🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Работа №199347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4520 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 8
1.1 Понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста, особенности адаптации 8
1.2 Процесс адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в
работах отечественных и зарубежных исследователей 12
1.3 Психолого-педагогические методы сопровождения адаптации
ребенка младшего дошкольного возраст 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 23
2.1 Организация условий адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 23
2.2 Диагностика адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста в ДОУ 29
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
3.1 Анализ организационных мер адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 35
3.2 Разработка рекомендации по организации условий адаптации
ребенка младшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для родителей: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Наблюдение в период адаптации 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению 54


Актуальность темы. Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению является одной из распространенных психологических проблем на сегодняшний день. Современные психологи вносят новые коррективы в этот вопрос, который достаточно отличается от общепринятых норм ранее. Многие специалисты не могут прийти к единому мнению о том, каким образом можно смягчить процесс адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ. Дети младшего дошкольного возраста переходят на новый этап своего взросления, что может сопровождаться стрессовыми ситуациями. Переход от привычной жизни к поступлению в детский сад может напугать детей, так как расставание с родителями становится для них тяжелым процессом. Современные дети развивают достаточно быстро, что приводит к тому, что зачастую адаптация у них проходит тяжелее. В связи с этим увеличивается потребность в усовершенствовании работы педагога-психолога в ДОУ, увеличению требований ко всему процессу организации условий адаптации, чтобы у детей не возникало психотравмирующих ситуаций.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в решении проблемы педагого-психологического сопровождения ребенка внесли такие зарубежные и отечественные исследователи, как: Л.В. Белкина, Ж. Пиаже, Г.Ф. Кумарина, Н.Д. Ватутина, О.И. Давыдова и др.
Объект выпускной квалификационной работы - взаимоотношения ребенка младшего дошкольного возраста и социальной среды в виде ДОУ.
Предмет выпускной квалификационной работы - адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса рекомендаций для организации условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- определить сущность процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- выявить аспекты психолого-педагогической сопровождения ребенка в процессе адаптации в дошкольном учреждении;
- изучить понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного возраста из работ зарубежных и отечественных исследователей;
- провести анализ используемых методов и приемов адаптации к условиям ДОУ;
- изучить методологическую основу имеющихся приемов в решении вопроса организации условий адаптации;
- наблюдение за мероприятиями, проводимых в рамках адаптации ребенка младшего дошкольного возраста;
- провести анализ и оценить качество проводимых мероприятий при адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
- разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Теоретической и методологической базой исследования стали основы исследований и положений в работах известных зарубежных и отечественных научных исследователей по вопросам процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативноправовые акты в области образования РФ.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федерального закона об образовании РФ, административная документация ДОУ, документация МО, относящаяся к ДОУ, данные научной и практической периодической документации и другие источники.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в проверке теоретических положений психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к социальной среде и разработке рекомендаций в работе педагога-психолога в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Результатами выпускной квалификационной работы являются, с одной стороны, изучение процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ в теоретическом и практическом планах, с другой стороны, выработке рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Рекомендации разработаны для конкретного ДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изучения теоретического материла мы пришли к выводу, что период адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является одной из распространённых психолого-педагогических проблем на сегодняшний день. Многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривали термин адаптации как с социальной точки зрения, так и с психологической. Адаптация - это процесс, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, иными словами, может выполнять свою роль, удовлетворять свои социальные потребности, самоутверждаться и демонстрировать нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.
Адаптационный период у ребенка младшего дошкольного возраста может проходит в различных формах, таких как легкой, средней и тяжелой. Течение данного процесса зависит от многих факторов, которые включают в себя: возраст ребенка, состояние его здоровья, уровня развития, сформированность предметной деятельности, индивидуальные особенности, условий жизни в семье, уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Данные факторы могут сыграть ключевую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают зависимость течения процесса адаптации от возрастных особенностей детей. Оптимальным возрастом поступления ребенка в дошкольное учреждение считается возраст от 2,5 до 3 лет. Правильная организация условий адаптации детей в дошкольном учреждении способствует облегчению прохождения адаптации детей. Четко структурированная работа педагогического состава дошкольного учреждения совместно с родителями помогает смягчить стрессовое состояние ребенка, которое он испытывает в данном периоде.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, а также готовность педагогов и инфраструктуры было проведены диагностические мероприятия, в ходе которых были проведены анализ организационных условий ДОУ, а также исследование дошкольников по средством наблюдения и анкетирования родителей. Первым этапом исследования было проведения анкетирования, целью которого является выяснение подготовки детей в домашней среде к посещению детского сада. Результатом данного анкетирования стало отсутствие принятия подготовительных мер родителями. Вторым этапом исследования стало проведения наблюдения за поведением детей, целью которого стало выяснение подготовки детей к адаптационному периоду. Сопоставив полученные результаты, было выявлено, что большая часть детей не готова к детскому саду, адаптационный период протекает в средней и тяжелой форме. Третий этап исследования стало проверка готовности инфраструктуры и педагогического состава, на основе полученных результатов были получены недостатки в проведённых подготовительных мероприятиях, слабой готовности педагогов в процессе налаживания контакта с детьми.
Основываясь на полученных результатах исследования, был проведен сравнительный анализ принятых организационных мероприятий, использование которых смогли улучшить показатели адаптационного периода у детей. Были приняты такие меры, как проведение дополнительных индивидуальных бесед педагога-психолога с родителями, проведение совместных занятий детей с родителями, а также применение методик релаксационных игр. Смогли структурировать и правильно организовать работу педагогов как с детьми, так и с родителями. Эмоциональная среда в группе стала благоприятнее, дети стали меньше испытывать эмоциональное напряжение, тревогу.
Главными недостатками, обнаруженными в ходе изучения процесса адаптации ребенка стали отсутствие подготовки детей в домашней среде, низкая информированность родителей по поводу важности психологической готовности ребенка к посещению детского сада, слабая организация условий адаптации педагогами. На основе изучения научной литературы и других источников информации, проведя диагностику готовности детей и педагогов к посещению ДОУ, получив результаты анализа организационных условий, были разработаны рекомендации по подготовки детей к адаптационному периоду в дошкольном учреждении, как для педагогов, так и родителей.
Выполнение части рекомендаций работниками ДОУ связано с финансовыми затратами, т. к. предлагаемый перечень работ не входит в должностные инструкции. Возможно, частичное или полное возмещение за счет директорского резерва.



1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. - М.: Юрайт, 2020. - 196 с.
2. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2020. - 188 с.
3. Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций. - М.: Машиностроение, 2016. - 80 с.
4. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 2018. - 302 с.
5. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 100-102.
6. Башкирова, Е.В. Комплексная программа психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста. Планирование, конспекты
образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика.
ФГОС ДО / Е.В. Башкирова. - М.: Учитель, 2017. - 442 с.
7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М.: Юрайт, 2020. - 171 с.
8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2002. - 414 с.
9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
10. Болотина, Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2013. - 510 с.
12. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. - 2012 - № 7. - С. 13-18.
13. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика / Л.Н. Галигузова. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.
14. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.О. Гонина. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
15. Диагностика в детском саду / под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 275 с.
..44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ