🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Работа №199526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ТРАНСФОРМАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА К УСЛОВИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Цифровая экономика: понятие, правовое регулирование 9
Дисциплина труда: понятие, методы обеспечения в условиях цифровой экономики 22
Цифровые технологии: понятие, виды, порядок применения работодателем. Искусственный интеллект 35
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Дисциплинарный проступок в цифровой экономике: обнаружение, процедура привлечения к ответственности 47
Наблюдение за работником как основание привлечения его к ответственности и поощрению 59
Совершенствование трудового законодательства при применении инновационных способов применения дисциплинарных взысканий и поощрений в условиях цифровизации экономики .. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101


Активная фаза процесса информатизации, в которую современное общество вступило в 1970-х гг., в последние годы приобрела глобальный характер. Сегодня этот процесс охватил практически все страны мирового сообщества. Под воздействием информатизации происходят масштабные изменения всех сфер жизни и профессиональной деятельности людей: производства, экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения и т.д.
Весной 2020 года Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ подготовить комплекс предложений по внесению поправок в действующее трудовое законодательство об использовании цифровых технологий при трудоустройстве. В список вошли платформенные решения для развития системы занятости, внедрение цифрового оборота документов о трудовой деятельности, а также поправки в законы, призванные «упростить регулирование режимов удаленной занятости». «Поручаю отдельно дать предложения по донастройке самого трудового законодательства, в том числе с учетом опыта последних месяцев, имея в виду использование цифровых технологий при оформлении трудовых отношений», - сказал Президент. - При этом нужно исходить из главного - права работников должны быть защищены и в полной мере обеспечены. Это ключевое требование и приоритет».
Переход на цифровую экономику предполагает необходимость реализации новых технологий в трудовых отношениях.
Главным событием уходящего года стал закон о цифровых электронных книжках. Переход документов в цифру, внедрение электронных трудовых книжек, создание государственной информационной системы учета трудовой деятельности и трудового стажа станут основными вопросами деятельности предприятий.
Цифровизация трудовой деятельности является частью нацпрограммы «Цифровая экономика», которая предусматривает переход на электронные трудовые книжки, эксперимент с электронным документооборотом и другие проекты.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при регулировании дисциплины труда в цифровой экономике.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие дисциплинарные отношения в сфере труда в цифровой экономике, правоприменительная и судебная практика по исследуемой тематике. Также предметом исследования выступили правовые нормы и материалы судебной практики зарубежных стран, которые дают возможность исследовать правовое регулирование данной сферы и сравнить отдельные вопросы современной отечественной правоприменительной практики.
Целью данной работы является изучение правовых норм, регулирующих дисциплинарные отношения в сфере труда в цифровой экономике, анализ правоприменительной и судебной практики по исследуемой тематике.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
- дать определение цифровой экономике, изучить правовое регулирование;
- рассмотреть дисциплину труда: понятие, методы обеспечения в условиях цифровой экономики;
- изучить цифровые технологии: понятие, виды, порядок их применения работодателем., а также возможности использования искусственного интеллекта в трудовых отношениях;
- дать понятие дисциплинарного проступка в цифровой экономике, его обнаружение, охарактеризовать процедуру привлечения работника к ответственности;
- рассмотреть наблюдение за работником как основание привлечения его к ответственности и поощрению;
- предложить совершенствование трудового законодательства при применении инновационных способов применения дисциплинарных взысканий и поощрений в условиях цифровизации экономики.
Методологическую основу исследования составили: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, в том числе - судебной; моделирование, сравнение, анализ, синтез.
Степень разработанности темы. Оценка влияния цифровизации на трудовые отношения в последние пять лет стала предметом научных исследований на стыке экономики и юриспруденции, в том числе таких ученых, как: Н. Л. Лютов Р. Бергер, И. Досен, П. Вендрамин, В. Б. Гоулд, М. Грэхэм, Г. Джонсон, И. Досен, Ж. Валендук, К. Лэнд-Казлаускас, Н. Р. Бергер, В. де Стефано и др. Особое внимание ученые стали уделять появлению новых нетипичных форм занятости, связанных с использованием компьютеров и мобильных устройств.
Подготовка данной работы была осуществлена посредством изучения действующего законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации. В работе использованы статистические материалы Минкомсвязи России, Росстата, Минобрнауки России, Минздрава России, Минкультуры России, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Евростата, Международного союза электросвязи (МСЭ).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, библиографический список, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях хозяйствования в экономической теории и практической деятельности многих государств приобрело актуальность по-нятие «цифровая экономика», когда ключевую роль во многих сферах дея-тельности общества стали играть информационные и коммуникационные технологии, которые являются составной частью цифровой экономики.
Актуальность исследуемой темы обусловлена активным внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Об-ласть трудовых отношений не является исключением, что подтверждается включением в трудовое законодательство норм, регулирующих труд дистан-ционных работников. Однако именно в процессе практики реализации циф-ровых технологий в трудо-правовой сфере обнаруживается много проблем.
В настоящее время значительная часть трудовых отношений оцифро-вывается. Вместе с тем сам процесс цифровизации общественных отношений несет в себе риски для их участников, особенно это касается физических лиц, в частности работников.
Их интересы как интересы слабой стороны правоотношения должны быть защищены средствами правового характера.
В целях развития цифровой экономики в Российской Федерации распо-ряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эта программа развивает ос-новные положения Стратегии развития информационного общества в Рос-сийской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203.
Цифровизация трудовых отношений должна быть урегулирована таким образом, чтобы обеспечить их стабильность и предсказуемость оценки в слу-чае возникновения правового спора.
В России реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», нацеленная на трансформацию российского го-сударства и общества в связи с переходом от индустриального общества к цифровому. Программа включает ряд федеральных проектов, выполнение которых позволит осуществить этот переход. Среди таких проектов: «Норма-тивное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое государственное управление». Реализация указанных проектов зависит от адаптации правового регулирования труда к новым условиям.
В рамках реализации Стратегии и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предполагается активное внедрение информацион¬ных технологий во все сферы жизни и соответствующее изменение правово¬го регулирования.
Можно сделать вывод о существенной трансформации понятия дисци-плины труда в сфере дистанционной занятости и о законодательных пробе¬лах в этой области, которые должны восполняться посредством закрепления соответствующих положений в локальных нормативных актах, а также в трудовых договорах с дистанционными работниками. Самоорганизация тру¬да дистанционного работника должна дополняться не противоречащими за-конодательству методами контроля со стороны работодателя, которые явля-ются основным способом обеспечения дисциплины труда работника в сфере дистанционной занятости.
Электронный мониторинг, проводимый с помощью систем искусствен-ного интеллекта, превращает рабочее место в безграничное, угрожает част¬ной жизни работников, усугубляет дискриминацию в сфере занятости и уничтожает защиту со стороны трудового законодательства.
Технологии меняют не только условия и содержание труда, но и повы-шают риск вторжения работодателей в частную жизнь работников. Институт защиты персональных данных работников нуждается во включении норм, ограничивающих возможности использования работодателем арсенала со-временных средств мониторинга.
На основании проведенного исследования делается вывод о том, что проводимая государственная политика и действующее трудовое законода-тельство создают необходимые предпосылки для использования информаци-онных технологий в таких сферах, как организация труда, заключение трудо-вого договора, дистанционная занятость, однако реализация данных норм на практике свидетельствует о многочисленных неотрегулированных пробле¬мах.
При дистанционной занятости можно говорить о совершенно иной ка-тегории дисциплины труда, когда организация труда осуществляется дистан-ционным работником самостоятельно. Здесь дисциплинарная ответствен¬ность, на наш взгляд, приобретает черты гражданско-правовой ответственно¬сти в силу частноправового регулирования. В то же время при установлении трудовым договором определенных правил подчинения работника распоряд-ку либо четкого алгоритма контроля со стороны работодателя категория дис-циплины труда дистанционного работника, несмотря на трансформацию по-нятия, остается в русле трудоправового регулирования.
Компьютерные технологии могут быть использованы для поддержания дисциплины труда работников, которые используют информационно-коммуникационные технологии для связи с работодателем. Речь, в частности, идет не только о надомном или дистанционном труде, но и о коворкинге (от англ. coworking - совместно работающие), при котором труд дистанционных работников организуется в едином пространстве, например в торговом цен¬тре, где работодатель арендует рабочие места . Наибольшее распространение коворкинг получил среди дизайнеров, программистов, фрилансеров.
Правовое регулирование цифровой экономики РФ осуществляется в согласовании с целями и задачами развития цифровой экономики в рамках ЕАЭС (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г.», положениями Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и страте-гических задачах развития РФ на период до 2024 г.», Национальной страте¬гии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного ин-теллекта в РФ», Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., утвержденных Правительством РФ 29.09.2018, а также иных документов стратегического планирования РФ, указанных в постанов-лении Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реали-зацией национальной программы «Цифровая экономика РФ» (вместе с «По-ложением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ»)».
В работе рассматривается вопрос о влиянии процесса цифровизации экономики на правовое регулирование дисциплинарной ответственности ра-ботников в контексте развития понятия «дисциплинарный проступок» как фактического основания применения данного вида юридической ответствен-ности.
Таким образом, дисциплинированность работника в цифровой эконо-мике - это способность соблюдать правила, нормы, инструкции с примене¬нием цифровых технологий.
Обнаружение дисциплинарного проступка в цифровой экономике про-исходит через компьютерные коммуникации и методами соответствующими трудовому законодательству.
Процедура привлечения работника к ответственности в цифровой эко-номике предполагает наличие или отсутствие доказательств с помощью циф-ровых технологий.
Установленная система видеонаблюдения может являться вариантом обеспечения контрольной функции и анализа полученной информации для проведения необходимых профилактических мероприятий, рационализации рабочего времени и эффективности труда персонала предприятия, а также служить доказательной основой для привлечения работника к дисциплинар¬ной ответственности при нарушении требований трудового права.
Изменения в трудовом праве коснутся в первую очередь институтов рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, защиты персональных данных работников, гарантий и компенсаций работникам.
В трудовом законодательстве появятся нормы, регламентирующие ис-пользование работодателями высокотехнологичных средств контроля за вы-полнением трудовых обязанностей работниками и ограничивающие приме-нение систем интеллектуального анализа данных, а также нормы, обязываю-щие работодателей осуществлять переобучение работников при их замене системами искусственного интеллекта и расширяющие круг субъектов тру-дового права (законодательство ЕС уже движется в этом направлении).
Предлагаем внести в ст. 312. 4 ТК РФ изменения: за более напряжен¬ный интеллектуальный уровень работы удаленно, с применением цифровых технологий, предусмотреть увеличение длительности отпуска на 2 дня. Дан¬ное положение определяется коллективным договором, локальным норма¬тивным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглаше¬нием к трудовому договору.
Предлагаем внести в ст. 312.6. ТК РФ правило: в целях организации труда предусмотреть телекоммуникационные системы наблюдения, при не-обходимости на рабочем месте дистанционного работника. Это положение прописать в трудовом договоре.



1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова¬нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по¬правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2 Декларация МОТ от 18.06.1998г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» // Центр Социально-трудовых прав, 2017 URL: https: //labourcentralasia. org С.85
3 Конвенция MOT №154 «О содействии коллективным переговорам» от 03.06.1981 г. // Конвенции и рекомендации МОТ (1919-1990): в 2-х то-мах. Женева. 1991. Т. II. С. 1935-1938.
4 Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Российская га-зета.
5 N 235, 10.12.98Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 3.
6 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ // СЗ РФ 1995. № 21. Ст. 1930.
7 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145.
8 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 33. 27 Ст. 3431.
9 Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая эконо-мика Российской Федерации» // Российская газета. 2019. № 274.
10 Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федера-ции» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
11 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018 № 20. Ст. 2817.
12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. №2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робото-техники до 2024 года» // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 3460.
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
13 Аббасова, Е.В. Трудовое право в цифровой реальности: проблемы интеграции / Е.В. Аббасова, В.А. Васильев // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 16-18.
14 Абрамов, С.Г. Конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности (исследование объекта право¬вого регулирования деятельности искусственного интеллекта) / С.Г. Абрамов // Пробелы в российском законодательстве. 2019. № 2. С. 51-58.
15 Авдеева, И.Л. Этапы стратегического развития цифровой эконо¬мики России в условиях глобализации / И.Л. Авдеева // Инноваци¬онные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: Труды научно-практической конференции / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2017. С. 134¬141.
..49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ