Разработка экскурсионных программ для школьников по Челябинской области
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ
ПРОГРАММ 7
1.1 Особенности экскурсионных программ для школьников 7
1.2 Характеристика туристского региона для выбора экскурсионных программ
школьникам 21
1.3 Модель экскурсионных программ для школьников 27
Выводы по главе один 34
2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ЭКСУРСИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ
ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Характеристика экскурсионных программ для школьников на примере
Челябинской области 35
2.2 Технико-экономическое обоснование 48
2.3 Безопасность экскурсионных программ 52
Выводы по главе два 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация экскурсий 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Технологическая карта экскурсии «Наш окружающий мир» . 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Портфель экскурсовода 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Технологическая карта экскурсии 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Карточки объектов «Военное достояние Челябинска» 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Индивидуальный текст экскурсии 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Макет листовки «Военное достояние Челябинска» 95
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ
ПРОГРАММ 7
1.1 Особенности экскурсионных программ для школьников 7
1.2 Характеристика туристского региона для выбора экскурсионных программ
школьникам 21
1.3 Модель экскурсионных программ для школьников 27
Выводы по главе один 34
2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ЭКСУРСИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ
ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Характеристика экскурсионных программ для школьников на примере
Челябинской области 35
2.2 Технико-экономическое обоснование 48
2.3 Безопасность экскурсионных программ 52
Выводы по главе два 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация экскурсий 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Технологическая карта экскурсии «Наш окружающий мир» . 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Портфель экскурсовода 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Технологическая карта экскурсии 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Карточки объектов «Военное достояние Челябинска» 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Индивидуальный текст экскурсии 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Макет листовки «Военное достояние Челябинска» 95
В современном глобальном мире туризм является востребованной отраслью экономике в подавляющем большинстве стран. Для повышения конкурентоспособности туристических предприятий, необходимо постоянно разрабатывать новые маршруты и развивать инновационные виды туризма.
Сегодня активно развиваются как новые виды туризма - гастрономический, спортивный, семейный, экзотический, так и виды турпродукта, давно существующие на рынке - развлекательный туризм, культурно-познавательный, религиозный. Большинство видов туризма ориентированы на определенную целевую аудиторию.
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие как внутреннего, так и зарубежного туризма. Сегодня, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны национальные традиции, которые привлекают внимание все большего количества туристов.
Туристские услуги - услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий.
Туристские услуги должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положениям договора о реализации туристского продукта.
На данный момент туристическая отрасль является одной из перспективных отраслей экономики. Современных любителей путешествий все больше интересуют не традиционные достопримечательности, а то, чем живет сама страна, какие мероприятия на нее территории проводят.
Экскурсионный туризм - это один из наиболее перспективных видов туризма, который в настоящее время стремительно развивается в большинстве стран мира, в том числе и в России. Это направление начало формироваться в конце XIX века и в этот же период данный вид туризма приобретает массовый характер. В связи с большим потоком экскурсантов началось развитие методической работы в области экскурсионного туризма и разработка новых маршрутов и экскурсионных программ. Экскурсионный туризм знакомит нас не только с достопримечательностями города или страны, но также с культурой и бытом тех людей, которые проживают в данном месте.
Теоретической базой исследования явились публикации специалистов по вопросам краеведения, региональной культурологии, туристской деятельности, а также учебная и справочная литература.
Изучению понятия и сущности экскурсионного обслуживания посвящены работы В.А. Дворниченко, К.В. Кулаева; Б.В. Емельянова, Г.П. Долженко, В.С. Савиной, Н.П. Тархановой, А.И. Фединой, Н.М. Хуусконен.
Различные аспекты истории, географии, культуры, краеведения, историко-культурного наследия рассмотрены в работах М.Н. Степановой, Е.А. Спешиловой, Г.Н. Чагина, С.М. Мушкалова, Г.А. Бородинских, Гришиной, Ю.С. Володиной, В.Ф. Гладышева, А.И. Зырянова, Н.В. Казариновой, Н.М. Лебедевой, Н.О. Пименова, М.Н. Степанова, А.С. Торопова. В.А. Цыпуштанова.
Экономические отношения, возникающие при формировании туристических услуг подробно представлены в трудах Т.В. Козыревой, Г.А. Папирян, А.Б. Здорова, М.А. Дмитриева, Т.А. Фроловой, Е.Е. Филипповского, С.А. Наумова, Л.В. Шмарова.
Особое внимание безопасности жизнедеятельности уделяют О.Н. Русак, М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков, М.М. Маринин, Н.А. Якубовская, А.П. Бгатов.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что на сегодняшний день большинство школьников проводит свободное время в гаджетах, а проведение различных экскурсионных программ является особенно важным элементом социализации, обучения и воспитания школьников.
Объект исследования - основы проектирования экскурсионных программ.
Предмет исследования - экскурсионные программы для школьников в Челябинской области.
Целью данной работы является разработка и обобщение экскурсионных программ для школьников по Челябинской области.
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экскурсий и программ;
- разработать экскурсионные программы для школьников;
- выполнить технико-экономическое обоснование экскурсионных программ.
В работе использованы следующие методы исследования: статистические, системные, аналитические, синтеза.
Новизна работы заключается в разработке модели экскурсионных программ по Челябинской области.
Практическая значимость работы заключается в разработке экскурсионных программ для школьников, которые могут использоваться туристическими фирмами города и области.
На основе изложенного материала, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 50 источников, 10 рисунков, 12 таблиц, восьми приложений.
Сегодня активно развиваются как новые виды туризма - гастрономический, спортивный, семейный, экзотический, так и виды турпродукта, давно существующие на рынке - развлекательный туризм, культурно-познавательный, религиозный. Большинство видов туризма ориентированы на определенную целевую аудиторию.
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие как внутреннего, так и зарубежного туризма. Сегодня, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны национальные традиции, которые привлекают внимание все большего количества туристов.
Туристские услуги - услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах перевозки, размещения, питания, экскурсий.
Туристские услуги должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положениям договора о реализации туристского продукта.
На данный момент туристическая отрасль является одной из перспективных отраслей экономики. Современных любителей путешествий все больше интересуют не традиционные достопримечательности, а то, чем живет сама страна, какие мероприятия на нее территории проводят.
Экскурсионный туризм - это один из наиболее перспективных видов туризма, который в настоящее время стремительно развивается в большинстве стран мира, в том числе и в России. Это направление начало формироваться в конце XIX века и в этот же период данный вид туризма приобретает массовый характер. В связи с большим потоком экскурсантов началось развитие методической работы в области экскурсионного туризма и разработка новых маршрутов и экскурсионных программ. Экскурсионный туризм знакомит нас не только с достопримечательностями города или страны, но также с культурой и бытом тех людей, которые проживают в данном месте.
Теоретической базой исследования явились публикации специалистов по вопросам краеведения, региональной культурологии, туристской деятельности, а также учебная и справочная литература.
Изучению понятия и сущности экскурсионного обслуживания посвящены работы В.А. Дворниченко, К.В. Кулаева; Б.В. Емельянова, Г.П. Долженко, В.С. Савиной, Н.П. Тархановой, А.И. Фединой, Н.М. Хуусконен.
Различные аспекты истории, географии, культуры, краеведения, историко-культурного наследия рассмотрены в работах М.Н. Степановой, Е.А. Спешиловой, Г.Н. Чагина, С.М. Мушкалова, Г.А. Бородинских, Гришиной, Ю.С. Володиной, В.Ф. Гладышева, А.И. Зырянова, Н.В. Казариновой, Н.М. Лебедевой, Н.О. Пименова, М.Н. Степанова, А.С. Торопова. В.А. Цыпуштанова.
Экономические отношения, возникающие при формировании туристических услуг подробно представлены в трудах Т.В. Козыревой, Г.А. Папирян, А.Б. Здорова, М.А. Дмитриева, Т.А. Фроловой, Е.Е. Филипповского, С.А. Наумова, Л.В. Шмарова.
Особое внимание безопасности жизнедеятельности уделяют О.Н. Русак, М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков, М.М. Маринин, Н.А. Якубовская, А.П. Бгатов.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что на сегодняшний день большинство школьников проводит свободное время в гаджетах, а проведение различных экскурсионных программ является особенно важным элементом социализации, обучения и воспитания школьников.
Объект исследования - основы проектирования экскурсионных программ.
Предмет исследования - экскурсионные программы для школьников в Челябинской области.
Целью данной работы является разработка и обобщение экскурсионных программ для школьников по Челябинской области.
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экскурсий и программ;
- разработать экскурсионные программы для школьников;
- выполнить технико-экономическое обоснование экскурсионных программ.
В работе использованы следующие методы исследования: статистические, системные, аналитические, синтеза.
Новизна работы заключается в разработке модели экскурсионных программ по Челябинской области.
Практическая значимость работы заключается в разработке экскурсионных программ для школьников, которые могут использоваться туристическими фирмами города и области.
На основе изложенного материала, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 50 источников, 10 рисунков, 12 таблиц, восьми приложений.
Проведенная в работе разработка экскурсионных программ для школьников на примере Челябинской области, позволяет сделать следующие выводы.
Сегодня активно развиваются как новые виды туризма - гастрономический, спортивный, семейный, экзотический, так и виды турпродукта, давно существующие на рынке - развлекательный туризм, культурно-познавательный, религиозный. Большинство видов туризма ориентированы на определенную целевую аудиторию.
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие как внутреннего, так и зарубежного туризма. Сегодня, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны национальные традиции, которые привлекают внимание все большего количества туристов.
Челябинская область, несомненно, имеет огромный туристский потенциал. Однако ни все административно-территориальные единицы, которых насчитывается сорок две, имеют равнозначное условие для масштабного развития туристской активности.
В настоящее время экскурсионные программы для школьников являются одним из самых востребованных видов образовательного туризма. Они позволяют школьникам познакомиться с историей, культурой и природными достопримечательностями разных регионов России и мира, расширить свой кругозор и получить новые знания. В данной главе дипломной работы будет дано заключение по экскурсионным программам для школьников на основе проведенного исследования и разработки программ.
Программы для школьников могут быть организованы как в рамках учебного процесса, так и в качестве дополнительных мероприятий.
Среди популярных экскурсионных программ для школьников можно выделить следующие:
1) исторические экскурсии - это могут быть посещения музеев, памятников, исторических зданий и мест, связанных с определенными историческими событиями. Например, экскурсия по Кремлю, посещение музея ВОВ или музея истории города;
2) природные экскурсии - школьники могут отправиться на экскурсию в природный заповедник, парк или национальный парк. В рамках таких экскурсий можно проводить наблюдения за животными, изучать растительный мир, геологические образования;
3) технические экскурсии - школьникам может быть интересно посетить предприятия, связанные с технологиями, например, заводы, мастерские, лаборатории. Такие экскурсии помогут ученикам понять, как работают различные технические устройства и как они создаются;
4) культурные экскурсии - это могут быть посещения театров, концертных залов, художественных выставок и других культурных мероприятий. Такие экскурсии помогут школьникам расширить кругозор и познакомиться с различными видами искусства;
5) экологические экскурсии - в рамках таких экскурсий школьники могут изучать проблемы экологии и способы их решения. Например, можно посетить мусороперерабатывающий завод или устроить уборку прибрежной зоны.
Одним из главных преимуществ экскурсионных программ для школьников является возможность практического применения знаний, полученных в школе. Школьники могут увидеть исторические памятники, природные достопримечательности и культурные объекты, о которых они учились в учебнике. Это помогает им лучше усвоить материал и запомнить его на долгое время.
Кроме того, экскурсии позволяют школьникам расширить свой кругозор и познакомиться с новыми культурами и традициями. Они могут узнать о жизни людей в других регионах и странах, о том, как они работают, отдыхают и празднуют.
Однако, среди недостатков экскурсионных программ можно выделить их высокую стоимость. Не все семьи могут позволить себе отправить ребенка в поездку, особенно если это длительная экскурсия за границу. Кроме того, некоторые экскурсии могут быть слишком интенсивными и утомительными для детей, особенно для младших школьников.
Разработка экскурсионных программ для школьников является важным направлением в работе туроператоров и организаторов досуга. Она позволяет расширить кругозор учащихся, познакомить их с культурой и историей родного края, а также провести время с пользой.
Челябинская область - это богатое природными достопримечательностями место, где каждый найдет что-то интересное для себя. Важно помнить, что при разработке экскурсионной программы для школьников нужно учитывать возрастную категорию участников. Для детей младших классов лучше выбирать более легкие маршруты и более простые формы занятий, в то время как для старших школьников можно предлагать более сложные экскурсии с элементами пешего туризма.
Итак, разработка экскурсионных программ для школьников на примере Челябинской области - это сложный, но очень важный процесс. Он позволяет учащимся расширить свой кругозор, оценить красоты родного края и провести время с пользой для себя.
В ходе работы были разработаны 2 экскурсионные программы для школьников «Наш окружающий мир» и «Военное достояние Челябинска», каждая из которых по-своему интересна для детей, так как имеет свою тематику.
Программа экскурсионного маршрута «Наш окружающий мир» знакомит детей с наукой, животным миром и природными ресурсами. Она включает в себя: посещение Государственного исторического музея Южного Урала с экскурсией «Кладовая Южного Урала», экскурсию в «Экспериментус» - музей занимательной науки, посещение экопарка «Семейное подворье».
Проведенный расчет технико-экономических показателей свидетельствует, что для того, чтобы покрыть свои затраты, турфирме необходимо продать 4 экскурсионные программы. У второй экскурсионной программы «Военное достояние Челябинска» затратами выступают только услуги экскурсионного обслуживания.
В заключении можно сказать, что экскурсионные программы для школьников имеют множество преимуществ и являются важным элементом организации образовательного процесса. Однако, необходимо учитывать и недостатки таких программ, чтобы обеспечить максимально комфортное и полезное для школьников путешествие. Важно также развивать более доступные и разнообразные программы для тех, кто не может позволить себе дорогие экскурсии, чтобы дать возможность всем школьникам расширять свой кругозор и получать новые знания.
Сегодня активно развиваются как новые виды туризма - гастрономический, спортивный, семейный, экзотический, так и виды турпродукта, давно существующие на рынке - развлекательный туризм, культурно-познавательный, религиозный. Большинство видов туризма ориентированы на определенную целевую аудиторию.
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие как внутреннего, так и зарубежного туризма. Сегодня, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны национальные традиции, которые привлекают внимание все большего количества туристов.
Челябинская область, несомненно, имеет огромный туристский потенциал. Однако ни все административно-территориальные единицы, которых насчитывается сорок две, имеют равнозначное условие для масштабного развития туристской активности.
В настоящее время экскурсионные программы для школьников являются одним из самых востребованных видов образовательного туризма. Они позволяют школьникам познакомиться с историей, культурой и природными достопримечательностями разных регионов России и мира, расширить свой кругозор и получить новые знания. В данной главе дипломной работы будет дано заключение по экскурсионным программам для школьников на основе проведенного исследования и разработки программ.
Программы для школьников могут быть организованы как в рамках учебного процесса, так и в качестве дополнительных мероприятий.
Среди популярных экскурсионных программ для школьников можно выделить следующие:
1) исторические экскурсии - это могут быть посещения музеев, памятников, исторических зданий и мест, связанных с определенными историческими событиями. Например, экскурсия по Кремлю, посещение музея ВОВ или музея истории города;
2) природные экскурсии - школьники могут отправиться на экскурсию в природный заповедник, парк или национальный парк. В рамках таких экскурсий можно проводить наблюдения за животными, изучать растительный мир, геологические образования;
3) технические экскурсии - школьникам может быть интересно посетить предприятия, связанные с технологиями, например, заводы, мастерские, лаборатории. Такие экскурсии помогут ученикам понять, как работают различные технические устройства и как они создаются;
4) культурные экскурсии - это могут быть посещения театров, концертных залов, художественных выставок и других культурных мероприятий. Такие экскурсии помогут школьникам расширить кругозор и познакомиться с различными видами искусства;
5) экологические экскурсии - в рамках таких экскурсий школьники могут изучать проблемы экологии и способы их решения. Например, можно посетить мусороперерабатывающий завод или устроить уборку прибрежной зоны.
Одним из главных преимуществ экскурсионных программ для школьников является возможность практического применения знаний, полученных в школе. Школьники могут увидеть исторические памятники, природные достопримечательности и культурные объекты, о которых они учились в учебнике. Это помогает им лучше усвоить материал и запомнить его на долгое время.
Кроме того, экскурсии позволяют школьникам расширить свой кругозор и познакомиться с новыми культурами и традициями. Они могут узнать о жизни людей в других регионах и странах, о том, как они работают, отдыхают и празднуют.
Однако, среди недостатков экскурсионных программ можно выделить их высокую стоимость. Не все семьи могут позволить себе отправить ребенка в поездку, особенно если это длительная экскурсия за границу. Кроме того, некоторые экскурсии могут быть слишком интенсивными и утомительными для детей, особенно для младших школьников.
Разработка экскурсионных программ для школьников является важным направлением в работе туроператоров и организаторов досуга. Она позволяет расширить кругозор учащихся, познакомить их с культурой и историей родного края, а также провести время с пользой.
Челябинская область - это богатое природными достопримечательностями место, где каждый найдет что-то интересное для себя. Важно помнить, что при разработке экскурсионной программы для школьников нужно учитывать возрастную категорию участников. Для детей младших классов лучше выбирать более легкие маршруты и более простые формы занятий, в то время как для старших школьников можно предлагать более сложные экскурсии с элементами пешего туризма.
Итак, разработка экскурсионных программ для школьников на примере Челябинской области - это сложный, но очень важный процесс. Он позволяет учащимся расширить свой кругозор, оценить красоты родного края и провести время с пользой для себя.
В ходе работы были разработаны 2 экскурсионные программы для школьников «Наш окружающий мир» и «Военное достояние Челябинска», каждая из которых по-своему интересна для детей, так как имеет свою тематику.
Программа экскурсионного маршрута «Наш окружающий мир» знакомит детей с наукой, животным миром и природными ресурсами. Она включает в себя: посещение Государственного исторического музея Южного Урала с экскурсией «Кладовая Южного Урала», экскурсию в «Экспериментус» - музей занимательной науки, посещение экопарка «Семейное подворье».
Проведенный расчет технико-экономических показателей свидетельствует, что для того, чтобы покрыть свои затраты, турфирме необходимо продать 4 экскурсионные программы. У второй экскурсионной программы «Военное достояние Челябинска» затратами выступают только услуги экскурсионного обслуживания.
В заключении можно сказать, что экскурсионные программы для школьников имеют множество преимуществ и являются важным элементом организации образовательного процесса. Однако, необходимо учитывать и недостатки таких программ, чтобы обеспечить максимально комфортное и полезное для школьников путешествие. Важно также развивать более доступные и разнообразные программы для тех, кто не может позволить себе дорогие экскурсии, чтобы дать возможность всем школьникам расширять свой кругозор и получать новые знания.
Подобные работы
- Разработка экологического тура по Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Образовательный туризм как средство формирования культурной идентичности молодежи и школьников Урала
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Дороги в Сибирь на территории Южного Зауралья в трудах учёных-путешественников XVIII - XIX вв. (возможность использования в школьном краеведении)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и организация туристско—экскурсионных маршрутов литературной направленности в рамках уроков по литературе и географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПТИЦ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Комплексные внеклассные мероприятия как метод формирования безопасного поведения младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Организация обучения школьников средствами природы родного края
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития научно-популярного туризма (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024





