Особенности рассмотрения и разрешения дел об усыновлении (удочерении) детей (Самарский национальный исследовательский университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1. Правовое регулирование института усыновления (удочерения) детей 7
1.2. Понятие и условия усыновления (удочерения) детей 12
1.3. Основные участники усыновления (удочерения) детей 19
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ 23
2.1. Возбуждение дела об усыновлении (удочерении) детей 23
2.2. Порядок подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству 29
2.3. Особенности судебного разбирательства по делам об усыновлении (удочерении) детей 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
1. ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1. Правовое регулирование института усыновления (удочерения) детей 7
1.2. Понятие и условия усыновления (удочерения) детей 12
1.3. Основные участники усыновления (удочерения) детей 19
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ 23
2.1. Возбуждение дела об усыновлении (удочерении) детей 23
2.2. Порядок подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству 29
2.3. Особенности судебного разбирательства по делам об усыновлении (удочерении) детей 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность темы исследования. В России на конституционном уровне устанавливается приоритет защиты прав и свобод детей (ст. 38 Конституции Российской Федерации) . Усыновление (удочерение) детей является приоритетной формой устройства несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения. Указанный институт существует на протяжении длительного периода времени, в связи с чем процедура усыновления претерпела множество изменений.
Правительством Российской Федерации осуществляется комплексная деятельность по оказанию помощи детям-сиротам и детям, лишившимся родительского попечения. Основное внимание уделяется развитию социальной, правовой и других форм помощи этой категории детей. Кроме того, осуществляется организационно-техническое обеспечение работы Экспертного совета Министерства образования России по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации в 2022 году составила 375 699 человек. Для сравнения в 2021 году этот показатель составил 390 949 человек, что на 4% больше.
В 2022 году были устроены в семьи 47 179 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2021 году было устроено 49 183 ребенка). Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то получается, что устроено в семьи в 2022 году на 4% детей больше, чем выявлено (в 2021 году – на 5% больше) .
Согласно статистическим показателям, размещенным на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области, в 2021 году составляла 8 876 детей, в 2022 году 8 382 ребенка .
Несмотря на то, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние пять лет сократилась в России на 13% , данные такого рода вызывают беспокойство и указывают на необходимость улучшения государственных мер поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это указывает на необходимость придания большего значения усыновлению (удочерению) как основной формы устройства за детьми
на территории РФ, оставшимися без попечения родителей.
Процедура усыновления требует особого внимания и строгого соблюдения законов на всех этапах судебного процесса. Это необходимо для того, чтобы усыновление осуществлялось в интересах детей.
Согласно отчету, подготовленному Генеральной прокуратурой РФ, было выявлено множество нарушений законодательства в процессе усыновления детей, что затрудняет успешную адаптацию детей в семьи на территории РФ. Поэтому важность судебного решения об усыновлении (удочерении) детей существенно возрастает.
Выбор данной темы является важным, поскольку усыновление представляет собой уникальную форму устройства детей, при которой устанавливается правовая связь между усыновителями и усыновленными, аналогичная той, что существует между детьми и их биологическими родителями. Поэтому усыновление наилучшим образом удовлетворяет потребности детей-сирот и пользуется высоким спросом.
Целью исследования является комплексное изучение института усыновления детей, включая исследование аспектов материально-правового
и процессуального характера.
Для достижения цели в процессе исследования необходимо выявить
и разрешить следующие задачи:
- изучить правовые и теоретические основы института усыновления (удочерения) несовершеннолетних лиц;
- исследовать условия усыновления (удочерения) детей;
- проанализировать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних;
- выявить проблемы теоретико-прикладного характера и предложить пути их преодоления.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между усыновителем и усыновленным, между судом и участниками процесса
в связи с рассмотрением и разрешением дел об установлении детей
в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы гражданского процессуального права, регламентирующие процедуры усыновления (удочерения) детей.
Методологическую основу исследования составил ряд методов научного исследования: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный и другие методы.
Теоретическую основу исследования составили достижения науки, представленные в трудах ученых: С.Н. Абрамова, З.З. Алиева, Т.Т. Алиева, М.В. Антокольской, И.П. Бакланова, О.С. Батова, О.А. Бахарева, Ю.Ф. Беспалова, А.М. Васильевой, Г.И. Вершинина, А.А. Демичевой, А.А. Добровольского, В.Б. Исакова, Т.И. Естифеевой, В.Н. Крылова, Н.В. Ласкина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.М. Нечаева, А.А. Мельникова, Л.М. Мокроусова, Г.Л. Осокина, А.В. Погодина, И.М. Погребной, Н.А. Рассахатской, И.В. Решетниковой, А.К. Сергун, Т.В. Соловьевой, Л.М. Пчелинцевой, Н.В. Тихоньковой, Е.А. Трещевой, А.Ю. Угренева, А.Ю. Францифорова, Т.М. Цепкова, А.В. Чекмарева, Н.А. Чечина, Д.М. Чечота, В.Н. Щеглова, В.В. Яркова и других ученых.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, нормы гражданского, гражданского процессуального, семейного и уголовного законодательства, а также иные нормативно-правовые акты и судебная практика.
Эмпирической основой исследования являются материалы судебных дел, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, а также статистические данные.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основании исследования института усыновления детей исследован ряд проблем теоретико-прикладного характера и предложены варианты их решения.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что автором в настоящей работе предложены пути по модернизации гражданского процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел об усыновлении, которые в дальнейшем могут быть применены в практической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Правительством Российской Федерации осуществляется комплексная деятельность по оказанию помощи детям-сиротам и детям, лишившимся родительского попечения. Основное внимание уделяется развитию социальной, правовой и других форм помощи этой категории детей. Кроме того, осуществляется организационно-техническое обеспечение работы Экспертного совета Министерства образования России по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации в 2022 году составила 375 699 человек. Для сравнения в 2021 году этот показатель составил 390 949 человек, что на 4% больше.
В 2022 году были устроены в семьи 47 179 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2021 году было устроено 49 183 ребенка). Если сравнивать число устроенных с численностью выявляемых, то получается, что устроено в семьи в 2022 году на 4% детей больше, чем выявлено (в 2021 году – на 5% больше) .
Согласно статистическим показателям, размещенным на официальном сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области, в 2021 году составляла 8 876 детей, в 2022 году 8 382 ребенка .
Несмотря на то, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние пять лет сократилась в России на 13% , данные такого рода вызывают беспокойство и указывают на необходимость улучшения государственных мер поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это указывает на необходимость придания большего значения усыновлению (удочерению) как основной формы устройства за детьми
на территории РФ, оставшимися без попечения родителей.
Процедура усыновления требует особого внимания и строгого соблюдения законов на всех этапах судебного процесса. Это необходимо для того, чтобы усыновление осуществлялось в интересах детей.
Согласно отчету, подготовленному Генеральной прокуратурой РФ, было выявлено множество нарушений законодательства в процессе усыновления детей, что затрудняет успешную адаптацию детей в семьи на территории РФ. Поэтому важность судебного решения об усыновлении (удочерении) детей существенно возрастает.
Выбор данной темы является важным, поскольку усыновление представляет собой уникальную форму устройства детей, при которой устанавливается правовая связь между усыновителями и усыновленными, аналогичная той, что существует между детьми и их биологическими родителями. Поэтому усыновление наилучшим образом удовлетворяет потребности детей-сирот и пользуется высоким спросом.
Целью исследования является комплексное изучение института усыновления детей, включая исследование аспектов материально-правового
и процессуального характера.
Для достижения цели в процессе исследования необходимо выявить
и разрешить следующие задачи:
- изучить правовые и теоретические основы института усыновления (удочерения) несовершеннолетних лиц;
- исследовать условия усыновления (удочерения) детей;
- проанализировать процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних;
- выявить проблемы теоретико-прикладного характера и предложить пути их преодоления.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между усыновителем и усыновленным, между судом и участниками процесса
в связи с рассмотрением и разрешением дел об установлении детей
в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы гражданского процессуального права, регламентирующие процедуры усыновления (удочерения) детей.
Методологическую основу исследования составил ряд методов научного исследования: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный и другие методы.
Теоретическую основу исследования составили достижения науки, представленные в трудах ученых: С.Н. Абрамова, З.З. Алиева, Т.Т. Алиева, М.В. Антокольской, И.П. Бакланова, О.С. Батова, О.А. Бахарева, Ю.Ф. Беспалова, А.М. Васильевой, Г.И. Вершинина, А.А. Демичевой, А.А. Добровольского, В.Б. Исакова, Т.И. Естифеевой, В.Н. Крылова, Н.В. Ласкина, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.М. Нечаева, А.А. Мельникова, Л.М. Мокроусова, Г.Л. Осокина, А.В. Погодина, И.М. Погребной, Н.А. Рассахатской, И.В. Решетниковой, А.К. Сергун, Т.В. Соловьевой, Л.М. Пчелинцевой, Н.В. Тихоньковой, Е.А. Трещевой, А.Ю. Угренева, А.Ю. Францифорова, Т.М. Цепкова, А.В. Чекмарева, Н.А. Чечина, Д.М. Чечота, В.Н. Щеглова, В.В. Яркова и других ученых.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, нормы гражданского, гражданского процессуального, семейного и уголовного законодательства, а также иные нормативно-правовые акты и судебная практика.
Эмпирической основой исследования являются материалы судебных дел, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, а также статистические данные.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основании исследования института усыновления детей исследован ряд проблем теоретико-прикладного характера и предложены варианты их решения.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что автором в настоящей работе предложены пути по модернизации гражданского процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел об усыновлении, которые в дальнейшем могут быть применены в практической деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Усыновление (удочерение) детей играет основополагающую роль
в системе защиты прав ребенка, гарантируя заботу и воспитание несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения и поддержки. Этот институт приобретает особую важность в контексте реализации Конвенции о правах ребенка, направленной на обеспечение благополучия
и всестороннего развития каждого ребенка.
Институт усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом обеспечения заботы о таких детях. Усыновители принимают ребенка как своего собственного и становятся его законными родителями.
Перечень рассмотренных нормативно-правовых актов относительно процедуры усыновления (удочерения) детей не является исчерпывающим и не ограничивается лишь только Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Правовое регулирование исследуемого института включает в себя и иные нормативные правовые акты.
В отечественном законодательстве отсутствует единый специализированный правовой акт, обобщающий все нормы исследуемого института. Однако на практике это не представляет проблему, поскольку все соответствующие положения собраны в определенных разделах различных правовых актов, а отдельные нормы содержат общие положения, упрощающие доступ к нужной информации.
Понятие «усыновление» прямо и четко российским законодательством не закреплено. Согласно статье 24 СК РФ усыновление (удочерение) рассматривается как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2 статьи 124 СК РФ установлено, что «усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие».
Доктринальное толкование категории «усыновление» отличается большим разнообразием в зависимости от ширины охватываемого объекта, включаемого учеными в данное понятие и сферы общественной жизни (социология, психология, педагогика, право). В свою очередь в доктрине усыновление традиционно понимается как юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Это свидетельствует о многоаспектности исследуемого понятия.
Считаем целесообразным детерминировать институт усыновления следующим образом. Так, усыновление (удочерение) ребенка есть комплекс общественных отношений между усыновителями (их родственниками) и усыновленным ребенком, в основе которых лежит волевой акт участников данных правоотношений и судебное решение, имеющий целью создать для ребенка наиболее благоприятные условия для воспитания и развития его личности.
Для усыновления ребенка необходимо наличие ряда условий: возможность финансового обеспечения ребенка, психолого-педагогическая и правовая подготовка, состояние здоровья, мотивы усыновления, отсутствие судимости и отсутствие привлечения к ответственности в качестве родителя или лица, его замещающего.
Основными участниками процесса усыновления являются дети, которых усыновляют, усыновители и органы опеки и попечительства. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают сразу после того, как решение суда об усыновлении вступает в законную силу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок учета детей, подлежащих усыновлению, а также лиц, желающих усыновить этих детей. В случае необходимости, учет может быть проведен федеральным органом исполнительной власти
Процесс усыновления ребенка, который полностью изменяет его правовое положение, должен происходить в строго установленном порядке. Результатом рассмотрения данной категории дел является то, что устанавливаются правовые отношения между усыновляемым ребенком и усыновителями. Данные отношения аналогичны родительским, возникающим при кровном родстве. Суды общей юрисдикции рассматривают данную категорию дел в порядке особого производства.
Изучение дел показало, что в большинстве случаев суды правильно разрешают дела рассматриваемой категории, руководствуясь нормами законодательства, вместе с тем отдельными судами допускаются ошибки как при принятии, так и при разрешении указанных дел.
Хотя в ГПК РФ не регламентирован особый порядок подачи заявления об усыновлении, рекомендуется избегать направления его через канцелярию суда. Этот метод не обеспечивает конфиденциальность процесса, так как документ может быть прочитан различными сотрудниками до передачи судье. Для обеспечения конфиденциальности и улучшения процесса усыновления предлагается внести дополнения в ГПК РФ в виде нормы, предусматривающей возможность подавать заявление об усыновлении напрямую судье, минуя других работников суда. Это может быть судья из судейского корпуса, которые будут осуществлять прием документов лично в установленные дни приема. Преимуществом будет являться то, что судья будет вправе принять копии документов без нотариального заверения, сверив их с подлинниками, и даже принять неполный пакет документов, прилагаемых к заявлению, назначив дату предварительного заседания и предоставив время для сбора недостающих документов.
Этап подготовки дела к судебному разбирательству является обязательным по делам особого производства. Статьей 272 ГПК РФ установлены особенности подготовки таких дел. В частности, законом императивно предусмотрена обязанность суда обязать орган опеки
и попечительства предоставить заключение об обоснованности
и о соответствии усыновления интересам ребенка с приложением необходимых документов, перечень которых является открытым. Перечень требуемых документов не ограничен, поэтому суд может запросить и другие документы, которые имеют значение для полного и правильного рассмотрения дела об усыновлении.
Стоит отметить, что в некоторых случаях органы опеки и попечительства формально относятся к составлению указанного заключения, составляют очень краткие (несколько абзацев), в которых даже не указывается факт личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком, что противоречит ст. 125 СК РФ. Суд также в свою очередь при исследовании документов, должен удостовериться, выданы ли они компетентными органами (лицами) и заверены ли они соответствующими подписями и печатями.
Рассмотрение и разрешение дел об усыновлении является сложным процессом, включающим несколько этапов, участие различных сторон и специфические правила. Например, несовершеннолетние имеют право высказывать свое мнение в суде относительно усыновления только
с определенного возраста. Обязательное участие органов опеки
и попечительства, специализированных в вопросах усыновления детей, а также прокурора является ключевой особенностью таких дел. Это позволяет учитывать все права и законные интересы усыновляемых детей, составлять адекватное представление о будущих условиях жизни ребенка и личности усыновителей.
Одной из важной характеристикой данной категории дел является субъектный состав. Так, заявители, которые могут быть только физическими лицами, желающими усыновить ребенка, могут действовать самостоятельно или через представителей при подаче заявления в суд. Однако важно отметить, что при рассмотрении заявления судом присутствие самих заявителей обязательно.
Еще одной особенностью процедурной стороны данной категории дел, определяющей рамки доказательств, является то, что при установлении информации о биологических родителях ребенка указываются также данные, подтверждающие отсутствие необходимости согласия родителей на усыновление. Необходимость такого согласия опровергается предоставлением решения суда о лишении родительских прав, о недееспособности родителей, имеющего юридическую силу, а также в определенных случаях справкой о розыске родителей и другими документами, подтверждающими невозможность выполнения ими своих обязанностей по отношению к усыновляемому (удочеряемому) ребенку по каким-либо причинам.
Проблемы, связанные с защитой конфиденциальности усыновления, остаются актуальными. В определенных случаях необходимо предоставить ребенку доступ к информации о своем усыновлении, включая данные о прежней фамилии, имени и отчестве. Эти сведения могут быть критически важными, например, для выявления генетических заболеваний. Вопрос соотношения прав ребенка и тайны усыновления можно решить посредством модернизации СК РФ, а именно внести изменения в статью 139 СК РФ, дополнив ее пунктом 3: «Тайна усыновления может быть раскрыта усыновленному ребенку, изъявившему желание и достигшему совершеннолетия».
Представляется целесообразным, чтобы дела об усыновлении рассматривались судьями, специализирующимися именно в этой области, поскольку исследование и оценка доказательств и принятие решений по таким делам требует от них высокой нравственности и моральности, а также знаний в сфере педагогики и психологии. Правильное и тщательное рассмотрение всех вопросов, связанных с усыновлением, играет ключевую роль в обеспечении благополучия и наилучших интересов ребенка.
Автор настоящей работы полагает, что сформулированные им предложения по преодолению исследованных проблем будут способствовать эффективному развитию института усыновления с учетом интересов детей, а также правильному рассмотрению и разрешению дел данной категории.
в системе защиты прав ребенка, гарантируя заботу и воспитание несовершеннолетним, лишившимся родительского попечения и поддержки. Этот институт приобретает особую важность в контексте реализации Конвенции о правах ребенка, направленной на обеспечение благополучия
и всестороннего развития каждого ребенка.
Институт усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом обеспечения заботы о таких детях. Усыновители принимают ребенка как своего собственного и становятся его законными родителями.
Перечень рассмотренных нормативно-правовых актов относительно процедуры усыновления (удочерения) детей не является исчерпывающим и не ограничивается лишь только Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. Правовое регулирование исследуемого института включает в себя и иные нормативные правовые акты.
В отечественном законодательстве отсутствует единый специализированный правовой акт, обобщающий все нормы исследуемого института. Однако на практике это не представляет проблему, поскольку все соответствующие положения собраны в определенных разделах различных правовых актов, а отдельные нормы содержат общие положения, упрощающие доступ к нужной информации.
Понятие «усыновление» прямо и четко российским законодательством не закреплено. Согласно статье 24 СК РФ усыновление (удочерение) рассматривается как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пункту 2 статьи 124 СК РФ установлено, что «усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие».
Доктринальное толкование категории «усыновление» отличается большим разнообразием в зависимости от ширины охватываемого объекта, включаемого учеными в данное понятие и сферы общественной жизни (социология, психология, педагогика, право). В свою очередь в доктрине усыновление традиционно понимается как юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Это свидетельствует о многоаспектности исследуемого понятия.
Считаем целесообразным детерминировать институт усыновления следующим образом. Так, усыновление (удочерение) ребенка есть комплекс общественных отношений между усыновителями (их родственниками) и усыновленным ребенком, в основе которых лежит волевой акт участников данных правоотношений и судебное решение, имеющий целью создать для ребенка наиболее благоприятные условия для воспитания и развития его личности.
Для усыновления ребенка необходимо наличие ряда условий: возможность финансового обеспечения ребенка, психолого-педагогическая и правовая подготовка, состояние здоровья, мотивы усыновления, отсутствие судимости и отсутствие привлечения к ответственности в качестве родителя или лица, его замещающего.
Основными участниками процесса усыновления являются дети, которых усыновляют, усыновители и органы опеки и попечительства. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают сразу после того, как решение суда об усыновлении вступает в законную силу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок учета детей, подлежащих усыновлению, а также лиц, желающих усыновить этих детей. В случае необходимости, учет может быть проведен федеральным органом исполнительной власти
Процесс усыновления ребенка, который полностью изменяет его правовое положение, должен происходить в строго установленном порядке. Результатом рассмотрения данной категории дел является то, что устанавливаются правовые отношения между усыновляемым ребенком и усыновителями. Данные отношения аналогичны родительским, возникающим при кровном родстве. Суды общей юрисдикции рассматривают данную категорию дел в порядке особого производства.
Изучение дел показало, что в большинстве случаев суды правильно разрешают дела рассматриваемой категории, руководствуясь нормами законодательства, вместе с тем отдельными судами допускаются ошибки как при принятии, так и при разрешении указанных дел.
Хотя в ГПК РФ не регламентирован особый порядок подачи заявления об усыновлении, рекомендуется избегать направления его через канцелярию суда. Этот метод не обеспечивает конфиденциальность процесса, так как документ может быть прочитан различными сотрудниками до передачи судье. Для обеспечения конфиденциальности и улучшения процесса усыновления предлагается внести дополнения в ГПК РФ в виде нормы, предусматривающей возможность подавать заявление об усыновлении напрямую судье, минуя других работников суда. Это может быть судья из судейского корпуса, которые будут осуществлять прием документов лично в установленные дни приема. Преимуществом будет являться то, что судья будет вправе принять копии документов без нотариального заверения, сверив их с подлинниками, и даже принять неполный пакет документов, прилагаемых к заявлению, назначив дату предварительного заседания и предоставив время для сбора недостающих документов.
Этап подготовки дела к судебному разбирательству является обязательным по делам особого производства. Статьей 272 ГПК РФ установлены особенности подготовки таких дел. В частности, законом императивно предусмотрена обязанность суда обязать орган опеки
и попечительства предоставить заключение об обоснованности
и о соответствии усыновления интересам ребенка с приложением необходимых документов, перечень которых является открытым. Перечень требуемых документов не ограничен, поэтому суд может запросить и другие документы, которые имеют значение для полного и правильного рассмотрения дела об усыновлении.
Стоит отметить, что в некоторых случаях органы опеки и попечительства формально относятся к составлению указанного заключения, составляют очень краткие (несколько абзацев), в которых даже не указывается факт личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком, что противоречит ст. 125 СК РФ. Суд также в свою очередь при исследовании документов, должен удостовериться, выданы ли они компетентными органами (лицами) и заверены ли они соответствующими подписями и печатями.
Рассмотрение и разрешение дел об усыновлении является сложным процессом, включающим несколько этапов, участие различных сторон и специфические правила. Например, несовершеннолетние имеют право высказывать свое мнение в суде относительно усыновления только
с определенного возраста. Обязательное участие органов опеки
и попечительства, специализированных в вопросах усыновления детей, а также прокурора является ключевой особенностью таких дел. Это позволяет учитывать все права и законные интересы усыновляемых детей, составлять адекватное представление о будущих условиях жизни ребенка и личности усыновителей.
Одной из важной характеристикой данной категории дел является субъектный состав. Так, заявители, которые могут быть только физическими лицами, желающими усыновить ребенка, могут действовать самостоятельно или через представителей при подаче заявления в суд. Однако важно отметить, что при рассмотрении заявления судом присутствие самих заявителей обязательно.
Еще одной особенностью процедурной стороны данной категории дел, определяющей рамки доказательств, является то, что при установлении информации о биологических родителях ребенка указываются также данные, подтверждающие отсутствие необходимости согласия родителей на усыновление. Необходимость такого согласия опровергается предоставлением решения суда о лишении родительских прав, о недееспособности родителей, имеющего юридическую силу, а также в определенных случаях справкой о розыске родителей и другими документами, подтверждающими невозможность выполнения ими своих обязанностей по отношению к усыновляемому (удочеряемому) ребенку по каким-либо причинам.
Проблемы, связанные с защитой конфиденциальности усыновления, остаются актуальными. В определенных случаях необходимо предоставить ребенку доступ к информации о своем усыновлении, включая данные о прежней фамилии, имени и отчестве. Эти сведения могут быть критически важными, например, для выявления генетических заболеваний. Вопрос соотношения прав ребенка и тайны усыновления можно решить посредством модернизации СК РФ, а именно внести изменения в статью 139 СК РФ, дополнив ее пунктом 3: «Тайна усыновления может быть раскрыта усыновленному ребенку, изъявившему желание и достигшему совершеннолетия».
Представляется целесообразным, чтобы дела об усыновлении рассматривались судьями, специализирующимися именно в этой области, поскольку исследование и оценка доказательств и принятие решений по таким делам требует от них высокой нравственности и моральности, а также знаний в сфере педагогики и психологии. Правильное и тщательное рассмотрение всех вопросов, связанных с усыновлением, играет ключевую роль в обеспечении благополучия и наилучших интересов ребенка.
Автор настоящей работы полагает, что сформулированные им предложения по преодолению исследованных проблем будут способствовать эффективному развитию института усыновления с учетом интересов детей, а также правильному рассмотрению и разрешению дел данной категории.



