Организация закупочной деятельности государственного бюджетного учреждения (на примере ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница»)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ В РФ 9
1.1 Основные понятия, задачи и структуры системы управления
государственными и муниципальными закупками в РФ 9
1.2 Нормативно-правовое обеспечение в сфере государственных и
муниципальных закупок 13
1.3 Организация системы управления в сфере государственных и
муниципальных закупок в России в современных условиях 22
2 АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУЗ ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА 31
2.1 Анализ организации закупочной деятельности в ГБУЗ «Челябинская
областная клиническая больница» 31
2.2 Оценка результативности закупочных процедур
учреждения 43
2.3 Проблемы закупочной деятельности в ГБУЗ «Челябинская
областная клиническая больница» 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕХАНИЗМА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГБУЗ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА» 56
3.1 Мероприятия по совершенствованию механизма закупочной
деятельности ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» 56
3.2 Организационные мероприятия по оптимизации закупочной
деятельности и оценка их эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ В РФ 9
1.1 Основные понятия, задачи и структуры системы управления
государственными и муниципальными закупками в РФ 9
1.2 Нормативно-правовое обеспечение в сфере государственных и
муниципальных закупок 13
1.3 Организация системы управления в сфере государственных и
муниципальных закупок в России в современных условиях 22
2 АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУЗ ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА 31
2.1 Анализ организации закупочной деятельности в ГБУЗ «Челябинская
областная клиническая больница» 31
2.2 Оценка результативности закупочных процедур
учреждения 43
2.3 Проблемы закупочной деятельности в ГБУЗ «Челябинская
областная клиническая больница» 50
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕХАНИЗМА ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГБУЗ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА» 56
3.1 Мероприятия по совершенствованию механизма закупочной
деятельности ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» 56
3.2 Организационные мероприятия по оптимизации закупочной
деятельности и оценка их эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Целью работы является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию процедур проведения торгов для муниципальных нужд (на примере Городского Бюджетного Учреждения Здравоохранения (далее - ГБУЗ) «Челябинская областная клиническая больница»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные понятия, задачи и структуры системы управления государственными и муниципальными закупками в РФ;
2) исследовать нормативно-правовое обеспечение в сфере государственных и муниципальных закупок;
3) рассмотреть организацию системы управления в сфере государственных и муниципальных закупок в России в современных условиях;
4) провести анализ организации закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
5) проанализировать показатели динамики и структуры закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
6) выявить проблемы закупочной деятельности в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
7) разработать мероприятия по совершенствованию закупочной деятельностью в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
8) провести оценку экономической эффективности мероприятий.
Актуальность исследования связана с тем, что государство любой страны является основным закупщиком продукции. Богатейший опыт зарубежных стран показывает, что основным принципом государственных закупок должна быть свободная конкуренция на основе конкурсного процесса размещения государственных заказов. Иные способы порождают коррупцию и нерациональное расходование бюджетных средств.
Современная система закупок развивается наравне с рыночной экономикой, и эта связь закономерна, так как законные и обоснованные формы государственных закупок стимулируют развитие рыночной экономики. Государство стремится повышать эффективность закупок, а, в свою очередь, коммерческие организации направляют свои усилия на получение контракта, что является богатейшим стимулом для их самореализации.
Следует отметить, что изменение и улучшение форм государственных закупок требует создания правовой базы, предусматривающей порядок осуществления государственных закупок при условии открытости, эффективности и экономичности.
Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 явилось первым российским законодательным актом по регулированию государственных закупок. Указанный документ способствовал серьезным изменениям в системе государственных закупок, в связи с необходимостью конкурсного отбора потенциальных хозяйственных партнеров.
В настоящее время законодательная база систематически развивается, конкретизируя правила расходования бюджетных средств для государственных закупок различных сфер. Кроме нормативно-правовых актов разработаны многочисленные методические рекомендации.
Следует отметить, что результатом системы государственных закупок явилась повседневная практика проведения государственных торгов. В то же время практический опыт проведения конкурсных торгов указал на существенные недостатки, связанные, в первую очередь, с нарушением правил и процедур, регламентированных нормативными актами; также недостаточной подготовкой, изменением условий конкурсов уже в ходе проведения. Кроме того, отмечается нарушение правил представления и отзыва конкурсных заявок. Указанные недостатки не позволяют в полной мере обеспечить достаточный уровень конкурса его участников.
В связи с введением новых законодательных положений о закупках для муниципальных и государственных нужд встает необходимость повышения квалификации и переподготовки госслужащих региональных и федеральных органов исполнительной власти, органов местной власти и специалистов в сфере создания, размещения и выполнения муниципальных и государственных заказов, специалистов участников размещения заказов.
Предметом исследования являются общественные отношения в системе организации закупочной деятельности государственного бюджетного учреждения.
Объект исследования - ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница».
Нормативной базой исследования стали Бюджетный кодекс Российской Федерации [1], Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, регламентирующие осуществление государственных и муниципальных закупок.
Основными методами, использованными при написании работы, были изучение и использование научной литературы и периодических публикаций, анализ собранной информации по объекту курсовой работы и обобщение собранной информации.
Практическая значимость выпускной работы заключается в возможности применения ее результатов с целью оптимизации системы государственных и муниципальных закупок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные понятия, задачи и структуры системы управления государственными и муниципальными закупками в РФ;
2) исследовать нормативно-правовое обеспечение в сфере государственных и муниципальных закупок;
3) рассмотреть организацию системы управления в сфере государственных и муниципальных закупок в России в современных условиях;
4) провести анализ организации закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
5) проанализировать показатели динамики и структуры закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
6) выявить проблемы закупочной деятельности в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
7) разработать мероприятия по совершенствованию закупочной деятельностью в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница;
8) провести оценку экономической эффективности мероприятий.
Актуальность исследования связана с тем, что государство любой страны является основным закупщиком продукции. Богатейший опыт зарубежных стран показывает, что основным принципом государственных закупок должна быть свободная конкуренция на основе конкурсного процесса размещения государственных заказов. Иные способы порождают коррупцию и нерациональное расходование бюджетных средств.
Современная система закупок развивается наравне с рыночной экономикой, и эта связь закономерна, так как законные и обоснованные формы государственных закупок стимулируют развитие рыночной экономики. Государство стремится повышать эффективность закупок, а, в свою очередь, коммерческие организации направляют свои усилия на получение контракта, что является богатейшим стимулом для их самореализации.
Следует отметить, что изменение и улучшение форм государственных закупок требует создания правовой базы, предусматривающей порядок осуществления государственных закупок при условии открытости, эффективности и экономичности.
Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 явилось первым российским законодательным актом по регулированию государственных закупок. Указанный документ способствовал серьезным изменениям в системе государственных закупок, в связи с необходимостью конкурсного отбора потенциальных хозяйственных партнеров.
В настоящее время законодательная база систематически развивается, конкретизируя правила расходования бюджетных средств для государственных закупок различных сфер. Кроме нормативно-правовых актов разработаны многочисленные методические рекомендации.
Следует отметить, что результатом системы государственных закупок явилась повседневная практика проведения государственных торгов. В то же время практический опыт проведения конкурсных торгов указал на существенные недостатки, связанные, в первую очередь, с нарушением правил и процедур, регламентированных нормативными актами; также недостаточной подготовкой, изменением условий конкурсов уже в ходе проведения. Кроме того, отмечается нарушение правил представления и отзыва конкурсных заявок. Указанные недостатки не позволяют в полной мере обеспечить достаточный уровень конкурса его участников.
В связи с введением новых законодательных положений о закупках для муниципальных и государственных нужд встает необходимость повышения квалификации и переподготовки госслужащих региональных и федеральных органов исполнительной власти, органов местной власти и специалистов в сфере создания, размещения и выполнения муниципальных и государственных заказов, специалистов участников размещения заказов.
Предметом исследования являются общественные отношения в системе организации закупочной деятельности государственного бюджетного учреждения.
Объект исследования - ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница».
Нормативной базой исследования стали Бюджетный кодекс Российской Федерации [1], Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, регламентирующие осуществление государственных и муниципальных закупок.
Основными методами, использованными при написании работы, были изучение и использование научной литературы и периодических публикаций, анализ собранной информации по объекту курсовой работы и обобщение собранной информации.
Практическая значимость выпускной работы заключается в возможности применения ее результатов с целью оптимизации системы государственных и муниципальных закупок.
Основным объединяющим признаком в определениях государственных закупок, отраженных в нормативно-правовых актах всех развитых стран, является осуществление закупок за счет бюджетного финансирования с учетом наиболее эффективного их расходования.
Отрицательным моментом является то, что по отдельным категориям хозяйствующих субъектов, закупочная деятельность которых регулируется в особом порядке (№ 223-ФЗ), наблюдается значительный объем закупок с
использованием неконкурентных способов - закупка у единственного поставщика и иные способы закупок.
Все это говорит о наличии серьезных проблем в механизме финансирования государственных закупок путем осуществления закупки необходимых товаров, работ и услуг с использованием неэффективных и неконкурентных способов определения поставщиков. Такое положение дел приводит к наращиванию неэффективных расходов бюджета.
Можно сделать основные выводы.
1. Неудовлетворительная правоприменительная практика в области госзакупок вызвана преимущественно переходным для российских закупок длительным временем становления контрактной системы, неотточенностью правовых норм, а также наличием множества пробелов в законодательстве, необдуманным и последовательным вступлением в действие подзаконных актов, осуществляющих регламентирование процесса заключения, планирования, выполнения и оплаты госконтрактов.
2. Процесс нормотворчества в ходе создания контрактной системы и реформирования сопутствующего бюджетного процесса запустили без достаточного методического и методологического обеспечения, большое число вступивших в действие поправок в законодательную базу и новые нормативные источники в недостаточной мере разработаны и мало между собой согласованы.
3. Критический анализ отражает, что имеющаяся система нормативных правовых актов в области госзакупок - неоправданно путанная и избыточно загроможденная, тогда как в международной практике ее упрощение видится самой приоритетной задачей.
Объектом исследования является ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница.
В 2020 году медицинским учреждением было принято «Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница на 2020 год». В соответствии с этим больница вправе осуществлять в 2020 году закупки не только за счет средств областного бюджета, но и за счет грантов, в качестве исполнителя по контракту, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц.
Государственные контракты заключаются учреждением в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. За период 2018-2020 годов наблюдается отрицательная динамика закупок товаров, работ, услуг для нужд медицинского учреждения. В 2020 году доля закупок снизилась на 14,8 % или на 29,9 млн. рублей по отношению к 2019 году. Уменьшение стоимостного показателя произошло, прежде всего, за счет снижения закупок услуг для нужд учреждения.
Стоит отметить, что основным видом процедур по размещению заказов в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница являются аукционы. Их доля в 2020 году составляет 65 % в общем количестве процедур.
ГБУЗ Челябинская областная клиническая несет убытки из -за поставок ненужной и некачественной продукции вследствие низкого уровня профессионализма тех работников, которые ответственны за участие в данном направлении.
Совершенствование закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница предполагает наличие в медицинском учреждении компетентных специалистов, а также создание специального структурного подразделения по размещению заказов и организации закупок для нужд учреждения.
В качестве мероприятия по совершенствованию механизма государственных закупок в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница предлагается реструктуризация контрактной службы путем создания отдела управления закупками и организация информационной рассылки. Отдел будет ключевой структурой, аккумулирующей в себе сведения о ресурсах, требующихся больнице для осуществления своей деятельности.
Работа в новых условиях потребует проведения специальной подготовки сотрудников по организационным вопросам, а также вопросам по размещению заказов. В связи с созданием нового структурного подразделения для сотрудников отдела необходимо организовать внеплановое обучение, которое будет направлено на развитие ключевых компетенций специалистов в области государственных закупок.
Чистый дисконтированный доход за 5 лет деятельности отдела управления закупками составит 1842 тыс. руб.
Специалисты по закупкам будут обеспечивать на высоком профессиональном уровне и в соответствии с российским законодательством планирование и размещение государственных заказов, осуществление контроля своевременности и правильности заключения государственных контрактов и выполнения обязательств по ним.
Создание нового структурного подразделения будет способствовать централизации управления процессом государственных закупок. Будет достигнута согласованность в действиях работников отдела управления закупками на всех этапах размещения заказов и исполнения государственных контрактов, усилится внутренний контроль. Таким образом, создание отдела позволит существенно упорядочить работу больницы по осуществлению государственных закупок и ресурсному обеспечению деятельности учреждения.
Мероприятия по внедрению стимулирующего коэффициента повысят уровень мотивации работников, что обеспечит лучшее выполнение ими своих должностных обязанностей и будет способствовать улучшению показателей, характеризующих закупочную деятельность медицинского учреждения. Мероприятия по повышению уровня информированности работников будут затрагивать как организационные, так и эмоциональные аспекты трудовой деятельности служащих. Работники будут обладать самой новой детальной и достоверной информацией в сфере закупок. Реализация предложенных мероприятий на практике будет способствовать тому, что специалисты отдела не будут испытывать недостаток информации, связанной с их непосредственной работой и смогут получать ее, затратив на это небольшое количество времени.
Таким образом, при использовании предложенных мероприятий в практической деятельности медицинским учреждением ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница будет соблюдаться принцип профессионализма заказчика [40], основанный на привлечении специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а также удержании и профессиональном развитии работников. Специалисты по закупкам будут обеспечивать на высоком профессиональном уровне и в соответствии с российским законодательством планирование и размещение государственных заказов, осуществление контроля своевременности и правильности заключения государственных контрактов и выполнения обязательств по ним.
Предложенные мероприятия снизят количество закупок ненужной и некачественной продукции, сократят финансовые потери, что повысит эффективность использования средств областного бюджета. Этим будет обусловлена эффективность предложенных мероприятий
Отрицательным моментом является то, что по отдельным категориям хозяйствующих субъектов, закупочная деятельность которых регулируется в особом порядке (№ 223-ФЗ), наблюдается значительный объем закупок с
использованием неконкурентных способов - закупка у единственного поставщика и иные способы закупок.
Все это говорит о наличии серьезных проблем в механизме финансирования государственных закупок путем осуществления закупки необходимых товаров, работ и услуг с использованием неэффективных и неконкурентных способов определения поставщиков. Такое положение дел приводит к наращиванию неэффективных расходов бюджета.
Можно сделать основные выводы.
1. Неудовлетворительная правоприменительная практика в области госзакупок вызвана преимущественно переходным для российских закупок длительным временем становления контрактной системы, неотточенностью правовых норм, а также наличием множества пробелов в законодательстве, необдуманным и последовательным вступлением в действие подзаконных актов, осуществляющих регламентирование процесса заключения, планирования, выполнения и оплаты госконтрактов.
2. Процесс нормотворчества в ходе создания контрактной системы и реформирования сопутствующего бюджетного процесса запустили без достаточного методического и методологического обеспечения, большое число вступивших в действие поправок в законодательную базу и новые нормативные источники в недостаточной мере разработаны и мало между собой согласованы.
3. Критический анализ отражает, что имеющаяся система нормативных правовых актов в области госзакупок - неоправданно путанная и избыточно загроможденная, тогда как в международной практике ее упрощение видится самой приоритетной задачей.
Объектом исследования является ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница.
В 2020 году медицинским учреждением было принято «Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница на 2020 год». В соответствии с этим больница вправе осуществлять в 2020 году закупки не только за счет средств областного бюджета, но и за счет грантов, в качестве исполнителя по контракту, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц.
Государственные контракты заключаются учреждением в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. За период 2018-2020 годов наблюдается отрицательная динамика закупок товаров, работ, услуг для нужд медицинского учреждения. В 2020 году доля закупок снизилась на 14,8 % или на 29,9 млн. рублей по отношению к 2019 году. Уменьшение стоимостного показателя произошло, прежде всего, за счет снижения закупок услуг для нужд учреждения.
Стоит отметить, что основным видом процедур по размещению заказов в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница являются аукционы. Их доля в 2020 году составляет 65 % в общем количестве процедур.
ГБУЗ Челябинская областная клиническая несет убытки из -за поставок ненужной и некачественной продукции вследствие низкого уровня профессионализма тех работников, которые ответственны за участие в данном направлении.
Совершенствование закупочной деятельности ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница предполагает наличие в медицинском учреждении компетентных специалистов, а также создание специального структурного подразделения по размещению заказов и организации закупок для нужд учреждения.
В качестве мероприятия по совершенствованию механизма государственных закупок в ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница предлагается реструктуризация контрактной службы путем создания отдела управления закупками и организация информационной рассылки. Отдел будет ключевой структурой, аккумулирующей в себе сведения о ресурсах, требующихся больнице для осуществления своей деятельности.
Работа в новых условиях потребует проведения специальной подготовки сотрудников по организационным вопросам, а также вопросам по размещению заказов. В связи с созданием нового структурного подразделения для сотрудников отдела необходимо организовать внеплановое обучение, которое будет направлено на развитие ключевых компетенций специалистов в области государственных закупок.
Чистый дисконтированный доход за 5 лет деятельности отдела управления закупками составит 1842 тыс. руб.
Специалисты по закупкам будут обеспечивать на высоком профессиональном уровне и в соответствии с российским законодательством планирование и размещение государственных заказов, осуществление контроля своевременности и правильности заключения государственных контрактов и выполнения обязательств по ним.
Создание нового структурного подразделения будет способствовать централизации управления процессом государственных закупок. Будет достигнута согласованность в действиях работников отдела управления закупками на всех этапах размещения заказов и исполнения государственных контрактов, усилится внутренний контроль. Таким образом, создание отдела позволит существенно упорядочить работу больницы по осуществлению государственных закупок и ресурсному обеспечению деятельности учреждения.
Мероприятия по внедрению стимулирующего коэффициента повысят уровень мотивации работников, что обеспечит лучшее выполнение ими своих должностных обязанностей и будет способствовать улучшению показателей, характеризующих закупочную деятельность медицинского учреждения. Мероприятия по повышению уровня информированности работников будут затрагивать как организационные, так и эмоциональные аспекты трудовой деятельности служащих. Работники будут обладать самой новой детальной и достоверной информацией в сфере закупок. Реализация предложенных мероприятий на практике будет способствовать тому, что специалисты отдела не будут испытывать недостаток информации, связанной с их непосредственной работой и смогут получать ее, затратив на это небольшое количество времени.
Таким образом, при использовании предложенных мероприятий в практической деятельности медицинским учреждением ГБУЗ Челябинская областная клиническая больница будет соблюдаться принцип профессионализма заказчика [40], основанный на привлечении специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, а также удержании и профессиональном развитии работников. Специалисты по закупкам будут обеспечивать на высоком профессиональном уровне и в соответствии с российским законодательством планирование и размещение государственных заказов, осуществление контроля своевременности и правильности заключения государственных контрактов и выполнения обязательств по ним.
Предложенные мероприятия снизят количество закупок ненужной и некачественной продукции, сократят финансовые потери, что повысит эффективность использования средств областного бюджета. Этим будет обусловлена эффективность предложенных мероприятий
Подобные работы
- Организация закупочной деятельности государственного бюджетного учреждения (на примере Челябинской областной клинической больницы)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4510 р. Год сдачи: 2023





