Гендерные особенности профессионально-важных качеств в структуре личности абитуриентов учебных заведений МЧС России
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ 7
1.1. Анализ проблемы гендерных различий абитуриентов учебных заведений МЧС России 7
1.2. Индивидуально-психологические особенности юношеского возраста как фактор формирования склонности к деятельности в экстремальных условиях... .19
1.3. Гендерные особенности в юношеском возрасте влияющие на формирования
склонности человека к деятельности в экстремальных условиях 26
1.4 Профессиограмма сотрудника МЧС России 33
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ 36
2.1. Цели, задачи, предмет и объект исследования 36
2.2. Методы исследования 37
2.3. Методы математической обработки данных 47
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ РАЗНЫХ ГРУПП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 49
3.1. Результаты исследования по 16-ти факторному личностному опроснику
Кеттелла (форма А) 49
3.2. Результаты исследования по краткому отборочному тесту В.Н. Бузина 54
3.3. Результаты исследования по методике нервно-психической устойчивости
«Прогноз» 55
3.4. Исследование корреляции между гендерными индивидуально-
психологическими особенностями и распределением по группам профессиональной пригодности 57
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ 7
1.1. Анализ проблемы гендерных различий абитуриентов учебных заведений МЧС России 7
1.2. Индивидуально-психологические особенности юношеского возраста как фактор формирования склонности к деятельности в экстремальных условиях... .19
1.3. Гендерные особенности в юношеском возрасте влияющие на формирования
склонности человека к деятельности в экстремальных условиях 26
1.4 Профессиограмма сотрудника МЧС России 33
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ 36
2.1. Цели, задачи, предмет и объект исследования 36
2.2. Методы исследования 37
2.3. Методы математической обработки данных 47
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ РАЗНЫХ ГРУПП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 49
3.1. Результаты исследования по 16-ти факторному личностному опроснику
Кеттелла (форма А) 49
3.2. Результаты исследования по краткому отборочному тесту В.Н. Бузина 54
3.3. Результаты исследования по методике нервно-психической устойчивости
«Прогноз» 55
3.4. Исследование корреляции между гендерными индивидуально-
психологическими особенностями и распределением по группам профессиональной пригодности 57
ВЫВОДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Вопрос подбора профессионального персонала в текущее время, как никогда актуален. В подготовке кадров одной из важных составляющих является адаптация человеческих качеств и умений под нужды рабочей специализации. Из-за особенности рабочих задач работа в МЧС России не является исключением, поскольку для выполнения профессиональных обязанностей в условиях чрезвычайной ситуации требуются сотрудники с профессиональной квалификацией и важными личностными качествами.
Гендерные различия могут сыграть ключевую роль в формировании черт склонных для основополагающих качеств сотрудника МЧС России и в последствии выбор данного направления для специализации. К примеру, представительницы женского пола склонны более быстрее реагировать на экстренные ситуации и в то же время, в более острой форме переносить экстренные ситуации. У мужчин же будет более быстрое приспособление к профессиональной деятельности.
Различие в профессиональной направленности среди гендеров обусловлены делением профессий на «мужские» и «женские», которые сложились в результате давления гендерных стереотипов. Они отражаются в представлении роли мужчины и женщины в профессиональной деятельности, а также в существующих принципах деления профессий в обществе по признаку гендерной принадлежности.
Вопрос актуальности данного исследования подразумевает теоретическую и практическую недостаточность исследований связи гендерных особенностей и формирование профессиональных качеств важных для подготовки сотрудника МЧС России.
Проблемой анализа профессионально-важных качеств, связанных с принадлежностью к гендеру, занимались такие отечественные авторы, как О. М. Разумникова, И. Тартаковская Е. С. Браиловский, В. М. Новиков, П. М. Рубинштейн, В. А Бодров, Р. М. Грановская, Г. М. Зараковский, А. А. Крылов,
П. А. Корчемный, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклаков, И. П. Шпильрейн, В. Н Машков, В. А. Пономаренко, Ю. П. Платонов, Я. В. Подоляка, В. А. Пухов и многие другие.
В зарубежной психологической практике данной тематикой занимались такие психологи, как Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс, В. Штерн, Ф. Тейлор и другие. Однако до сих пор в науке не существует общей точки зрения на данную проблематику, что оставляет вопрос открытым, что и определило наш интерес к данному психологическому явлению.
Цель исследования: Исследование гендерных особенностей
профессионально-важных качеств в структуре личности абитуриентов учебных заведений МЧС России.
Задачи исследования:
1. Изучить профессионально-важные качества, которые считаются ключевыми при поступлении в учебные заведения МЧС России.
2. Выявить гендерные различия в проявлении профессионально-важных качеств среди абитуриентов МЧС России.
3. Определить, какие профессионально-важные качества являются наиболее значимыми и часто присутствующими у успешных абитуриентов каждого гендера.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности
абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения МЧС России.
Предмет исследования: гендерные различия индивидуально¬
психологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений МЧС России.
Гипотеза исследования: предполагает, что:
1) индивидуально-психологические особенности абитуриентов могут быть фактором формирования выбора профессии, связанной с деятельностью в экстремальных ситуациях;
2) некоторые индивидуально-психологические профессионально-важные качества в юношеском возрасте имеют гендерные различия.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический метод анализа психологической литературы по проблеме исследования, метод тестирования для определения личностных характеристик, статистический метод корреляционного анализа на основе полученных в ходе тестирования данных.
Теоретическая значимость работы: заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении психологических, социально-психологических особенностей абитуриентов, оценке уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, а также в определении степени пригодности кандидата к обучению по конкретной специальности. Что в свою очередь позволит препятствовать формированию у молодых специалистов негативных психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью в экстремальных условиях.
Гендерные различия могут сыграть ключевую роль в формировании черт склонных для основополагающих качеств сотрудника МЧС России и в последствии выбор данного направления для специализации. К примеру, представительницы женского пола склонны более быстрее реагировать на экстренные ситуации и в то же время, в более острой форме переносить экстренные ситуации. У мужчин же будет более быстрое приспособление к профессиональной деятельности.
Различие в профессиональной направленности среди гендеров обусловлены делением профессий на «мужские» и «женские», которые сложились в результате давления гендерных стереотипов. Они отражаются в представлении роли мужчины и женщины в профессиональной деятельности, а также в существующих принципах деления профессий в обществе по признаку гендерной принадлежности.
Вопрос актуальности данного исследования подразумевает теоретическую и практическую недостаточность исследований связи гендерных особенностей и формирование профессиональных качеств важных для подготовки сотрудника МЧС России.
Проблемой анализа профессионально-важных качеств, связанных с принадлежностью к гендеру, занимались такие отечественные авторы, как О. М. Разумникова, И. Тартаковская Е. С. Браиловский, В. М. Новиков, П. М. Рубинштейн, В. А Бодров, Р. М. Грановская, Г. М. Зараковский, А. А. Крылов,
П. А. Корчемный, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищука, А. Г. Маклаков, И. П. Шпильрейн, В. Н Машков, В. А. Пономаренко, Ю. П. Платонов, Я. В. Подоляка, В. А. Пухов и многие другие.
В зарубежной психологической практике данной тематикой занимались такие психологи, как Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс, В. Штерн, Ф. Тейлор и другие. Однако до сих пор в науке не существует общей точки зрения на данную проблематику, что оставляет вопрос открытым, что и определило наш интерес к данному психологическому явлению.
Цель исследования: Исследование гендерных особенностей
профессионально-важных качеств в структуре личности абитуриентов учебных заведений МЧС России.
Задачи исследования:
1. Изучить профессионально-важные качества, которые считаются ключевыми при поступлении в учебные заведения МЧС России.
2. Выявить гендерные различия в проявлении профессионально-важных качеств среди абитуриентов МЧС России.
3. Определить, какие профессионально-важные качества являются наиболее значимыми и часто присутствующими у успешных абитуриентов каждого гендера.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности
абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения МЧС России.
Предмет исследования: гендерные различия индивидуально¬
психологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений МЧС России.
Гипотеза исследования: предполагает, что:
1) индивидуально-психологические особенности абитуриентов могут быть фактором формирования выбора профессии, связанной с деятельностью в экстремальных ситуациях;
2) некоторые индивидуально-психологические профессионально-важные качества в юношеском возрасте имеют гендерные различия.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический метод анализа психологической литературы по проблеме исследования, метод тестирования для определения личностных характеристик, статистический метод корреляционного анализа на основе полученных в ходе тестирования данных.
Теоретическая значимость работы: заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть использованы в дальнейшем изучении психологических, социально-психологических особенностей абитуриентов, оценке уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, а также в определении степени пригодности кандидата к обучению по конкретной специальности. Что в свою очередь позволит препятствовать формированию у молодых специалистов негативных психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью в экстремальных условиях.
Таким образом, с помощью теоретического анализа литературы по теме исследования были описана степень разработанности данной проблематики и сформированы основные теоретические понятия для конкретизации проблемы исследования.
Теоретический анализ показал, что проблема психологического профессионального отбора остается открытой. Разработанная прежде программа исследования сейчас уже не отвечает всем современным методам. Следовательно, вопрос надежности и качества психологического профессионального отбора остается открытым.
Специфика вузов МЧС России определяет и специфичность профессионального психологического отбор в МЧС России. Это комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов, оценку уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.
С помощью профессионального отбора на начальном этапе профессионального становления исследуются индивидуально-психологические особенности абитуриентов, как фактор эффективности выполнения деятельности в экстремальных ситуациях.
Теоретический анализ литературы показал, что в период юношества личность обладает множественными особенностями и качествами, которые могут служить основанием для эффективной деятельности в чрезвычайных ситуациях. К индивидуально-психологическим особенностям юношеского возраста относят: акцентуации характера, темперамент, уровень тревожности, мотивационно¬волевые качества и другие.
На основании этого была прописана программа эмпирического исследования, где экспериментально, с помощью тестов и математической обработки данных, предполагается изучение гендерные различия индивидуально-психологических особенностей старших дошкольников, которые, согласно гипотезе исследования, являются фактором деятельности в экстремальных условиях.
Теоретический анализ показал, что проблема психологического профессионального отбора остается открытой. Разработанная прежде программа исследования сейчас уже не отвечает всем современным методам. Следовательно, вопрос надежности и качества психологического профессионального отбора остается открытым.
Специфика вузов МЧС России определяет и специфичность профессионального психологического отбор в МЧС России. Это комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов, оценку уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.
С помощью профессионального отбора на начальном этапе профессионального становления исследуются индивидуально-психологические особенности абитуриентов, как фактор эффективности выполнения деятельности в экстремальных ситуациях.
Теоретический анализ литературы показал, что в период юношества личность обладает множественными особенностями и качествами, которые могут служить основанием для эффективной деятельности в чрезвычайных ситуациях. К индивидуально-психологическим особенностям юношеского возраста относят: акцентуации характера, темперамент, уровень тревожности, мотивационно¬волевые качества и другие.
На основании этого была прописана программа эмпирического исследования, где экспериментально, с помощью тестов и математической обработки данных, предполагается изучение гендерные различия индивидуально-психологических особенностей старших дошкольников, которые, согласно гипотезе исследования, являются фактором деятельности в экстремальных условиях.





