Анализ и совершенствование градостроительной политики в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
|
ВВЕДЕНИЕ 11
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 14
1.1 Понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании 14
1.2 Механизмы и инструменты градостроительной политики в муниципальном образовании 20
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации градостроительной политикой муниципального
образования 27
1.4 Методика анализа и оценки градостроительной политики в муниципальном образовании 33
2 АНАЛИЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 37
2.1 Анализ документационного обеспечения градостроительной политики Копейского городского
округа 37
2.2 Анализ используемых механизмов и инструментов градостроительной политики 40
2.3 Анализ показателей эффективности градостроительной политики Копейского городского округа 46
2.4 Выявление проблем градостроительной политики 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА) 59
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование градостроительной политики
Копейского городского округа 59
3.2 Оценка эффективности мероприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
Генеральный план Копейского городского округа 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
Схема функционального зонирования территории Копейского городского округа 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
Основные технико-экономические показатели генерального плана 79
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 14
1.1 Понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании 14
1.2 Механизмы и инструменты градостроительной политики в муниципальном образовании 20
1.3 Отечественный и зарубежный опыт организации градостроительной политикой муниципального
образования 27
1.4 Методика анализа и оценки градостроительной политики в муниципальном образовании 33
2 АНАЛИЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА
ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 37
2.1 Анализ документационного обеспечения градостроительной политики Копейского городского
округа 37
2.2 Анализ используемых механизмов и инструментов градостроительной политики 40
2.3 Анализ показателей эффективности градостроительной политики Копейского городского округа 46
2.4 Выявление проблем градостроительной политики 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО
ОКРУГА) 59
3.1 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование градостроительной политики
Копейского городского округа 59
3.2 Оценка эффективности мероприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
Генеральный план Копейского городского округа 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
Схема функционального зонирования территории Копейского городского округа 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
Основные технико-экономические показатели генерального плана 79
В настоящее время в условиях перехода России к новым механизмам экономической деятельности и ростом городов особенно актуальной является тема управления градостроительной политикой муниципального образования. Экономические реформы трансформируют городские поселения, но требуют обеспечения простоты и эффективности работы государственных и муниципальных органов, совершенствования отношений между ними и хозяйствующими субъектами, демократизации управления, открытого и доступного для граждан.
Кроме того, градостроительная политика на местном уровне оказывает огромное социально-экономическое воздействие на ситуацию в нашей стране. Градостроительная политика становится инструментом, определяющим будущее городов. Эффективность организации градостроительства имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных и трудноразрешимых социальных вопросов, как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в рассматриваемой области в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной жизни общества. Не решив их, нельзя добиться стабильности и устойчивого роста в экономике.
Таким образом, тема данной работы является достаточно актуальной. В настоящее время достаточно сильно увеличилась деловая, социальная, а вместе с тем и строительная активность. В связи с этим возникает необходимость в улучшении инфраструктуры, застройки, реконструкции, а также обеспечении хорошего экологического состояния городов. Все это влияет на градостроительную политику и повышает ее роль и значимость.
Тема данной работы является недостаточно изученной. Как правило, в трудах современных ученых рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Они рассматриваются, как правило, кратко, в общем виде, для отграничения их от полномочий в других сферах - образования, охраны общественного порядка и др., такой же подход используется при комментировании федерального градостроительного, земельного законодательства. Встречаются исследования, посвященные отдельным вопросам местного значения в области градостроительной деятельности - градостроительному зонированию, планировке территории.
Таким образом, в настоящее время отсутствует комплексное исследование градостроительной политики муниципального образования. Изложенные обстоятельства предопределили выбор и разработку темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, данные положения позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования - муниципальное образование «Копейский городской округ».
Предмет исследования - градостроительная политика муниципального образования «Копейский городской округ».
Целью исследования является совершенствование градостроительной политики Копейского городского округа.
Задачи работы.
1. Изучить понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании.
2. Рассмотреть механизмы и инструменты градостроительной политики в муниципальном образовании.
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт организации градостроительной политикой муниципального образования.
4. Предложить методику анализа и оценки градостроительной политики в муниципальном образовании.
5. Провести анализ документационного обеспечения градостроительной политики Копейского городского округа.
градостроительной политики КГО.
7. Провести анализ показателей эффективности градостроительной политики Копейского городского округа.
8. Выявить проблемы градостроительной политики.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы.
В первой главе, которая носит теоретический характер, рассмотрено понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании, ее механизм и инструменты, изучен отечественный и зарубежный опыт градостроительной деятельности, а также на основании различных методик разработан алгоритм расчета показателей, характеризующих эффективность градостроительной политики в муниципальном образовании.
Вторая часть исследования носит аналитический характер. В ней представлена характеристика документационного обеспечения градостроительной политики КГО, изучен механизм градостроительной политики КГО и его основные инструменты, рассчитаны и проанализированы показатели, характеризующих эффективность градостроительной политики г. Копейска, выявлены проблемы в данной сфере деятельности.
При исследовании сущности градостроительной деятельности использованы труды специалистов в области градостроительства: Ю.В. Абдурахимова, Р.Я. Беспечной, М.Я. Вильнера, Б.В. Зембатовой, А.М. Каримова, А.П. Кудрявцева, Г.А. Малояна, С.Д. Митягина, Н.А. Пузиной, М.И. Смоляра, Л.Г. Тарасовой, П.А. Шеворукова. Были изучены исследования ученых-специалистов в области муниципального управления: Л.В.Ивановского, А.Е. Когута, В.С. Рохчина, А.С. Ревайкина, В.Е. Селиверстова, А.Н. Швецова и др.
Разработанные рекомендации по совершенствованию градостроительной политики могут быть использованы для повышения эффективности территориального управления, в том числе стратегического управления территорией.
Кроме того, градостроительная политика на местном уровне оказывает огромное социально-экономическое воздействие на ситуацию в нашей стране. Градостроительная политика становится инструментом, определяющим будущее городов. Эффективность организации градостроительства имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных и трудноразрешимых социальных вопросов, как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в рассматриваемой области в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной жизни общества. Не решив их, нельзя добиться стабильности и устойчивого роста в экономике.
Таким образом, тема данной работы является достаточно актуальной. В настоящее время достаточно сильно увеличилась деловая, социальная, а вместе с тем и строительная активность. В связи с этим возникает необходимость в улучшении инфраструктуры, застройки, реконструкции, а также обеспечении хорошего экологического состояния городов. Все это влияет на градостроительную политику и повышает ее роль и значимость.
Тема данной работы является недостаточно изученной. Как правило, в трудах современных ученых рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Они рассматриваются, как правило, кратко, в общем виде, для отграничения их от полномочий в других сферах - образования, охраны общественного порядка и др., такой же подход используется при комментировании федерального градостроительного, земельного законодательства. Встречаются исследования, посвященные отдельным вопросам местного значения в области градостроительной деятельности - градостроительному зонированию, планировке территории.
Таким образом, в настоящее время отсутствует комплексное исследование градостроительной политики муниципального образования. Изложенные обстоятельства предопределили выбор и разработку темы выпускной квалификационной работы. Кроме того, данные положения позволили сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования - муниципальное образование «Копейский городской округ».
Предмет исследования - градостроительная политика муниципального образования «Копейский городской округ».
Целью исследования является совершенствование градостроительной политики Копейского городского округа.
Задачи работы.
1. Изучить понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании.
2. Рассмотреть механизмы и инструменты градостроительной политики в муниципальном образовании.
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт организации градостроительной политикой муниципального образования.
4. Предложить методику анализа и оценки градостроительной политики в муниципальном образовании.
5. Провести анализ документационного обеспечения градостроительной политики Копейского городского округа.
градостроительной политики КГО.
7. Провести анализ показателей эффективности градостроительной политики Копейского городского округа.
8. Выявить проблемы градостроительной политики.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы.
В первой главе, которая носит теоретический характер, рассмотрено понятие, принципы и направления градостроительной политики в муниципальном образовании, ее механизм и инструменты, изучен отечественный и зарубежный опыт градостроительной деятельности, а также на основании различных методик разработан алгоритм расчета показателей, характеризующих эффективность градостроительной политики в муниципальном образовании.
Вторая часть исследования носит аналитический характер. В ней представлена характеристика документационного обеспечения градостроительной политики КГО, изучен механизм градостроительной политики КГО и его основные инструменты, рассчитаны и проанализированы показатели, характеризующих эффективность градостроительной политики г. Копейска, выявлены проблемы в данной сфере деятельности.
При исследовании сущности градостроительной деятельности использованы труды специалистов в области градостроительства: Ю.В. Абдурахимова, Р.Я. Беспечной, М.Я. Вильнера, Б.В. Зембатовой, А.М. Каримова, А.П. Кудрявцева, Г.А. Малояна, С.Д. Митягина, Н.А. Пузиной, М.И. Смоляра, Л.Г. Тарасовой, П.А. Шеворукова. Были изучены исследования ученых-специалистов в области муниципального управления: Л.В.Ивановского, А.Е. Когута, В.С. Рохчина, А.С. Ревайкина, В.Е. Селиверстова, А.Н. Швецова и др.
Разработанные рекомендации по совершенствованию градостроительной политики могут быть использованы для повышения эффективности территориального управления, в том числе стратегического управления территорией.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Под градостроительной политикой муниципального образования следует понимать комплексный управленческий процесс, осуществляемый в целях обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований на основе территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного
проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Современная градостроительная политика претерпела ряд преобразований, пройдя путь от ведомственной деятельности к межотраслевой, от политики развития, планировки, застройки городов и поселений к политике формирования благоприятной среды жизнедеятельности, от политики по развитию территорий к политике по управлению объектами капитального строительства и видами работ, влияющих на их безопасность. Развитие экономики в стремительно изменяющемся мире предопределяет необходимость постоянного совершенствования градостроительной политики.
Механизм градостроительной политики представляет собой совокупность способов организации отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для градостроительного развития. Механизм градостроительной политики определяется действующими нормативноправовыми документами. К градостроительным нормативным правовым инструментам регулирования развития муниципальных образований можно отнести генеральный план, правила землепользования и застройки и местные нормативы градостроительного проектирования. Кроме того, на территории муниципальных образований действуют документы ненормативного характера - градостроительная документация. К ней относится градостроительное зонирование.
Анализ зарубежного и отечественного опыта организации градостроительной политики позволяет сделать вывод о более значительном вовлечении граждан в градостроительную деятельность муниципальных образований за рубежом. Кроме того, одной из тенденций управления градостроительной деятельностью в муниципальных образованиях за рубежом является стремление к экономии, в том числе к повышению энергоэффективности.
В России нет единой методики, которая бы позволила провести комплексное исследование градостроительной политики муниципального образования. Для проведения анализа и оценки градостроительной политики в Копейском городском округе предлагается методика, состоящая из четырех основных блоков. Разработанная методика позволяет провести всесторонний анализ градостроительной политики Копейского городского округа, резюмировать полученные результаты исследования, выявить существующие проблемы и пробелы, а значит - выработать в дальнейшем рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков и повысить эффективность градостроительной деятельности муниципального образования.
Анализ градостроительной политики Копейска также позволяет сделать ряд выводов.
Документационное обеспечение градостроительной политики Копейского городского округа ведется органами местного самоуправления путём сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учёта и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
На территории Копейского городского округа механизм градостроительной политики включает различные инструменты к числу которых относятся Г енеральный план, Правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории городского округа.
Анализ показателей градостроительной политики КГО выявил:
1. Отмечается снижение объема ввода в действие жилых помещений и обеспеченности населения жилыми помещениями.
2. Отмечается снижение эффективности использования земельных участков - снижается число предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
3. Высокая доля ветхого и аварийного жилья в составе жилищного фонда.
4. Выявлен высокий уровень износа коммунальной и транспортной инфраструктуры. Износ дорожной сети города значительно вырос.
5. Отмечен низкий уровень благоустройства жилищного фонда.
К числу проблем в сфере градостроительной политики Копейского городского округа можно отнести следующие:
1. Материально-технические: недостаточное материально-техническое
оснащение градостроительной политики.
2. Нормативно-правовые:
2.1 Несоответствие территориального зонирования территории по ПЗЗ и Генплану действительности.
2.2 Отсутствие комплексной проработки по вопросам изменений в действующие акты.
3. Информационные:
3.1 Недостаточная обеспеченность современной картографической, топографической и другой инженерно-изыскательской базой и своевременность ее обновления
3.2 Часть работ и документационного обеспечения ведется до сих пор по части вопросов в форме «ручной» обработки бумажных документов
3.3 Высокий уровень бюрократизации процедур, связанных со строительством
Результаты данного исследования позволяют говорить о необходимости разработки соответствующих мероприятий, направленных на совершенствование градостроительной политики Копейска.
Как показали выявленные проблемы - большая их часть обусловлена информационной недостаточностью. Действующие нормативные акты и градостроительная политика базируются на сведениях, которые не соответствует реальности. На основе этого предложено в качестве основной меры внедрение АИС ОГД «Мониторинг», которая предназначена для автоматизации задач обеспечения градостроительной деятельности в органах архитектуры и градостроительства уровня муниципального образования.
Внедрение АИС ОГД «Мониторинг» позволит получить следующие результаты:
1. Обновление информационных баз.
2. Актуализация топографической и картографической информации.
3. Уменьшение числа операций, выполняемых вручную.
4. Устранение недостатков в зонировании территории.
5. Исключение пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе.
6. Сокращение сроков получения разрешительной документации.
В целом, внедрение автоматизированной системы позволит провести комплексную корректировку действующей нормативно-правовой базы, позволит устранить существующие противоречия в таких документах, как Генеральный план и Правила землепользования и застройки. По итогам реализации данной меры индекс привлекательности городской среды вырастет на 2 пункта, а индекс устойчивого развития на 0,05 ед. По результатам оценки предложенных мер, можно утверждать, что внедрение АИС ОДГ «Мониторинг» в работу органов муниципальной власти приведет к совершенствованию градостроительной политики на территории Копейского городского округа.
проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Современная градостроительная политика претерпела ряд преобразований, пройдя путь от ведомственной деятельности к межотраслевой, от политики развития, планировки, застройки городов и поселений к политике формирования благоприятной среды жизнедеятельности, от политики по развитию территорий к политике по управлению объектами капитального строительства и видами работ, влияющих на их безопасность. Развитие экономики в стремительно изменяющемся мире предопределяет необходимость постоянного совершенствования градостроительной политики.
Механизм градостроительной политики представляет собой совокупность способов организации отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для градостроительного развития. Механизм градостроительной политики определяется действующими нормативноправовыми документами. К градостроительным нормативным правовым инструментам регулирования развития муниципальных образований можно отнести генеральный план, правила землепользования и застройки и местные нормативы градостроительного проектирования. Кроме того, на территории муниципальных образований действуют документы ненормативного характера - градостроительная документация. К ней относится градостроительное зонирование.
Анализ зарубежного и отечественного опыта организации градостроительной политики позволяет сделать вывод о более значительном вовлечении граждан в градостроительную деятельность муниципальных образований за рубежом. Кроме того, одной из тенденций управления градостроительной деятельностью в муниципальных образованиях за рубежом является стремление к экономии, в том числе к повышению энергоэффективности.
В России нет единой методики, которая бы позволила провести комплексное исследование градостроительной политики муниципального образования. Для проведения анализа и оценки градостроительной политики в Копейском городском округе предлагается методика, состоящая из четырех основных блоков. Разработанная методика позволяет провести всесторонний анализ градостроительной политики Копейского городского округа, резюмировать полученные результаты исследования, выявить существующие проблемы и пробелы, а значит - выработать в дальнейшем рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков и повысить эффективность градостроительной деятельности муниципального образования.
Анализ градостроительной политики Копейска также позволяет сделать ряд выводов.
Документационное обеспечение градостроительной политики Копейского городского округа ведется органами местного самоуправления путём сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учёта и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
На территории Копейского городского округа механизм градостроительной политики включает различные инструменты к числу которых относятся Г енеральный план, Правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории городского округа.
Анализ показателей градостроительной политики КГО выявил:
1. Отмечается снижение объема ввода в действие жилых помещений и обеспеченности населения жилыми помещениями.
2. Отмечается снижение эффективности использования земельных участков - снижается число предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.
3. Высокая доля ветхого и аварийного жилья в составе жилищного фонда.
4. Выявлен высокий уровень износа коммунальной и транспортной инфраструктуры. Износ дорожной сети города значительно вырос.
5. Отмечен низкий уровень благоустройства жилищного фонда.
К числу проблем в сфере градостроительной политики Копейского городского округа можно отнести следующие:
1. Материально-технические: недостаточное материально-техническое
оснащение градостроительной политики.
2. Нормативно-правовые:
2.1 Несоответствие территориального зонирования территории по ПЗЗ и Генплану действительности.
2.2 Отсутствие комплексной проработки по вопросам изменений в действующие акты.
3. Информационные:
3.1 Недостаточная обеспеченность современной картографической, топографической и другой инженерно-изыскательской базой и своевременность ее обновления
3.2 Часть работ и документационного обеспечения ведется до сих пор по части вопросов в форме «ручной» обработки бумажных документов
3.3 Высокий уровень бюрократизации процедур, связанных со строительством
Результаты данного исследования позволяют говорить о необходимости разработки соответствующих мероприятий, направленных на совершенствование градостроительной политики Копейска.
Как показали выявленные проблемы - большая их часть обусловлена информационной недостаточностью. Действующие нормативные акты и градостроительная политика базируются на сведениях, которые не соответствует реальности. На основе этого предложено в качестве основной меры внедрение АИС ОГД «Мониторинг», которая предназначена для автоматизации задач обеспечения градостроительной деятельности в органах архитектуры и градостроительства уровня муниципального образования.
Внедрение АИС ОГД «Мониторинг» позволит получить следующие результаты:
1. Обновление информационных баз.
2. Актуализация топографической и картографической информации.
3. Уменьшение числа операций, выполняемых вручную.
4. Устранение недостатков в зонировании территории.
5. Исключение пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе.
6. Сокращение сроков получения разрешительной документации.
В целом, внедрение автоматизированной системы позволит провести комплексную корректировку действующей нормативно-правовой базы, позволит устранить существующие противоречия в таких документах, как Генеральный план и Правила землепользования и застройки. По итогам реализации данной меры индекс привлекательности городской среды вырастет на 2 пункта, а индекс устойчивого развития на 0,05 ед. По результатам оценки предложенных мер, можно утверждать, что внедрение АИС ОДГ «Мониторинг» в работу органов муниципальной власти приведет к совершенствованию градостроительной политики на территории Копейского городского округа.
Подобные работы
- Анализ и совершенствование градостроительной политики в муниципальном образовании (на примере г. Троицка)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование управления земельными ресурсами муниципального образования (на
примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского
городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Организация территориального планирования в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Организация территориального планирования в муниципальном образовании
(на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и совершенствование муниципальной градостроительной политики (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018





