МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОНОВ И КРАЖ АВТОМОБИЛЕЙ
1.1 Понятие угона и кражи как преступлений против
собственности 7
1.2 Механизм совершения угонов и краж
автомобилей 12
1.3 Криминалистическая характеристика лиц, совершающих угоны и
кражи автотранспортных средств 21
1.4 Угон и хищение автотранспорта в зарубежном уголовном
праве 27
2 МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Возбуждение уголовного дела, построение и планирование
расследования краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств 31
2.2 Особенности тактики первоначальных следственных действий
при расследовании краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств 37
2.3 Последующие следственные действия при расследовании краж и
угонов автомобилей и иных транспортных средств 46
2.4 Международный опыт борьбы с кражами и угонами
автомобилей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ УГОНОВ И КРАЖ АВТОМОБИЛЕЙ
1.1 Понятие угона и кражи как преступлений против
собственности 7
1.2 Механизм совершения угонов и краж
автомобилей 12
1.3 Криминалистическая характеристика лиц, совершающих угоны и
кражи автотранспортных средств 21
1.4 Угон и хищение автотранспорта в зарубежном уголовном
праве 27
2 МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Возбуждение уголовного дела, построение и планирование
расследования краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств 31
2.2 Особенности тактики первоначальных следственных действий
при расследовании краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств 37
2.3 Последующие следственные действия при расследовании краж и
угонов автомобилей и иных транспортных средств 46
2.4 Международный опыт борьбы с кражами и угонами
автомобилей 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность темы. Важнейшей ценностью современного российского общества являются жизнь и здоровье граждан, охрана этих благ от преступных посягательств является фундаментом в правовом государстве, строящемся на нормах Конституции Российской Федерации .
С развитием института частной собственности появилась потребность не только в его правовом регулировании, но в защите такой собственности, прав и интересов человека, ей владеющего.
В этой связи особую актуальность имеют вопросы расследования преступлений, направленных на нарушение конституционно закрепленного права собственности. В данную сферу входят и действия по расследованию такого вида преступлений, как угоны и хищения транспортных средств, ответственность за совершение которого установлена ст. 166 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Проблема хищения транспортных средств обусловлена следующим. Во- первых, в России ежегодно увеличивается количество владельцев транспортных средств, автомобили перестают быть предметом роскоши и переходят в разряд предметов повседневного пользования. Во-вторых, ежегодно количество угонов имеет тенденцию к увеличению. В-третьих, в связи с тем, что противоправные действия, связанные с посягательством на транспортные средства, имеют признаки организованной преступности, у сотрудников правоохранительных органов возникают существенные трудности по выявлению и пресечению указанной группы преступлений. В ряде случаев деятельность групп, совершающих угоны, выходит за пределы региона, а иногда и России.
Как показывает анализ статистики преступлений, предусмотренных ч. 1, 2, 3, 4 ст. 166 УК РФ, количество преступлений по угону автотранспорта
зарегистрированных за январь-декабрь 2020 г. составило 17 286 преступлений, что на 8,5% меньше, чем в 2019 г. Для сравнения, в 2018 г. было совершено 19 420 преступлений данного вида, а 2017 г. число угонов транспортных средств составило 22 442 преступлений, что на 7,1% меньше, чем годом ранее. Можно сделать вывод, что с 2017 г. число совершенных преступлений, ответственность за которые установлена ст. 166 УК РФ, снизилось на 5 156 единицы или на 29,8%. Однако динамика раскрываемости данного вида преступлений не столь радужна - в 2020 г. было раскрыто 14 261 преступлений, тогда как в 2017 г. - 16 329 , т.е. имело место снижение числа раскрытых преступлений на 2 068 преступлений. В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем: кражи всех автотранспортных средств - 26,1%, автомашин - 20,0%. Указанные факты определили актуальность
выбранной темы исследования, проводимого в курсовой работе.
Анализ практики расследований таких преступлений свидетельствует о том, что существуют нюансы возбуждения уголовных дел в части правильной квалификации преступления. Безусловно, такая проблема не является единственной, поэтому совершенствование методики расследования краж и угонов автотранспортных средств и разработка новых рекомендаций по расследованию является актуальным вопросом.
Однако имеет место быть не только проблема разграничения кражи и хищения автотранспортных средств, но и непосредственно недостатки деятельности органов внутренних дел по расследованию и раскрытию таких преступлений; к примеру, это проявляется в недостаточно качественном осмотре места происшествия, в нарушении порядка и полноты следственных действий, что ведет к неверной оценке ситуации, и пр.
По настоящее время нет методики, которая бы «закрывала» все пробелы следственных действий и регламентировала бы их таким образом, чтобы соблюсти чистоту, которая бы привела к категоричным верным выводам.
Степень научной разработанности. Вопросами совершенствования методики расследования краж и угона автотранспортных средств среди отечественных ученых занимались: Атмажитов В.М., Баранов В.Н.,Бахарев А.В., Броуна А.П., Быков В.М., В.М..Лергач В.М., Елисеева С.А.,Марочкина Н.А., Осин В.В.,Фролов В.К. и др.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие при расследовании краж, угонов автотранспортных средств.
Предмет исследования - закономерности образования следов преступлений исследуемого вида, а также особенности расследования совершенных краж и угонов автотранспортных средств.
Цель исследования заключается вовсестороннем исследовании практики, проблем и особенностей методики расследования краж и угонов автотранспортных средств и разработать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие кражи и угона автотранспортных средств;
-проанализировать механизм совершения краж и угонов автомобилей;
- охарактеризовать лиц, совершающих такие преступления;
- изучить методику расследования краж и угонов автотранспортных средств;
- проанализировать международный опыт расследования таких преступлений.
Методологическая основа исследования. В процессе разработки теоретических и практических положений, постановки цели и решения указанных задач для получения достоверных и научно обоснованных результатов были использованы общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, логический, системноструктурный и др.
Эмпирической основой послужили примеры судебно-следственной практики.
Нормативной базой исследования является Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуального кодекс РФ, другие нормативные акты, регламентирующие действия следователя при расследовании краж и угонов транспортных средств.
Научная новизна исследования усматривается в том, что исследована общая проблематика расследования краж и угонов автотранспортных средств, что может послужить в дальнейшем в целях более детального исследования проблем методов и методологии осуществления расследования соответствующих преступлений.
Работа состоит из введения, двух разделов, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.
Первый раздел работы посвящен рассмотрению уголовно-правовой и криминалистической характеристики угонов и краж автомобилей, в нем представлено понятие угона и кражи как преступлений против собственности, проанализирован механизм совершения угонов и краж автомобилей, дана криминалистическая характеристика лиц, совершающих угоны и кражи автотранспортных средств, а также проведен анализ угона и хищения автотранспорта в зарубежном уголовном праве.
Во втором разделе представлена методика расследования краж и угонов автотранспортных средств - охарактеризован этап возбуждения уголовного дела, построения и планирования расследования краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств, рассмотрены особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании данного преступления, а также рассмотрен международный опыт борьбы с кражами и угонами автомобилей.
С развитием института частной собственности появилась потребность не только в его правовом регулировании, но в защите такой собственности, прав и интересов человека, ей владеющего.
В этой связи особую актуальность имеют вопросы расследования преступлений, направленных на нарушение конституционно закрепленного права собственности. В данную сферу входят и действия по расследованию такого вида преступлений, как угоны и хищения транспортных средств, ответственность за совершение которого установлена ст. 166 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Проблема хищения транспортных средств обусловлена следующим. Во- первых, в России ежегодно увеличивается количество владельцев транспортных средств, автомобили перестают быть предметом роскоши и переходят в разряд предметов повседневного пользования. Во-вторых, ежегодно количество угонов имеет тенденцию к увеличению. В-третьих, в связи с тем, что противоправные действия, связанные с посягательством на транспортные средства, имеют признаки организованной преступности, у сотрудников правоохранительных органов возникают существенные трудности по выявлению и пресечению указанной группы преступлений. В ряде случаев деятельность групп, совершающих угоны, выходит за пределы региона, а иногда и России.
Как показывает анализ статистики преступлений, предусмотренных ч. 1, 2, 3, 4 ст. 166 УК РФ, количество преступлений по угону автотранспорта
зарегистрированных за январь-декабрь 2020 г. составило 17 286 преступлений, что на 8,5% меньше, чем в 2019 г. Для сравнения, в 2018 г. было совершено 19 420 преступлений данного вида, а 2017 г. число угонов транспортных средств составило 22 442 преступлений, что на 7,1% меньше, чем годом ранее. Можно сделать вывод, что с 2017 г. число совершенных преступлений, ответственность за которые установлена ст. 166 УК РФ, снизилось на 5 156 единицы или на 29,8%. Однако динамика раскрываемости данного вида преступлений не столь радужна - в 2020 г. было раскрыто 14 261 преступлений, тогда как в 2017 г. - 16 329 , т.е. имело место снижение числа раскрытых преступлений на 2 068 преступлений. В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем: кражи всех автотранспортных средств - 26,1%, автомашин - 20,0%. Указанные факты определили актуальность
выбранной темы исследования, проводимого в курсовой работе.
Анализ практики расследований таких преступлений свидетельствует о том, что существуют нюансы возбуждения уголовных дел в части правильной квалификации преступления. Безусловно, такая проблема не является единственной, поэтому совершенствование методики расследования краж и угонов автотранспортных средств и разработка новых рекомендаций по расследованию является актуальным вопросом.
Однако имеет место быть не только проблема разграничения кражи и хищения автотранспортных средств, но и непосредственно недостатки деятельности органов внутренних дел по расследованию и раскрытию таких преступлений; к примеру, это проявляется в недостаточно качественном осмотре места происшествия, в нарушении порядка и полноты следственных действий, что ведет к неверной оценке ситуации, и пр.
По настоящее время нет методики, которая бы «закрывала» все пробелы следственных действий и регламентировала бы их таким образом, чтобы соблюсти чистоту, которая бы привела к категоричным верным выводам.
Степень научной разработанности. Вопросами совершенствования методики расследования краж и угона автотранспортных средств среди отечественных ученых занимались: Атмажитов В.М., Баранов В.Н.,Бахарев А.В., Броуна А.П., Быков В.М., В.М..Лергач В.М., Елисеева С.А.,Марочкина Н.А., Осин В.В.,Фролов В.К. и др.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие при расследовании краж, угонов автотранспортных средств.
Предмет исследования - закономерности образования следов преступлений исследуемого вида, а также особенности расследования совершенных краж и угонов автотранспортных средств.
Цель исследования заключается вовсестороннем исследовании практики, проблем и особенностей методики расследования краж и угонов автотранспортных средств и разработать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие кражи и угона автотранспортных средств;
-проанализировать механизм совершения краж и угонов автомобилей;
- охарактеризовать лиц, совершающих такие преступления;
- изучить методику расследования краж и угонов автотранспортных средств;
- проанализировать международный опыт расследования таких преступлений.
Методологическая основа исследования. В процессе разработки теоретических и практических положений, постановки цели и решения указанных задач для получения достоверных и научно обоснованных результатов были использованы общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, логический, системноструктурный и др.
Эмпирической основой послужили примеры судебно-следственной практики.
Нормативной базой исследования является Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуального кодекс РФ, другие нормативные акты, регламентирующие действия следователя при расследовании краж и угонов транспортных средств.
Научная новизна исследования усматривается в том, что исследована общая проблематика расследования краж и угонов автотранспортных средств, что может послужить в дальнейшем в целях более детального исследования проблем методов и методологии осуществления расследования соответствующих преступлений.
Работа состоит из введения, двух разделов, восьми параграфов, заключения и библиографического списка.
Первый раздел работы посвящен рассмотрению уголовно-правовой и криминалистической характеристики угонов и краж автомобилей, в нем представлено понятие угона и кражи как преступлений против собственности, проанализирован механизм совершения угонов и краж автомобилей, дана криминалистическая характеристика лиц, совершающих угоны и кражи автотранспортных средств, а также проведен анализ угона и хищения автотранспорта в зарубежном уголовном праве.
Во втором разделе представлена методика расследования краж и угонов автотранспортных средств - охарактеризован этап возбуждения уголовного дела, построения и планирования расследования краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств, рассмотрены особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий при расследовании данного преступления, а также рассмотрен международный опыт борьбы с кражами и угонами автомобилей.
Угон известен российскому праву еще со времен Русской Правды. с развитием общественных отношений, техники предмет угона претерпевал существенные изменения. Наибольшее развитие данный уголовно-правовой состав имеет с советских времен и его развитие не закончено.
Проблема угонов в России продолжает оставаться актуальной, наблюдается незначительное снижение данных преступлений. В основном такая ситуация обусловлена увеличением числа владельцев автомобилей или иных транспортных средств. Следует отметить, что предпочтения угонщиков меняются каждый год. Это позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев имел место не угон, а не состоявшаяся попытка завладеть чужим автомобилем.
Угон - совершение лицом действий по неправомерному завладению автомобилем или иным транспортным средством, в отношении которых у него отсутствуют правомочия по владению и пользованию, для перемещения на данном транспортном средстве, без цели его присвоить целиком или по частям. Угон может быть осуществлен как с помощью приведения транспортного средства в движение, так и принудительно, без запуска двигателя транспортного средства.
Кража транспортных средств превратилась из категории преступлений, совершаемых людьми с целью личного пользования чужим транспортным средством, в очень сложную преступную деятельность. Как правило, существует четкое различие между преступлениями против собственности и насильственными преступлениями. Кража и угон транспортного средства, очевидно, является имущественным преступлением, но более целесообразно признать его экономическим преступлением и признать, что оно становится гибридным преступлением, когда применяется насилие, например, в случае угона автомобиля.
Криминалистическая характеристика неправомерного завладения чужим транспортным средством без цели хищения имеет свои специфические особенности, обусловленные проблемами механизма совершения данного преступления, установлением и характеристикой лица, совершившего такое преступление, спецификой получения оснований и поводов возбуждения уголовных дел.
Помимо, общих причин и условий, способствующих совершению преступлений, существует также причины и условия конкретного преступления. К причинам и условиям, способствующим совершению угона относятся причины и условия социально-экономического, социально-психологического, нравственнопсихологического характера и виктимологические причины.
Стоит отметить, что автовладельцы должны в первую очередь обезопасить себя сами. И не стоит пренебрегать индивидуально - техническими мерами защиты. Лучше поставить механическую и электронную систему защиты. Ведь имеет положительный эффект использование любого охранного комплекса. И тогда вероятность угона автомобиля или иного транспортного средства снизится.
Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.
По результатам проведенного исследования предлагается внесение следующих предложений для повышения эффективности расследования краж и угонов транспортных средств:
1. Анализ практики расследования краж и угонов транспортных средств, изучение уголовных дел преступлений данной категории, а также анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что эффективность расследования и, как следствие, показатели раскрываемости краж и угонов транспортных средствнепосредственно зависят от активности процесса расследования, что предполагает:
- своевременное получение информации о совершении кражи;
- незамедлительный выезд следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия;
- эффективное обеспечение работы полного состава следственнооперативной группы на месте происшествия;
- максимальное и своевременное извлечение информации из следов и предметов, обнаруженные на месте происшествия;
- незамедлительное использование и проверка информации, полученной при проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия;
- качественное проведение следственных действий;
- надлежащее взаимодействие следователя с подразделениями криминальной милиции.
Активность расследования, разумеется, не исчерпывается
последовательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Целенаправленная работа по уголовному делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. В этот период также должен проводиться комплекс следующих действий, обеспечивающих их полноту и объективность этого специфического процесса познания.
2. Результаты оценки криминалистической характеристики, преступлений предусмотренных ст. 166 УК РФ и в конечном итоги всего расследования, зависят от своевременности и правильности назначенных экспертиз, умения следователя знать правильность выбора вида экспертизы, в зависимости от имеющихся по делу вещественных доказательств, постановки вопросов перед экспертом и точно в соответствии с обстоятельствами дела, экспертного учреждения где такая экспертиза может быть проведена. Специфика экспертного сопровождения расследования этих преступлений заключается в комплексности исследования
самых различных вопросов: трасология и автотехника, дактилоскопия и биология, химия и исследование волокнистых материалов и одорология.
3. Анализ законодательства зарубежных стран показывает, какие действия законодателя могут способствовать снижению числа угонов:
- ужесточение наказаний за подобные преступления;
- непрерывное совершенствование противоугонных технологий;
- организация специальных фондов и союзов, направленных против автомобильных угонщиков;
- показательно развитие специальных законов, содержащих ответственность за кражи транспортных средств.
4. Существенная роль в предупреждении угонов отводится профилактическим мерам. Исходя из анализа приоритета превентивных действий, организации и тактики их реализации (совокупность инструментов, методов, приемов определенной деятельности), мы можем разделить ее на общие и индивидуальные.
Общая профилактика краж и угонов, равно как и иных преступлений, условно может быть подразделена на две стадии:
1) выявление причин преступлений и способствующих им условий;
2) разработка и осуществление мероприятий по устранению (нейтрализации) этих причин и условий.
Последствия мер по предотвращению хищений напрямую связаны с выявлением причин этих преступлений и условий, способствующих их совершению. В значительной степени, информация о криминальных факторах, которые могут привести к совершению кражи и кражи, может быть получена в результате специфического криминологического анализа этих преступлений, «фоновых» явлений, тесно связанных с ними, личности похитителя.
Значительную роль в профилактике совершения угонов имеет проведение мероприятий, относящихся к общим мероприятиям. К таким мерам можно отнести проводимые сотрудниками правоохранительных органов и общественных организаций рейды и спецоперации, систематические целевые обследования объектов, где может находиться угнанный автомобиль или осуществляться разбор транспортных средств; а также проведение тематических лекций, проведение индивидуальных и групповых бесед; размещение информации в СМИ, сети Интернет по вопросам борьбы с кражами и угонами и т. д.
Здесь особое внимание следует уделять рейдам по гаражам, где физические лица, осуществляют ремонт автомобилей. Большая часть таких лиц осуществляет свою деятельность нелегально и им экономически выгодно скупать детали и комплектующие «с рук».
Следует отметить, что предпочтения угонщиков меняются каждый год. Это позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев имел место не угон, а не состоявшаяся попытка завладеть чужим автомобилем с целью его дальнейшей реализации или так называемого «разбора».
С 2016 г. наблюдается тенденция к снижению количества угонов, но ситуация с угонами все еще считается неблагополучной.
Значительная часть угонов совершена по беспечности собственников, оставивших свои автомобили на длительное время на неохраняемой территории.
В органах правопорядка созданы специальные подразделения по борьбе и профилактике угонов, но, к сожалению, их сил не хватает на борьбу с угонами и они все равно происходят.
5. Целесообразно предложить Пленуму Верховного Суда РФ принять постановление о разграничении хищений автотранспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения, где привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования автотранспортным средством; передача виновным автотранспортного средства в пользование иным лицам; неоднократность использования автомобиля или иного транспортного средства даже в течение короткого промежутка времени; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение автотранспортными средствами и др. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно- розыскных и иных мероприятий по предупреждению, раскрытию, а также и расследованию угонов и хищений автотранспортных средств.
Проблема угонов в России продолжает оставаться актуальной, наблюдается незначительное снижение данных преступлений. В основном такая ситуация обусловлена увеличением числа владельцев автомобилей или иных транспортных средств. Следует отметить, что предпочтения угонщиков меняются каждый год. Это позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев имел место не угон, а не состоявшаяся попытка завладеть чужим автомобилем.
Угон - совершение лицом действий по неправомерному завладению автомобилем или иным транспортным средством, в отношении которых у него отсутствуют правомочия по владению и пользованию, для перемещения на данном транспортном средстве, без цели его присвоить целиком или по частям. Угон может быть осуществлен как с помощью приведения транспортного средства в движение, так и принудительно, без запуска двигателя транспортного средства.
Кража транспортных средств превратилась из категории преступлений, совершаемых людьми с целью личного пользования чужим транспортным средством, в очень сложную преступную деятельность. Как правило, существует четкое различие между преступлениями против собственности и насильственными преступлениями. Кража и угон транспортного средства, очевидно, является имущественным преступлением, но более целесообразно признать его экономическим преступлением и признать, что оно становится гибридным преступлением, когда применяется насилие, например, в случае угона автомобиля.
Криминалистическая характеристика неправомерного завладения чужим транспортным средством без цели хищения имеет свои специфические особенности, обусловленные проблемами механизма совершения данного преступления, установлением и характеристикой лица, совершившего такое преступление, спецификой получения оснований и поводов возбуждения уголовных дел.
Помимо, общих причин и условий, способствующих совершению преступлений, существует также причины и условия конкретного преступления. К причинам и условиям, способствующим совершению угона относятся причины и условия социально-экономического, социально-психологического, нравственнопсихологического характера и виктимологические причины.
Стоит отметить, что автовладельцы должны в первую очередь обезопасить себя сами. И не стоит пренебрегать индивидуально - техническими мерами защиты. Лучше поставить механическую и электронную систему защиты. Ведь имеет положительный эффект использование любого охранного комплекса. И тогда вероятность угона автомобиля или иного транспортного средства снизится.
Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.
По результатам проведенного исследования предлагается внесение следующих предложений для повышения эффективности расследования краж и угонов транспортных средств:
1. Анализ практики расследования краж и угонов транспортных средств, изучение уголовных дел преступлений данной категории, а также анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что эффективность расследования и, как следствие, показатели раскрываемости краж и угонов транспортных средствнепосредственно зависят от активности процесса расследования, что предполагает:
- своевременное получение информации о совершении кражи;
- незамедлительный выезд следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия;
- эффективное обеспечение работы полного состава следственнооперативной группы на месте происшествия;
- максимальное и своевременное извлечение информации из следов и предметов, обнаруженные на месте происшествия;
- незамедлительное использование и проверка информации, полученной при проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия;
- качественное проведение следственных действий;
- надлежащее взаимодействие следователя с подразделениями криминальной милиции.
Активность расследования, разумеется, не исчерпывается
последовательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Целенаправленная работа по уголовному делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. В этот период также должен проводиться комплекс следующих действий, обеспечивающих их полноту и объективность этого специфического процесса познания.
2. Результаты оценки криминалистической характеристики, преступлений предусмотренных ст. 166 УК РФ и в конечном итоги всего расследования, зависят от своевременности и правильности назначенных экспертиз, умения следователя знать правильность выбора вида экспертизы, в зависимости от имеющихся по делу вещественных доказательств, постановки вопросов перед экспертом и точно в соответствии с обстоятельствами дела, экспертного учреждения где такая экспертиза может быть проведена. Специфика экспертного сопровождения расследования этих преступлений заключается в комплексности исследования
самых различных вопросов: трасология и автотехника, дактилоскопия и биология, химия и исследование волокнистых материалов и одорология.
3. Анализ законодательства зарубежных стран показывает, какие действия законодателя могут способствовать снижению числа угонов:
- ужесточение наказаний за подобные преступления;
- непрерывное совершенствование противоугонных технологий;
- организация специальных фондов и союзов, направленных против автомобильных угонщиков;
- показательно развитие специальных законов, содержащих ответственность за кражи транспортных средств.
4. Существенная роль в предупреждении угонов отводится профилактическим мерам. Исходя из анализа приоритета превентивных действий, организации и тактики их реализации (совокупность инструментов, методов, приемов определенной деятельности), мы можем разделить ее на общие и индивидуальные.
Общая профилактика краж и угонов, равно как и иных преступлений, условно может быть подразделена на две стадии:
1) выявление причин преступлений и способствующих им условий;
2) разработка и осуществление мероприятий по устранению (нейтрализации) этих причин и условий.
Последствия мер по предотвращению хищений напрямую связаны с выявлением причин этих преступлений и условий, способствующих их совершению. В значительной степени, информация о криминальных факторах, которые могут привести к совершению кражи и кражи, может быть получена в результате специфического криминологического анализа этих преступлений, «фоновых» явлений, тесно связанных с ними, личности похитителя.
Значительную роль в профилактике совершения угонов имеет проведение мероприятий, относящихся к общим мероприятиям. К таким мерам можно отнести проводимые сотрудниками правоохранительных органов и общественных организаций рейды и спецоперации, систематические целевые обследования объектов, где может находиться угнанный автомобиль или осуществляться разбор транспортных средств; а также проведение тематических лекций, проведение индивидуальных и групповых бесед; размещение информации в СМИ, сети Интернет по вопросам борьбы с кражами и угонами и т. д.
Здесь особое внимание следует уделять рейдам по гаражам, где физические лица, осуществляют ремонт автомобилей. Большая часть таких лиц осуществляет свою деятельность нелегально и им экономически выгодно скупать детали и комплектующие «с рук».
Следует отметить, что предпочтения угонщиков меняются каждый год. Это позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев имел место не угон, а не состоявшаяся попытка завладеть чужим автомобилем с целью его дальнейшей реализации или так называемого «разбора».
С 2016 г. наблюдается тенденция к снижению количества угонов, но ситуация с угонами все еще считается неблагополучной.
Значительная часть угонов совершена по беспечности собственников, оставивших свои автомобили на длительное время на неохраняемой территории.
В органах правопорядка созданы специальные подразделения по борьбе и профилактике угонов, но, к сожалению, их сил не хватает на борьбу с угонами и они все равно происходят.
5. Целесообразно предложить Пленуму Верховного Суда РФ принять постановление о разграничении хищений автотранспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения, где привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования автотранспортным средством; передача виновным автотранспортного средства в пользование иным лицам; неоднократность использования автомобиля или иного транспортного средства даже в течение короткого промежутка времени; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение автотранспортными средствами и др. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно- розыскных и иных мероприятий по предупреждению, раскрытию, а также и расследованию угонов и хищений автотранспортных средств.
Подобные работы
- Особенности первоначального этапа расследования краж и угонов автомототранспортных средств граждан (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - КРАЖА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НЕПРАВОМЕРНОЕ
ЗАВЛАДЕНИЕ ИМИ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы расследования краж совершенных несовершеннолетними
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Методика расследования угонов автотранспортных средств, совершенных группой лиц
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2018 - Противодействие кражам автотранспортных средств (Омская Академия МВД)
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Расследование угонов транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Реализация принципов криминалистики при производстве следственных действий (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Тактика осмотра места происшествия (Криминалистическая тактика, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПОТЕРПЕВШЕМУ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2015



