Правовые проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ 8
§ 1.1 Понятие опеки, попечительства и задачи и роль органов опеки и попечительства 10
§1.2 Порядок установления опеки и попечительства 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 30
§2.1 Нормативное регулирование опеки и попечительства 30 §2.2 Проблематика правового регулирования опеки и попечительства
и пути решения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ 8
§ 1.1 Понятие опеки, попечительства и задачи и роль органов опеки и попечительства 10
§1.2 Порядок установления опеки и попечительства 21
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 30
§2.1 Нормативное регулирование опеки и попечительства 30 §2.2 Проблематика правового регулирования опеки и попечительства
и пути решения 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Цивилизованное общество провозглашает человека, его права и интересы наивысшей ценностью. На любом этапе развития государства и общества остро стоит задача обустройства и жизнеобеспечения детей, детей- инвалидов, детей-сирот, а также возникает необходимость защиты их прав и законных интересов. Именно поэтому в настоящее время государство и общество уделяют проблемам опеки и попечительства большое внимание. Опека и попечительство являются наиболее распространённой правовой формой устройства граждан, нуждающихся в помощи и защите.
Российская Федерация, являясь социальным государством, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации (Российская газета. 1993. № 237 (853)), берет на себя обязанность обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны и заботиться о благосостоянии каждого члена общества.
Данная правовая форма обладает большим положительным потенциалом, который позволяет устроить судьбу гражданина, нуждающегося в заботе со стороны общества и государства, наилучшим образом, а также обеспечить контроль за соблюдением законных прав и интересов этого лица. Причем особое внимание государству необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным.
Дети остаются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения России. Дети-сироты подвержены серьезному риску, оказаться в социальной изоляции и быть социально исключенными.
Несмотря на положительную динамику многих социальных показателей, остается много нерешенных проблем, которые не позволяют обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Одна из ключевых проблем, имеющая системный характер в течение многих лет - социальное сиротство.
С момента рождения каждый гражданин в равной мере обладает правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и обязанности. Однако дееспособности - это способность, осуществлять свои права и исполнять обязанности в полном объёме, возникает с наступлением совершеннолетия при условии отсутствия обстоятельств, при которых возможно ограничение дееспособности или признания гражданина недееспособным.
Для восполнения недостающей или отсутствующей у этих граждан дееспособности, а также защиты их прав и интересов существует институт опеки и попечительства. В истории права России нормы законов об опеке и попечительстве отличались по содержанию и занимаемому месту в правовой системе в зависимости от принципов и задач.
Тема опеки и попечительства вызывает резонанс и является актуальной на сегодняшний день в связи с широким кругом социально незащищенных лиц, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в указанной форме правовой защиты. Причем особое внимание необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным.
Проблемам правового регулирования правоотношений в сфере опеки и попечительства посвятили свои работы, такие выдающиеся авторы, как: Алексеева Е.Н., Гришина А.М., Минаев А.В., Применко Ю.В., Смирнова С.Б., Филатова А.В., Храмова А.А., Чепунов О.И. и другие.
Цель исследования: выявление проблем правового регулирования правоотношений в сфере опеки и попечительства.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность опеки, попечительства;
б) исследовать понятие задачи, и роль органов опеки и попечительства;
в) рассмотреть порядок установления опеки и попечительства;
г) провести анализ нормативного регулирования опеки,
попечительства;
д) выделить проблемы правового регулирования опеки, попечительства и наметить пути ее решения.
Объект исследования правоотношений в сфере опеки и попечительства.
Предмет исследования правового регулирование опеки и попечительства.
Методологическую базу исследования составляют исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы.
Научная новизна заключается в том, что, несмотря на научные труды и публикации, ряд ключевых вопросов административно-правового статуса гражданина Российской Федерации раскрыты не в полной мере.
Практическая значимость исследования заключается в возможности критической оценки законодательства проблем опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, формулирование предложений, в
действующее законодательство с целью его совершенствования и возможности практического использования результатов исследования в законотворческих и законоприменительных целях.
Теоретическая база исследования состоит из научных трудов выдающихся ученых в сфере юриспруденции. Также, в ходе исследования были изучены Конституция Российской Федерации и нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к тематике исследования.
Исследование состоит из введения, основной части, объединяющей две главы, заключения, библиографического списка.
Во введении к работе определена актуальность темы, поставлена цель, и сформулированы задачи для ее решения.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены общие положения об опеке, попечительстве, понятие, сущность, а также роль органов опеки и порядок установления опеки и попечительства.
Во второй части выпускной квалификационной работы исследования были выделены особенности и проблемы правового регулирования опеки, попечительства, а также намечены пути их решения.
В заключение сделаны основные выводы по всему тематическому исследованию.
Российская Федерация, являясь социальным государством, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации (Российская газета. 1993. № 237 (853)), берет на себя обязанность обеспечить достойную жизнь гражданам нашей страны и заботиться о благосостоянии каждого члена общества.
Данная правовая форма обладает большим положительным потенциалом, который позволяет устроить судьбу гражданина, нуждающегося в заботе со стороны общества и государства, наилучшим образом, а также обеспечить контроль за соблюдением законных прав и интересов этого лица. Причем особое внимание государству необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным.
Дети остаются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения России. Дети-сироты подвержены серьезному риску, оказаться в социальной изоляции и быть социально исключенными.
Несмотря на положительную динамику многих социальных показателей, остается много нерешенных проблем, которые не позволяют обеспечить полную реализацию и развитие потенциала каждого ребенка. Одна из ключевых проблем, имеющая системный характер в течение многих лет - социальное сиротство.
С момента рождения каждый гражданин в равной мере обладает правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и обязанности. Однако дееспособности - это способность, осуществлять свои права и исполнять обязанности в полном объёме, возникает с наступлением совершеннолетия при условии отсутствия обстоятельств, при которых возможно ограничение дееспособности или признания гражданина недееспособным.
Для восполнения недостающей или отсутствующей у этих граждан дееспособности, а также защиты их прав и интересов существует институт опеки и попечительства. В истории права России нормы законов об опеке и попечительстве отличались по содержанию и занимаемому месту в правовой системе в зависимости от принципов и задач.
Тема опеки и попечительства вызывает резонанс и является актуальной на сегодняшний день в связи с широким кругом социально незащищенных лиц, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в указанной форме правовой защиты. Причем особое внимание необходимо уделить наименее защищенным слоям общества, для которых обеспечить достойный образ жизни самостоятельно не представляется возможным.
Проблемам правового регулирования правоотношений в сфере опеки и попечительства посвятили свои работы, такие выдающиеся авторы, как: Алексеева Е.Н., Гришина А.М., Минаев А.В., Применко Ю.В., Смирнова С.Б., Филатова А.В., Храмова А.А., Чепунов О.И. и другие.
Цель исследования: выявление проблем правового регулирования правоотношений в сфере опеки и попечительства.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и сущность опеки, попечительства;
б) исследовать понятие задачи, и роль органов опеки и попечительства;
в) рассмотреть порядок установления опеки и попечительства;
г) провести анализ нормативного регулирования опеки,
попечительства;
д) выделить проблемы правового регулирования опеки, попечительства и наметить пути ее решения.
Объект исследования правоотношений в сфере опеки и попечительства.
Предмет исследования правового регулирование опеки и попечительства.
Методологическую базу исследования составляют исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы.
Научная новизна заключается в том, что, несмотря на научные труды и публикации, ряд ключевых вопросов административно-правового статуса гражданина Российской Федерации раскрыты не в полной мере.
Практическая значимость исследования заключается в возможности критической оценки законодательства проблем опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, формулирование предложений, в
действующее законодательство с целью его совершенствования и возможности практического использования результатов исследования в законотворческих и законоприменительных целях.
Теоретическая база исследования состоит из научных трудов выдающихся ученых в сфере юриспруденции. Также, в ходе исследования были изучены Конституция Российской Федерации и нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к тематике исследования.
Исследование состоит из введения, основной части, объединяющей две главы, заключения, библиографического списка.
Во введении к работе определена актуальность темы, поставлена цель, и сформулированы задачи для ее решения.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены общие положения об опеке, попечительстве, понятие, сущность, а также роль органов опеки и порядок установления опеки и попечительства.
Во второй части выпускной квалификационной работы исследования были выделены особенности и проблемы правового регулирования опеки, попечительства, а также намечены пути их решения.
В заключение сделаны основные выводы по всему тематическому исследованию.
В настоящем исследовании проведен анализ правового регулирования правоотношений в сфере опеки и попечительства, были выявлены проблемы правового регулирования правоотношений и разработаны предложения о совершенствовании законодательства, регулирующего сферу опеки и попечительства и патронажа.
В ходе исследования последовательно решены следующие задачи:
а) рассмотрено понятие и сущность опеки, попечительства;
б) исследовано понятие задачи, и роль органов опеки и попечительства;
в) рассмотрен порядок установления опеки и попечительства;
г) проведён анализ нормативного регулирования опеки, попечительства;
д) выделены проблемы правового регулирования опеки, попечительства и наметить пути ее решения.
В первой главе исследования были рассмотрены общие положения об опеке, попечительстве, понятие, сущность, а также роль органов опеки и попечительства и порядок установления опеки и попечительства.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. В юридической литературе отсутствует единый подход к определению сущности опеки и попечительства.
Согласно основным нормативным документам гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Опека - форма устройства малолетних граждан (несовершеннолетних граждан, не достигших возраста четырнадцати лет) и граждан, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия .
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать
несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими сделок, за исключением мелких бытовых, на получение заработка, пенсии и иных доходов и распоряжение ими. Гражданин, ограниченный судом в дееспособности самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред .
Опека и попечительство осуществляется по двум формам - на безвозмездной основе и на возмездной основе по договору о приемной семье.
Органы опеки и попечительства направляет гражданина для прохождения обучения в организацию, с которой у органа опеки и попечительства заключен договор. Отсутствие необходимой подготовки, незнание основ возрастных особенностей развития детей в целом и специфики депривации, завышенные ожидании и т.п. толкают попечителей на необдуманные действия, которые нередко и приводят к затяжным конфликтным ситуациям между родителями и детьми.
Во второй части исследования были выделены особенности и проблемы правового регулирования опеки, попечительства, а также намечены пути их решения. Опека и попечительство представляет собой комплексный институт, поскольку урегулирован нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Семейного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также рядом норм административного характера.
Вместе с тем существуют и проблемы правового регулирования опеки, попечительства. В частности имеют место проблемы, связанные с целесообразностью учета приоритета, так как ребенок передается на воспитание бабушке, дедушке, воспитавшей мать (отца), которых лишили родительских прав в отношении своего ребенка. Учитывая, что основаниями назначения опеки или попечительства в 76 % случаев служат факты
«социального сиротства», вызванного семейным неблагополучием, вопросы передачи детей на воспитание гражданам (бабушкам, дедушкам), остаются сложно разрешаемыми и должны исходить только из интересов ребенка. Еще более значимая проблема (упомянутая выше) - установление социального статуса несовершеннолетнего. Ребенок, выявленный органами опеки и попечительства с формулировкой «родители самоустранились (уклонились) от воспитания» может годами проживать в семье опекуна (попечителя) без документального подтверждения своего юридического статуса.
К сожалению практика применения нормы закона в части прямого запрета к лицам, являющимися родственниками ребенка и имевших судимость, или подвергавшихся уголовному преследованию, даже при наличии погашенной судимости, без учета тяжести преступления, влечет за собой определенные проблемы для детей, при решении вопроса об их жизнеустройстве. Практика, при которой длительное время не решается вопрос о документальном подтверждении социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, приводит к нарушению прав несовершеннолетних, необоснованному увеличению числа детей данной категории, а также злоупотреблению со стороны родителей, обязанных в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации заниматься воспитанием и содержанием своих несовершеннолетних детей.
Таким образом, одним из перспективных путей улучшения работы деятельности органов опеки и попечительства является законодательное внедрение механизмов прямого общественного контроля в отношении деятельности органов опеки, связанной с вмешательством в семьи. А также более широко использовать возможность судебного обжалования действий госорганов в отношении ребенка, отнятого у семьи, общественными организациями в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Это позволит защитить права семьи и ребенка.
Выполненная работа отличается новизной, поскольку выявленные в ней правовые пробелы исследованы комплексно.
Результатом представленного исследования является возможность критической оценки законодательства проблем опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, формулирование предложений в
действующее законодательство с целью его совершенствования и возможности практического использования результатов исследования в законотворческих и законоприменительных целях.
Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
1. Предложение об уменьшении правового статуса несовершеннолетнего родителя, не состоящего в браке Законодательно установлено
В пункте 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Несовершеннолетний родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опеку, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства»
Недостатки
Проблема определения правового статуса несовершеннолетнего родителя в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, который не состоит в зарегистрированном браке и не является эмансипированным гражданином. В целях обеспечения и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего родителя и его ребенка предлагается внести дополнения в действующее законодательство. При таких условиях целесообразно в п. 2 ст. 62 СК РФ (Омега-Л. 2019) заменить фразу «шестнадцати лет» на фразу «восемнадцати лет и в иных случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия».
Предложение
В пункт 2 статьи 62 СК РФ (Омега-Л. 2019) заменить фразу «шестнадцати лет» на фразу «восемнадцати лет и в иных случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия».
Обоснование
Поскольку несовершеннолетний родитель, не состоящий в законном браке, является не в полном объеме субьектно-правоспособен и не может полностью нести обязательства за свои действия или бездействия, так как рядом нет законного представителя, а именно мужа (жены). Соответственно он не может быть законным представителем своего биологического ребенка. Ему еще самому нужен попечитель.
2. Предложение об расширении полномочий органов опеки и попечительства
Законодательно установлено
В части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) установлены Полномочия органов опеки и попечительства. Всего 11 полномочий органов опеки и попечительства.
Недостатки
Проблема, затрагивающая порядок реализации полномочий органов опеки и попечительства в нематериальной сфере жизни подопечного гражданина. В целях воплощения указанных гарантий на практике необходимо в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) дополнительно ввести п. 12
следующего содержания: «проверка усвоения подопечным гражданином учебного материала, состояния его здоровья».
Предложение
В части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) дополнительно ввести п. 12
следующего содержания: «проверка усвоения подопечным гражданином учебного материала, состояния его здоровья».
Обоснование
Данный пункт в законе необходим для расширения полномочий органов опеки и попечительства. Несовершеннолетний подопечный (ребенок) нуждается в высококвалифицированной помощи со стороны здравоохранительной системы и системы образование и науки. Только здоровый и образованный несовершеннолетний человек и гражданин способен оказать государству пользу, воспитать в дальнейшем здоровое и образованное общество.
3. Предложение по облегчению деятельности органов опеки и попечительства
Законодательно установлено
В части 3 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».
Недостатки
Статья 56 СК РФ (Омега-Л. 2019) обязывает всех, кому стало известно о нарушении прав ребенка в семье, сообщать об этом в органы опеки и попечительства. В сочетании с обширной пропагандой, которая призывает заявлять в «соответствующие органы» о таких якобы нарушениях, как «несоблюдение родителями советов психолога», что впоследствии ведет к серьезному злоупотреблению, нарушению прав на неприкосновенность личной и семейной жизни.
Предложение
В части 3 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации убрать словосочетание «иные граждане».
Обоснование
Во первых, сеансы психотерапии проходят в строжайшей тайне, иначе нарушится баланс и взаимопонимание между психологом и клиентом. А данная статья обязывает доносить на клиента в органы опеки и попечительства. Так же некоторые граждане не имеют образования, опыта в воспитании детей или вообще имею личную неприязнь к детям или родителям (законным представителям), их информация может быть неверной или однобокой. И еще это облегчит деятельность органов опеки и попечительства, заявлений будет меньше непосредственно в эти органы. При этом останется работа участкового и сотрудников по делам несовершеннолетних с населением и им можно будет сообщить любую информацию. Они проведут проверку и если нужно, как «должностные лица» сообщать о нарушении прав и интересов несовершеннолетнего.
4. Предложение об увеличении прав родителей несовершеннолетних Законодательно установлено
В части 3 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей есть противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».
Недостатки
В ст. 64 ч. 2 СК РФ (Омега-Л. 2019) говорится о праве ООП без решения суда лишить родителей права представлять интересы детей, если данные органы определят, «что между родителями и детьми имеются противоречия интересов». Это, по факту, создает законную базу для ограничения родительских прав без решения суда при формальном сохранении проживания детей в семье.
Предложение
Убрать весь текст части 2 статьи 64 СК РФ.
Обоснование
Эта часть статьи ограничивает права родителей, без решения суда. Интересы детей и родителей зачастую отличаются друг от друга, но это не значит, что родители желают плохого своим детям. О проблемах и конфликте интересов детей и родителей написано много художественной, научной и популярной литературы. Многие конфликты обусловлены разницей в возрасте, физическом и психологическим развитием и здоровье, бытовом опыте.
5. Предложение об уточнении сферы действии Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от
24 апреля 2008 года № 48-ФЗ
Законодательно установлено
В части 1 статье 1 Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ установлено: «Настоящим Федеральный закон регулирует отношение, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами».
Недостатки
В литературе высказывается также позиция, в соответствии с которой нормы вышеуказанного федерального закона вообще не имеют распространение на отношения по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними. В обоснование положена ст. 1 ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)), в которой указано, что сфера распространения данного закона - отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над недееспособными или не полностью дееспособными. Как мы видим категории детей, оставшихся без попечения родителей здесь нет. В этой связи поставлено под сомнение распространение ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) на установление опеки и попечительства над несовершеннолетними. В связи с необходимостью устранения путаницы в определении сферы распространения норм ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) на всех категорий подопечных, предлагаем внести некоторые изменения и дополнения названный нормативный акт.
Так предлагаем ч. 1 ст. 1 изложить в следующей расширенной редакции:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над детьми, оставшимися без попечения родителей». В этой связи требуется и расширение сферы задач, стоящих перед государственным регулированием деятельности по опеке (попечительству).
Предложение
Так предлагаем ч. 1 ст. 1 ФЗ № 48 изложить в следующей расширенной редакции:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над детьми, оставшимися без попечения родителей».
Обоснование
Более точное и расширенное обозначение сферы действия федерального закона и деятельности органов опеки и попечительства позволит обратить дополнительное внимание на детях и их родителях в данной сфере деятельности общества.
6. Предложение о пересмотре структуры Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24
апреля 2008 года № 48-ФЗ
Законодательно установлено
Федеральный закон Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ состоит из 8 глав: «Общие положения», «Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия», «Правовой статус опекунов и попечителей», «Правовой режим имущества подопечных», «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства», «Прекращение опеки и попечительства», «Государственная поддержка опеки и попечительства», «Заключительные положения».
Недостатки
Изучая далее вопрос о правовом регулировании опеки и попечитель - ства, мы установили, что в соответствии с действующими правилами по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации правовую основу деятельности по опеке (попечительству) в отношении данной категории подопечных составляет следующий ряд законодательных актов Российской Федерации: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, ос - тавшихся без попечения родителей» , ФЗ «О государственном банке данных, оставшихся без попечения родителей» , ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и др. Два последних нормативных акта применимы и при регулировании вопросов по опеке и попечительству над совершеннолетними, не обладающими полной дееспособностью.
В связи с тем, что правовое регулирование несколько различается в отношении разных категорий подопечных, следует предположить разделение опеки и попечительства на два вида:
1. опека (попечительство) над несовершеннолетними, установление, осуществление и прекращение которой регулируется нормами семейного законодательства;
2. опека (попечительство) над совершеннолетними лицами, не обладающими полной дееспособностью, осуществление которой регламентировано гражданским законодательством. В связи, с чем также можно предположить, что логично возложить и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении этих двух категории подопечных на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, на орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних лиц; на орган управления образованием - в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в ходе изучения обозначенного вопроса, мы пришли к выводу о том, что институт опеки (попечительства) - это комплексный, межотраслевой институт, который не может быть урегулирован нормами одной отрасли права.
Хочется отметить и еще одну проблему в вопросе правового регулирования изучаемых отношений.
В связи с тем, что органы опеки и попечительства в настоящее время - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651))), а в случае делегирования полномочий - органы местного самоуправления (ч. 1.1. ст. 6 ФЗ № 48
(Российская газета. 2008. № 0 (4651))), то встает вопрос о разграничении их компетенции. Ответ на него мы может найти в ч. 3, 4 ст. 3 ФЗ № 48. Также следует учитывать и положения ст. 71 Конституции РФ (Российская газета. 1993. № 237 (853)), которые относят гражданское законодательство к
исключительной компетенции Российской Федерации, а семейное, например, находится в совместном ведении. Так, например, нормативным актом на уровне субъекта РФ можно определить порядок и формы сопровождения семей, принявших детей под опеку (попечительство) по договору (возмездная опека), однако установить права и обязанности сторон по такому договору на региональном уровне нельзя, так как это вопрос содержания гражданского правоотношения возмездного оказания услуг. Во всех случаях нормотворчества субъектов Российской Федерации действует общее правило: нормативные акты субъектов не должны противоречить
федеральному законодательству, регулирующему отношения по опеке и попечительству.
Таким образом, отношения, регулируемые гражданским законодательством, в отличие от семейно-правовых отношений на уровне субъектов РФ урегулированы быть не могут. На практике встречаются и случаи противоречия законодательства субъектов РФ федеральному. Так, например, о таких фактах было сказано в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г. Так, в соответствии с приказом
Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 19 сентября 2017 года № 969 «О мерах по повышению эффективности
осуществления контроля органами опеки и попечительства за деятельностью опекунов, приемных родителей» утверждены примерные формы договора о приемной семье и дополнительного соглашения к нему, что своей ситу противоречит ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», в котором установлено, что примерная форма договора о приемной семье, а также дополнительные соглашения к нему утверждаются исключительно Правительством города Москвы. Причем предписания приказа № 969
фактически ухудшают положения приемной семьи и могут повлечь нарушение прав, как приемных родителей, так и приемных детей.
Мы полагаем на основании всего вышеизложенного внести предложение по структуре ФЗ № 48. На наш взгляд, целесообразно и юридически грамотно разделить ФЗ № 48 на две самостоятельные части (главы): одна из которых касалась бы гражданско-правовых отношений (восполнение дееспособности гражданина), а другая, имеющая прямое отношение к семейному воспитанию детей в форме опеки (попечительства) над ними, - находилась бы в соответствии с семейным законодательством.
Предложение
Целесообразно и юридически грамотно разделить ФЗ № 48 на две самостоятельные части (главы): одна из которых касалась бы гражданско- правовых отношений (восполнение дееспособности гражданина), а другая, имеющая прямое отношение к семейному воспитанию детей в форме опеки
(попечительства) над ними, - находилась бы в соответствии с семейным „„ „ 70
законодательством.
Обоснование
Действительно эти расхождения в федеральном законе, СК РФ и ГК РФ ведут к путанице. Стоит разграничить эти отрасли права, чтобы в данном федеральном законе одна отрасль занималась недееспособными совершеннолетними и восполнение их прав, а другая - несовершеннолетними детьми и их интересами. Соответственно каждой отраслью занимался отдельный орган местного самоуправления: допустим - орган социальной защиты и управления образования и науки, физической культуры и пенсионный фонд.
70Куропацкая Е. Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья № 7 2019.
С. 47-50.
В ходе исследования последовательно решены следующие задачи:
а) рассмотрено понятие и сущность опеки, попечительства;
б) исследовано понятие задачи, и роль органов опеки и попечительства;
в) рассмотрен порядок установления опеки и попечительства;
г) проведён анализ нормативного регулирования опеки, попечительства;
д) выделены проблемы правового регулирования опеки, попечительства и наметить пути ее решения.
В первой главе исследования были рассмотрены общие положения об опеке, попечительстве, понятие, сущность, а также роль органов опеки и попечительства и порядок установления опеки и попечительства.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы. В юридической литературе отсутствует единый подход к определению сущности опеки и попечительства.
Согласно основным нормативным документам гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Опека - форма устройства малолетних граждан (несовершеннолетних граждан, не достигших возраста четырнадцати лет) и граждан, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия .
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать
несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими сделок, за исключением мелких бытовых, на получение заработка, пенсии и иных доходов и распоряжение ими. Гражданин, ограниченный судом в дееспособности самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред .
Опека и попечительство осуществляется по двум формам - на безвозмездной основе и на возмездной основе по договору о приемной семье.
Органы опеки и попечительства направляет гражданина для прохождения обучения в организацию, с которой у органа опеки и попечительства заключен договор. Отсутствие необходимой подготовки, незнание основ возрастных особенностей развития детей в целом и специфики депривации, завышенные ожидании и т.п. толкают попечителей на необдуманные действия, которые нередко и приводят к затяжным конфликтным ситуациям между родителями и детьми.
Во второй части исследования были выделены особенности и проблемы правового регулирования опеки, попечительства, а также намечены пути их решения. Опека и попечительство представляет собой комплексный институт, поскольку урегулирован нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Семейного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также рядом норм административного характера.
Вместе с тем существуют и проблемы правового регулирования опеки, попечительства. В частности имеют место проблемы, связанные с целесообразностью учета приоритета, так как ребенок передается на воспитание бабушке, дедушке, воспитавшей мать (отца), которых лишили родительских прав в отношении своего ребенка. Учитывая, что основаниями назначения опеки или попечительства в 76 % случаев служат факты
«социального сиротства», вызванного семейным неблагополучием, вопросы передачи детей на воспитание гражданам (бабушкам, дедушкам), остаются сложно разрешаемыми и должны исходить только из интересов ребенка. Еще более значимая проблема (упомянутая выше) - установление социального статуса несовершеннолетнего. Ребенок, выявленный органами опеки и попечительства с формулировкой «родители самоустранились (уклонились) от воспитания» может годами проживать в семье опекуна (попечителя) без документального подтверждения своего юридического статуса.
К сожалению практика применения нормы закона в части прямого запрета к лицам, являющимися родственниками ребенка и имевших судимость, или подвергавшихся уголовному преследованию, даже при наличии погашенной судимости, без учета тяжести преступления, влечет за собой определенные проблемы для детей, при решении вопроса об их жизнеустройстве. Практика, при которой длительное время не решается вопрос о документальном подтверждении социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, приводит к нарушению прав несовершеннолетних, необоснованному увеличению числа детей данной категории, а также злоупотреблению со стороны родителей, обязанных в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации заниматься воспитанием и содержанием своих несовершеннолетних детей.
Таким образом, одним из перспективных путей улучшения работы деятельности органов опеки и попечительства является законодательное внедрение механизмов прямого общественного контроля в отношении деятельности органов опеки, связанной с вмешательством в семьи. А также более широко использовать возможность судебного обжалования действий госорганов в отношении ребенка, отнятого у семьи, общественными организациями в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Это позволит защитить права семьи и ребенка.
Выполненная работа отличается новизной, поскольку выявленные в ней правовые пробелы исследованы комплексно.
Результатом представленного исследования является возможность критической оценки законодательства проблем опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, формулирование предложений в
действующее законодательство с целью его совершенствования и возможности практического использования результатов исследования в законотворческих и законоприменительных целях.
Предложения по совершенствованию действующего законодательства.
1. Предложение об уменьшении правового статуса несовершеннолетнего родителя, не состоящего в браке Законодательно установлено
В пункте 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Несовершеннолетний родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опеку, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства»
Недостатки
Проблема определения правового статуса несовершеннолетнего родителя в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, который не состоит в зарегистрированном браке и не является эмансипированным гражданином. В целях обеспечения и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего родителя и его ребенка предлагается внести дополнения в действующее законодательство. При таких условиях целесообразно в п. 2 ст. 62 СК РФ (Омега-Л. 2019) заменить фразу «шестнадцати лет» на фразу «восемнадцати лет и в иных случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия».
Предложение
В пункт 2 статьи 62 СК РФ (Омега-Л. 2019) заменить фразу «шестнадцати лет» на фразу «восемнадцати лет и в иных случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия».
Обоснование
Поскольку несовершеннолетний родитель, не состоящий в законном браке, является не в полном объеме субьектно-правоспособен и не может полностью нести обязательства за свои действия или бездействия, так как рядом нет законного представителя, а именно мужа (жены). Соответственно он не может быть законным представителем своего биологического ребенка. Ему еще самому нужен попечитель.
2. Предложение об расширении полномочий органов опеки и попечительства
Законодательно установлено
В части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) установлены Полномочия органов опеки и попечительства. Всего 11 полномочий органов опеки и попечительства.
Недостатки
Проблема, затрагивающая порядок реализации полномочий органов опеки и попечительства в нематериальной сфере жизни подопечного гражданина. В целях воплощения указанных гарантий на практике необходимо в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) дополнительно ввести п. 12
следующего содержания: «проверка усвоения подопечным гражданином учебного материала, состояния его здоровья».
Предложение
В части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) дополнительно ввести п. 12
следующего содержания: «проверка усвоения подопечным гражданином учебного материала, состояния его здоровья».
Обоснование
Данный пункт в законе необходим для расширения полномочий органов опеки и попечительства. Несовершеннолетний подопечный (ребенок) нуждается в высококвалифицированной помощи со стороны здравоохранительной системы и системы образование и науки. Только здоровый и образованный несовершеннолетний человек и гражданин способен оказать государству пользу, воспитать в дальнейшем здоровое и образованное общество.
3. Предложение по облегчению деятельности органов опеки и попечительства
Законодательно установлено
В части 3 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка».
Недостатки
Статья 56 СК РФ (Омега-Л. 2019) обязывает всех, кому стало известно о нарушении прав ребенка в семье, сообщать об этом в органы опеки и попечительства. В сочетании с обширной пропагандой, которая призывает заявлять в «соответствующие органы» о таких якобы нарушениях, как «несоблюдение родителями советов психолога», что впоследствии ведет к серьезному злоупотреблению, нарушению прав на неприкосновенность личной и семейной жизни.
Предложение
В части 3 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации убрать словосочетание «иные граждане».
Обоснование
Во первых, сеансы психотерапии проходят в строжайшей тайне, иначе нарушится баланс и взаимопонимание между психологом и клиентом. А данная статья обязывает доносить на клиента в органы опеки и попечительства. Так же некоторые граждане не имеют образования, опыта в воспитании детей или вообще имею личную неприязнь к детям или родителям (законным представителям), их информация может быть неверной или однобокой. И еще это облегчит деятельность органов опеки и попечительства, заявлений будет меньше непосредственно в эти органы. При этом останется работа участкового и сотрудников по делам несовершеннолетних с населением и им можно будет сообщить любую информацию. Они проведут проверку и если нужно, как «должностные лица» сообщать о нарушении прав и интересов несовершеннолетнего.
4. Предложение об увеличении прав родителей несовершеннолетних Законодательно установлено
В части 3 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации установлено: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей есть противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».
Недостатки
В ст. 64 ч. 2 СК РФ (Омега-Л. 2019) говорится о праве ООП без решения суда лишить родителей права представлять интересы детей, если данные органы определят, «что между родителями и детьми имеются противоречия интересов». Это, по факту, создает законную базу для ограничения родительских прав без решения суда при формальном сохранении проживания детей в семье.
Предложение
Убрать весь текст части 2 статьи 64 СК РФ.
Обоснование
Эта часть статьи ограничивает права родителей, без решения суда. Интересы детей и родителей зачастую отличаются друг от друга, но это не значит, что родители желают плохого своим детям. О проблемах и конфликте интересов детей и родителей написано много художественной, научной и популярной литературы. Многие конфликты обусловлены разницей в возрасте, физическом и психологическим развитием и здоровье, бытовом опыте.
5. Предложение об уточнении сферы действии Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от
24 апреля 2008 года № 48-ФЗ
Законодательно установлено
В части 1 статье 1 Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ установлено: «Настоящим Федеральный закон регулирует отношение, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами».
Недостатки
В литературе высказывается также позиция, в соответствии с которой нормы вышеуказанного федерального закона вообще не имеют распространение на отношения по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними. В обоснование положена ст. 1 ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)), в которой указано, что сфера распространения данного закона - отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над недееспособными или не полностью дееспособными. Как мы видим категории детей, оставшихся без попечения родителей здесь нет. В этой связи поставлено под сомнение распространение ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) на установление опеки и попечительства над несовершеннолетними. В связи с необходимостью устранения путаницы в определении сферы распространения норм ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651)) на всех категорий подопечных, предлагаем внести некоторые изменения и дополнения названный нормативный акт.
Так предлагаем ч. 1 ст. 1 изложить в следующей расширенной редакции:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над детьми, оставшимися без попечения родителей». В этой связи требуется и расширение сферы задач, стоящих перед государственным регулированием деятельности по опеке (попечительству).
Предложение
Так предлагаем ч. 1 ст. 1 ФЗ № 48 изложить в следующей расширенной редакции:
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над детьми, оставшимися без попечения родителей».
Обоснование
Более точное и расширенное обозначение сферы действия федерального закона и деятельности органов опеки и попечительства позволит обратить дополнительное внимание на детях и их родителях в данной сфере деятельности общества.
6. Предложение о пересмотре структуры Федерального закона Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24
апреля 2008 года № 48-ФЗ
Законодательно установлено
Федеральный закон Российской Федерации «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ состоит из 8 глав: «Общие положения», «Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия», «Правовой статус опекунов и попечителей», «Правовой режим имущества подопечных», «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства», «Прекращение опеки и попечительства», «Государственная поддержка опеки и попечительства», «Заключительные положения».
Недостатки
Изучая далее вопрос о правовом регулировании опеки и попечитель - ства, мы установили, что в соответствии с действующими правилами по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации правовую основу деятельности по опеке (попечительству) в отношении данной категории подопечных составляет следующий ряд законодательных актов Российской Федерации: ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, ос - тавшихся без попечения родителей» , ФЗ «О государственном банке данных, оставшихся без попечения родителей» , ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и др. Два последних нормативных акта применимы и при регулировании вопросов по опеке и попечительству над совершеннолетними, не обладающими полной дееспособностью.
В связи с тем, что правовое регулирование несколько различается в отношении разных категорий подопечных, следует предположить разделение опеки и попечительства на два вида:
1. опека (попечительство) над несовершеннолетними, установление, осуществление и прекращение которой регулируется нормами семейного законодательства;
2. опека (попечительство) над совершеннолетними лицами, не обладающими полной дееспособностью, осуществление которой регламентировано гражданским законодательством. В связи, с чем также можно предположить, что логично возложить и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении этих двух категории подопечных на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, на орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних лиц; на орган управления образованием - в отношении детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в ходе изучения обозначенного вопроса, мы пришли к выводу о том, что институт опеки (попечительства) - это комплексный, межотраслевой институт, который не может быть урегулирован нормами одной отрасли права.
Хочется отметить и еще одну проблему в вопросе правового регулирования изучаемых отношений.
В связи с тем, что органы опеки и попечительства в настоящее время - это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 48 (Российская газета. 2008. № 0 (4651))), а в случае делегирования полномочий - органы местного самоуправления (ч. 1.1. ст. 6 ФЗ № 48
(Российская газета. 2008. № 0 (4651))), то встает вопрос о разграничении их компетенции. Ответ на него мы может найти в ч. 3, 4 ст. 3 ФЗ № 48. Также следует учитывать и положения ст. 71 Конституции РФ (Российская газета. 1993. № 237 (853)), которые относят гражданское законодательство к
исключительной компетенции Российской Федерации, а семейное, например, находится в совместном ведении. Так, например, нормативным актом на уровне субъекта РФ можно определить порядок и формы сопровождения семей, принявших детей под опеку (попечительство) по договору (возмездная опека), однако установить права и обязанности сторон по такому договору на региональном уровне нельзя, так как это вопрос содержания гражданского правоотношения возмездного оказания услуг. Во всех случаях нормотворчества субъектов Российской Федерации действует общее правило: нормативные акты субъектов не должны противоречить
федеральному законодательству, регулирующему отношения по опеке и попечительству.
Таким образом, отношения, регулируемые гражданским законодательством, в отличие от семейно-правовых отношений на уровне субъектов РФ урегулированы быть не могут. На практике встречаются и случаи противоречия законодательства субъектов РФ федеральному. Так, например, о таких фактах было сказано в Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г. Так, в соответствии с приказом
Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 19 сентября 2017 года № 969 «О мерах по повышению эффективности
осуществления контроля органами опеки и попечительства за деятельностью опекунов, приемных родителей» утверждены примерные формы договора о приемной семье и дополнительного соглашения к нему, что своей ситу противоречит ч. 2 ст. 11 Закона г. Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», в котором установлено, что примерная форма договора о приемной семье, а также дополнительные соглашения к нему утверждаются исключительно Правительством города Москвы. Причем предписания приказа № 969
фактически ухудшают положения приемной семьи и могут повлечь нарушение прав, как приемных родителей, так и приемных детей.
Мы полагаем на основании всего вышеизложенного внести предложение по структуре ФЗ № 48. На наш взгляд, целесообразно и юридически грамотно разделить ФЗ № 48 на две самостоятельные части (главы): одна из которых касалась бы гражданско-правовых отношений (восполнение дееспособности гражданина), а другая, имеющая прямое отношение к семейному воспитанию детей в форме опеки (попечительства) над ними, - находилась бы в соответствии с семейным законодательством.
Предложение
Целесообразно и юридически грамотно разделить ФЗ № 48 на две самостоятельные части (главы): одна из которых касалась бы гражданско- правовых отношений (восполнение дееспособности гражданина), а другая, имеющая прямое отношение к семейному воспитанию детей в форме опеки
(попечительства) над ними, - находилась бы в соответствии с семейным „„ „ 70
законодательством.
Обоснование
Действительно эти расхождения в федеральном законе, СК РФ и ГК РФ ведут к путанице. Стоит разграничить эти отрасли права, чтобы в данном федеральном законе одна отрасль занималась недееспособными совершеннолетними и восполнение их прав, а другая - несовершеннолетними детьми и их интересами. Соответственно каждой отраслью занимался отдельный орган местного самоуправления: допустим - орган социальной защиты и управления образования и науки, физической культуры и пенсионный фонд.
70Куропацкая Е. Г. Понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними // Судья № 7 2019.
С. 47-50.
Подобные работы
- Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Опека и попечительство над несовершеннолетними
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Технологии опеки и попечительства несовершеннолетних детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





