🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №199015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………
6
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧАСТИЯ ПСИХОЛОГА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Принципы и стадии гражданского процесса 9
Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 15
Возможность участия психолога-специалиста и психолога- эксперта в судебном процессе 20
ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Возможность участия психолога в судебном процессе и формы использования специальных психологических знаний 24
Анализ процедуры привлечения психолога в судебный процесс 28
Особенности производства судебно-психологической экспертизы и обеспечение прав человека в гражданском судопроизводстве 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОЦЕНКИ СУДОМ
Оценка судом допустимости применения экспертом- психологом конкретных методов исследования 37
Типичные ошибки в заключениях экспертов-психологов в гражданском процессе 39
Проблемы применения заключения эксперта-психолога в гражданском процессе на примере споров о детях 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………… ………………… 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 54
ПРИЛОЖЕНИЯ


Психолог в гражданском процессе. Актуальность этой темы заключается в сущности человеческой личности – психологии поведения конкретного человека в современном обществе, а также факторов, влияющих на его выбор.
Постоянно проводится корректировка современного гражданского процессуального законодательства, целью которого является защита прав и интересов граждан.
Конституция Российской Федерации говорит гражданам про гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Все законы, которые были приняты после введения в действие Конституции РФ, сохраняют право на защиту в судах в форме жалобы, иска или заявления (в особых случаях). Таким образом, данная форма защиты субъективных прав человека становится основной.
Некоторые процедурные способы и традиционные средства достижения этой цели меняются. Современный период гражданского процессуального права характеризуется коренными изменениями отношения к содержанию и сущности «принципа состязательности» в гражданском процессе, нормативным закреплением. Регулирование процесса доказательства заключается в том, что их участие в состязательном процессе зависит от их воли.
В настоящее время стороны сами должны позаботиться о полноте своих доказательств; их пассивное участие имеет негативные последствия для них самих же, а не для суда.
В гражданском судопроизводстве, связанном с психическим состоянием отдельных сторон, участвующих в деле, а также третьих лиц, судьи часто сталкиваются с необходимостью применять специальные знания психологии по определенным вопросам. Чтобы прояснить подобные вопросы, необходимы необходимые исследования грамотных специалистов - психологов.
Анализ литературы по теме работы показал, что фактически нет работ, учитывающих правовое регулирование места психолога в гражданском процессе, с учетом изменения норм процессуального и материального права. Вместе с тем, отсутствие мнения ведущих экспертов о месте психолога в гражданском процессе может вызвать ложное и недвусмысленные мнения со стороны общества, на благо которого работают психологи.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового регулирования положения психолога в гражданском процессе.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
– рассмотрение принципов и стадий гражданского процесса;
– анализ психологических аспектов подготовки гражданских дел к судебному заседанию;
– рассмотрение возможности участия психолога-специалиста и психолога-эксперта в судебном процессе;
– изучение возможности участия психолога в судебном процессе и формы использования специальных психологических знаний;
– анализ процедуры привлечения психолога в судебный процесс;
– изучение особенностей производства судебно-психологической экспертизы и обеспечение прав человека в гражданском судопроизводстве;
– рассмотрение порядка оценки судом допустимости применения экспертом конкретных методов исследования;
– изучение типичных ошибок в заключении специалистов и экспертов в гражданском процессе;
– анализ проблем применения заключения эксперта-психолога в гражданском процессе на примере споров о детях.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с участие психолога в гражданском процессе.
Предметом выпускной квалификационной работы является правое регулирование отношений по поводу участия психолога в гражданском процессе.
Теоретическая основа. На протяжении значительного периода времени вопросы участия психолога в гражданском процессе и проблемы, связанные с его участием остаются объектом внимания гражданско-процессуального права. В специальной юридической литературе эти проблемы рассматривались в исследованиях В.В. Коченова, В.П. Кудрявцева, С.И. Ожегова, Н.Д. Левитова, Л.Н. Ракитиной и других авторов.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный Кодекс РФ, материалы судебной практики.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а так же общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции, кроме того использованы специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический.
Структура выпускной квалификационной работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Основные задачи гражданского судопроизводства – это, как правило, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Появление и методологическое обоснование судебной экспертизы является следствием существенного развития ее институтов. Однако, при реализации экспертизы перед участниками процесса возникают достаточно серьезные трудности, которые связаны с разделением границ между психиатрической и психологической экспертизой, а также отсутствием желания достаточно большого числа экспертных учреждений проводить данную экспертизу. Возможность использования психологической судебной экспертизы в разных категориях гражданских дел требует уточнения ряда вопросов о ее частных моментах, а также пределах ее использования в гражданских процессах. После выявления данных критериев и создается потенциальная возможность, обоснованная обстоятельствами и условиями конкретного дела, а также возникает основание для ее назначения.
К сожалению, недостаточность освещения в юридической литературе проблематики, связанной с получением заключения психолога-эксперта, отчасти нивелирует его значение в процессе обсуждения доказательной базы при рассмотрении гражданского дела. Однако, постановка данной проблематики является хоть и субъективной, но предпосылкой для принятия судом
корректного процессуального решения о назначении данной экспертизы, а также ее допустимости в качестве части доказательной базы процесса.
Заключение психологической экспертизы, как правило, состоит из трех частей. На законодательном уровне не установлены жесткие условия непременного исполнения содержания любой из выделенных частей. Однако, соответствуя ведомственным инструкциям, которые приняты в практике экспертов-психологов, необходимо указать, что обычно содержится в каждой из этих частей структуры заключения. После озвучивания результатов экспериментально-психологической экспертизы эксперт выдает свое профессиональное заключение. В практике также встречаются случаи, когда
в заключении эксперта-психолога выделяется синтезирующая часть, содержащая общую оценку всех результатов проводимого исследования. Синтезирующая часть либо выделяется отдельно, либо включается в исследовательскую часть, являясь заключительным этапом документа о проведении экспертизы.
Из правил оценки экспертного заключения следует, что суд оценивает результаты психолога-эксперта с точки зрения их качественных характеристик. Обоснованность заключения эксперта можно определить, как возможность установить любые обстоятельства, имеющие отношение к делу. Заключение эксперта актуально, если с его помощью установлены или опровергнуты факты, входящие в предмет доказывания по делу или важные для проверки других доказательств по делу.
В связи с рядом факторов, создающим трудности в исполнении связанных с воспитанием детей исполнительных производств, судебным приставам-исполнителям рекомендуется привлекать специалиста-психолога не только 1ля непосредственного участия в исполнительных действиях по передаче (изъятию) ребенка на основании ч. 1 ст. 109.3 ФЗ «Об исполнительном производстве », но и на этапе подготовительных действий по исполнению, а также после неудачных попыток исполнить требования исполнительного документа для бесед с ребенком и сторонами исполнительного производства на
основании п. 1719 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве». Право привлекать специалиста-психолога к участию в исполнительных действиях принадлежит судебному приставу; при привлечении психолога по инициативе сторон следует помнить, что специалист привлекается для содействия приставу и является не заинтересованным в исходе дела лицом, обладающим специальными знаниями и имеющим опыт работы с детьми. Представленная в юридической науке позиция, согласно которой рекомендуется привлекать специалиста-психолога из круга лиц, «хорошо знакомых» ребенку, представляется неверной в связи с отсутствием аргументации, выдерживающей критику; данная позиции противоречит сложившейся практике, согласно которой имеющие опыт работы с детьми специалисты-психологи не испытывали трудности в установлении контакта с ребенком.
В настоящее время теория судебно-психологической экспертизы, несмотря на существующие нерешенные проблемы, имеет достаточный арсенал научных инструментов, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в различных сферах юридической деятельности.


1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосова
нием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3 Гражданский кодекс РФ (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ.
1996. № 5. Ст. 410.
4 Гражданский кодекс РФ (Ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
5 Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
6 Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31.05.2001 №73-ФЗ КонсультантПлюс URL:
http://www.cоnsultant.ru/dоcument (дата обращения: 12.05.2021).
7 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) КонсультантПлюс URL: http://www.cоnsultant.ru/dоcument (дата обращения: 14.05.2021).
8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ КонсультантПлюс URL:
http://www.cоnsultant.ru/dоcument (дата обращения: 01.02.2021).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАНННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Батаев, В.Г. Независимая психиатрическая экспертиза в гражданском процессе / В.Г. Батаев // Независимый психиатрический журнал. 1994. № 3. С. 25–26.
Баранов, В.А. Актуальные вопросы устранения ошибок в исполнительном производстве / В.А. Баранов // Вестник исполнительного производства. 2016. № 1. С. 63–69.
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 2017. 132 с. Гончаров, Д.В. Судебная экспертиза в арбитражном процессе / Д.В. Гончаров, И.В. Решетников. М.: Волтерс Клувер. 2007. 246 с.
Гражданский процесс / Под ред. М.С. Шакарян. М. 2019. 718 с.
Гражданский процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. Р.К. Осипова. М. 2011. 695 с.
Жилин, Г.А. Гражданское дело в суде первой инстанции: Учебное пособие для работников судебной системы / Г.А. Жилин. М. 2016.594 с.
Еремина, И.С. Причины и условия совершения судебных ошибок ...40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ