Анализ формирования и пути совершенствования материально-технического обеспечения коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
|
Введение 4
1 Теоретические основы материально-технического обеспечения
коммерческой деятельности розничного предприятия 6
1.1 Место материально-технического обеспечения в системе отношений
коммерческой деятельности 6
1.2 Сущность и содержание материально- технического обеспечения
коммерческой деятельности предприятий торговли 19
1.3 Подходы к оценке эффективности материально-технического
обеспечения 31
Заключение
Список использованных источников 48
1 Теоретические основы материально-технического обеспечения
коммерческой деятельности розничного предприятия 6
1.1 Место материально-технического обеспечения в системе отношений
коммерческой деятельности 6
1.2 Сущность и содержание материально- технического обеспечения
коммерческой деятельности предприятий торговли 19
1.3 Подходы к оценке эффективности материально-технического
обеспечения 31
Заключение
Список использованных источников 48
Для бесперебойного функционирования торгового предприятия необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально¬технического снабжения.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение торгового процесса необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной закупки товаров актуальна.
В настоящее время уделяется недостаточное внимание стратегическим вопросам материально-технического обеспечения организации. Это не позволяет дать объективную оценку уровня сохраняемости технологий и организации работ, выполняемых контрагентами рыночных отношений, их производственно-финансовой деятельности, выявить каналы утечки материально-технических ресурсов и определить порядок их пресечения. На основе анализа органы материально-технического обеспечения должны оценить степень обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов, выявить имеющиеся недостатки, принять меры по их устранению, развивать положительные тенденции, прогнозировать развитие. Решение этих задач требует от специалистов системы материально-технического обеспечения поиска рациональных и эффективных способов подобной деятельности.
Развитие в стране рыночной среды требует коренного улучшения экономической подготовки кадров системы материально-технического обеспечения, как промышленных предприятий, так и других объектов экономики, которые являются составной частью экономической системы России. Без специфических экономических знаний невозможно успешно управлять производством, руководить подготовкой специалистов, подразделений.
Цель бакалаврской работы - провести анализ и разработать мероприятия совершенствования материально-технического обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия.
Задачи бакалаврской работы:
- исследовать теоретические аспекты материально-технического обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия;
- дать организационно - экономическую характеристику ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- изучить материально-техническое обеспечение ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- оценить эффективность материально - технического обеспечения ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- предложить направления совершенствования материально¬технического обеспечения коммерческой деятельности ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ».
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерции, менеджмента, экономики. В процессе работы были изучены следующие авторы: Бланк И.А., Памбухчиянц В. И., Осипова Л.В., Синяева И.М. и другие.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 119 стр. Список использованных источников включает в себя 52 источника.
Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение торгового процесса необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной закупки товаров актуальна.
В настоящее время уделяется недостаточное внимание стратегическим вопросам материально-технического обеспечения организации. Это не позволяет дать объективную оценку уровня сохраняемости технологий и организации работ, выполняемых контрагентами рыночных отношений, их производственно-финансовой деятельности, выявить каналы утечки материально-технических ресурсов и определить порядок их пресечения. На основе анализа органы материально-технического обеспечения должны оценить степень обеспеченности предприятия всеми видами ресурсов, выявить имеющиеся недостатки, принять меры по их устранению, развивать положительные тенденции, прогнозировать развитие. Решение этих задач требует от специалистов системы материально-технического обеспечения поиска рациональных и эффективных способов подобной деятельности.
Развитие в стране рыночной среды требует коренного улучшения экономической подготовки кадров системы материально-технического обеспечения, как промышленных предприятий, так и других объектов экономики, которые являются составной частью экономической системы России. Без специфических экономических знаний невозможно успешно управлять производством, руководить подготовкой специалистов, подразделений.
Цель бакалаврской работы - провести анализ и разработать мероприятия совершенствования материально-технического обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия.
Задачи бакалаврской работы:
- исследовать теоретические аспекты материально-технического обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия;
- дать организационно - экономическую характеристику ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- изучить материально-техническое обеспечение ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- оценить эффективность материально - технического обеспечения ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ»;
- предложить направления совершенствования материально¬технического обеспечения коммерческой деятельности ИП Гужова И.В. магазин «Гастрономъ».
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерции, менеджмента, экономики. В процессе работы были изучены следующие авторы: Бланк И.А., Памбухчиянц В. И., Осипова Л.В., Синяева И.М. и другие.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 119 стр. Список использованных источников включает в себя 52 источника.
В литературе встречаются самые различные определения коммерческой деятельности. Их можно объединить в две группы:
А) коммерческая деятельность - это сфера товарного обращения;
Б) коммерческая деятельность - торговые процессы, связанные со сменой формы стоимости.
Логичную последовательную теорию коммерческой деятельности разработал профессор Гуняков Ю.В [13]. По его мнению - «обмен не сводится только к труду по осуществлению товародвижения, а представляет собой общественный процесс, формирования отношений, связанных с производством, распределением, потреблением и обеспечивающий их единство и динамику, т.е функционирование экономики в целом.
Теорию функционально-средового подхода к анализу и проектированию коммерческой деятельности разработал Куимов В.В. По его мнению коммерческая деятельность предприятия зависит от внешней среды и среды взаимодействия и работает в конкурентной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде по постоянной адаптации к изменениям окружающих сред.
Сердцевиной каждой функции являются обменные отношения. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности связано со взаимоотношениями ее субъектов с представителями рынка капиталов, материально- техническое обеспечение, закуп товаров - рынка продавцов, найм рабочей силы - рынка труда, продажа продукции, предоставление дополнительных услуг — с покупателями.
Совокупность всех этих отношений составляет содержание коммерческой деятельности предприятия. Основные коммерческие функции предприятия: - административно-адаптационная (ААО), финансово¬экономического обеспечения (ФЭО), материально-техническое обеспечение (МТО), информационно- маркетингового обеспечение (ИО), наем, организация, обучение, стимулирование и мотивация рабочей силы (НОРС).
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей - основные производственные фонды и технологии производственных процессов. Материально¬техническое обеспечение (МТО) является видом коммерческой деятельности, которая обеспечивает предприятие материально-техническими ресурсами.
Индивидуальный предприниматель Гужова И.В. действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальных предпринимателях».
В 2015 году наблюдается рост стоимости основных фондов на 124 тыс. руб. или больше чем в 2,3 раза, которые на конец отчетного года стали равны 182 тыс. руб. Данное увеличение произошло за счет роста стоимости торгово-технологического оборудования на 104 тыс. руб. или в более чем в 2,3 раза.
Соответственно наибольший удельный вес в структуре основных средств как начало отчетного года, так и на конец года занимает торгово¬технологическое оборудование 82,98 % и 83,49% .
За исследуемый период наблюдается снижение показателя фондоотдача на 205,51. Данное снижение объясняется превышением темпа роста основных фондов предприятия над темпами роста товарооборота магазина «Гастрономъ». Это характеризует работу предприятия с негативной стороны, поскольку свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов магазина. Эти изменения подтверждаются ростом фондоемкости за исследуемый период на 0,0021.
В связи с превышением темпов роста основных фондов над темпами роста общей численности персонала и численности торгово-оперативного персонала значения фондооснащенности и фондовооруженности выросли на 8,34 и 3,87 соответственно. Это характеризует работу магазина «Гастрономъ» с положительной стороны и свидетельствует о росте эффективности использования основных фондов магазина.
Основную часть расходов магазина «Гастрономъ» составляют издержки обращения. Их доля в 2015 году составила 84,39%, что ниже показателя 2014 года на 0,52%. В 2015 году наблюдается рост доли текущего налога на прибыль - на 0,52%. В структуре расходов наблюдается рост всех составляющих, причем наибольший рост в абсолютном выражении в 2015 году по сравнению с 2014 годом был по издержкам обращения, они выросли на 817,23 тыс. руб. В относительном выражении наибольшее изменение наблюдается по текущему налогу на прибыль, его рост составил 123,57%.
Анализ динамики оборота розничной торговли и издержек обращения показал, что издержки обращения в динамике растут менее быстрыми темпами, чем товарооборот (темп изменения издержек обращения к 1-му году составил 133,83% по сравнению с темпом изменения товарооборота в 139,03 %).
Вышеприведенный анализ издержек обращения показал, что положительными моментами в формировании издержек обращения в магазине «Гастрономъ» являются следующие:
1. Увеличение расходов на оплату труда обусловлено ростом среднемесячной заработной платы работников.
2. Издержки обращения в динамике растут менее быстрыми темпами, чем товарооборот (темп изменения издержек обращения к 1-му году составил 133,83% по сравнению с темпом изменения товарооборота в 139,03 %).
Негативными моментами в формировании издержек в магазине «Гастрономъ» являются следующие:
1. Увеличиваются потери товаров и технологические отходы, что связано с ухудшением качества работы работников обслуживающего персонала.
2. Наибольшее влияние на рост издержек обращения оказали такие статьи как расходы на оплату труда.
Таким образом, для увеличения положительного результата в магазине «Гастрономъ» необходимо разработать мероприятия обеспечивающие:
- основными источниками увеличение суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта;
- проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала;
- повышение эффективности деятельности организации по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения изделий от производителя к потребителю.
На сегодняшний день, магазин «Гастрономъ» пользуется услугами транспортной компании ООО «Байкал - Сервис ТК». ИП Гужова И.В. поступило коммерческое предложение на заключение партнерского договора с транспортной компаний ООО «Ротек», предложившей данной компании тарифы, на 30% менее чем у прошлой компании. Это позволит магазину «Гастрономъ» сэкономить 71,69 тыс.руб.
В 2015 году у магазина «Гастрономъ» произошел резкий рост товарных запасов, что привело к недостатку общей величины основных источников формирования запасов и затрат, что характеризует финансовую политику магазина «Гастрономъ» с негативной стороны и требует изменений. По этой причине предприятию необходимо направить усилия на распродажу лишних товарных запасов.
Предприятию необходимо принимать усилия по продвижению предлагаемой продукции магазина «Гастрономъ».
За счет проведения двухмесячной компании продвижения продукции магазина «Гастрономъ» с целью снижения расходов предприятия, снижения размеров товарных запасов выручка от продажи исследуемого предприятия вырастет на 486,15 тыс.руб. Положительным моментом выступает рост валовой прибыли магазина «Гастрономъ» на сумму 170,15 тыс.руб.. Также положительно оценивается снижение суммы издержек обращения на 71,69 тыс.руб.
А) коммерческая деятельность - это сфера товарного обращения;
Б) коммерческая деятельность - торговые процессы, связанные со сменой формы стоимости.
Логичную последовательную теорию коммерческой деятельности разработал профессор Гуняков Ю.В [13]. По его мнению - «обмен не сводится только к труду по осуществлению товародвижения, а представляет собой общественный процесс, формирования отношений, связанных с производством, распределением, потреблением и обеспечивающий их единство и динамику, т.е функционирование экономики в целом.
Теорию функционально-средового подхода к анализу и проектированию коммерческой деятельности разработал Куимов В.В. По его мнению коммерческая деятельность предприятия зависит от внешней среды и среды взаимодействия и работает в конкурентной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде по постоянной адаптации к изменениям окружающих сред.
Сердцевиной каждой функции являются обменные отношения. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности связано со взаимоотношениями ее субъектов с представителями рынка капиталов, материально- техническое обеспечение, закуп товаров - рынка продавцов, найм рабочей силы - рынка труда, продажа продукции, предоставление дополнительных услуг — с покупателями.
Совокупность всех этих отношений составляет содержание коммерческой деятельности предприятия. Основные коммерческие функции предприятия: - административно-адаптационная (ААО), финансово¬экономического обеспечения (ФЭО), материально-техническое обеспечение (МТО), информационно- маркетингового обеспечение (ИО), наем, организация, обучение, стимулирование и мотивация рабочей силы (НОРС).
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей - основные производственные фонды и технологии производственных процессов. Материально¬техническое обеспечение (МТО) является видом коммерческой деятельности, которая обеспечивает предприятие материально-техническими ресурсами.
Индивидуальный предприниматель Гужова И.В. действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальных предпринимателях».
В 2015 году наблюдается рост стоимости основных фондов на 124 тыс. руб. или больше чем в 2,3 раза, которые на конец отчетного года стали равны 182 тыс. руб. Данное увеличение произошло за счет роста стоимости торгово-технологического оборудования на 104 тыс. руб. или в более чем в 2,3 раза.
Соответственно наибольший удельный вес в структуре основных средств как начало отчетного года, так и на конец года занимает торгово¬технологическое оборудование 82,98 % и 83,49% .
За исследуемый период наблюдается снижение показателя фондоотдача на 205,51. Данное снижение объясняется превышением темпа роста основных фондов предприятия над темпами роста товарооборота магазина «Гастрономъ». Это характеризует работу предприятия с негативной стороны, поскольку свидетельствует о снижении эффективности использования основных фондов магазина. Эти изменения подтверждаются ростом фондоемкости за исследуемый период на 0,0021.
В связи с превышением темпов роста основных фондов над темпами роста общей численности персонала и численности торгово-оперативного персонала значения фондооснащенности и фондовооруженности выросли на 8,34 и 3,87 соответственно. Это характеризует работу магазина «Гастрономъ» с положительной стороны и свидетельствует о росте эффективности использования основных фондов магазина.
Основную часть расходов магазина «Гастрономъ» составляют издержки обращения. Их доля в 2015 году составила 84,39%, что ниже показателя 2014 года на 0,52%. В 2015 году наблюдается рост доли текущего налога на прибыль - на 0,52%. В структуре расходов наблюдается рост всех составляющих, причем наибольший рост в абсолютном выражении в 2015 году по сравнению с 2014 годом был по издержкам обращения, они выросли на 817,23 тыс. руб. В относительном выражении наибольшее изменение наблюдается по текущему налогу на прибыль, его рост составил 123,57%.
Анализ динамики оборота розничной торговли и издержек обращения показал, что издержки обращения в динамике растут менее быстрыми темпами, чем товарооборот (темп изменения издержек обращения к 1-му году составил 133,83% по сравнению с темпом изменения товарооборота в 139,03 %).
Вышеприведенный анализ издержек обращения показал, что положительными моментами в формировании издержек обращения в магазине «Гастрономъ» являются следующие:
1. Увеличение расходов на оплату труда обусловлено ростом среднемесячной заработной платы работников.
2. Издержки обращения в динамике растут менее быстрыми темпами, чем товарооборот (темп изменения издержек обращения к 1-му году составил 133,83% по сравнению с темпом изменения товарооборота в 139,03 %).
Негативными моментами в формировании издержек в магазине «Гастрономъ» являются следующие:
1. Увеличиваются потери товаров и технологические отходы, что связано с ухудшением качества работы работников обслуживающего персонала.
2. Наибольшее влияние на рост издержек обращения оказали такие статьи как расходы на оплату труда.
Таким образом, для увеличения положительного результата в магазине «Гастрономъ» необходимо разработать мероприятия обеспечивающие:
- основными источниками увеличение суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта;
- проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала;
- повышение эффективности деятельности организации по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения изделий от производителя к потребителю.
На сегодняшний день, магазин «Гастрономъ» пользуется услугами транспортной компании ООО «Байкал - Сервис ТК». ИП Гужова И.В. поступило коммерческое предложение на заключение партнерского договора с транспортной компаний ООО «Ротек», предложившей данной компании тарифы, на 30% менее чем у прошлой компании. Это позволит магазину «Гастрономъ» сэкономить 71,69 тыс.руб.
В 2015 году у магазина «Гастрономъ» произошел резкий рост товарных запасов, что привело к недостатку общей величины основных источников формирования запасов и затрат, что характеризует финансовую политику магазина «Гастрономъ» с негативной стороны и требует изменений. По этой причине предприятию необходимо направить усилия на распродажу лишних товарных запасов.
Предприятию необходимо принимать усилия по продвижению предлагаемой продукции магазина «Гастрономъ».
За счет проведения двухмесячной компании продвижения продукции магазина «Гастрономъ» с целью снижения расходов предприятия, снижения размеров товарных запасов выручка от продажи исследуемого предприятия вырастет на 486,15 тыс.руб. Положительным моментом выступает рост валовой прибыли магазина «Гастрономъ» на сумму 170,15 тыс.руб.. Также положительно оценивается снижение суммы издержек обращения на 71,69 тыс.руб.
Подобные работы
- КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТОВЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация материально-технического обеспечения предприятия и пути
ее совершенствования
на примере филиала ООО УК «Просто молоко» - «Мамадышский сыродельно - маслодельный комбинат»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Организация коммерческой деятельности предприятия и пути её совершенствования
Главы к дипломным работам, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Коммерческая деятельность предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию на материалах ООО "Инга" магазин "Продукты"
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Улучшение финансового обеспечения коммерческой деятельности посредством совершенствования ассортимента
Главы к дипломным работам, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование бизнес-процессов торговой организации (Производственный менеджмент, Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Организация и совершенствование коммерческой деятельности розничного предприятия на примере магазина «Шик»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



