Повышение эффективности адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА……………………………………………………………………………….. 9
1.1 Воздействие патологии слуха на уровень физического и психического развития школьников………………………………………………………………... 9
1.2 Особенности физической подготовленности школьников с нарушением слуха………………………………………………………………………………….. 13 1.3 Методические основы адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха……………………………………………………………………16 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………… 24 2.1 Организация исследования……………………………………………………... 24 2.2 Методы исследования……………………………………………………………25 2.3 Содержание экспериментальной методики адаптивного физического воспитания младших школьников с патологией слуха…………………..……….. 28 ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………………………………………. 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….. 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…….. 49
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА……………………………………………………………………………….. 9
1.1 Воздействие патологии слуха на уровень физического и психического развития школьников………………………………………………………………... 9
1.2 Особенности физической подготовленности школьников с нарушением слуха………………………………………………………………………………….. 13 1.3 Методические основы адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха……………………………………………………………………16 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………… 24 2.1 Организация исследования……………………………………………………... 24 2.2 Методы исследования……………………………………………………………25 2.3 Содержание экспериментальной методики адаптивного физического воспитания младших школьников с патологией слуха…………………..……….. 28 ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………………………………………. 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….. 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…….. 49
Актуальность. По данным ВОЗ, «более 360 миллионов человек страдают от частичной или полной потери слуха, из них 32 миллиона – дети в возрасте до 15 лет» [10]. Несмотря на успехи медицины, их число неуклонно растет. Наблюдаемая тенденция вызывает беспокойство педагогов, потому что полное или частичное отсутствие слуха препятствует общему развитию ребенка и его социальной адаптации.
Для глухих и слабослышащих школьников «характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга» [10, 12, 38].
Вместе с тем учеными и специалистами не всегда принимается во внимание то, что глухие и слабослышащие дети при выполнении физических упражнений могут компенсировать нарушения слуха благодаря интенсификации деятельности зрительного анализатора. Как следствие, «недооценивается педагогический потенциал наглядного метода обучения с опорой детей на зрительные сигналы и ориентиры» [10]. Кроме этого, исследователи обращают внимание на «недостаточную разработанность организационного и содержательного обеспечения адаптивного физического воспитания слабослышащих школьников в соответствии с возрастными и сенсорными особенностями» [19].
Поскольку нарушения слуха обусловливают качественное своеобразие физического и психического развития детей младшего и среднего школьного возраста, это должно выражаться в особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха, а также учитываться при разработке и реализации его содержательного обеспечения.
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания учащихся младшей школы с патологией слуха.
Предмет исследования – методика адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Цель исследования – обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать совершенствование процесса адаптивного физического воспитания учащихся младших классов с нарушением слуха.
2) Актуализировать методику совершенствования процесса адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
3) Выявить эффективность экспериментальной методики на основе динамики показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты исследования заключаются в том, что актуализирована и уточнена методика Д.А.Шатунова, позволяющая усовершенствовать вариативную часть занятия адаптивным физическим воспитанием с детьми младшего школьного возраста, имеющими патологию слуха. Положительная динамика уровня физической подготовленности мальчиков и девочек, имеющих нарушения слуха, позволяет утверждать о высокой эффективности экспериментальной методики и о необходимости ее применения в условиях школ-интернатов для детей с патологией слуха.
Для глухих и слабослышащих школьников «характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга» [10, 12, 38].
Вместе с тем учеными и специалистами не всегда принимается во внимание то, что глухие и слабослышащие дети при выполнении физических упражнений могут компенсировать нарушения слуха благодаря интенсификации деятельности зрительного анализатора. Как следствие, «недооценивается педагогический потенциал наглядного метода обучения с опорой детей на зрительные сигналы и ориентиры» [10]. Кроме этого, исследователи обращают внимание на «недостаточную разработанность организационного и содержательного обеспечения адаптивного физического воспитания слабослышащих школьников в соответствии с возрастными и сенсорными особенностями» [19].
Поскольку нарушения слуха обусловливают качественное своеобразие физического и психического развития детей младшего и среднего школьного возраста, это должно выражаться в особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха, а также учитываться при разработке и реализации его содержательного обеспечения.
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания учащихся младшей школы с патологией слуха.
Предмет исследования – методика адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Цель исследования – обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать совершенствование процесса адаптивного физического воспитания учащихся младших классов с нарушением слуха.
2) Актуализировать методику совершенствования процесса адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
3) Выявить эффективность экспериментальной методики на основе динамики показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты исследования заключаются в том, что актуализирована и уточнена методика Д.А.Шатунова, позволяющая усовершенствовать вариативную часть занятия адаптивным физическим воспитанием с детьми младшего школьного возраста, имеющими патологию слуха. Положительная динамика уровня физической подготовленности мальчиков и девочек, имеющих нарушения слуха, позволяет утверждать о высокой эффективности экспериментальной методики и о необходимости ее применения в условиях школ-интернатов для детей с патологией слуха.
Проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы:
1 Существует объективная необходимость во внедрении в процесс адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха разработок, которые, учитывая их компенсаторные функции, позволят повысить доступность основных движений, а также создадут условия комфортной среды для коррекции их физического и психического развития. Исследователи единогласны в том, что подбор специальных коррекционных методик на ранних возрастных этапах позволяет свести к минимуму отставания в двигательной сфере слабослышащих от их здоровых сверстников
2 Актуализированная нами с учетом особенностей контингента и мест занятий физическими упражнениями методика адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха, предложенная Д.А. Шатуновым, включает следующие элементы: корригирующие средства легкой атлетики на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры Фопеля Клауса на доверие и сплочение в коллективе; элементы йоги; дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.; корригирующие систему дыхания упражнения в игровой форме; средства коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием лежа на гимнастическом ковре и на фитболе; элементы степ-аэробики; элементы психогимнастики Чистяковой М.И.
3 Показатели координационных способностей и у мальчиков, и у девочек 79 лет с патологией слуха соответствуют показателю «низкий уровень развития» по сравнению с аналогичными показателями здоровых сверстников. Также зафиксирован «низкий уровень развития» быстроты и гибкости в наклоне, сидя. Уровень развития силовых способностей у мальчиков находится на уровне «ниже среднего», у девочек - соответствует «среднему уровню развития». Скоростносиловые способности детей обоего пола находятся на уровне «ниже среднего», и
только показатели общей аэробной выносливости соответствуют «среднему уровню развития».
4 Эффективность экспериментальной методики подтверждается тем фактом, что мальчики, и девочки экспериментальной группы по прошествии эксперимента стали достоверно превосходить (р<0,05) своих сверстников из контрольной группы по проявлению всех физических качеств. Оценка внутригрупповой динамики физической подготовленности имеет схожую тенденцию: в экспериментальной группе отмечается достоверный рост показателей во всех, без исключения, контрольных упражнениях (р<0,05), в группе контроля, несмотря на положительную тенденцию, мы не выявили достоверного изменения (р>0,05) уровня физической подготовленности детей.
По сравнению с результатами, фиксируемыми у здоровых сверстников, дети с патологией слуха из экспериментальной группы в конце эксперимента продемонстрировали «средний уровень развития» в показателях быстроты, скоростной силы и гибкости, а в показателях выносливости мальчики экспериментальной группы продемонстрировали уровень
1 Существует объективная необходимость во внедрении в процесс адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха разработок, которые, учитывая их компенсаторные функции, позволят повысить доступность основных движений, а также создадут условия комфортной среды для коррекции их физического и психического развития. Исследователи единогласны в том, что подбор специальных коррекционных методик на ранних возрастных этапах позволяет свести к минимуму отставания в двигательной сфере слабослышащих от их здоровых сверстников
2 Актуализированная нами с учетом особенностей контингента и мест занятий физическими упражнениями методика адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха, предложенная Д.А. Шатуновым, включает следующие элементы: корригирующие средства легкой атлетики на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры Фопеля Клауса на доверие и сплочение в коллективе; элементы йоги; дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.; корригирующие систему дыхания упражнения в игровой форме; средства коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием лежа на гимнастическом ковре и на фитболе; элементы степ-аэробики; элементы психогимнастики Чистяковой М.И.
3 Показатели координационных способностей и у мальчиков, и у девочек 79 лет с патологией слуха соответствуют показателю «низкий уровень развития» по сравнению с аналогичными показателями здоровых сверстников. Также зафиксирован «низкий уровень развития» быстроты и гибкости в наклоне, сидя. Уровень развития силовых способностей у мальчиков находится на уровне «ниже среднего», у девочек - соответствует «среднему уровню развития». Скоростносиловые способности детей обоего пола находятся на уровне «ниже среднего», и
только показатели общей аэробной выносливости соответствуют «среднему уровню развития».
4 Эффективность экспериментальной методики подтверждается тем фактом, что мальчики, и девочки экспериментальной группы по прошествии эксперимента стали достоверно превосходить (р<0,05) своих сверстников из контрольной группы по проявлению всех физических качеств. Оценка внутригрупповой динамики физической подготовленности имеет схожую тенденцию: в экспериментальной группе отмечается достоверный рост показателей во всех, без исключения, контрольных упражнениях (р<0,05), в группе контроля, несмотря на положительную тенденцию, мы не выявили достоверного изменения (р>0,05) уровня физической подготовленности детей.
По сравнению с результатами, фиксируемыми у здоровых сверстников, дети с патологией слуха из экспериментальной группы в конце эксперимента продемонстрировали «средний уровень развития» в показателях быстроты, скоростной силы и гибкости, а в показателях выносливости мальчики экспериментальной группы продемонстрировали уровень
Подобные работы
- Особенности развития координационных способностей средствами подвижных игр детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Использование средств адаптивной физической культуры в развитии координационных способностей у детей с нарушениями слуха (Крымский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности проведения занятия в фигурном катании с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования (Архангельский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая профилактика детской вербальной агрессии в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Методика развития произвольного внимания глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Специфика адаптивного физического воспитания учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (на примере детского церебрального паралича)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Повышение уровня физической подготовленности слабослышащих учащихся с использованием домашних заданий по адаптивному физическому воспитанию
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021





