СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ (на примере ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь»)
|
Введение
1 Теоретические аспекты финансового анализа деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 5
1.1 Нормативное регулирование деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 5
1.2 Методика оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 8
2 Финансовый анализ деятельности эксплуатантов ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика авиакомпаний 21
2.2 Финансовый анализ деятельности эксплуатантов 26
3 Сравнительный финансовый анализ и рейтинговая оценка деятельности эксплуатантов
ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь» 39
3.1 Сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатантов 39
3.2 Рейтинговая оценка деятельности эксплуатанта 44
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения А-АС
1 Теоретические аспекты финансового анализа деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 5
1.1 Нормативное регулирование деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 5
1.2 Методика оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки 8
2 Финансовый анализ деятельности эксплуатантов ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика авиакомпаний 21
2.2 Финансовый анализ деятельности эксплуатантов 26
3 Сравнительный финансовый анализ и рейтинговая оценка деятельности эксплуатантов
ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь» 39
3.1 Сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатантов 39
3.2 Рейтинговая оценка деятельности эксплуатанта 44
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения А-АС
В современных условиях для обеспечения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь реально оценивать финансово - экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов.
Финансовое состояние - это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется достатком финансовых ресурсов, необходимых для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Цель данной выпускной квалификационной работы - сравнительная финансовая оценка деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретические аспекты финансового анализа деятельности эксплуатантов, выполняющих воздушные коммерческие перевозки;
- выявить особенности методики расчета финансовых показателей,используемых для оценки деятельности эксплуатантов;
- провести индивидуальный финансовый анализ деятельности эксплуатантов;
- провести сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатантов;
- дать рекомендации по совершенствованию финансово-экономической деятельности эксплуатантов.
Объектом исследования являются показатели финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки: ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр» и ПАО «Сибирь». Предметом исследования является методика финансового анализа и рейтинговой оценки эксплуатантов.
Теоретической базой работы являются нормативно-правовые акты, а также научные публикации отечественных авторов в области экономического анализа. Информационную базу составляют официальные данные исследуемых компаний, размещенные в сети Интернет.
Методологической основой исследования является применение методов наблюдения, дедукции, индукции, сбора и анализа аналитической информации, системного подхода, а также стандартных методов чтения бухгалтерской отчетности - горизонтального, вертикального, коэффициентного и сравнительного анализа.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанных рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности, а также в возможности получения информации инвесторами и акционерами о финансовом положении и деловой репутации авиапредприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений, а также содержит 50 страниц текстового документа, 40 приложений, 10 таблиц, 45 использованных источников. В первой главе раскрывается нормативное регулирование деятельности эксплуатантов, а также методика расчета показателей оценки деятельности эксплуатантов. Во второй главе представлен индивидуальный финансовый анализ и сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатанта, а так же дана рейтинговая оценка. В заключении сформулированы основные выводы и даны рекомендации.
Финансовое состояние - это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется достатком финансовых ресурсов, необходимых для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Цель данной выпускной квалификационной работы - сравнительная финансовая оценка деятельности эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретические аспекты финансового анализа деятельности эксплуатантов, выполняющих воздушные коммерческие перевозки;
- выявить особенности методики расчета финансовых показателей,используемых для оценки деятельности эксплуатантов;
- провести индивидуальный финансовый анализ деятельности эксплуатантов;
- провести сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатантов;
- дать рекомендации по совершенствованию финансово-экономической деятельности эксплуатантов.
Объектом исследования являются показатели финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки: ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр» и ПАО «Сибирь». Предметом исследования является методика финансового анализа и рейтинговой оценки эксплуатантов.
Теоретической базой работы являются нормативно-правовые акты, а также научные публикации отечественных авторов в области экономического анализа. Информационную базу составляют официальные данные исследуемых компаний, размещенные в сети Интернет.
Методологической основой исследования является применение методов наблюдения, дедукции, индукции, сбора и анализа аналитической информации, системного подхода, а также стандартных методов чтения бухгалтерской отчетности - горизонтального, вертикального, коэффициентного и сравнительного анализа.
Практическая значимость заключается в возможности применения разработанных рекомендаций по совершенствованию финансовой деятельности, а также в возможности получения информации инвесторами и акционерами о финансовом положении и деловой репутации авиапредприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений, а также содержит 50 страниц текстового документа, 40 приложений, 10 таблиц, 45 использованных источников. В первой главе раскрывается нормативное регулирование деятельности эксплуатантов, а также методика расчета показателей оценки деятельности эксплуатантов. Во второй главе представлен индивидуальный финансовый анализ и сравнительный финансовый анализ деятельности эксплуатанта, а так же дана рейтинговая оценка. В заключении сформулированы основные выводы и даны рекомендации.
В данной выпускной квалификационной работе были раскрыты вопросы нормативного регулирования деятельности эксплуатанта. Затем была приведена методика расчета показателей оценки деятельности эксплуатанта в соответствии с Распоряжением Минтранса № ИЛ-62-р и для полноты оценки анализ был дополнен вертикальным и горизонтальным анализами, а также некоторыми финансовыми показателями, используемых в стандартных методиках.
Далее была дана организационно - экономическая характеристика авиакомпаний ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь».
Затем был проведен индивидуальный финансовый анализ. В ходе анализа были сделаны следующие выводы:
- для авиакомпании «Аэрофлот»: большее количество показателей соответствует нормативным значениям, деятельность эксплуатанта является высокорентабельной, высокоэффективной, баланс авиакомпании абсолютно ликвиден, следовательно, у авиакомпании устойчивое финансовое положение;
- для авиакомпании «ЮТэйр»: большая доля заемных средств, чистые активы эксплуатанта отрицательны, деятельность эксплуатанта экономически неэффективна, нехватка собственных оборотных средств, следовательно, у авиакомпании неустойчивое финансовое положение;
- для авиакомпании «Сибирь»: большинство показателей соответствуют нормативным значениям, деятельность эксплуатанта высокорентабельная, низкий уровень процентных платежей, оборачиваемость дебиторской задолженности находится на высоком уровне, у эксплуатанта имеются резервы финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности, следовательно, у авиакомпании устойчивое финансовое положение.
Далее был проведен сравнительный финансовый анализ и были сделаны следующие выводы:
- по группе показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости лидирует авиакомпания «ЮТэйр», но показатель стоимости чистых активов на 200% меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «Сибирь»;
- по группе показателей рентабельности лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», показатель общей доходности на 1016% меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот»;
- по группе показателей уровня перпективной платежеспособности лидирует так же авиакомпания «Аэрофлот», но коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам составляет 74% от данного показателя авиакомпании «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр»;
- по группе показателей деловой активности лидирует авиакомпания «Аэрофлот», но показатель периода погашения дебиторской задолженности составляет 36% от данного показателя у авиакомпании «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», среднемесячная выручка составляет 13% от данного показателя у авиакомпании «Аэрофлот»;
- по группе показателей достаточности и недостаточности располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр»;
- по группе показателей оборачиваемости лидирует авиакомпания «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», показатель отдачи внеоборотных активов меньше на 94%, чем у авиакомпании «Сибирь»;
- по группе показателей финансовой устойчивости лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», коэффициент обеспечения собственными средствами меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот» на 180%;
- по группе показателей ликвидности лидирует авиакомпания «ЮТэйр», а аутсайдером является авиакомпания «Аэрофлот», коэффициент быстрой ликвидности составляет 38% от данного показателя авиакомпании «ЮТэйр».
В результате рейтинговой оценки деятельности эксплуатанта наивысший рейтинг имеет авиакомпания «Аэрофлот», следовательно, данная авиакомпания является предпочтительной для акционеров и инвесторов.
А также были даны рекомендации по совершенствованию финансовых показателей:
- авиакомпания «Аэрофлот»: для повышения уровня ликвидности разработать меры по снижению дебиторской задолженности, а также возможен выпуск новых акций для привлечения денежных средств;
- авиакомпания «ЮТэйр»: для улучшения финансового положения разработать меры по управлению долгом, для увеличения располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов разработать меры по снижению дебиторской задолженности; для улучшения оборачиваемости разработать меры по увеличению объема продаж;
- авиакомпания «Сибирь»: для повышения деловой активности разработать меры по сокращению дебиторской задолженности.
Далее была дана организационно - экономическая характеристика авиакомпаний ПАО «Аэрофлот», ПАО «ЮТэйр», ПАО «Сибирь».
Затем был проведен индивидуальный финансовый анализ. В ходе анализа были сделаны следующие выводы:
- для авиакомпании «Аэрофлот»: большее количество показателей соответствует нормативным значениям, деятельность эксплуатанта является высокорентабельной, высокоэффективной, баланс авиакомпании абсолютно ликвиден, следовательно, у авиакомпании устойчивое финансовое положение;
- для авиакомпании «ЮТэйр»: большая доля заемных средств, чистые активы эксплуатанта отрицательны, деятельность эксплуатанта экономически неэффективна, нехватка собственных оборотных средств, следовательно, у авиакомпании неустойчивое финансовое положение;
- для авиакомпании «Сибирь»: большинство показателей соответствуют нормативным значениям, деятельность эксплуатанта высокорентабельная, низкий уровень процентных платежей, оборачиваемость дебиторской задолженности находится на высоком уровне, у эксплуатанта имеются резервы финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности, следовательно, у авиакомпании устойчивое финансовое положение.
Далее был проведен сравнительный финансовый анализ и были сделаны следующие выводы:
- по группе показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости лидирует авиакомпания «ЮТэйр», но показатель стоимости чистых активов на 200% меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «Сибирь»;
- по группе показателей рентабельности лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», показатель общей доходности на 1016% меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот»;
- по группе показателей уровня перпективной платежеспособности лидирует так же авиакомпания «Аэрофлот», но коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам составляет 74% от данного показателя авиакомпании «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр»;
- по группе показателей деловой активности лидирует авиакомпания «Аэрофлот», но показатель периода погашения дебиторской задолженности составляет 36% от данного показателя у авиакомпании «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», среднемесячная выручка составляет 13% от данного показателя у авиакомпании «Аэрофлот»;
- по группе показателей достаточности и недостаточности располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр»;
- по группе показателей оборачиваемости лидирует авиакомпания «Сибирь», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», показатель отдачи внеоборотных активов меньше на 94%, чем у авиакомпании «Сибирь»;
- по группе показателей финансовой устойчивости лидирует авиакомпания «Аэрофлот», а аутсайдером является авиакомпания «ЮТэйр», коэффициент обеспечения собственными средствами меньше, чем у авиакомпании «Аэрофлот» на 180%;
- по группе показателей ликвидности лидирует авиакомпания «ЮТэйр», а аутсайдером является авиакомпания «Аэрофлот», коэффициент быстрой ликвидности составляет 38% от данного показателя авиакомпании «ЮТэйр».
В результате рейтинговой оценки деятельности эксплуатанта наивысший рейтинг имеет авиакомпания «Аэрофлот», следовательно, данная авиакомпания является предпочтительной для акционеров и инвесторов.
А также были даны рекомендации по совершенствованию финансовых показателей:
- авиакомпания «Аэрофлот»: для повышения уровня ликвидности разработать меры по снижению дебиторской задолженности, а также возможен выпуск новых акций для привлечения денежных средств;
- авиакомпания «ЮТэйр»: для улучшения финансового положения разработать меры по управлению долгом, для увеличения располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов разработать меры по снижению дебиторской задолженности; для улучшения оборачиваемости разработать меры по увеличению объема продаж;
- авиакомпания «Сибирь»: для повышения деловой активности разработать меры по сокращению дебиторской задолженности.



