ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ, ЕГО ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
1.1 Понятие системы реализации государственной политики в сфере
обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве 6
1.2 Правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению
национальной безопасности в Российской Федерации 18
2 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного
расследования 26
2.2 Полномочие прокурора на осуществление уголовного
преследования в стадии досудебного производства 31
3 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА КАК УЧАСТНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Содержание деятельности пр осуществлению
уголовного преследования в судебном производстве 41
3.2 Участие прокурора в суде второй инстанции 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
1.1 Понятие системы реализации государственной политики в сфере
обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве 6
1.2 Правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению
национальной безопасности в Российской Федерации 18
2 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного
расследования 26
2.2 Полномочие прокурора на осуществление уголовного
преследования в стадии досудебного производства 31
3 УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА КАК УЧАСТНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Содержание деятельности пр осуществлению
уголовного преследования в судебном производстве 41
3.2 Участие прокурора в суде второй инстанции 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Высокий уровень преступности, в частности, тяжких преступлений, преступлений террористической направленности, незаконного оборота наркотиков, деятельности организованных преступных объединений создают реальную угрозу национальной безопасности России.
По официальной статистике за 2022 г. зарегистрировано 2058476 преступлений, что на 4,7 % меньше, чем за 2021 г. (2160063), что свидетельствует о том, что темпы сокращения показателей числа зарегистрированных преступлений значительно снизились.
В тоже время тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений, зафиксированная в 2022 г., вряд ли адекватно отражает реальную динамику преступности. Причиной вышеуказанных процессов может выступать как постоянная активизация укрытия преступлений от учета и регистрации, так и снижение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.
Сложившаяся ситуация требует адекватных мер реагирования как со стороны законодателя, так и органов обеспечения национальной безопасности, в систему которых входит прокуратура Российской Федерации.
Особое значение для организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности приобретает «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400.
Согласно указанному акту «национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».
Необходимо признать, что содержание национальной безопасности и цели и задачи прокуратуры России, ее функции практически полностью совпадают.
Таким образом, проблема участия прокурора в судебном процессе является одной из наиболее развитых и дискуссионных в теории уголовного процесса.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности прокурора как участника реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве.
Предмет исследования -нормы действующего законодательства, регулирующие уголовно-процессуальный статус прокурора в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - всесторонний и комплексный научно-правовой анализ участия прокурора в уголовном судопроизводстве в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие системы реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве;
2) определить правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации;
3) исследовать надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного расследования;
4) проанализировать полномочия прокурора по проведению уголовногопреследования на стадии досудебного производства;
5) определить специфику деятельности прокурора при осуществлении уголовногопреследования в судебном производстве;
6) исследовать отказ прокурора в предъявлении обвинения;
7) определить особенности участия прокурора в суде второй инстанции.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность методов научного познания. Преобладающее значение имеет диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально-логические методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении многих проблем совершенствования российского законодательства о деятельности органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве органами прокуратуры. Разработанные в ходе исследования положения являются необходимыми предпосылками для решения многих проблем, связанных с пониманием сущности деятельности прокуратуры, её деятельности в суде и взаимоотношений прокурора с другими участниками судебного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы определяется с учетом специфики темы, а также степени разработанности связанных с ней проблем.
Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, в которых рассматриваются историко-правовые аспекты участия прокурора в уголовном судопроизводстве; прокурорская деятельность на стадии предварительного расследования уголовных дел, а также выводы, дающие общие результаты и рекомендации, библиографический список.
Кроме того, в работе представлены предложения по оптимизации деятельности органов прокуратуры с целью повышения эффективности их работы при решении задач уголовного судопроизводства.
По официальной статистике за 2022 г. зарегистрировано 2058476 преступлений, что на 4,7 % меньше, чем за 2021 г. (2160063), что свидетельствует о том, что темпы сокращения показателей числа зарегистрированных преступлений значительно снизились.
В тоже время тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений, зафиксированная в 2022 г., вряд ли адекватно отражает реальную динамику преступности. Причиной вышеуказанных процессов может выступать как постоянная активизация укрытия преступлений от учета и регистрации, так и снижение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.
Сложившаяся ситуация требует адекватных мер реагирования как со стороны законодателя, так и органов обеспечения национальной безопасности, в систему которых входит прокуратура Российской Федерации.
Особое значение для организации и деятельности органов прокуратуры по обеспечению национальной безопасности приобретает «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400.
Согласно указанному акту «национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».
Необходимо признать, что содержание национальной безопасности и цели и задачи прокуратуры России, ее функции практически полностью совпадают.
Таким образом, проблема участия прокурора в судебном процессе является одной из наиболее развитых и дискуссионных в теории уголовного процесса.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе деятельности прокурора как участника реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве.
Предмет исследования -нормы действующего законодательства, регулирующие уголовно-процессуальный статус прокурора в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - всесторонний и комплексный научно-правовой анализ участия прокурора в уголовном судопроизводстве в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие системы реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве;
2) определить правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации;
3) исследовать надзорные полномочия прокурора в стадии предварительного расследования;
4) проанализировать полномочия прокурора по проведению уголовногопреследования на стадии досудебного производства;
5) определить специфику деятельности прокурора при осуществлении уголовногопреследования в судебном производстве;
6) исследовать отказ прокурора в предъявлении обвинения;
7) определить особенности участия прокурора в суде второй инстанции.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность методов научного познания. Преобладающее значение имеет диалектический метод познания, метод объективного и всестороннего анализа, системный метод исследования и формально-логические методы исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты представляют особый интерес при решении многих проблем совершенствования российского законодательства о деятельности органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве в сфере обеспечения национальной безопасности в уголовном судопроизводстве органами прокуратуры. Разработанные в ходе исследования положения являются необходимыми предпосылками для решения многих проблем, связанных с пониманием сущности деятельности прокуратуры, её деятельности в суде и взаимоотношений прокурора с другими участниками судебного процесса.
Структура выпускной квалификационной работы определяется с учетом специфики темы, а также степени разработанности связанных с ней проблем.
Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, в которых рассматриваются историко-правовые аспекты участия прокурора в уголовном судопроизводстве; прокурорская деятельность на стадии предварительного расследования уголовных дел, а также выводы, дающие общие результаты и рекомендации, библиографический список.
Кроме того, в работе представлены предложения по оптимизации деятельности органов прокуратуры с целью повышения эффективности их работы при решении задач уголовного судопроизводства.
Подытоживая, на основе всего вышеизложенного материала настоящей выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующие выводы.
1. Проведенный анализ надзорных полномочий прокурора показал их недостаточность и дифференциацию в зависимости от формы расследования, тем самым нивелируя гарантии обеспечения единства законности в уголовном процессе. Для решения данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в УПК РФ, а также в главу 20 УПК РФ целесообразно включить отдельную ст. 149.1, в которой урегулировать надзорные полномочия прокурора за законностью возбуждения уголовного дела:
«Статья 149.1. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела
1. Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела.
2. В ходе осуществления надзора за законностью возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен:
1) по ходатайству следователя, дознавателя продлевать срок рассмотрения сообщения о преступлении до 30 суток со дня поступления указанного сообщения;
2) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела и направлять материалы для проведения дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения;
3) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждать уголовное дело;
4) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и отказывать в возбуждении уголовного дела;
5) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и направлять материалы для проведения дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения;
6) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и прекращать производство по уголовному делу, если по нему были произведены следственные действия» .
2. Следует предусмотреть право государственного обвинителя
непосредственно обращаться к прокурору, имеющему право внести кассационное представление, с проектом кассационного представления. Об этом, как представляется, следует ввести пункт в Приказ Генпрокуратуры России «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» в следующей редакции: «Проект кассационного
представления готовится прокурором, поддерживавшим государственное обвинение в первой и (или) апелляционной инстанции, и вносится вышестоящим прокурором, указанным в п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 401.2 УПК РФ». Такое положение следует закрепить и в УПК РФ.
3. Кроме того, в КоАП РФ присутствует статья 15.27.1, предусматривающая ответственность юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму в виде штрафа в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей. Однако отсутствует административная ответственность для юридических лиц за финансирование экстремистской деятельности, несмотря на закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности физических лиц за указанное деяние (ст. 2823 УК РФ).
В связи с вышесказанным, автором, для ликвидации пробела в законодательстве об административных правонарушениях, предлагается включить в КоАП РФ новый состав административного правонарушения - «Финансирование экстремистской деятельности», закрепив его в статье 15.27.2 в следующей редакции: «Предоставление или сбор материальных и (или) денежных средств, либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до десяти миллионов рублей» .
Вышеуказанные меры позволят в кратчайшие сроки достичь нового уровня в отправлении правосудия, а, следовательно, и обеспечения национальной безопасности России.
1. Проведенный анализ надзорных полномочий прокурора показал их недостаточность и дифференциацию в зависимости от формы расследования, тем самым нивелируя гарантии обеспечения единства законности в уголовном процессе. Для решения данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в УПК РФ, а также в главу 20 УПК РФ целесообразно включить отдельную ст. 149.1, в которой урегулировать надзорные полномочия прокурора за законностью возбуждения уголовного дела:
«Статья 149.1. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела
1. Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела.
2. В ходе осуществления надзора за законностью возбуждения уголовного дела прокурор уполномочен:
1) по ходатайству следователя, дознавателя продлевать срок рассмотрения сообщения о преступлении до 30 суток со дня поступления указанного сообщения;
2) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела и направлять материалы для проведения дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения;
3) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждать уголовное дело;
4) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и отказывать в возбуждении уголовного дела;
5) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и направлять материалы для проведения дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения;
6) отменять постановление руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя или нижестоящего прокурора о возбуждении уголовного дела и прекращать производство по уголовному делу, если по нему были произведены следственные действия» .
2. Следует предусмотреть право государственного обвинителя
непосредственно обращаться к прокурору, имеющему право внести кассационное представление, с проектом кассационного представления. Об этом, как представляется, следует ввести пункт в Приказ Генпрокуратуры России «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» в следующей редакции: «Проект кассационного
представления готовится прокурором, поддерживавшим государственное обвинение в первой и (или) апелляционной инстанции, и вносится вышестоящим прокурором, указанным в п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 401.2 УПК РФ». Такое положение следует закрепить и в УПК РФ.
3. Кроме того, в КоАП РФ присутствует статья 15.27.1, предусматривающая ответственность юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму в виде штрафа в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей. Однако отсутствует административная ответственность для юридических лиц за финансирование экстремистской деятельности, несмотря на закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности физических лиц за указанное деяние (ст. 2823 УК РФ).
В связи с вышесказанным, автором, для ликвидации пробела в законодательстве об административных правонарушениях, предлагается включить в КоАП РФ новый состав административного правонарушения - «Финансирование экстремистской деятельности», закрепив его в статье 15.27.2 в следующей редакции: «Предоставление или сбор материальных и (или) денежных средств, либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до десяти миллионов рублей» .
Вышеуказанные меры позволят в кратчайшие сроки достичь нового уровня в отправлении правосудия, а, следовательно, и обеспечения национальной безопасности России.
Подобные работы
- Участники уголовно-процессуальных отношений
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ТИПОЛОГИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА (12.00.09.)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Уголовно—процессуальные и криминалистические аспекты привлечения лица в качестве обвиняемого
Диссертация , уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Процессуальный контроль руководителя следственного органа по уголовному делу Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Сущность и основные принципы прокурорского надзора
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и порядок назначения оперативно-розыскных мероприятий, а также использование их результатов по делам оперативного учета и в следственно-судебной практике
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003





