследования: исторический, системный, логический, конкретно-социологический, которые были использованы в ходе всей работы, сравнительно-правовой метод был использован при проведении анализа правовых норм международного и российского законодательства. Кроме того, использовались методы наблюдения, анализа, обобщения, которые были использованы в рамках главы 2 при рассмотрении опыта зарубежных государств по организации института защиты потерпевших и свидетелей и института РФ, при рассмотрении мер, которые применяются ОВД для обеспечения безопасности указанных лиц, а также при проведении исследования, касаемо проблем и недостатков при обеспечении безопасности потерпевших и свидетелей ОВД.
Научная разработанность темы исследования представлена различными учебными пособиями, учебниками, научными трудами как российских, так и зарубежных ученых (монографии, сборники научных статей), посвященными
разрабатываемой теме. Труды профессоров, докторов юридических наук, которые посвящены вопросам обеспечения безопасности участников судопроизводства - Л.В. Брусницына, Д.Н. Лозовского, А.А. Дмитриевой, А.А. Тимошенко, П.В. Агапов, М.А. Нефедова, М.В. Новиковой,
М.М. Османова, В.Е. Петрова, А.В. Ревягина, А.В. Рязанцева, С.А. Спиридонова, И.А. Суровенко и другие.
Нормативную базу исследования данной работы составляют международные нормативные правовые акты, законодательство зарубежных стран, нормы российского законодательства, правоприменительная практика, которая связана с обеспечением защиты потерпевших и свидетелей.
Содержание работы позволяет выявить проблемные моменты применения к потерпевшим и свидетелям мер безопасности ОВД, на различных его стадиях, и нацелено на организацию и исследование более значительных и актуальных проблем в данной теме исследования.
Практическая значимость исследования данной работы определена возможностью внедрения его результатов и достижений в практическую деятельность ОВД, в том числе актуальностью предложенных путей совершенствования законодательства РФ в области обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей ОВД.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Потерпевшие и свидетели являются наиболее уязвимыми участниками судопроизводства, именно поэтому они чаще подвергаются преступному влиянию из-за их участия в уголовном деле. Обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей, как результат деятельности ОВД, должно выражаться в безопасном участии лица в производстве по уголовному делу. Безопасное состояние участников процесса является конечным результатом, на достижение которого и должна быть направлена вся система защитных мер.
В ходе проведенного исследования мы приходим к следующим выводам.
Безопасностью участников процесса выступает защита их конституционных прав и свобод от незаконных посягательств, которые связаны с принятием участия данных лиц в уголовном процессе. Обеспечение защиты участников процесса является необходимым условием эффективного уголовного разбирательства и его результаты.
Соблюдение законов, регулирующих правовой институт защиты участников судопроизводства, обеспечит осуществление государственной защиты на высоком профессиональном уровне.
Меры безопасности, которые применяются ОВД к потерпевшим и свидетелям, разнообразны, и это позволяет применять ту меру, которая именно при сложившихся обстоятельствах обеспечит максимальную безопасность потерпевших и свидетелей. Необходимо добавить, что в отношении защищаемого лица может быть применена как одна, так и несколько мер безопасности одновременно, что также указывает на возможность выбора средства защиты.
И, несмотря на положительные моменты практической реализации, мы в нашем исследовании выявили проблемы в законодательстве, к тому же и в практической организации и реализации института поддержания безопасности лиц, которые нуждаются в защите, среди которых обозначили следующие:
Во-первых, перечень поводов применения мер безопасности к потерпевшим и свидетелям необходимо расширить, а именно, что заявление по разным причинам может быть сделано не самим защищаемым, а другим лицом в интересах защищаемого. Введение данного основания позволило бы расширить круг лиц, которые имеют право обратиться с заявлением о применении мер безопасности в отношении конкретных лиц.
Также российское законодательство не предусматривает, что заявление о применении мер безопасности может быть сделано в устной форме. Мы предлагаем внести изменения в ч. 2 ст. 16 Закона №119-ФЗ.
Во-вторых, нормы действующего УПК прямо не предусматривают правовое определение требований применения уголовно-процессуальных мер безопасности. Таким образом, ч. 3 ст.11 УПК РФ устанавливает общее правило применения уголовно-процессуальных средств.
Достаточность таких данных является субъективным критерием, который законодателем не формализован и оценивается лицом, осуществляющим производство по делу.
В-третьих, меры безопасности, которые предусмотрены УПК РФ, связанные с присвоением псевдонима или проведением такого следственного действия, как опознание в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, не могут в полной мере гарантировать безопасность лиц, которые нуждаются в защите, поскольку данные меры, обычно, применяются уже при наличии реальной угрозы, когда личность защищаемого лица известна тем, кто собирается совершить преступление.
В-четвертых, ввиду того, что сотрудники на протяжении длительного выполнения профессиональной деятельности и возникающее по этой причине формальное, сугубо функциональное отношение к людям, не всегда могут правильно оценить и отнестись к «тревожным сигналам», которые поступают от потерпевших и свидетелей в виде жалоб на угрозы в свой адрес от лиц, которые совершают преступления, а также их окружение, что, в то время, вызывает недоверие к ОВД.
В-пятых, делается акцент на такой проблеме, которая заключается в том, что когда защита предоставляется людям, степень угрозы которых сильно преувеличена и ввиду этого другие участники процесса, которые находятся действительно под реальной угрозой, лишаются необходимой защиты со стороны государства.
В-шестых, при производстве такого следственного действия, как предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, как меры безопасности, также возникает проблема, которая заключается в том, что место проведения заранее уже известно, а доверенные лица опознаваемого при необходимости могут организовать наблюдение за строением, включая использование видеосъемки с улицы, или из окружающих зданий для идентификации лица, которое прибудет для участия в опознании в качестве опознающего. А также после завершения опознания опознающий покинет здание. Однако, большинство помещений ОВД расположены на огороженной территории и, в большинстве случаев, имеют два-три выезда, за которыми легко установить наблюдение. Если ограничить число автомобилей, которые имеют могут въезжать на эту территорию, поспособствует тому, чтобы не тратить значительные силы на организацию наблюдения, раскрывающего местонахождение опознающего и, таким образом, защита последнего резко осложняется.
В-седьмых, когда лица, совершившие преступления, или их криминальное окружение используют методы воздействия на потерпевших и свидетелей, которые не запрещены УК РФ, к примеру, молчаливое преследование на улицах, подбрасывание к жилью трупов животных и прочее.
Также мы считаем, что нужно ужесточить уголовную ответственность за принуждение свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства дела, к даче показаний в пользу лица, которое совершило преступление и которое пытается помимо этого избежать уголовной ответственности.
Решение вышеупомянутых проблем повысит уровень безопасности потерпевших и свидетелей, к тому же обеспечит более эффективное и результативное применение соответствующих мер. Необходимо заострить внимание на решении проблем, которые создаются новыми изощренными способами воздействия на людей, которые принимают участие в процессе. Представленное указывает на актуальность данного исследования и необходимость дальнейшего анализа.
Мы пришли к выводу, что более успешными в данном направлении являются лишь те государства, которые определили государственную концепцию в вопросе защиты участников судопроизводства, к тому же создали правовую базу их защиты от различных препятствующих расследованию лиц и групп.
Изучение практики и опыта зарубежных государств в области защиты участников судопроизводства от противоправных посягательств позволяет нам прийти к мнению, а конкретно, что российское законодательство, которое касается обеспечения защиты потерпевших, свидетелей, имеет некоторые отличия от зарубежного законодательства. Для того, чтобы совершенствование института обеспечения защиты в РФ привело к положительным результатам, необходимо изучить, а возможно, взять за основу опыт зарубежных государств в области обеспечения безопасности лиц, которые нуждаются в защите.
Нужно анализировать как положительный, так и отрицательный опыт зарубежных стран по организации института обеспечения безопасности участников судопроизводства, поскольку многое из того, что реализуется в зарубежных странах, может быть применено и в РФ.
Заканчивая, хотелось бы сказать о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности лиц, которые нуждаются в государственной защите.



Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2020. № 144.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2954.
Фе'де'ральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ. 1995, № 17, Ст. 1455.
Фе'де'ральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // Российская газета. 2004. № 182.
Фе'де'ральный закон «О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма» от 02 октября 2010 г. № 253-ФЗ // Российская газета. 2010. № 225.
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
Фе'де'ральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. №25.
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 04 марта 2013 г. № 23-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 875.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 27 октября 2006 г. № 630 // Российская газета. 2006. № 253.
11 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» от 11 ноября 2006 г. № 664 // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4895.
12 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 21 сентября 2012 г. № 953 // СЗ РФ. 2012. № 39. Ст. 5290.
13 Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице» от 14 июля 2015 г. № 705 // СЗ РФ. 2015. № 29. Ст. 4503.
14 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» от 25 октября 2018 г. № 1272 // СЗ РФ. 2018. № 44. Ст. 6764.
15 Комитет министров - государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию: рекомендация Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. № R (81) 7 // Российская юстиция. 1997. № 6...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ