🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Роль и место Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей

Работа №200179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 РОЛЬ И МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНИ В
ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ 8
1.1 Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом и по
линиям электропередачи через таможенную границу ЕАЭС 8
1.2 Особенности организации таможенного контроля энергоносителей при
перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС 17
1.3 Актуальные задачи совершенствования таможенного контроля энергоносителей при перемещении через таможенную границу ЕАЭС .... 26
2 ОЦЕНКА РОЛИ И МЕСТА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ 32
2.1 Анализ организации таможенного контроля в Центральной энергетической
таможне при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу РФ 32
2.2 Проблемы организации таможенного контроля энергоносителей
Центральной энергетической таможней 47
2.3 Основные направления совершенствования организации таможенного
контроля энергоносителей Центральной энергетической таможней 49
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЛИ И МЕСТА
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТАМОЖНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ 54
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию роли и места
Центральной энергетической таможни при перемещении товаров трубопроводным транспортом через таможенную границу РФ 54
3.2 Мероприятия по совершенствованию роли и места Центральной энергетической таможни при перемещении товаров по линиям
электропередачи через таможенную границу РФ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Актуальность темы. В процессе интеграции Российской Федерации (РФ) в мировую экономику, повышается роль внешнеэкономических связей между странами, в том числе в области международной торговли энергоносителями, вследствие чего увеличивается количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые сотрудничают с таможенными органами при транспортировании энергоносителей через таможенную границу ЕАЭС.
Внешнеторговые связи формируются посредством целого ряда направлений и средств перемещения различных ресурсов между странами. В системе международного разделения труда, их реализация осуществляется через внешнеторговую деятельность, которая является одной из важнейших частей внешнеэкономической деятельности каждой страны. Внешняя торговля подразумевает взаимодействие стран между собой в рамках движения товара (услуг) через установленные государственные границы ЕАЭС, в том числе по линиям электропередач.
Значительную роль во внешней торговле имеют энергетические ресурсы. Это относится в целом к международному сообществу, и к Российской Федерации - в частности. РФ является крупнейшим государством, имеющим на своей территории значительную долю энергетических запасов планеты (по данным разведанных источников): порядка 12% - нефти, 25% - угля, природного газа - около 45%. В связи с этим топливно-энергетический комплекс РФ обеспечивает поступление финансовых ресурсов в бюджет государства. Соответственно и политика государства ориентирована на эффективную деятельность в этой сфере. Значительная роль в обеспечении эффективности отведена построению внешнеторговых отношений. На государственном уровне создаются условия для эффективного взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с целью укрепления позиций Российской Федерации на энергетических рынках. Обеспечивается инфраструктура поставок (в том числе транспортная).
Также в рамках политики по развитию ТЭК и внешней торговли энергоресурсами осуществляются меры тарифного регулирования. Предоставление определенных льгот экспортерам энергоресурсов создают повод для использования ситуации в свою пользу и нарушений. Формируются международные преступные группировки. Для пресечения незаконных действий в области внешней торговли энергоресурсами действует энергетическая таможня.
С целью решения указанных проблем возникает необходимость международного сотрудничества по направлениям развития и формирования стратегического партнерства, обеспечение безопасности торговли между странами ЕАЭС, взаимная разработка и внедрение новых принципов и механизмов таможенного контроля и таможенного оформления.
Указанные задачи реализуются посредством деятельности соответствующих структуру. Проблемы выявления нарушений, их предупреждения и пресечения в области внешнеторговой деятельности по энергоресурсам находятся в ведении Центральной энергетической таможни. От эффективности ее работы зависят результаты контроля. Наличие нарушений свидетельствует об определенных проблемах осуществления контроля, что формирует актуальность темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование роли Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей на основе оценки ее места в организации таможенного контроля энергоносителей.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты роли и места Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей;
- провести оценку роли и места Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей;
- разработать рекомендаций по совершенствованию роли и места Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей.
Объект выпускной квалификационной работы - деятельность Центральной энергетической таможни.
Предмет выпускной квалификационной работы - роль и место Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались различные методы исследования: аналитический метод, экономикостатистический метод, анализ литературы по теме исследования и др.
Нормативной базой служат Гражданский кодекс РФ [2], Налоговый кодекс РФ [3], Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» [6], Таможенный кодекс ЕАЭС [4], Приказ от 17 февраля 2016 года N 294 «Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне [9] и др.
Наиболее полно освещены вопросы роли Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей в работах К.С. Воробицина [17], В.А. Воронова [18], Е.К. Шкуренко [33] и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Результаты работы имеют практическую значимость для Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей, при их транспортировке через таможенную границу ЕАЭС.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе интеграции РФ в мировую экономику, повышается роль внешнеэкономических связей между странами, в том числе в области международной торговли энергоносителями, вследствие чего увеличивается количество участников ВЭД, которые сотрудничают с таможенными органами при транспортировании энергоносителей через таможенную границу ЕАЭС.
проведенный анализ показал наличие ряда особенностей таможенных процедур электроэнергии и энергоресурсов (нефть, газ, нефтепродукты), что обусловлено особенностями самого товара. Для оформления декларации должны быть предоставлены документы поставщиком и покупателем. Процесс декларирования обеспечен международными договорами и соглашениями, а также действующим законодательством в странах ЕАЭС. Международными договорами определяются следующие факты: объемы поставок электроэнергии или энергоресурсов, способы поставок, качество поставляемых товаров, способы учета поставляемых товаров, месторасположения приборов учета.
Как было выяснено, особенностью организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС является не предъявление самого товара при декларировании. Контроль осуществляется по показаниям приборов учета. Помимо использования показаний приборов учета объемы поставки энергоресурсов и электроэнергии определяются как сальдо-переток по каждому календарному периоду.
Особенности организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС обусловлены качественными характеристиками товара (энергоресурсы и электроэнергия), а также действующим законодательством. К особенностям организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС можно отнести то, что предъявление самого товара при декларировании не осуществляется, а мероприятия по контролю осуществляются с использованием приборов учета и представленной документации. Спецификой таможенного контроля энергоресурсов и электроэнергии является право служащих таможенных органов проводить проверки приборов учета. Причем проверки могут проводиться на территории государств ЕАЭС в соответствии с нормами действующего законодательства в данной сфере. Нагрузка на таможенные органы также возрастает в результате увеличения объемов международной торговли энергоносителями, что влечет за собой необходимость повышения эффективности работы таможенных органов в области декларирования энергоносителей и их таможенного контроля.
Необходимость повышения эффективности работы таможенных органов в области декларирования энергоносителей и их таможенного контроля формирует задачи и направления развития таможенной службы, целью которой является совершенствование таможенных процедур для снижения необходимости запроса таможенными органами дополнительных документов и сведений, помимо указанных в декларации; улучшение и упрощение системы проверки таможенных платежей, усовершенствование и модернизация информационных систем с целью обмена необходимыми сведениями между таможенными органами, применение технологии «единого окна», что также упростит и ускорит процедуру таможенного контроля.
Экономические интересы Российской Федерации на внешнеторговом пространстве по торговле энергоресурсами и электроэнергией представляет центральная энергетическая таможня. Поэтому, в следующей главе проведем оценку роли и места Центральной энергетической таможни в организации таможенного контроля энергоносителей.
В процессе исследования выяснено, что ЦЭТ входит в единую федеральную централизованную систему органов таможни. В задачи ЦЭТ входит контроль таможенных операций по группе товаров 27 ТН ВЭД (энергоносители).
Нами выяснено, что прослеживается отрицательная динамика перечисления таможенных платежей от ЦЭТ в доходную часть бюджета, так в 2019 году они сократились на 25,2%, а в 2020 г. на 2,1%, что связано с крайне негативной ситуацией, сложившейся на мировом нефтяном рынке, обусловленной неблагоприятной конъюнктурой, в том числе из-за пандемии коронавируса и введения ограничительных мер для борьбы с ним.
В структуре проведения таможенного контроля ЦЭТ преобладает проверка таможенных документов (сведений) (в 2019 г. - 76,2%, в 2020 г. - 79,2%). По результатам таможенного контроля общая сумма довзысканных платежей увеличилась в 14 раз. По результатам анализа выявлено, что в 2020 г. ЦЭТ было выявлено на 54,2% больше нарушений, в сравнении с 2019 г. По административным правонарушениям увеличение составило 57,6%, а по нарушению уголовного кодекса изменений не произошло.
В процессе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в организации таможенного контроля энергоносителей в ЦЭТ:
- технология автоматической регистрации деклараций на энергоносители и автоматического их выпуска внедрена в деятельность ЦЭТ не полностью, что приводит к повышению административной нагрузки на бизнес и делает таможенный контроль ЦЭТ более медленным;
- поступление таможенных платежей в доходную часть бюджета в 2020 году ЦЭТ сократилось в виду негативной ситуации, сложившейся на мировом нефтяном рынке, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой, в том числе из-за пандемии коронавируса и введения ограничительных мер для борьбы с ним;
- не своевременное выявление недостоверного декларирования энергоносителей;
- не достаточно профессиональные действия таможенных сотрудников ЦЭТ при выполнении своих должностных обязанностей, что приводит к не своевременному выявлению нарушений таможенного законодательства ЕАЭС при транспортировании энергоносителей через таможенную границу;
- не соблюдается регламент по технологии обмена и формам передачи информации между таможенными органами государств - членов ЕАЭС и ЕС о товарах, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом;
- не до конца проведены мероприятия сосредоточенные на совершенствовании системы управления рискам (СУР) при проведении таможенного контроля в ЦЭТ;
- коррупционная составляющая деятельности таможенников ЦЭТ, которая приводит ее сотрудников к нарушению и закрытию глаз на нарушения транспортировщиков энергоносителей.
Деятельность ЦЭТ связана с выявлением нарушений при вывозе энергоресурсов, соответствие подаваемых деклараций требованиям законодательства, выявление и анализ рисковых ситуаций в контролируемой сфере, совершенствование информационного и технологического обеспечения в рамках своей деятельности.
Дальнейшее развитие ЦЭТ напрямую связано с совершенствованием существующих ЦЭД и внедрением новых цифровых технологий. Поэтому, учитывая одну из целей Стратегии 2030 предусматривается переход от электронной таможни к таможне «интеллектуальной», основанную на полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов в лице ЦЭТ.
Дальнейшее развитие ЦЭТ напрямую связано с совершенствованием существующих ЦЭД и внедрением новых цифровых технологий. Поэтому, учитывая одну из целей Стратегии 2030 предусматривается переход от электронной таможни к таможне «интеллектуальной», основанную на полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов в лице ЦЭТ.
Предлагаем рекомендации по совершенствованию роли и места Центральной энергетической таможни при перемещении товаров трубопроводным транспортом через таможенную границу РФ:
- применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия;
- цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных при таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом;
- участие в создании национального механизма «единого окна», его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами «единого окна» зарубежных государств;
- создать условия для полного перехода на электронный документооборот ЦЭТ, участников ВЭД, министерств и ведомств, банковского сектора при совершении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
- внедрение передовых технологий обработки больших массивов данных по межведомственному электронному взаимодействию, обмен данными с зарубежными таможенными органами.
Предлагаем мероприятия по совершенствованию роли и места Центральной энергетической таможни при перемещении товаров по линиям электропередачи через таможенную границу РФ:
- подготовка Концепции таможенного оформления товаров (энергоносителей и энергоресурсов) с едиными информационными программными средствами;
- автоматизация работы системы управления рисками, разработка и внедрения модулей: подготовка отчета по рискам, оценка рисков, структурирование и классификация рисков, оценка опасности рисков, вероятность реализации рисков, корректировка таможенной пошлины с учетом класса риска)
- устранение дублирования документов, подаваемым разным инспекторам, установление автоматического контроля за количеством и содержанием документов;
- модернизация существующего механизма осуществления таможенного контроля ЦЭТ в ходе электронного декларирования при перемещении товаров по линиям электропередачи через таможенную границу ЕАЭС;
- принятие мер по совершенствованию программного обеспечения ЦЭД ЦЭТ при перемещении товаров по линиям электропередачи через таможенную границу ЕАЭС;
- проведение обучения персонала, принимающего в процессе электронного декларирования при перемещении товаров по линиям электропередачи через таможенную границу ЕАЭС, проведение повышения квалификации начальников структурных подразделений по контролю за деятельностью персонала подразделений.
Таким образом, предлагаемые направления считаем целесообразным внедрять комплексно, что даст возможность улучшить взаимодействие с участниками ВЭД, в частности: сократить сроки обработки представленных документов для участников с низким уровнем риска. Кроме того, повысится качество и результативность исполнения контрольных функций инспекторами при одновременном сокращении периода обработки представленной им документации. Будет возможность оптимизировать исполняемые ими функции путем автоматизации значительной части их работы. Скорость проверки деклараций будет увеличена по товарам, перемещаемым трубопроводным


1. Конституция РФ (принята референдумом 12.12.93) - ред. от 21.07.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994№ 51-ФЗ - ред. от 08.12.2020.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ - ред. от 23.11.2020.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 - ред. от 29.05.2019.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ - ред. от 24.02.2021.
6. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ - ред. от 24.02.2021.
7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» - ред. от 29.01.2021.
8. Приказ Минфина России от 01.03.2019 №33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля»
9. Приказ от 17 февраля 2016 года №294 «Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне - ред. от 18.11.2019.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 1663-р «О подписании Соглашения о некоторых вопросах перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом через таможенную границу Таможенного союза»
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 №1715- р «Энергетическая стратегии России на период до 2030 года»
12. Арабян, М.С. Международные конвенции внешнеэкономической деятельности / М.С. Арабян - М.: Экономистъ, 2016. - 702 с.
13. Арсаланова, К.Р. Современное состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса страны (для их учета в планах работы Центральной энергетической таможни) / К.Р. Арсланова // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов. - М.: Издательство Российской таможенной академии. -2019. - С. 8-14.
14. Басарева, К.В. Таможенный контроль после выпуска товаров / К.В. Басарева и др. - СПб.: Интермедия, 2019. - 124 с.
15. Бутрименко, А.И. Практика исчисления таможенных платежей / А.И. Бутрименко // Молодой ученый. - 2018. - №21. - С. 231-233.
..35

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ