Введение 5
1 Развитие подготовки кадров высшей квалификации в Российской Федерации 7
1.1 История развития аспирантуры в России 7
1.2.1 Аспирантура до вступления № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 15
1.2.2 Аспирантура после вступления № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 15
1.3 Российское образование мирового класса в Проекте 5-100 17
1.3.1 Задачи Проекта 5-100 18
1.3.2 Планы мероприятия «дорожные карты» 20
1.3.3 Университеты - участники Проекта 5-100 21
1.3.4 Нормативные документы в рамках Проекта 5-100 22
1.3.5 Предполагаемы результаты в рамках Проекта 5-100 24
2 Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГАОУ ВО
«Сибирский федеральный университет» 25
2.1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» - ведущий вуз Красноярского края 25
2.1.1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в Проекте 5-100 . 27
2.1.2 Перспективные направления развития ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в рамках Проекта 5 30
2.2 Роль Управления аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в подготовке кадров высшей квалификации 35
2.3 Нормативные документы, регламентирующие деятельность аспирантуры в современных условиях 48
2.3.2 Локальные нормативные документы ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», регламентирующие обучение в аспирантуре.. 51
2.3.3 Локальные нормативные документы ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», требующие актуализации 52
Заключение 55
Список использованных источников 56
В настоящее время в развитых странах мира аспирантура переживает период интенсивных перемен, обусловленных созданием единого научно¬образовательного пространства, адаптацией к глобальному рынку интеллектуального труда в соответствии с запросами общества, основанного на знаниях.
Преимущественные аспекты аспирантуры на просторах интеллектуального рынка заключаются в следующем:
- на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это - показатель современного развития государства. Поэтому аспирантура является приоритетным направлением;
- осуществление программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на третьей ступени высшего образования является важным шагом по пути интеграции российского образования в европейское образовательное пространство, создает дополнительные возможности для развития науки, притока в нее молодых специалистов;
- аспирантура и докторантура являются одними из главных институтов по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в российской системе науки и высшего образования, а, следовательно, и главным источником пополнения научных школ и направлений.
Для эффективной работы по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Сибирский Федеральный Университет» передо мной поставлена цель - разработка комплекта документов, который бы регламентировал деятельность специалистов Управления аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров в рамках подготовки кадров высшей квалификации.
Для достижения поставленной цели, выстраивается ряд задач, а именно:
- изучить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;
- изучить нормативную базу, регламентирующую подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- изучить нормативные документы, регламентирующие Проект 5-100;
- разработать «Положение о конкурсной программе университета «PhD SibFU», «Регламент работы отдела аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров»;
- актуализировать нормативные документы
В результате бакалаврской работы были:
- изучен Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;
- изучена нормативная база, регламентирующая подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- изучены нормативные документы, регламентирующие Проект 5-100;
На основании выше перечисленного:
- разработано «Положение о конкурсной программе университета «PhD SibFU»;
- разработан «Регламент работы отдела аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров»;
- актуализированы нормативные документы ().
Разработанные материалы в настоящее время проходят согласование со всеми структурными подразделениями. «Положение о конкурсной программе университета «PhD SibFU» будет использоваться в конкурсе, который будет проходить с 1 сентября 2016 года в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» в рамках приема конкурсной программы PhD SibFU. «Регламент работы отдела аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров» проходит апробацию в отделе аспирантуры. сотрудники отдела ведут ознакомление с данным документом и его активное внедрение в работу. Он позволит существенно сэкономить время, бесперебойную работу сотрудников и предоставление информации в установленные сроки и, благодаря своей наглядности и простоте, каждый сотрудник с легкостью способен разобраться в правилах использования данного регламента, основанного на диаграмме Ганта. Актуализированные документы обеспечат правовую основу подготовки научно-педагогических кадров в рамках высшего образования.
1 1 Кононова, С. В. Становление и развитие института государственной системы подготовки аспирантов в СССР: становление и развитие / С. В. Кононова // Закон и право. - 2006. - 110-111 с.
2 Кононова, С. В. Развитие правового регулирования подготовки аспирантов в СССР [Текст] / С. В. Кононова // . - 2007. - N 11 : Право и образование. - 129-133 с.
3 Кононова, С. В. Становление и развитие государственной системы подготовки научных кадров через аспирантуру в России :1918-2004 : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Невинномысск, 2005.- 281 c.
4 Николаева, А. Д. Подготовка нового поколения научно-педагогических кадров / А. Д. Николаева // Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2015.- том 26.- С. 126-130.
5 Тамарская, Н.В. Технологии подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации / Н.В. Тамарская // Известия Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота: психолого¬педагогические науки.- 2015.- №3.- С. 67-71.
6 Абанкина, И.В. Тенденции развития научно-педагогических кадров в России / И.В. Абанкина // Экономика образования.- 2014.- №1.- С. 34-59.
7 Бебный, Б.И., Миронос, А.А., Остапенко, Л.А. Аспирантура как третий уровень высшего образования / Б.И. Бебный, А.А. Миронос, Л.А. Остапенко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.- 2014.- № 3-4.- С. 22-27.
8 Андреева О. В. Аспирантура в Российской Федерации: новые подходы / О. В. Андреева // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2012.- №4.- С. 102-113.
9 Гусев, А.Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения / А.Б. Гусев // Наука. Инновации. Образование.- 2015.- №17.- С. 196-224.
10 Цеховой, Н. П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности / Н. П. Цеховой // .¬ 2012. - №362.- С. 111-115.
11 Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // // Собрание законодательства РФ.
12 Указ Президента РФ. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ президента от 7. 05. 2012 № 599.
13 Распоряжение Правительства РФ. Об утверждении плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно¬образовательных центров: распоряжение Правительства от 29 .10. 2012 № 2006¬р // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 45.- Ст. 6288: № 2.- Ст. 117.
14 Постановление Правительства РФ. О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров: постановление Правительства от 16. 03. 2013 № 211 (ред. от 09.04.2016) // // Собрание законодательства РФ.
15 Постановление Правительства РФ. Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26. 03. 2016 № 237 // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 40.- Ст. 5072.
16 19 Постановление Правительства РФ. Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий: постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 (ред. от 20.06.2011) // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 27.- Ст. 2581.
17 Приказ Минобрнауки РФ. Об установлении соответствия направлений подготовки аспирантуры и адъюнктуры научным специальностям: приказ Минобрнауки РФ от 2 .09. 2014 № 1192 // Собрание законодательства РФ.-
2013. - № 40.- Ст. 5074.
18 Приказ Минобрнауки РФ. Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Минобрнауки РФ от 13 .01. 2014 № 7 // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 12.- Ст. 1765.
19 Приказ Минобрнауки РФ. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): приказ Минобрнауки РФ от 19 .11. 2013 № 1259 // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 23.- Ст. 2923.
20 Приказ Минобрнауки РФ. Об установлении соответствия направлений подготовки аспирантуры и адъюнктуры научным специальностям: приказ Минобрнауки РФ от 2 .09. 2014 № 1192 // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 40.- Ст. 5074.
21 СТО 4.2-07-2014 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности».
22 Положение об управлении аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров.
23 Положение о порядке прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов: положение от 29. 09. 2014 № 8.- Ст.8.
24 Положение о порядке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ аспирантуры: положение от 29. 09. 2014 № 8.- Ст.4.
25 Положение о научном руководителе аспиранта: положение от 29. 09. 2014 № 8.- Ст.5.
26 Положение о промежуточной аттестации: положение от 27. 10. 2014 № 9.- Ст.7.
27 Положение о государственной итоговой аттестации: положение от 27. 10. 2014 № 9.- Ст.8.
28 Положение о научно-исследовательской работе аспирантов: положение от 22. 12. 2014 №2.- Ст.- 17.
29 Правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам аспирантуры: правила от 29. 09. 2014 № 8.- Ст.12.
30 Правила приёма в аспирантуру: правила от 31. 05. 2016 .- Ст.- 31.