Модернизация дисциплины «Формообразование» в процессе проектно-конструкторской подготовки направления «Профессиональное обучение (декоративно¬прикладное искусство и дизайн)» в условиях введения стандарта нового поколения
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Обзор информационных материалов 6
1.1 Анализ образовательных стандартов и основной
образовательной программы 6
1.2 Обзор учебной литературы 11
1.3 Сравнение рабочей программы дисциплины «Формообразование»
в разных вузах на предмет содержания и количественных параметров 18
2 Результаты обучения для структуры проектно-конструкторской
подготовки 21
3 Результаты обучения для дисциплины «Формообразование» 27
4 Рабочая программа дисциплины «Формообразование» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Рабочая программа дисциплины
«Формообразование» 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Рабочая программа дисциплины «Формообразование» 50
Сегодня вопросы о стандартизации высшего образования сталкиваются все вузы. В 2014 году на смену нового поколения ФГОС ВО 3, пришли стандарты ФГОС ВО 3+. Новый стандарт ориентирован на содержание образования в виде компетентностной модели выпускника. Стандарт не регламентирует содержание образования, и поэтому необходимо образовательный процесс выстраивать по новому с помощью концепции результатов обучения.
Кафедра инженерной и компьютерной графики ведет подготовку по направлению «Профессиональное обучение. Декоративно - прикладное искусство и дизайн». В рамках подготовки бакалавров по данному направлению выделяют две основные ее составляющие: психолого - педагогическая и отраслевая подготовка. Отраслевая подготовка ориентирована на проектно конструкторскую компетенцию.
В связи с этим объектом дипломного проекта является процесс проектно-конструкторской подготовки бакалавров по направлению «Профессиональное обучение. Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Рассмотрев проектно-конструкторскую подготовку выявлено ряд противоречий:
1. Между разразнеными теоретическими знаниями и применением их на практике.
2. Структура отраслевой подготовки значительно меняется. В частности дисциплина «Формообразование» роль, место которой вызывает большие сомнения.
3. Название дисциплины «Формообразование» не соответствует ее содержанию.
Предмет: содержание дисциплины в структуре проектно-конструкторской подготовки бакалавров в соответствии со стандартом ФГОС ВО.
Цель: спроектировать содержание дисциплины в структуре подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение. Декоративно¬прикладное искусство и дизайн» в соответствии с новым стандартом (ФГОС ВО 3+)
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести обзор информационных материалов
2. Сформулировать результаты обучения для структуры проектно-конструкторской подготовки
3. Развернуть результаты обучения в содержании обучения для дисциплины формообразование
4. Спроектировать рабочую программу дисциплины формообразование
В данной работе были решены поставленные задачи. Проанализированы информационные материалы, такие как образовательные стандарты, основная образовательная программа, рабочие программы, учебная литература.
В целом анализ показал, какое место дисциплина «Формообразование» занимало в учебном процессе, ее роль и содержание. А так же какое содержание и количественные параметры данная дисциплина имеет в других вузах. Определена учебная литература для дисциплины «Формообразование».
Спроектированы результаты обучения, которые позволяют определить место, роль и содержание дисциплины в образовательном процессе.
В основе разработки рабочей программы по дисциплине «Формообразование» лежит принцип наддисциплинарности и концепция формулирования «результатов обучения» в контексте компетентностной модели обучения ВО. Переход на начальном этапе проектной подготовки к деятельности, предметом которой является проектирование объектов, позволяет системно начать формирование кластера компетенций, относящихся к проектно-конструкторской деятельности.
Данное содержание позволит студентам достичь заданных результатов обучения, сформировать начальные навыки, заложить фундамент проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и задачами разработана рабочая программа дисциплины «Формообразование».
1 ГОС ВПО. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - Введ.13.11.2000.- Москва. 2000 г. - 10 с.
2 ФГОС ВО .Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Введ.29.09.2015- Москва. 2015 г. - 21 с.
3 ФГОС ВПО. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования. - Введ. 22.12.2009.- Москва. 2009 г. - 25 с.
4 Основная образовательная программа высшего образования. Утверждена 25.11. 2010. - Красноярск. 2011г.- 48 с.
5 Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для худож. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - К. : Выща шк. Головное изд - во, 1988. - 191 с., 104 ил.- Библиогр.: 43 назв.
6 Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозова, А.А. Редько; Под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. - М.: Машиностроение - 1, 2004 - 692 с., ил.
7 Учебно-методические комплексы дисциплин : специальность 050501.04 «Про- фессиональное обучение (дизайн)» / сост. Б. В. Самсонов - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 261 с.
8 Формообразование. Курсовое проектирование: вид издания [Электронный ресурс] / сост. И.Ф. Редько. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. - Загл. с экрана.
9 Общее формообразование: учебное пособие / В. В. Кикин. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2011. 98 с. + 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
10 Рабочая программа учебной дисциплины(модуля). Б.2.В.02 Формообразование/ сост. С. А. Авдеев.- Томск. ТГПУ., 2015.- 17с.
11 Анотация рабочей программы учебной дисциплины «Формообразование». Формообразование.- Екатеринбург. Российский государственный профессионально-педагогический университет., 2014.- 3с.
12 Рабочая учебная программа по дисциплине «Формообразование» вид издания [Электронный ресурс] / сост. И.Ф. Редько. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.- 22 с.
13 Соснин Н. В. Проблема структуры содержания обучения в ком- петентностной модели высшего профессионального образования / Н. В. Соснин // Высшее образование сегодня. 2012. № 7. С. 15-18.
14 Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. Москва: Национальное образование, 2012. 416 с.
15 Блинов В. И. Методика преподавания в высшей школе / В. И. Блинов, В. И. Виненко, И. С. Сергеев. Москва: Юрайт, 2013. 315 с.
16 Соснин Н.В. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ТРАНСЛЯЦИИ
КОМПЕТЕНЦИЙ / Н.В. Соснин // Вестник. 2015. № 1. С. 126 - 138.
17 Ребрин О. И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ / О. И. Ребрин. Екатеринбург: Ажур, 2012.- 24 с.
18 О проекте «Тюнинг в России» / И. А. Дюкарев [и др.] // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 78-87.
19 Соснин Н. В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели / Н. В. Соснин // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 20-23.
20 Соснин Н. В. Структура содержания обучения на основе концепции результатов обучения / Н. В. Соснин, Д. В. Кайгородова // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 56-60.
21 Adam S. Using Learning Outcomes [Electronic resource]. Access mode: http://www.scotland.gov.uk/Resource/Doc/25725/0028779.pdf.
22 Михайлов С.М. Основы дизайна : учебник для вузов / Михайлов С.М, Л. М. Кулеева. - Москва : Союз Дизайнеров России, 2002. - 236 с.
23 Сомов Ю.С. Композиция в технике. : учебник / Ю.С. Сомов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: «Машиностроение», 1987. -288 с.
24.Лоцманенко В.В., Кочегаров Б.Е. Проектирование и конструирование (основы): учеб. пособие / В.В. Лоцманенко, Б.Е. Кочегаров. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. - 96 с.
25 Редькин В. Ф. Инженерная графика с основами проектирования: учеб. пособие / В. Ф. Редькин. - Электрон. данные. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2012. - 1 диск. - Загл. с экрана.
26 Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне. Учебное пособие. Ф. Т. Мартынов - Екб.: «Уральский архитектурно-художественный институт», 1992, 107 с.
27 Быков В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении: метод.обеспечение / В.П. Быков. - Ленинград.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1989. - 123 с.
28 Мартынов Ф. Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне: учебное пособие / Ф. Т. Мартынов. - Екатеринбург.: «Уральский архитектурно-художественный институт», 1992. - 107 с.
29 Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга- приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.
30 Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, 2001. - 67 с.
31 Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практич. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М. : Из- дательство Юрайт, 2014. - 315 с. - Серия : Прогрессивный курс.
32 СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. Красноярск: ИППС СФУ, 2014. - 60 с.