Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 8
1.1 Понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста, особенности адаптации 8
1.2 Процесс адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в
работах отечественных и зарубежных исследователей 12
1.3 Психолого-педагогические методы сопровождения адаптации
ребенка младшего дошкольного возраст 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 23
2.1 Организация условий адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 23
2.2 Диагностика адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста в ДОУ 29
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
3.1 Анализ организационных мер адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 35
3.2 Разработка рекомендации по организации условий адаптации
ребенка младшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для родителей: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Наблюдение в период адаптации 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению 54
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 8
1.1 Понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста, особенности адаптации 8
1.2 Процесс адаптация ребенка младшего дошкольного возраста в
работах отечественных и зарубежных исследователей 12
1.3 Психолого-педагогические методы сопровождения адаптации
ребенка младшего дошкольного возраст 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 23
2.1 Организация условий адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 23
2.2 Диагностика адаптации ребенка младшего дошкольного
возраста в ДОУ 29
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
3.1 Анализ организационных мер адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста в ДОУ 35
3.2 Разработка рекомендации по организации условий адаптации
ребенка младшего дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для родителей: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Наблюдение в период адаптации 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению 54
Актуальность темы. Адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению является одной из распространенных психологических проблем на сегодняшний день. Современные психологи вносят новые коррективы в этот вопрос, который достаточно отличается от общепринятых норм ранее. Многие специалисты не могут прийти к единому мнению о том, каким образом можно смягчить процесс адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ. Дети младшего дошкольного возраста переходят на новый этап своего взросления, что может сопровождаться стрессовыми ситуациями. Переход от привычной жизни к поступлению в детский сад может напугать детей, так как расставание с родителями становится для них тяжелым процессом. Современные дети развивают достаточно быстро, что приводит к тому, что зачастую адаптация у них проходит тяжелее. В связи с этим увеличивается потребность в усовершенствовании работы педагога-психолога в ДОУ, увеличению требований ко всему процессу организации условий адаптации, чтобы у детей не возникало психотравмирующих ситуаций.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в решении проблемы педагого-психологического сопровождения ребенка внесли такие зарубежные и отечественные исследователи, как: Л.В. Белкина, Ж. Пиаже, Г.Ф. Кумарина, Н.Д. Ватутина, О.И. Давыдова и др.
Объект выпускной квалификационной работы - взаимоотношения ребенка младшего дошкольного возраста и социальной среды в виде ДОУ.
Предмет выпускной квалификационной работы - адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса рекомендаций для организации условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- определить сущность процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- выявить аспекты психолого-педагогической сопровождения ребенка в процессе адаптации в дошкольном учреждении;
- изучить понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного возраста из работ зарубежных и отечественных исследователей;
- провести анализ используемых методов и приемов адаптации к условиям ДОУ;
- изучить методологическую основу имеющихся приемов в решении вопроса организации условий адаптации;
- наблюдение за мероприятиями, проводимых в рамках адаптации ребенка младшего дошкольного возраста;
- провести анализ и оценить качество проводимых мероприятий при адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
- разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Теоретической и методологической базой исследования стали основы исследований и положений в работах известных зарубежных и отечественных научных исследователей по вопросам процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативноправовые акты в области образования РФ.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федерального закона об образовании РФ, административная документация ДОУ, документация МО, относящаяся к ДОУ, данные научной и практической периодической документации и другие источники.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в проверке теоретических положений психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к социальной среде и разработке рекомендаций в работе педагога-психолога в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Результатами выпускной квалификационной работы являются, с одной стороны, изучение процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ в теоретическом и практическом планах, с другой стороны, выработке рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Рекомендации разработаны для конкретного ДОУ.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в решении проблемы педагого-психологического сопровождения ребенка внесли такие зарубежные и отечественные исследователи, как: Л.В. Белкина, Ж. Пиаже, Г.Ф. Кумарина, Н.Д. Ватутина, О.И. Давыдова и др.
Объект выпускной квалификационной работы - взаимоотношения ребенка младшего дошкольного возраста и социальной среды в виде ДОУ.
Предмет выпускной квалификационной работы - адаптация ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса рекомендаций для организации условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- определить сущность процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ;
- выявить аспекты психолого-педагогической сопровождения ребенка в процессе адаптации в дошкольном учреждении;
- изучить понятие и виды адаптации ребенка младшего дошкольного возраста из работ зарубежных и отечественных исследователей;
- провести анализ используемых методов и приемов адаптации к условиям ДОУ;
- изучить методологическую основу имеющихся приемов в решении вопроса организации условий адаптации;
- наблюдение за мероприятиями, проводимых в рамках адаптации ребенка младшего дошкольного возраста;
- провести анализ и оценить качество проводимых мероприятий при адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
- разработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Теоретической и методологической базой исследования стали основы исследований и положений в работах известных зарубежных и отечественных научных исследователей по вопросам процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативноправовые акты в области образования РФ.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федерального закона об образовании РФ, административная документация ДОУ, документация МО, относящаяся к ДОУ, данные научной и практической периодической документации и другие источники.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в проверке теоретических положений психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего дошкольного возраста в период адаптации к социальной среде и разработке рекомендаций в работе педагога-психолога в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Результатами выпускной квалификационной работы являются, с одной стороны, изучение процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ в теоретическом и практическом планах, с другой стороны, выработке рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Рекомендации разработаны для конкретного ДОУ.
На основе изучения теоретического материла мы пришли к выводу, что период адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является одной из распространённых психолого-педагогических проблем на сегодняшний день. Многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривали термин адаптации как с социальной точки зрения, так и с психологической. Адаптация - это процесс, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, иными словами, может выполнять свою роль, удовлетворять свои социальные потребности, самоутверждаться и демонстрировать нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации.
Адаптационный период у ребенка младшего дошкольного возраста может проходит в различных формах, таких как легкой, средней и тяжелой. Течение данного процесса зависит от многих факторов, которые включают в себя: возраст ребенка, состояние его здоровья, уровня развития, сформированность предметной деятельности, индивидуальные особенности, условий жизни в семье, уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Данные факторы могут сыграть ключевую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают зависимость течения процесса адаптации от возрастных особенностей детей. Оптимальным возрастом поступления ребенка в дошкольное учреждение считается возраст от 2,5 до 3 лет. Правильная организация условий адаптации детей в дошкольном учреждении способствует облегчению прохождения адаптации детей. Четко структурированная работа педагогического состава дошкольного учреждения совместно с родителями помогает смягчить стрессовое состояние ребенка, которое он испытывает в данном периоде.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, а также готовность педагогов и инфраструктуры было проведены диагностические мероприятия, в ходе которых были проведены анализ организационных условий ДОУ, а также исследование дошкольников по средством наблюдения и анкетирования родителей. Первым этапом исследования было проведения анкетирования, целью которого является выяснение подготовки детей в домашней среде к посещению детского сада. Результатом данного анкетирования стало отсутствие принятия подготовительных мер родителями. Вторым этапом исследования стало проведения наблюдения за поведением детей, целью которого стало выяснение подготовки детей к адаптационному периоду. Сопоставив полученные результаты, было выявлено, что большая часть детей не готова к детскому саду, адаптационный период протекает в средней и тяжелой форме. Третий этап исследования стало проверка готовности инфраструктуры и педагогического состава, на основе полученных результатов были получены недостатки в проведённых подготовительных мероприятиях, слабой готовности педагогов в процессе налаживания контакта с детьми.
Основываясь на полученных результатах исследования, был проведен сравнительный анализ принятых организационных мероприятий, использование которых смогли улучшить показатели адаптационного периода у детей. Были приняты такие меры, как проведение дополнительных индивидуальных бесед педагога-психолога с родителями, проведение совместных занятий детей с родителями, а также применение методик релаксационных игр. Смогли структурировать и правильно организовать работу педагогов как с детьми, так и с родителями. Эмоциональная среда в группе стала благоприятнее, дети стали меньше испытывать эмоциональное напряжение, тревогу.
Главными недостатками, обнаруженными в ходе изучения процесса адаптации ребенка стали отсутствие подготовки детей в домашней среде, низкая информированность родителей по поводу важности психологической готовности ребенка к посещению детского сада, слабая организация условий адаптации педагогами. На основе изучения научной литературы и других источников информации, проведя диагностику готовности детей и педагогов к посещению ДОУ, получив результаты анализа организационных условий, были разработаны рекомендации по подготовки детей к адаптационному периоду в дошкольном учреждении, как для педагогов, так и родителей.
Выполнение части рекомендаций работниками ДОУ связано с финансовыми затратами, т. к. предлагаемый перечень работ не входит в должностные инструкции. Возможно, частичное или полное возмещение за счет директорского резерва.
Адаптационный период у ребенка младшего дошкольного возраста может проходит в различных формах, таких как легкой, средней и тяжелой. Течение данного процесса зависит от многих факторов, которые включают в себя: возраст ребенка, состояние его здоровья, уровня развития, сформированность предметной деятельности, индивидуальные особенности, условий жизни в семье, уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Данные факторы могут сыграть ключевую роль в процессе адаптации ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают зависимость течения процесса адаптации от возрастных особенностей детей. Оптимальным возрастом поступления ребенка в дошкольное учреждение считается возраст от 2,5 до 3 лет. Правильная организация условий адаптации детей в дошкольном учреждении способствует облегчению прохождения адаптации детей. Четко структурированная работа педагогического состава дошкольного учреждения совместно с родителями помогает смягчить стрессовое состояние ребенка, которое он испытывает в данном периоде.
Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение, а также готовность педагогов и инфраструктуры было проведены диагностические мероприятия, в ходе которых были проведены анализ организационных условий ДОУ, а также исследование дошкольников по средством наблюдения и анкетирования родителей. Первым этапом исследования было проведения анкетирования, целью которого является выяснение подготовки детей в домашней среде к посещению детского сада. Результатом данного анкетирования стало отсутствие принятия подготовительных мер родителями. Вторым этапом исследования стало проведения наблюдения за поведением детей, целью которого стало выяснение подготовки детей к адаптационному периоду. Сопоставив полученные результаты, было выявлено, что большая часть детей не готова к детскому саду, адаптационный период протекает в средней и тяжелой форме. Третий этап исследования стало проверка готовности инфраструктуры и педагогического состава, на основе полученных результатов были получены недостатки в проведённых подготовительных мероприятиях, слабой готовности педагогов в процессе налаживания контакта с детьми.
Основываясь на полученных результатах исследования, был проведен сравнительный анализ принятых организационных мероприятий, использование которых смогли улучшить показатели адаптационного периода у детей. Были приняты такие меры, как проведение дополнительных индивидуальных бесед педагога-психолога с родителями, проведение совместных занятий детей с родителями, а также применение методик релаксационных игр. Смогли структурировать и правильно организовать работу педагогов как с детьми, так и с родителями. Эмоциональная среда в группе стала благоприятнее, дети стали меньше испытывать эмоциональное напряжение, тревогу.
Главными недостатками, обнаруженными в ходе изучения процесса адаптации ребенка стали отсутствие подготовки детей в домашней среде, низкая информированность родителей по поводу важности психологической готовности ребенка к посещению детского сада, слабая организация условий адаптации педагогами. На основе изучения научной литературы и других источников информации, проведя диагностику готовности детей и педагогов к посещению ДОУ, получив результаты анализа организационных условий, были разработаны рекомендации по подготовки детей к адаптационному периоду в дошкольном учреждении, как для педагогов, так и родителей.
Выполнение части рекомендаций работниками ДОУ связано с финансовыми затратами, т. к. предлагаемый перечень работ не входит в должностные инструкции. Возможно, частичное или полное возмещение за счет директорского резерва.
Подобные работы
- Использование игры в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Психолого - педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018





