🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Уголовная ответственность за бандитизм как направление обеспечения национальной безопасности

Работа №200226

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНДИТИЗМА КАК УГРОЗЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Ретроспективный анализ становления уголовной ответственности за
бандитизм в отечественном законодательстве 5
1.2 Сущность национальной безопасности государства и понятие,
характерные признаки банды как угрозы национальной безопасности 16
1.3 Опыт зарубежных стран в вопросах установления уголовной
ответственности за бандитизм 26
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ
БАНДИТИЗМА 38
2.1 Объективные признаки бандитизма: объективная сторона и объект
преступления 38
2.2 Субъективные признаки бандитизма: субъективная сторона и субъект
преступления 48
2.3 Проблемы квалификации бандитизма и актуальные вопросы его
разграничения от смежных преступлений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75


Национальная безопасность Российской Федерации представляет собой залог успешного развития РФ как правового, демократического государства с развитыми институтами гражданского общества, поскольку только в условиях защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз можно говорить о становлении указанных категорий. Процесс реализации органами государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества, организациями и объединениями, нередко усложнятся действием широкого спектра угроз различного характера. К одним из таковых угроз относится преступность как негативный социальный феномен, поражающий все сферы жизнедеятельности и подрывающий конституционные права, свободы и законные интересы человека, гражданина. Одной из наиболее опасных форм преступности выступает организованная преступность, в том числе, бандитизм, ответственность за который предусматривается системой действующего уголовного законодательства. Современная уголовная политика государства свидетельствует о том, что уголовная ответственность за бандитизм выступает актуальным направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается не только вышеуказанными тезисами, но и следующими статическими данными. За 2017 год на территории РФ зарегистрировано 86 фактов бандитизма, за 2018 год - 89, за 2019 год - 51, за 2020 год - 71, за 2021 год - 63, за период с января по конец ноября 2022 года - 49 фактов . Несмотря на то, что указанные данные свидетельствуют о низком показателе бандитизма, степень его общественной опасности остается высокой, а каждый факт бандитизма существенно подрывает суверенитет и авторитет государства, создавая условия для нарушения прав и законных интересов человека, гражданина. Кроме того, целесообразно учитывать тот факт, что бандитизм представляет собой латентное преступление, реальный показатель которого анализировать достаточно сложно.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании проблемных аспектов уголовной ответственности за бандитизм как направления обеспечения национальной безопасности РФ, а также формулировании путей совершенствования действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проведение ретроспективного анализа становления уголовной ответственности за бандитизм в отечественном законодательстве.
2. Исследование сущности национальной безопасности государства и понятие, характерных признаков банды как угрозы национальной безопасности.
3. Изучение опыта зарубежных стран в вопросах установления ответственности за бандитизм.
4. Рассмотрение объективных признаков бандитизма, а именно, объекта и объективной стороны.
5. Исследование субъективных признаков бандитизма, а именно, субъекта и субъективной стороны.
6. Анализ проблем квалификации бандитизма и актуальных вопросов его разграничения со смежными составами преступлений.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в ходе установления уголовной ответственности за бандитизм как направления обеспечения национальной безопасности РФ.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы современного уголовного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, исследования ученых, статистические данные, материалы судебной практики, касающиеся установления уголовной ответственности за бандитизм.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых в сфере уголовного права. Так, в рамках настоящего исследования использовались труды П.Г. Белова, Ф.Г. Бурачак, В.В, Бычкова, В.В. Векленко, В.А. Владимирова, Л.В. Глазковой, П.И. Гришаева, В.В. Данилейко, С.А. Жовнир, А.М. Ивахненко, Л.В. Инногамовой-Хегай, И.А. Исаева, Б.Ю. Кагардицкого, В.А. Каламанова, В.Н. Кудрявцева, О.А. Кузнецовой, Н.А. Лисенковой, В.И. Лымарь, Ю.Б. Мельниковой, Т.И. Нагаевой, В.А. Номоковой, А.А. Пионтковского, Д.Е. Погорелого, О.А. Поповай, А.И. Рарог, А.А. Рощевского, В.Б. Рушайло, А.В. Сальникова, Н.С. Таганцева, П.Ф. Тельнова, Т.Д. Устиновой, А.И. Чучаева и иных исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют нормы уголовного законодательства, статистические данные, материалы судебной практики судов общей юрисдикции, а также высшей судебной инстанции по теме настоящего исследования.
Методологической базой исследования явились общенаучные методы познания (исторический, логический, системно-структурный), методы анализа и синтеза, а также частно-научные методы (формально-правовой, сравнительно-правовой и другие).
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организованная преступность как негативный социальный феномен подрывает суверенитет государства, посягает на ее общественную и национальную безопасность, а также создает угрозу реализации прав, законных интересов граждан. Вместе с тем, одной из наиболее опасных форм проявления организованной преступности выступает бандитизм, ответственность за который предусматривается действующим уголовным законодательством. Высокий уровень и повышенная степень общественной опасности бандитизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации обуславливают необходимость формирования качественной, эффективной системы противодействия. В настоящее время назрела необходимость совершенствования правовых основ противодействия бандитизму, поскольку на практике складываются некоторые проблемы квалификации рассматриваемого преступления. Указанные тезисы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, по результатам которой сформулированы соответствующие выводы.
Законодательство, устанавливающее ответственность за бандитизм, развивалось постепенно, на протяжении длительного времени, поскольку организованная преступность зародилась и активно действовала еще на Древней Руси. Проведенный ретроспективный анализ позволяет сформулировать следующие этапы становления уголовного закона:
1. В период с появления первых законодательных актов Древней Руси (Русская Правда Ярослава Мудрого) до конца XVI века «банда» как самостоятельная категория не использовалась законодателем. Вместе с тем, закладывались основы установления ответственности за совершение преступлений группами или организованными формами. В дальнейшем законодатель начал выделять три ключевые формы организованной преступности: скоп, заговор, шайка. Примечательно, что «шайка» выступала прототипом современный банды.
2. Анализируя период с начала XVIII по начало XIX века, следует отметить, что в период правления Петра I проведена дифференциация всех видов соучастников, то есть выделяются такие группы, как исполнитель, подстрекатель, пособник, укрыватель и иные. Вместе с тем, законодатель не выделяет отдельные формы преступных объединений.
3. Анализируя XIX век - начало XX века, следует отметить, что законодатель уделяет внимание организованной преступности, в том числе, шайке, которая рассматривалась и как особая форма соучастия, и как обстоятельство, отягчающее ответственность. Впервые устанавливается такой признак шайки, как количество ее участников - минимум 3 человека.
4. Советский период становления законодательства с 1917 года по 1996 год характеризовался детальным определением сущности банд, признаков, позволяющих отграничивать их от иных организованных форм преступности. Советский закон положен в основу действующего УК РФ.
Такие категории, как «национальная безопасность», «угрозы национальной безопасности», «бандитизм», являются предметами многочисленных исследований в научном сообществе. Анализируя подходы, сформулированные исследователями и законодателем, отметим, что под национальной безопасностью следовало бы понимать государственно - правовой институт, который включает в свой состав совокупность механизмов, инструментов и структур, направленных на обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от различного характера угроз в различных сферах (военная, государственная, общественная, миграционная, продовольственная, информационная, экономическая, экологическая, культурная и иные). под угрозой национальной безопасности понимается совокупность условий, факторов, которые создают прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам РФ. Вместе с тем, бандитизм как угроза национальной безопасности понимается следующим образом: бандитизм является многообъектным преступлением, то есть характеризуется наличием двух объектов - основного и дополнительного. Основным объектом выступают основы общественной безопасности, поскольку бандитизм объективно создает угрозу причинения вреда широкому кругу граждан, организаций, учреждений, который не определен и не ограничивается определенными критериями.
В большинстве зарубежных стран законодательство не предусматривает понятие и ответственность за бандитизм. Анализ отдельных положений законодательства иностранных государств позволяет сформулировать следующие направления совершенствования российского законодательства:
1. Применительно к российскому законодательству было бы
интересно перенять опыт США в части разработки отдельного нормативного акта, действующего на федеральном уровне и регламентирующего меры противодействия бандитизму. Кроме того, интересен опыт США в части учреждения самостоятельного правоохранительного органа,
ориентированного на борьбу с бандитизмом, который мог бы осуществлять взаимодействие с иными правоохранительными органами, а также международными организациями.
2. Интересным является подход, сформулированный в УК Италии в части установления примечания, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности. Так, российскому законодателю следовало бы рассмотреть возможность освобождения лица от ответственности за бандитизм в случае, если лица, которые перед совершением преступления, для которого сформировали банду, выйдут из состава вооруженной группы, либо сдадут оружие.
3. Рассматривая опыт Республики Казахстан, отметим, что в
постановлении Пленума ВС РФ № 1 следовало бы закрепить более
подробные положения, касающиеся спорных вопросов квалификации бандитизма, в том числе, в части раскрытия признаков и критериев создания, руководства и участия в банде, а также понятия бандитизма как самостоятельного преступления. Вместе с тем, в качестве освобождения от уголовной ответственности за бандитизм следовало бы рассматривать активное способствование раскрытию, пресечению преступлений, совершаемых или совершенных преступной группой.
4. Интересным является опыт Франции в части установления широкого, открытого круга дополнительных наказаний за совершение преступления в составе банды. Так, для лиц, использующих свое служебное положение, предусматривается также дополнительное наказание в виде лишения права занимать те или иные должности, либо заниматься определенной деятельности.
5. Рассматривая опыт ФРГ, отметим, что для российского законодателя он был бы интересным в части установления более строгих санкций за совершение бандитизма, предусматривая в качестве дополнительной меры уголовного наказания, как конфискация имущества участников банды, а также имущественный штраф. Кроме того, российскому законодателю следовало бы рассмотреть опыт ФРГ в части разработки самостоятельного нормативного акта, предусматривающего систему мер противодействия бандитизму.
Объективные признаки бандитизма характеризуют внешние аспекты и стороны проявления указанного преступного деяния. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Видовым объектом бандитизма признаются общественные отношения, которые устанавливаются и охраняются государством, нормальные безопасные условия жизнедеятельности общества в целом, а также отдельных его граждан.
2. В бандитизме видовой и непосредственный объект совпадают. Вместе с тем, в некоторых случаях дополнительным объектом признаются права собственности, жизнь и здоровье личности или иные общественно значимые интересы, блага. Кроме того, в ч. 3 ст. 209 УК РФ речь идет о еще одном дополнительном объекте преступного посягательства - интересы службы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ и иных организациях.
3. Процесс создания устойчивой вооруженной группы, а именно, банды, выступает не единовременным актом, а постепенным и динамичным процессом. Моментом окончания преступления в данном случае является момент формирования группы, которая характеризовалась признаками, регламентированными диспозицией ст. 209 УК РФ.
4. Под руководством бандой понимается принятие решений, связанных с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, а также совершением ею конкретных нападений. В постановлении Пленума ВС РФ № 1 следовало бы закрепить положения, которые регламентировали бы и раскрывали момент окончания преступления в виде руководства бандой.
5. Под участием в банде следовало бы понимать не только непосредственное участие в нападениях, которые совершаются группой, но и реализация участниками банды иных активных действий, которые направлены на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, поиск объектов для нападения и иные. В постановлении Пленума ВС РФ № 1 следовало бы закрепить положения, которые регламентировали бы и раскрывали момент окончания преступления в виде участия в банде.
Кроме того, обратим внимание на значимость таких элементов состава преступления, как субъективных признаков, в состав которых включаются субъект и субъективная сторона. Вместе с тем, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие тезисы:
1. Субъект преступления, предусмотренного ч. ч. 1, 2 ст. 209 УК РФ, является общим, при этом возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 16 лет. На наш взгляд, сложившаяся ситуация требует снижения возраста с 16 до 14 лет, поскольку несовершеннолетние все чаще становятся субъектами бандитизма и выступают полноправными участниками банд, являясь активными исполнителями. Кроме того, многие преступления большинство преступлений, совершаемых бандой (разбои, грабежи, убийства, изнасилования и иные) сами по себе в соответствии со ст. 20 УК РФ предусматривают наличие сниженного возрастного предела привлечения к уголовной ответственности.
2. Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - совершение нападений на граждан и организации. Вместе с тем, законодатель не уточняет, для чего совершаются нападения, то есть это могут быть стремления совершить убийство, изнасилование, разбой, завладение имуществом или иное. Таким образом, конечной целью бандитизма выступает дальнейшее совершение корыстно-насильственных преступлений. Данный факт еще раз подтверждает и подчеркивает степень общественной опасности бандитизма, поскольку умысел участников и организатора, руководителя, сводится к созданию условий для занятия преступной деятельностью в перспективе.
Необходимость включения в состав УК РФ ст. 209 на протяжении длительного времени оставалось предметом споров в научном сообществе. Указывая на целесообразность оставления соответствующей нормы в системе уголовного законодательства, обозначим следующие пути ее совершенствования, позволяющие исключить (или минимизировать) проблемы квалификации бандитизма:
1. Минимальное количество участников банды следовало бы повысить с двух до трех. Так, п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 1 следовало бы изложить в следующем виде: «Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из трех и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.».
2. Нападение как цель бандитизма выступает оценочной категорией, что на практике порождает ряд проблемных аспектов. Так, ч. 1 ст. 209 УК РФ следовало бы изложить в следующем виде: «Создание организованной вооружённой группы (банды) в целях совершения тяжких и особо тяжких корыстно-насильственных преступлений, а равно руководство такой группой, - ...».
3. Из ч. 2 ст. 209 УК РФ полагаем необходимым исключить из объективной сторона бандитизма такую форму, как участие в совершаемых ею нападениях, поскольку данная форма бандитизма на практике встречается достаточно редко, а значит, ее выделение как самостоятельного вида, является нецелесообразным. В данном случае действия лица, которое не является участником банды и совершает соответствующее преступление, должны быть квалифицированы по соответствующей норме УК РФ.
4. Разграничивая преступления, предусмотренные ст. ст. 209 и 210 УК РФ, следовало бы исключить из ч. 4 ст. 35 УК РФ структурированную организованную группу как вид преступного сообщества (преступной организации). Данное изменение обуславливается тем, что в каждом тяжком (особо тяжком) преступлении предусматривается такой квалифицирующий признак, как совершение преступления в составе организованной группы.



1. Белов, П.Г. Методологические основы национальной безопасности (часть 1, часть 2) / П.Г. Белов. СПбГТУ, 2004. 269 с.
2. Борцова, Т.А. Уголовно-правовая характеристика бандитизма в России: анализ судебной практики / Т.А. Борцова // Вестник молодого ученого Кузбасского института. 2021. № 1. С. 22-25.
3. Бурчак, Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву / Ф.Г. Бурчак. Киев: Издательство «Наукова думка», 1969. 229 с.
4. Бычков, В.В. Уголовно-правовое противодействие бандитизму: автореф. дис. ...канд. юрид. наук / В.В. Бычков. Екатеринбург, 2008. 22 с.
5. Векленко, В.В. Значение объекта преступления / В.В. Векленко // Учение об объекте преступления: тенденции и перспективы развития. 2005. № 1. С. 4-5.
6. Виденькина, Ж.В., Юдина, У.С. Бандитизм в уголовном законодательстве зарубежных стран / Ж.В. Виденькина, У.С. Юдина // Закон и право. 2018. № 12. С. 87-90.
7. Владимиров, В.А. Квалификация похищений личного имущества / В.А. Владимиров. М., 1974. 126 с.
8. Герцензон, А.А., Меньшагин, В.Д., Ошерович, А.Л., Пионтковский,
А.А. Государственные преступления / А.А. Герцензон, В.Д. Меньшагин, А.Л. Ошерович, А.А. Пионтковский. М.: Юрлитиздат. 1978. 629 с.
9. Глазкова, Л.В. Бандитизм и преступное сообщество: вопросы разграничения: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Л.В. Глазкова. Москва. 2012. 23 с.
10. Глушко, М.В. Общественная безопасность как элемент национальной безопасности Российской Федерации / М.В. Глушко // Общественная безопасность в системе стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. 2019. № 1. С. 208-211.
11. Гришаев, П.И., Кригер, Г.А. Соучастие по уголовному праву / П.И. Гришаев, Г.А. Кригер. М., 1959. 284 с.
12. Гурбанов, А.Г., Павлик, М.Ю., Михайлов, Н.Н., Михайлова, О.Г., Тарайко, В.И., Третьяков, И.Л., Щербаковский, Г.З. Общественная безопасность как объект уголовно-правовой охраны / А.Г. Гурбанов, М.Ю. Павлик, Н.Н. Михайлов, О.Г. Михайлова, В.И. Тарайко, Г.З. Щербаковский // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 1 (29). С. 171
13. Данилейко, В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: дис. . канд. юрид. наук / В.В. Данилейко. СПб., 2010. 249 с.
14. Дрожжина, Е.А. Объект преступления и его влияние на квалификацию преступлений / Е.А. Дрожжина // Уголовное право. 2015. № 3. С. 30
15. Ижевская, Т.И. Безопасность личности: система понятий / Т.И. Ижевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 98-102...89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ