ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИИ УМЕРШИМ
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ
§1 Понятие и основания обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим 10
§2 Подготовка дела к судебному разбирательсту о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим 24
ГЛАВА 2 СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ
ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ
ОБЪЯВЛЕНИИ УМЕРШИМ
§1 Особенности судебного разбирательства дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим 38
§2 Судебное решение и его исполнение при признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ
§1 Понятие и основания обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим 10
§2 Подготовка дела к судебному разбирательсту о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим 24
ГЛАВА 2 СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ
ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ
ОБЪЯВЛЕНИИ УМЕРШИМ
§1 Особенности судебного разбирательства дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим 38
§2 Судебное решение и его исполнение при признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим вследствие безвестного отсутствия существует далеко не во всех странах. В тех же странах, в которых он имеется, материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и т.д. В одних государствах имеются специальные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующего лица умершим, а также конкретные предпосылки для подобного признания (Австрия, ФРГ, Италия), в других — разработаны отдельные нормы (Польша, Венгрия, Чехия, Россия, Монголия и др).
В процессе развития общества люди все чаще вступают друг с другом в отношения, требующие государственного регулирования и правовой защиты.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» , (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).
В юридической практике в довольно большом масштабе возобновились ситуации, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится прибегать к применению института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Проблема гибели или случайного исчезновения людей является мировой, и, даже выезжая за границу на отдых, гражданин не может быть уверен в благополучном возвращении.
Среди множества сложных и правовых проблем, одной из наиболее острых, является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России.
Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.
Актуальность данной темы заключается в том, что при возникновении ситуаций, когда невозможно точно сказать, где находится человек, жив он или мертв, появляется неопределенность в гражданских правоотношениях. Длительность отсутствия усугубляет эту неопределенность. Для подобных случаев установлен особый институт: признание лица безвестно
отсутствующим и признание его умершим. Целью рассматриваемого института является защита прав граждан в связи с прерыванием тех гражданских правоотношений, участниками которых они являются. Также признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим влечет значительные изменения в правовом статусе такого лица. Возникновение ситуации правовой неопределенности, при которой участником гражданских правоотношений не осуществляются принадлежащие ему права и не исполняются обязанности, противоречит интересам гражданского оборота. Поэтому законодатель стремится преодолеть такую неопределенность, прежде всего в имущественной сфере безвестно отсутствующего гражданина, посредством введения правовых конструкций признания безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим обладает специфичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовых институтов в гражданском праве. Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. Объявление гражданина умершим - судебное признание гражданина, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока.
С помощью гражданских процессуальных норм, возрастает потребность обращения заинтересованных лиц в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим - защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении.
Также необходимо выявить и проанализировать некоторые проблемные аспекты при рассмотрении гражданских дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. К таким проблемным аспектам можно отнести: недобросовестность заявителей (стремление к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина), отсутствие законодательного определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд и др.
Цель данной дипломной работы - проанализировать институт безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим в гражданском процессуальном праве.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и основания обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- изучить подготовку дела к судебному разбирательству о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- рассмотреть особенности судебного разбирательства о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- проанализировать вынесение судебного решения и его исполнение.
Объектом данного исследования служат общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Предметом исследования выступают нормы гражданского
процессуального права, регулирующие общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
При решении поставленных задач в ходе исследования применялись методы: сравнительно-правовой, системно-структурного анализа документов и статистических данных.
Нормативную основу исследования составили Гражданский Кодекс РФ, Гражданский Процессуальный Кодекс РФ, Семейный и другие кодексы Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых, посвященные проблемам гражданского процессуального права Постникова А.Е., Лукашева Е.А., Орлова О.В. и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы и заключение.
В процессе развития общества люди все чаще вступают друг с другом в отношения, требующие государственного регулирования и правовой защиты.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» , (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).
В юридической практике в довольно большом масштабе возобновились ситуации, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится прибегать к применению института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.
Проблема гибели или случайного исчезновения людей является мировой, и, даже выезжая за границу на отдых, гражданин не может быть уверен в благополучном возвращении.
Среди множества сложных и правовых проблем, одной из наиболее острых, является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России.
Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов нуждаются не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи с безвестно отсутствующим), но и сами пропавшие граждане.
Актуальность данной темы заключается в том, что при возникновении ситуаций, когда невозможно точно сказать, где находится человек, жив он или мертв, появляется неопределенность в гражданских правоотношениях. Длительность отсутствия усугубляет эту неопределенность. Для подобных случаев установлен особый институт: признание лица безвестно
отсутствующим и признание его умершим. Целью рассматриваемого института является защита прав граждан в связи с прерыванием тех гражданских правоотношений, участниками которых они являются. Также признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим влечет значительные изменения в правовом статусе такого лица. Возникновение ситуации правовой неопределенности, при которой участником гражданских правоотношений не осуществляются принадлежащие ему права и не исполняются обязанности, противоречит интересам гражданского оборота. Поэтому законодатель стремится преодолеть такую неопределенность, прежде всего в имущественной сфере безвестно отсутствующего гражданина, посредством введения правовых конструкций признания безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим обладает специфичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовых институтов в гражданском праве. Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания. Объявление гражданина умершим - судебное признание гражданина, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока.
С помощью гражданских процессуальных норм, возрастает потребность обращения заинтересованных лиц в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.
Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим - защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении.
Также необходимо выявить и проанализировать некоторые проблемные аспекты при рассмотрении гражданских дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. К таким проблемным аспектам можно отнести: недобросовестность заявителей (стремление к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина), отсутствие законодательного определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд и др.
Цель данной дипломной работы - проанализировать институт безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим в гражданском процессуальном праве.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и основания обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- изучить подготовку дела к судебному разбирательству о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- рассмотреть особенности судебного разбирательства о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
- проанализировать вынесение судебного решения и его исполнение.
Объектом данного исследования служат общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Предметом исследования выступают нормы гражданского
процессуального права, регулирующие общественные отношения в области признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
При решении поставленных задач в ходе исследования применялись методы: сравнительно-правовой, системно-структурного анализа документов и статистических данных.
Нормативную основу исследования составили Гражданский Кодекс РФ, Гражданский Процессуальный Кодекс РФ, Семейный и другие кодексы Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых, посвященные проблемам гражданского процессуального права Постникова А.Е., Лукашева Е.А., Орлова О.В. и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы и заключение.
При возникновении ситуаций, когда невозможно точно сказать, где находится человек, жив он или мертв, появляется неопределенность в гражданских правоотношениях. На эти случаи установлен особый институт: признание лица безвестно отсутствующим и признание его умершим.
Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим решают в порядке особого производства. Производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Заявитель должен указать, по какой причине и для какой цели ему это необходимо. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях.
Стадия подготовки дела к судебному разбирательству следует после возбуждения гражданского судопроизводства. Если целью стадии возбуждения судопроизводства является решение вопроса о возможности начала гражданского судопроизводства, то цель стадии подготовки дела - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка дела к судебному разбирательству является основой всего судебного разбирательства, а подготовительные действия, проведенные на данной стадии гражданского судопроизводства, определяют ход и результаты процесса в целом. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине и запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
Судебное разбирательство является центральной стадией гражданского процесса, его задача - рассмотрение дела по существу. Гражданское процессуальное законодательство устанавливает определенные требования к порядку судебного разбирательства, к примеру, форма обращения к суду.
Материально-правовые последствия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего. При объявлении гражданина умершим суд исходит из предположения - презумпции его смерти. Вступившее в силу решение суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти этого гражданина в книгу записей актов гражданского состояния. Правовые последствия объявления гражданина умершим аналогичны правовым последствиям смерти гражданина. Лицо, признанное судом умершим, может понести значительные имущественные потери в случае своей явки, т.к. в данном случае защита его имущественных прав может осуществляться только путем виндикационного иска.
Суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет и не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков. Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления гражданина умершим. В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления. Из дел этой категории, по которым было отказано в удовлетворении заявлений видно, что судьи правильно применяли нормы гражданского процессуального законодательства.
Признание гражданина умершим - это только презумпция его смерти. Поэтому если гражданин жив, он не утрачивает ни правоспособности, ни дееспособности, все совершенные им сделки действительны, он несет ответственность, как по своим обязательствам, так и за причиненный вред.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим не безвозвратно. Гражданин может появиться в месте своего жительства, может быть обнаружено место его пребывания. Если речь идет о гражданине, признанном безвестно отсутствующим, отменяются меры по охране и управлению его имуществом, он сам осуществляет свои права, т.е. восстанавливается положение, существовавшее до его исчезновения. Однако не все права восстанавливаются автоматически.
Что же касается гражданина, объявленного умершим, то на основании решения суда аннулируется запись о его смерти, но он может потребовать возврата своего имущества только у тех лиц, к которым оно перешло безвозмездно. При этом ему должно быть возвращено только то, что у них сохранилось. Если же имущество перешло по возмездным сделкам, обязанность возврата наступает лишь при условии, что будет доказана недобросовестность приобретателя.
При написании выпускной квалификационной работы были выявлены проблемные аспекты рассматриваемой темы. Одной из проблем является недобросовестность в ряде случаев заявителей. Мотивация таких заявителей обусловлена стремлением к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина. Дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика). Другой проблемой является законодательное определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд. Вне зависимости от устанавливаемых сроков суть этого условия состояла всегда в том, чтобы оно являлось и признавалось доказательством безвестного отсутствия либо смерти гражданина, а именно истечение этого срока. Отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав, объявленного умершим де-юре, но живого де-факто.
Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет. Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в РФ, -
слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на наш взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности, следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки.
При решении обозначенных проблем должно последовать дальнейшее совершенствование нормативного регулирования института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим, которое должно способствовать усилению защиты прав и свобод человека, которые в соответствии с Конституцией РФ являются высшей ценностью. Подобный подход может быть положен в основу дальнейшей унификации гражданского и гражданского процессуального законодательства, что разрешит снять ряд проблем существующей правоприменительной практики в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим решают в порядке особого производства. Производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Заявитель должен указать, по какой причине и для какой цели ему это необходимо. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях.
Стадия подготовки дела к судебному разбирательству следует после возбуждения гражданского судопроизводства. Если целью стадии возбуждения судопроизводства является решение вопроса о возможности начала гражданского судопроизводства, то цель стадии подготовки дела - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Подготовка дела к судебному разбирательству является основой всего судебного разбирательства, а подготовительные действия, проведенные на данной стадии гражданского судопроизводства, определяют ход и результаты процесса в целом. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине и запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
Судебное разбирательство является центральной стадией гражданского процесса, его задача - рассмотрение дела по существу. Гражданское процессуальное законодательство устанавливает определенные требования к порядку судебного разбирательства, к примеру, форма обращения к суду.
Материально-правовые последствия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего. При объявлении гражданина умершим суд исходит из предположения - презумпции его смерти. Вступившее в силу решение суда об объявлении гражданина умершим является основанием для внесения записи о смерти этого гражданина в книгу записей актов гражданского состояния. Правовые последствия объявления гражданина умершим аналогичны правовым последствиям смерти гражданина. Лицо, признанное судом умершим, может понести значительные имущественные потери в случае своей явки, т.к. в данном случае защита его имущественных прав может осуществляться только путем виндикационного иска.
Суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет и не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков. Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления гражданина умершим. В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления. Из дел этой категории, по которым было отказано в удовлетворении заявлений видно, что судьи правильно применяли нормы гражданского процессуального законодательства.
Признание гражданина умершим - это только презумпция его смерти. Поэтому если гражданин жив, он не утрачивает ни правоспособности, ни дееспособности, все совершенные им сделки действительны, он несет ответственность, как по своим обязательствам, так и за причиненный вред.
Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим не безвозвратно. Гражданин может появиться в месте своего жительства, может быть обнаружено место его пребывания. Если речь идет о гражданине, признанном безвестно отсутствующим, отменяются меры по охране и управлению его имуществом, он сам осуществляет свои права, т.е. восстанавливается положение, существовавшее до его исчезновения. Однако не все права восстанавливаются автоматически.
Что же касается гражданина, объявленного умершим, то на основании решения суда аннулируется запись о его смерти, но он может потребовать возврата своего имущества только у тех лиц, к которым оно перешло безвозмездно. При этом ему должно быть возвращено только то, что у них сохранилось. Если же имущество перешло по возмездным сделкам, обязанность возврата наступает лишь при условии, что будет доказана недобросовестность приобретателя.
При написании выпускной квалификационной работы были выявлены проблемные аспекты рассматриваемой темы. Одной из проблем является недобросовестность в ряде случаев заявителей. Мотивация таких заявителей обусловлена стремлением к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина. Дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика). Другой проблемой является законодательное определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд. Вне зависимости от устанавливаемых сроков суть этого условия состояла всегда в том, чтобы оно являлось и признавалось доказательством безвестного отсутствия либо смерти гражданина, а именно истечение этого срока. Отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав, объявленного умершим де-юре, но живого де-факто.
Еще одна важная проблема, нуждающаяся в разрешении: как известно, в ГК РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 ГК РФ этот срок был продлен до пяти лет. Едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдет возможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни в РФ, -
слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на наш взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности, следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки.
При решении обозначенных проблем должно последовать дальнейшее совершенствование нормативного регулирования института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим, которое должно способствовать усилению защиты прав и свобод человека, которые в соответствии с Конституцией РФ являются высшей ценностью. Подобный подход может быть положен в основу дальнейшей унификации гражданского и гражданского процессуального законодательства, что разрешит снять ряд проблем существующей правоприменительной практики в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Подобные работы
- Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: условия и правовые последствия
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Производство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2023 - ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕЛ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Объявление гражданина умершим
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности деятельности адвоката в сфере наследования по закону членами семьи военнослужащего
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Правовая характеристика граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ГРАЖДАНИН КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Конституционное право граждан на наследование по закону в Российской Федерации и некоторых зарубежных странах: от истории к современности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Установление юридических фактов в порядке особого производства (Дальневосточный федеральный университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2023





