🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Повышение эффективности адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха

Работа №198901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость4470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
СЛУХА……………………………………………………………………………….. 9
1.1 Воздействие патологии слуха на уровень физического и психического развития школьников………………………………………………………………... 9
1.2 Особенности физической подготовленности школьников с нарушением слуха………………………………………………………………………………….. 13 1.3 Методические основы адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха……………………………………………………………………16 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………… 24 2.1 Организация исследования……………………………………………………... 24 2.2 Методы исследования……………………………………………………………25 2.3 Содержание экспериментальной методики адаптивного физического воспитания младших школьников с патологией слуха…………………..……….. 28 ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ
СОВЕРШЕСТВОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………………………………………………………………………. 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…….. 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…….. 49


Актуальность. По данным ВОЗ, «более 360 миллионов человек страдают от частичной или полной потери слуха, из них 32 миллиона – дети в возрасте до 15 лет» [10]. Несмотря на успехи медицины, их число неуклонно растет. Наблюдаемая тенденция вызывает беспокойство педагогов, потому что полное или частичное отсутствие слуха препятствует общему развитию ребенка и его социальной адаптации.
Для глухих и слабослышащих школьников «характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп: сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга» [10, 12, 38].
Вместе с тем учеными и специалистами не всегда принимается во внимание то, что глухие и слабослышащие дети при выполнении физических упражнений могут компенсировать нарушения слуха благодаря интенсификации деятельности зрительного анализатора. Как следствие, «недооценивается педагогический потенциал наглядного метода обучения с опорой детей на зрительные сигналы и ориентиры» [10]. Кроме этого, исследователи обращают внимание на «недостаточную разработанность организационного и содержательного обеспечения адаптивного физического воспитания слабослышащих школьников в соответствии с возрастными и сенсорными особенностями» [19].
Поскольку нарушения слуха обусловливают качественное своеобразие физического и психического развития детей младшего и среднего школьного возраста, это должно выражаться в особенностях организации процесса адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха, а также учитываться при разработке и реализации его содержательного обеспечения.
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания учащихся младшей школы с патологией слуха.
Предмет исследования – методика адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Цель исследования – обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать совершенствование процесса адаптивного физического воспитания учащихся младших классов с нарушением слуха.
2) Актуализировать методику совершенствования процесса адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха.
3) Выявить эффективность экспериментальной методики на основе динамики показателей физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты исследования заключаются в том, что актуализирована и уточнена методика Д.А.Шатунова, позволяющая усовершенствовать вариативную часть занятия адаптивным физическим воспитанием с детьми младшего школьного возраста, имеющими патологию слуха. Положительная динамика уровня физической подготовленности мальчиков и девочек, имеющих нарушения слуха, позволяет утверждать о высокой эффективности экспериментальной методики и о необходимости ее применения в условиях школ-интернатов для детей с патологией слуха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы:
1 Существует объективная необходимость во внедрении в процесс адаптивного физического воспитания школьников с нарушением слуха разработок, которые, учитывая их компенсаторные функции, позволят повысить доступность основных движений, а также создадут условия комфортной среды для коррекции их физического и психического развития. Исследователи единогласны в том, что подбор специальных коррекционных методик на ранних возрастных этапах позволяет свести к минимуму отставания в двигательной сфере слабослышащих от их здоровых сверстников
2 Актуализированная нами с учетом особенностей контингента и мест занятий физическими упражнениями методика адаптивного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с патологией слуха, предложенная Д.А. Шатуновым, включает следующие элементы: корригирующие средства легкой атлетики на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры Фопеля Клауса на доверие и сплочение в коллективе; элементы йоги; дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.; корригирующие систему дыхания упражнения в игровой форме; средства коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием лежа на гимнастическом ковре и на фитболе; элементы степ-аэробики; элементы психогимнастики Чистяковой М.И.
3 Показатели координационных способностей и у мальчиков, и у девочек 79 лет с патологией слуха соответствуют показателю «низкий уровень развития» по сравнению с аналогичными показателями здоровых сверстников. Также зафиксирован «низкий уровень развития» быстроты и гибкости в наклоне, сидя. Уровень развития силовых способностей у мальчиков находится на уровне «ниже среднего», у девочек - соответствует «среднему уровню развития». Скоростносиловые способности детей обоего пола находятся на уровне «ниже среднего», и
только показатели общей аэробной выносливости соответствуют «среднему уровню развития».
4 Эффективность экспериментальной методики подтверждается тем фактом, что мальчики, и девочки экспериментальной группы по прошествии эксперимента стали достоверно превосходить (р<0,05) своих сверстников из контрольной группы по проявлению всех физических качеств. Оценка внутригрупповой динамики физической подготовленности имеет схожую тенденцию: в экспериментальной группе отмечается достоверный рост показателей во всех, без исключения, контрольных упражнениях (р<0,05), в группе контроля, несмотря на положительную тенденцию, мы не выявили достоверного изменения (р>0,05) уровня физической подготовленности детей.
По сравнению с результатами, фиксируемыми у здоровых сверстников, дети с патологией слуха из экспериментальной группы в конце эксперимента продемонстрировали «средний уровень развития» в показателях быстроты, скоростной силы и гибкости, а в показателях выносливости мальчики экспериментальной группы продемонстрировали уровень


1 Агаджанян, Н. А. Основы физиологии человека: учеб. для студентов вузов / Н. А. Агаджанян. – М. : Академия, 2001. – 408 с.
2 Антонюк, С. Д. Формирование культуры здоровья у детей с особыми образовательными потребностями / С. Д. Антонюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – №4. – С. 42-45.
3 Астафьева, В. М. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе верботонального метода / В. М. Астафьева. – М.: АПКиПРО, 2000. – 100 с.
4 Белова, О. А. Психофизиологические характеристики учащихся, депривированных по слуху / О. А. Белова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. – С. 35-39.
5 Бессарабов, Н. С. Особенности проведения уроков по баскетболу с глухими детьми в возрасте 11-12 лет / Н. С. Бессарабов, В. Б. Горбуля // Теория и практика физической культуры. – 2007.– № 5. – С. 50-54.
6 Богданова, Т. Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 46-55.
7 Борисова, В.В. Гимнастика: стретчинг: учеб.-метод. пособие по дисциплине «Физическая культура (гимнастика)» для бакалавров фак. естеств. наук, физ. культуры и туризма, преподавателей, учителей физ. культуры, педагогов по физ. воспитанию в ДОУ / В. В. Борисова, Т. А. Шестакова. – Тула: Тульск. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2011. – 312 с.
8 Васильев, В. Н. Физиология : учеб. пособие / В. Н. Васильев, Л. В. Капилевич. – Томск : Изд-во Томск. политех. ун-та, 2010. – 186 с.
9 Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка : в помощь родителям / Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2011. – 46 с.
10 Глухота и нарушения слуха [Электронный ресурс] / Сайт Всемирной организации здравоохранения. – Режим доступа: http: // www.who.inttopics/deafness/ru. (Дата обращения: 31.03.2018).
11 Головчиц, Л. А. Теоретические и методические подходы к дошкольному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития : моногр. / Л. А. Головчиц. – М. : МОСУ, 2006. – 155 с.
12 Голозубец, Т. С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: дис. … канд. пед. наук / Т. С. Голозубец – Хабаровск, 2005. – 172 с.
13 Губарева, Н. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Губарева. – Омск, 2009. – 24 с.
14 Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.02- «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / С. П. Евсеев. – М.: «Спорт», 2016. – 614 с.
15 Калинчева, Я. В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на показатели статического равновесия и быстроты реакции слабослышащих школьников 12–15 лет / Я. В. Калинчева // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 9. – С. 63-66.
..45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ