🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ДЗЮДО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №199620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4630 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ЕДИНОБОРСТВ» ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 13
1.1 Место и содержание раздела «Основы единоборств» программы по
физической культуре для общеобразовательной школы 13
1.2 Содержание и последовательность обучения основам единоборств
на уроках физической культуры 21
1.3 Методы и средства технической подготовки основам единоборств
на уроках физической культуры 26
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 33
2.3 Экспериментальная методика интеграции средств дзюдо в рамках
изучения обучающимися программного радела по физической культуре «Основы единоборств» 38
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 50
3.1 Динамика показателей двигательных способностей 50
3.2 Динамика отношения учащихся к урокам физической культуры 52
3.3 Динамика взаимоотношений учащихся в коллективе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64

Актуальность исследования. Присущий настоящему времени кризис системы физического воспитания и относительная неготовность самого предмета «Физическая культура» развиваться вне этой системы обернулись для общества и общеобразовательной школы, в частности, рядом негативных последствий, отразившихся в исключении данного явления из жизнедеятельности человека [12, 34, 47]. Среди этих последствий, хотя и носящих временный приходящий характер можно выделить следующее:
- снижение интереса к занятиям физическими упражнениями, особенно в традиционных формах, мало учитывающих потребности, мотивы и ценностные ориентации учащихся всех возрастных групп в преобразовании собственной физической природы [22, 31, 42, 51];
- несоответствие уровня компетенции учителей физической культуры и тренеров современным требованиям, проявляющееся в их недостаточной профессиональной готовности овладеть новым содержанием и формами занятий физическими упражнениями, новыми современными технологиями, требующими по преимуществу владения индивидуализированными системами, средствами, методами и формами их организации [29, 50].
На данном этапе учителя-практики из всего арсенала средств физического воспитания, накопленного и разработанного спортивной педагогической наукой, должны заимствовать и творчески развивать такие, которые позволяют наиболее качественно и эффективно решать учебновоспитательные задачи урока, не принижая роли и места других форм организации физического воспитания учащихся. Как отмечает В.И. Лях в своих исследованиях, при этом необходимо обязательно учитывать конкретные условия, индивидуальные возможности учеников и самих учителей, а также местные климатические, географические, историко-этнические и национальные особенности и традиции, в особенности при подготовке (специализации) к конкретному виду спорта [32, 33]. Особенно становится это актуальным, когда в современной педагогической практике сегодня набирает обороты спортизированное обучение школьников [4, 31].
Особенно значительные трудности, как показывает собственный опыт, учителя физической культуры испытывают при изучении программного раздела «Основы единоборств», так как состав занимающихся имеет неодинаковую физическую подготовленность, различную степень владения двигательными действиями, разный уровень знаний и интересов, неодинаковую мотивационную потребность в данных занятиях. Ко всему прочему, трудности возникают и еще по ряду причин: слабая материально-техническая база, а также недостаточный объем времени, отводимый программой на изучение данного раздела программы по физической культуре.
Нередко хорошее, но несоответствующее интересам учащихся содержание урока не дает ожидаемого педагогического результата. В одном случае учителю необходимо объединить детей, организовать их, в другом - содействовать выявлению детской инициативы, в третьем (в нашем случае) совершенствовать те или иные физические и технические качества. Организация грамотного планирования предоставляет учителю творческую инициативу в выборе способов достижения цели [33, 49, 58].
Программный раздел «Основы единоборств», неотъемлемой частью которых являются элементы и упражнения из различных видов борьбы, доступных для изучения учащимися в рамках школы, базируется на разнообразной двигательной деятельности учащихся: быстрая смена
обстановки, достаточно сложная координационная ситуация, элементы акробатики, силовой контакт и противодействия и др. Такой подход к организации учебно-воспитательного процесса требует от занимающихся разностороннего развития двигательных способностей (скоростно-силовых, координационных, выносливости и гибкости), но и, конечно же, взаимопонимания, постоянной поддержки и чувства партнера в коллективе [4, 33, 52].
Одним из выходов из сложившейся ситуации в решении проблем физического воспитания обучающихся общеобразовательных школ является интеграция средств дзюдо в рамках программного раздела «Основы единоборств». Основным арсеналом средств дзюдо, являются разнообразные виды приемов: бросков, захватов, подсечек, проходов и уклонов как в тесном физическом контакте с соперником, так и вне контакта [14]. Такая ориентация должна была бы обязать учителя делать ставку на ранний этап обучения, а также увеличение объема изучаемых технических элементов (чего не достает в школьной программе по физической культуре), чтобы растянуть обучение во времени. Но программой по физической культуре на основы единоборств отводится всего по 6-9 часов на учебный год в зависимости от класса, чего крайне недостаточно [31, 42, 33].
Так как основы единоборств являются сложным техническим разделом программы, и сама организация занятий единоборствами в школе отличается своими особенностями от других базовых разделов программы по физической культуре, наиболее правильной стратегией может быть не только формирование специальных способностей школьников к основам техники дзюдо, но и воспитание интереса, как к самим единоборствам, так и к физической культуре в целом. В качестве последних могут быть специфические подвижные игры, игровые упражнения, содержание которых позволяет оказать целенаправленное воздействие на развитие специальных, прежде всего координационных способностей; ориентирование в пространстве, быстрота и точность реакции и перестроения двигательных действий, способность точно дифференцировать пространственные, силовые и временные параметры движений [12, 34]. В качестве доступных средств может выступать и
разнообразие используемого на занятиях инвентаря и оборудования , и многообразие дидактического материала.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность интеграции элементов борьбы и дзюдо, в частности, во всестороннее и гармоничное воспитание школьников на уроках физической культуры, достаточное описание и разработанность техники и методики обучения основам единоборств в учебных пособиях, в практике физического воспитания школьников почти не используется [37, 44]. Это наверняка еще обусловлено и недостаточной
разработанностью методики обучения техники единоборств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, а также фрагментарным описанием практического использования элементов борьбы в школе [12, 31, 52].
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика использования средств единоборств в физическом воспитании учащихся 5-х классов основной школы.
Цель исследования: разработать и обосновать эффективность методики использования средств дзюдо в рамках изучения обучающимися программного радела по физической культуре «Основы единоборств».
Задача исследования:
1 Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования, проанализировать программы по физической культуре для общеобразовательных организаций на предмет изучения основ единоборств.
2 Выявить эффективные средства из единоборств, направленные на физическое воспитание обучающихся.
3 Разработать и экспериментально проверить эффективность методики использования средств единоборств в физическом воспитании учащихся основной школы путем включения дзюдо в рамках изучения обучающимися программного радела по физической культуре «Основы единоборств».
Результаты.
Наибольшие сдвиги в экспериментальной группе произошли во 9-ти из 10 контрольных тестах физической подготовленности. Не достоверные различия были выявлены только в одном упражнении - «6-минутный бег» (>0,05).
Анализ отношения учащихся к занятиям физической культурой в ходе экспериментальной работы показал достоверные положительные сдвиги. Так, отношение изменилось в лучшую сторону у 67% учащихся экспериментальной группы и только у 26% учащихся контрольной группы. В дальнейшем хотели бы продолжить заниматься дзюдо, и другими видами единоборств, в частности, 62% учащихся экспериментальной группы и только 35% учащихся контрольной группы.
Использование в качестве основного средства технического арсенала дзюдо в физическом воспитании влияет на межличностные отношения школьников. В экспериментальной группе выявлены следующие изменения социометрических данных: из социометрической группы «отверженных», которая составляла 15% от общей численности учащихся, в группу «принятых» перешло 7%, в группу «предпочитаемых» 4%. В контрольной группе достоверных изменений в межличностных отношениях средних школьников не выявлено, количественный состав социометрической группы «отверженных» остался на уровне 13% от общей численности учащихся контрольной группы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В качестве заключения проведенной нами опытно-экспериментальной работы необходимо отметить, что совершенствование учебного процесса по физической культуре происходит с учетом новых подходов, введения инноваций в решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Но, несмотря на это, одному из средств физической культуры - основы единоборств уделяется довольно малое внимание в комплексных программах по физической культуре.
В результате педагогических наблюдений было обнаружено, что при решении образовательных задач технический арсенал единоборств учителями практически не используются.
Программа по физической культуре должна гармонично строиться с учетом материально-технической базой образовательного учреждения, а также интересами и ведущими мотивами учащейся молодежи в области физкультурно-спортивной деятельности. Как оказалось, единоборства и дзюдо, в особенности, являются именно теми видами физкультурно-спортивной деятельности, которая интересна учащимся.
С учетом особенностей школы и интересов учащихся основы единоборств, как раздел школьной программы по физической культуре был расширен за счет введения технического арсенала элементов дзюдо за счет часов прикладной физической подготовки в объеме 12 уроков и использования средств ОФП и СФП из борьбы дзюдо в подготовительной части уроков. Тем самым объем изучаемого раздела «Основы единоборств» увеличился с рекомендуемых 6 часов до 18 уроков в каждом классе экспериментальной группы.
Эффективность экспериментальной программы обучения учащихся средних классов основам единоборств с акцентом на освоение техники дзюдо, оценивалась по величине прироста показателей двенадцати контрольно- педагогических тестов. Физическая подготовленность достоверно улучшилась по всем анализируемым показателям, отражающим состояние всех физических качеств и двигательных способностей, значимых для изучаемых видов спорта школьной программы, а именно в показателях, характеризующих скоростную и скоростно-силовую подготовленность, а также скоростно-силовую выносливость. В экспериментальной группе существенно улучшились показатели в 9-ти из 10-ти контрольных тестов.
У учащихся контрольной группы изменение в большей части этих показателей недостоверно (Р>0,05), кроме 6-минутного бега и наклона вперед.
Эффективность влияния изучения учащимися технического арсенала дзюдо на межличностные отношения определялась по повышению социометрического статуса школьников. При анализе межличностных отношений в экспериментальной группе видно, что на статистически достоверном уровне уменьшилось число школьников социометрической группы «отверженных» и «лидеров», при этом увеличилось число «предпочитаемых» и «принятых», что является позитивной характеристикой применения экспериментального фактора у школьников 5-6-х классов.
На основании анализа социометрических данных экспериментальной и контрольной групп можно утверждать о повышении педагогической эффективности занятий с использованием дзюдо в рамках программного раздела «Основы единоборств» в средних классах по сравнению с традиционным подходом.
Тем самым, планирование программы физического воспитания с использованием технического арсенала дзюдо в рамках раздела «Основы единоборств» позволило повысить методическую эффективность занятий у школьников 5-6-х классов, что отразилось на повышении их физической подготовленности в скоростных, скоростно-силовых, координационных способностях. Изменения произошли в отношении к уроку физической культуры в целом, а также произошли положительные сдвиги во взаимоотношении учащихся внутри коллектива экспериментальных групп.



1 Адам, М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 / Адам Марек. - Москва: Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры, 1982. - 16 с.
2 Алиханов, И.И. К вопросу о технологии становления вариативной техники борьбы [Текст] / И. И. Алиханов // Спортивная борьба: сб. информ.- метод. материалов / Центр. науч.-исслед. ин-т спорта, Всерос. науч.-исслед. инт физ. культуры. - Москва, 1990. - Вып. 3. - С. 24-30.
3 Алиханов, И. И. Техника и тактика вольной борьбы [Текст] / И. И. Алиханов. - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 303 с.
4 Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 2- 8.
5 Белов, А. В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 / Белов Александр Владимирович. - Санкт-Петербург: С.- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 22 с.
6 Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
7 Волостных, В. В. Методические рекомендации к учебным занятиям по самбо [Текст] / В. В. Волостных, А. Г. Жуков. - Москва: Моск. энергет. инт., 1988. - 32 с.
8 Галковский, Н.М. Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе [Текст] / Н.М. Галковский, Ю.А. Шахмурадов // Спортивная борьба: ежегодник. - Москва, 1981. - С. 3-8.
9 Гончаров, Г.В. Основные особенности методики начальной подготовки юных борцов [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 / Гончаров Геннадий Владимирович. - Москва: Гос. центр. ордена Ленина ин-т физ. культуры, 1954. - 22 с.
10 Данховский, В.С. Обучение и тренировка дзюдоистов [Текст] / В. С. Данховский, Б. Н. Руковицин. - Минск: Патология, 1989. - 192 с.
11 Дементьев, В.Л. Дидактическое значение правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсмена [Текст] / В.Л. Дементьев, А.Ф. Ушаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 19-22.
12 Дементьев, В.Л. Общие положения тактики поединка в спортивных единоборствах [Текст] / В.Л. Дементьев // Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таэквандо, дзюдо, основы тренировки: сб. науч.-метод. ст. - Москва: Рос. гос. акад. физ. культуры, 1999. - С. 79-85.
13 Дементьев, В.Л. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах [Текст] / В.Л. Дементьев, О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 10. - С. 37-39.
14 Дзюдо [Текст]: метод. материалы эксперимент. доп. учеб. прогр. для детей, подростков, молодежи, взрослых / авт.-сост. И. Д. Свищев [и др.]; Нац. союз дзюдо. - Москва: СпортУниверГрупп, 2004. - 82 с.
15 Дзюдо [Текст]: пример. прогр. для системы доп. образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР / авт.-сост. А. О. Акопян [и др.]. - Москва: Сов. спорт, 2003. - 95 с.
..60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ