Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей

Работа №114357

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава. I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) ребенка 7
1.1 Понятие и этапы усыновления (удочерения) ребенка 7
1.2 Досудебная процедура дела об усыновлении (удочерении) ребенка 12
Глава 2. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об усыновлении (удочерении) 17
2.1 Возбуждение дел об усыновлении (удочерении) 17
2.2 Подготовка дел об усыновлении (удочерении) к судебному
разбирательству 23
2.3 Судебное разбирательство дел об усыновлении (удочерении) 32
Заключение 43
Список используемой литературы

Часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации ставит права и свободы человека и гражданина на высшую ступень ценностей, это без сомнения верно и характерно для любого современного и передового государства, поскольку их защита, а также приоритет перед иными целями способствует построению правового государства, что в свою очередь, благоприятно сказывается на всех сферах общества. В число обладателей этих конституционных прав входят и несовершеннолетние, более того, за соблюдением их прав нужен дополнительный надзор со стороны государственных органов, в виду того что они не обладают возможностью самостоятельно и в полной мере реализовывать эти права.
Каждый ребенок в РФ имеет право жить и получать воспитание в семье, эта жизненная парадигма продиктована ч.2 ст.54 СК РФ. Тем не менее, в силу различных жизненных обстоятельств это не всегда возможно, именно поэтому государство берет на себя обязанность по обеспечению и реализации этого права. Для этого государством были разработаны несколько механизмов благодаря которым дети способны осуществить свои законные права, к таким механизмам относятся устройство ребенка в семью на воспитание путем усыновления (удочерения), под опеку или попечительство, а также помещение его в приемную семью, при отсутствии этих возможностей ребенок будет устроен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее благоприятной процедурой по устройству ребенка в семью остается усыновление (удочерение), поскольку ребенок получает полный перечень прав и обязанностей входящих в круг семейных отношений. Усыновление (удочерение) должно иметь приоритетную форму по устройству российский детей, которые в силу обстоятельств остались без попечения родителей. Правильный выбор усыновителя для ребенка, существенно влияет на его дальнейшее воспитание и жизненный путь в целом, именно поэтому данному моменту должно быть уделено особое внимание, поскольку формализм, безалаберность и пренебрежение способны сыграть роковое значение для дальнейшего становления ребенка как человека и гражданина.
Наше законодательство не могло позволить себе сделать упущение и именно поэтому данная процедура осуществляется в судебном порядке вместо административного, это предусмотрено ст. 125 СК РФ. Также с 1 февраля 2003г. судебный порядок усыновления детей регламентируется главой 29 ГПК РФ. Полагается, что при судебном решении данного вопроса, в некоторой степени будут исключены факторы, которые способны негативно повлиять на текущее и дальнейшее положение ребенка. Судебный порядок рассмотрения данной категории дел, соответствует Конституции РФ, а также общепризнанным нормам международного права и международной практике, данный способ соответствует интересам ребенка и способствует наибольшей гарантии соблюдения его прав и законных интересов.
Приведенные выше доводы говорят об огромной не только правовой, но социальной значимости процедуры усыновления (удочерения) детей, что непременно является фактом, обозначающим актуальность этой темы.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу процедуры усыновления (удочерения) детей.
Предметом исследования будут нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере усыновления (удочерения) детей, судебная практика, которая сформировалась в результате применения этого законодательства, а также научные работы ученых-юристов, касающиеся этой темы.
Целью работы является теоретическое исследование общей характеристики института усыновления (удочерения) ребенка особенностей рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении).
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить понятие института усыновления, его этапы и общую характеристику правового регулирования данного института.
2. Исследовать процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении путем анализа законодательства и судебной практики;
3. Изучить ряд исследований ученых-юристов по вопросам усыновления.
Методологической основой данной работы станут сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и другие методы.
К источникам, позволившим выполнить эту работу, можно отнести: нормативно-правовые акты Российской федерации, международные конвенции и соглашения, труды юристов-специалистов области гражданского права и процесса, а также различная методическая и учебная литература и Интернет-ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Институт усыновления несомненно является очень важным аспектом для существования социального и правового государства, благодаря ему каждый ребенок может реализовать свое право на жизнь и воспитание в семье. Этот порядок устройства ребенка в семью не напрасно избран приоритетным, именно благодаря ему ребенок способен полностью получить все необходимые для правильного воспитания и взросления вещи.
Изучая его природу, мы столкнулись с некоторыми сложностями, одна из которых это отсутствие легального определения этого понятия, сравнивая взгляды ученых на него со стороны семейного права и с процессуальной точки зрения мы пришли к выводу о том, что все из этих мнений имеют право на существование, поскольку по-своему отражают важные аспекты этой сложной процедуры. Далее изучая некоторые особенности характерные для данного института, мы столкнулись с ситуацией, когда процедура усыновления не может быть совершена из-за недееспособности одного из супругов, данное положение носит императивных характер, что на наш взгляд необходимо изменить, оставив решение этой проблемы на усмотрение суда, поскольку недееспособный супруг, не всегда способен нанести вред усыновляемому ребенку. Иная проблема вырисовывается при усыновлении детей иностранными гражданами, как известно, приоритет отдается гражданам РФ, что в принципе соответствует Конвенции о правах ребенка ведь в п. «б» ст. 21: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком», однако, речь в данном случае идет именно о усыновлении и воспитании ребенка в другой стране, думается, что вполне органично будет выглядеть решение при котором суд в зависимости от ситуации будет иметь полномочия, которые позволят ему стирать приоритет наших граждан перед иностранными или же лицами без гражданства, если последние имеют постоянное место жительство в РФ, постоянное пребывание, работу и иные аспекты, которые законодатель посчитал бы важными.
Анализ правовой характеристики дел об усыновлении сталкивает нас с плюрализмом мнений относительно того, верное ли принял решение законодатель, отнеся дела об усыновлении к порядку особого производства. Проведя анализ различных точек зрений, можно с полной уверенностью сказать, что особый порядок необходим для дел, касающихся усыновления, поскольку именно этот вид гражданского судопроизводства позволяет суду больше остальных сформировать обоснованное и законное решение по делу об усыновлении максимально следуя при этом интересам несовершеннолетнего ребенка. Тем не менее, мы не можем игнорировать тот факт, что в части дел об усыновлении при их рассмотрении существует вероятность возникновения спорных отношений и то что в некоторых случаях исковое производство имело бы место быть.
Изучая особенности рассмотрения судом дел об усыновлении, мы выявили, что на всех стадиях судебного процесса закон обязывает суд, а также органы опеки и попечительства, прокурора и иных лиц, участвующих в деле действовать и исходить в первую очередь из интересов усыновляемого ребенка, фактически вся система особого производства и специальной его части работает именно на это, защищая законные права и интересы усыновляемого от подачи заявления усыновителем, до принятия судом решения об удовлетворении усыновления.
Резюмируя все проделанную выше работу, хочется сказать, что институт усыновления имеет ряд своих особенностей, которые необходимы ему для защиты детей, естественно, не все ученые согласны действующим законодательством и предлагают изменения которые вполне бы могли влиться в общую атмосферу этого института, однако, справедливо стоит подметить тот факт, что и сейчас суды при решении дел об усыновлении, вполне на достойном уровне обеспечивают цели и задачи, поставленные законодателем.



1. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС
КонсультантПлюс
2. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан в г. Мадриде 09.07.2014) // СПС КонсультантПлюс
3. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (Подписан в г. Москве 18.11.2011) // СПС КонсультантПлюс
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223- ФЗ(ред. от 29.12.2017) // СПС КонсультантПлюс
6. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017)//СПС КонсультантПлюс
7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс
8. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс
9. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// СПС КонсультантПлюс
10. Постановление Правительства РФ от 10.03.2005 № 123 «О
полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по
оказанию 65 содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» (ред. от 04.11.2006) // СПС
КонсультантПлюс
11. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» //// СПС КонсультантПлюс
12. Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О
деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (ред. от 16.12.2014) //СПС КонсультантПлюс
13. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс
14. Приказ Минздрава России от 18.06.2014 № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить 66 (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» //СПС КонсультантПлюс
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»//СПС КонсультантПлюс
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // Официальный интернет-портал правовой информации
17. Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г.)//СПС КонсультантПлюс
18. Обзор практики рассмотрения в 2016 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2017)//СПС КонсультантПлюс
Специальная литература
19. Алиева З.З. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами (по материалам республики Дагестан)// Москва, 2008. 264 c.
20. Беседкина Н.И. Правовое регулирования порядка усыновления ребенка // «Новый юридический журнал», 2013, 5 с.
21. Буянова Е.В. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей и отмене усыновления (удочерения) детей// - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. 365 с.
22. Гюрджан О.М. Правовая природа усыновления//'Ъехшзз1са", N 9, Москва, 2013. 990-993 с.
23. Вершинина Г.И. Процессуальные особенности судопроизводства по делам об усыновлении// Саратов, 2008. 209 с.
24. Закирова С.А. Проблемы правового регулирования института
усыновления// Ростов-на-дону, Ростовский филиал Российский
государственный университет правосудия, 2015. 253 c.
25. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы.// М.: ВолтерсКлувер, 2006. 202 с.
26. Назарова А. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве//Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №3. С. 209
27. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть: учебник— 3-е изд., перераб. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 704 с.
28. Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса // - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2014. 645c.
29. Семенова Е.А. О процессуальной форме защиты интересов ребенка по делам об отмене усыновления// Саратов, 2017. 21 с.
30. Яркова В.В. Исполнительное производство: Практикум: Учебное пособие// Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Яркова, канд. юрид. наук, доц. Е.А. Царегородцевой; Урал. гос. юрид. ун-т. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2017. 337 c.
31. Чудиновская Н.А. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе// Науч. ред.: Ярков В.В., Москва, «ВодтерсКлувер», 2008. 115 с.
32. Крысанова Н.В. Трубников П.Я. Судебное разбирательство
гражданских дел отдельных категорий.//М.: былина, 1996. - 239с //
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 1997. 123 с.
33. Ласкина Н.В., Никулинская Н.Ф., Рогалева М.А., Яковенко Е.В., "Комментарий к подразделу IV "Особое производство" раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ" (постатейный)// СПС КонсультантПлюс
Материалы юридической практики
34. Кассационное определение Рязанского областного суда по делу № 33-1710/2017 от 06.10.2017г. // РосПравосудие
35. Определение от 10 ноября 2010 г. по делу № 33-2690/2010 // Судебные и нормативные акты РФ. Официальный сайт: СудАкт.ру
Зб.Определение от 11 марта 2014 г. по делу № 33-643/2014 // Судебные и нормативные акты РФ. Официальный сайт: СудАкт.ру
37. Решение Центрального районного суда г. Хабаровска по делу № 2-1306/16 от 21.01.2016 г. // РосПравосудие
38. Определение от 11 апреля 2016 г. по делу № 33-3434/2016 // Судебные и нормативные акты РФ. Официальный сайт: СудАкт.ру
39. Решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия по делу № 2-1536/2017 от 11.05.2017г. // РосПравосудие
40. Определение от 8.09.2015 по делу № 33-3049/2015 // Ульяновский областной суд


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ