Профилактика отклоняющегося поведения младших школьников
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Психолого-педагогическая проблематика вопроса
отклоняющегося поведения младших школьников 8
1.2 Отклоняющееся поведение: виды и формы 13
1.3 Факторы и причины, способствующие появлению
отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.4 Возрастные особенности младших школьников 18
1.5 Роль классного руководителя в психолого-педагогической
профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 19
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Научный аппарат опытно-экспериментальной
работы 24
2.2 Системный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 25
2.3 Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения
младших школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностические методики 50
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Психолого-педагогическая проблематика вопроса
отклоняющегося поведения младших школьников 8
1.2 Отклоняющееся поведение: виды и формы 13
1.3 Факторы и причины, способствующие появлению
отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.4 Возрастные особенности младших школьников 18
1.5 Роль классного руководителя в психолого-педагогической
профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 19
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Научный аппарат опытно-экспериментальной
работы 24
2.2 Системный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников 25
2.3 Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения
младших школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностические методики 50
Актуальность проблемы исследования. В современном обществе, где в последние годы обострились социальные проблемы, значительный рост числа детей с отклоняющимся поведением является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Современный этап развития нашего общества характеризуется стремительными социальными изменениями, распадом социальных устоев и изменением нравственных идеалов. Помимо положительных изменений в обществе, наблюдаются и отрицательные тенденции - изменение образа жизни людей, углубление социального неравенства, рост конфликтности и безнравственности, увеличение числа семей, нуждающихся в социальной защите. Отчетливо виден рост числа детей с отклоняющимся поведением. Учитывая присущую подростковому возрасту сложность и тот факт, что он почти всегда сопровождается теми или иными поведенческими аномалиями, сегодня и у многих младших школьников стали наблюдаться различные формы отклоняющегося поведения. Согласно концепции адаптивного поведения, такая склонность быстрее приводит к адаптационным нарушениям личности (психическим, социально-психологическим, средовым). Л.С. Выготский отмечал, что начало этого возраста всегда связано с обобщением опыта, появлением эмоциональной логики.
Теоретические предпосылки изучения отклонений в поведении детей лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко [26],
Л.С. Выготского [11], П.П. Блонского [7], Н.Е. Щурковой [37] и др.
На сегодняшний день изучением вопросов отклоняющегося поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева [4], А.В. Мудрик [45], Б.Н. Алмазов [2], Е.В. Змановская [19], Р.В. Овчарова [29], Ю.А. Клейберг [23], И.П. Подласый [30], М.И. Рожков [10], А.А. Реан [32] и многие другие.
Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования - будут ли предлагаемые нами методы профилактики отклоняющегося поведения способствовать снижению его проявлений у младших школьников.
Объект исследования - отклоняющееся поведение младших школьников.
Предмет исследования - деятельность классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Цель исследования - разработать и апробировать программу профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и факторы отклоняющегося поведения младших школьников; сделать анализ причин и факторов, способствующих появлению отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть причины отклонений в поведении младших школьников;
3) определить формы и методы, которые может применять в своей работе классный руководитель для профилактики отклоняющегося поведения младших школьников;
4) разработать и внедрить на практике комплекс мероприятий по психолого - педагогической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что деятельность классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников будет эффективной, если использовать разработанную нами программу по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, состоящую из комплекса упражнений.
Методологическая основа исследования: гуманистический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование; тестирование; формирующий эксперимент; наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна заключается в разработанном нами комплексе мероприятий по психолого-педагогической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Практическая значимость работы: разработанную программу профилактики отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста можно использовать в работе психологов, социальных педагогов, классных руководителей в образовательных учреждениях.
Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы № 7 Сергелийского района города Ташкента, Узбекистан.
Теоретические предпосылки изучения отклонений в поведении детей лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко [26],
Л.С. Выготского [11], П.П. Блонского [7], Н.Е. Щурковой [37] и др.
На сегодняшний день изучением вопросов отклоняющегося поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева [4], А.В. Мудрик [45], Б.Н. Алмазов [2], Е.В. Змановская [19], Р.В. Овчарова [29], Ю.А. Клейберг [23], И.П. Подласый [30], М.И. Рожков [10], А.А. Реан [32] и многие другие.
Таким образом, мы можем обозначить проблему исследования - будут ли предлагаемые нами методы профилактики отклоняющегося поведения способствовать снижению его проявлений у младших школьников.
Объект исследования - отклоняющееся поведение младших школьников.
Предмет исследования - деятельность классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Цель исследования - разработать и апробировать программу профилактики отклоняющегося поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и факторы отклоняющегося поведения младших школьников; сделать анализ причин и факторов, способствующих появлению отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть причины отклонений в поведении младших школьников;
3) определить формы и методы, которые может применять в своей работе классный руководитель для профилактики отклоняющегося поведения младших школьников;
4) разработать и внедрить на практике комплекс мероприятий по психолого - педагогической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что деятельность классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников будет эффективной, если использовать разработанную нами программу по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, состоящую из комплекса упражнений.
Методологическая основа исследования: гуманистический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование; тестирование; формирующий эксперимент; наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна заключается в разработанном нами комплексе мероприятий по психолого-педагогической профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Практическая значимость работы: разработанную программу профилактики отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста можно использовать в работе психологов, социальных педагогов, классных руководителей в образовательных учреждениях.
Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы № 7 Сергелийского района города Ташкента, Узбекистан.
В работе была рассмотрена деятельность классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Отклоняющееся поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в обществе [47]. Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы и исследований показал, что данной проблемой занималось множество ученых, педагогов - исследователей, психологов как в нашей стране, так и за рубежом [46]. Отклоняющееся поведение младших школьников зачастую обусловлено неблагополучной обстановкой в семье, трудностями с социальной адаптацией, связанной с началом обучения в школе, неумением ребенка контролировать свои эмоции.
Отклоняющееся поведение - это такое поведение, которое не соответствует принятым в обществе социальным нормам и правилам поведения. У детей младшего школьного возраста «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психического и социального развития ребенка, а также нарушений процесса социализации», что, в свою очередь, может привести к появлениям различных форм дезадаптации.
Причин развития отклоняющегося поведения младших школьников может быть очень много. Их можно разделить на несколько групп:
1) медико-биологические - приобретённые, врождённые и наследственные
причины;
2) психологическая группа;
3) социальная группа - неполная семья, частые семейные конфликты, «дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений», асоциальность семьи, зависимости одного или обоих родителей.
В основном, для проявлений отклоняющегося поведения бывает не одна, а несколько причин. В современном обществе у детей младшего школьного возраста наблюдаются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессивность, повышенная тревожность, воровство, игровая и компьютерная зависимости, враждебность, безнадзорность. На наш взгляд, это связано с неблагоприятной средой семейного воспитания, социальным неравенством, недостатками воспитательной работы в школе.
В современной школе классный руководитель и его деятельность является важнейшим звеном в осуществлении воспитательного процесса в школе. Особенно велика его роль в младшей школе, ведь именно в 1-4 классах классный руководитель ведет все основные предметы, имеет возможность наблюдать поведение детей в процессе учебной деятельности, становление межличностных отношений между детьми, тесно контактирует с родителями учащихся. Классный руководитель может заметить первые признаки поведенческих нарушений ребенка и принять превентивные меры. Классному руководителю необходимо пристально наблюдать за детьми в классе, поддерживать постоянный контакт с родителями, чтобы вовремя выявить проявление отклонений в поведении школьников, и лишь тогда совместно с психологом решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции.
«Проблема возникновения отклоняющегося поведения детей является одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества учащихся начальных классов, поведение которых не соответствует нравственным и правовым нормам» [34]. Среди младших школьников часто встречаются склонность к таким видам отклоняющегося поведения как повышенная тревожность, агрессивность, враждебность.
В нашей работе было проведено исследование уровня агрессивности младших школьников, на основании полученных результатов была разработана и апробирована программа профилактики отклоняющегося поведения. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 7 Сергелийского района города Ташкента. В исследовании принимали участие 24 человека, ученики вторых классов. При психолого-педагогической диагностике использовался опросник Басса-Дарки и проективная методика «Крокодилы».
На этапе констатирующего эксперимента мы выявили, что у детей достаточно высокий уровень агрессивности. В экспериментальной группе высоким уровнем агрессивности обладали - 54 % детей, средним уровнем - 29 %, низким уровнем только 17 %. В контрольной группе было установлено, что высокий уровень агрессивности отметился у 50 % младших школьников, средний у 32 %, низкий уровень был у 18 % детей.
После реализации программы профилактики была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика с использованием того же стимульного материала. Проанализировав полученные нами данные после апробации, разработанной нами программы профилактики и повторной диагностики учащихся, мы можем сделать вывод, что у школьников, участвующих в программе, снизился уровень агрессивности в целом и уровень вербальной агрессии в частности. Количество детей с низким уровнем агрессии не изменилось, также, как и количество детей с повышенной тревожностью.
Следовательно, мы можем констатировать, что предложенная программа показала свою эффективность, наша гипотеза подтверждена. Разработанная нами программа может использоваться классными руководителями начальных классов для профилактики отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение - это такое поведение, которое не соответствует принятым в обществе социальным нормам и правилам поведения. У детей младшего школьного возраста «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психического и социального развития ребенка, а также нарушений процесса социализации», что, в свою очередь, может привести к появлениям различных форм дезадаптации.
Причин развития отклоняющегося поведения младших школьников может быть очень много. Их можно разделить на несколько групп:
1) медико-биологические - приобретённые, врождённые и наследственные
причины;
2) психологическая группа;
3) социальная группа - неполная семья, частые семейные конфликты, «дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений», асоциальность семьи, зависимости одного или обоих родителей.
В основном, для проявлений отклоняющегося поведения бывает не одна, а несколько причин. В современном обществе у детей младшего школьного возраста наблюдаются такие виды отклоняющегося поведения, как агрессивность, повышенная тревожность, воровство, игровая и компьютерная зависимости, враждебность, безнадзорность. На наш взгляд, это связано с неблагоприятной средой семейного воспитания, социальным неравенством, недостатками воспитательной работы в школе.
В современной школе классный руководитель и его деятельность является важнейшим звеном в осуществлении воспитательного процесса в школе. Особенно велика его роль в младшей школе, ведь именно в 1-4 классах классный руководитель ведет все основные предметы, имеет возможность наблюдать поведение детей в процессе учебной деятельности, становление межличностных отношений между детьми, тесно контактирует с родителями учащихся. Классный руководитель может заметить первые признаки поведенческих нарушений ребенка и принять превентивные меры. Классному руководителю необходимо пристально наблюдать за детьми в классе, поддерживать постоянный контакт с родителями, чтобы вовремя выявить проявление отклонений в поведении школьников, и лишь тогда совместно с психологом решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции.
«Проблема возникновения отклоняющегося поведения детей является одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества учащихся начальных классов, поведение которых не соответствует нравственным и правовым нормам» [34]. Среди младших школьников часто встречаются склонность к таким видам отклоняющегося поведения как повышенная тревожность, агрессивность, враждебность.
В нашей работе было проведено исследование уровня агрессивности младших школьников, на основании полученных результатов была разработана и апробирована программа профилактики отклоняющегося поведения. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 7 Сергелийского района города Ташкента. В исследовании принимали участие 24 человека, ученики вторых классов. При психолого-педагогической диагностике использовался опросник Басса-Дарки и проективная методика «Крокодилы».
На этапе констатирующего эксперимента мы выявили, что у детей достаточно высокий уровень агрессивности. В экспериментальной группе высоким уровнем агрессивности обладали - 54 % детей, средним уровнем - 29 %, низким уровнем только 17 %. В контрольной группе было установлено, что высокий уровень агрессивности отметился у 50 % младших школьников, средний у 32 %, низкий уровень был у 18 % детей.
После реализации программы профилактики была проведена повторная психолого-педагогическая диагностика с использованием того же стимульного материала. Проанализировав полученные нами данные после апробации, разработанной нами программы профилактики и повторной диагностики учащихся, мы можем сделать вывод, что у школьников, участвующих в программе, снизился уровень агрессивности в целом и уровень вербальной агрессии в частности. Количество детей с низким уровнем агрессии не изменилось, также, как и количество детей с повышенной тревожностью.
Следовательно, мы можем констатировать, что предложенная программа показала свою эффективность, наша гипотеза подтверждена. Разработанная нами программа может использоваться классными руководителями начальных классов для профилактики отклоняющегося поведения.
Подобные работы
- Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность учителя начальных классов по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика девиантного поведения посредством деловой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





