Методика вовлечения родителей в адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………. 10
1.1 Особенности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 10 1.2 Роль семьи в развитии детей с нарушениеминтеллекта………………. 16 1.3 Анализ особенностей работы с родителями, воспитывающими детей снарушением интеллекта…………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 22
1.2 Методы исследования…………………………………………………... 22
1.3 Организация исследования……………………………………………… 25
1.4 Описание методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта……………….. 26
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………………. 39
3.1 Оптимизация родительских установок в течение эксперимента……. 39
3.2 Динамика уровня психофизического развития детей в процессе эксперимента…………………………………………………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 52
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА………………………………. 10
1.1 Особенности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 10 1.2 Роль семьи в развитии детей с нарушениеминтеллекта………………. 16 1.3 Анализ особенностей работы с родителями, воспитывающими детей снарушением интеллекта…………………………………………………… 18
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 22
1.2 Методы исследования…………………………………………………... 22
1.3 Организация исследования……………………………………………… 25
1.4 Описание методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта……………….. 26
ГЛАВА 3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………………. 39
3.1 Оптимизация родительских установок в течение эксперимента……. 39
3.2 Динамика уровня психофизического развития детей в процессе эксперимента…………………………………………………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 52
Актуальность исследования. В Российской Федерации «за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,8 раза и, по прогнозам специалистов, тенденция к увеличению будет сохраняться в дальнейшем. Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными – 25,0% и интеллектуальными – 20,4% нарушениями» [30, 44].
Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребёнка, но и детерминирует неправильное развитие его двигательной сферы. Подобные дисфункции мешают в приобретении социального опыта и препятствуют вступлению в самостоятельную жизнь. Основной причиной, тормозящей у детей с подобной патологией приобретение двигательных умений и навыков, являются стойкие нарушения моторики.
Выше обознвченные факты подтверждают актуальность и необходимость поисков новых путей решения проблемы усиления педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта. Важным направлением повышения качества образования детей с нарушением интеллектуальных функций является взаимодействие всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов, вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания.
Согласно ст. 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «родители детей имеют преимущественное право на их обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Их прямой обязанностью является формирование основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [22].
Семья для ребенка с интеллектуальными нарушениями – это важная и иногда единственная среда, направляющая его образ жизни и мышления. В тоже время, семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими
институтами социализации ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Их грамотное взаимодействие является необходимым условием для всестороннего развития ребёнка, особенно ребёнка, имеющего стойкие ограничения в состоянии здоровья.
Решением проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития, формирование ими своей эколого-социальной ниши следует искать не только в сфере реализации грамотного коррекционного образования ребенка, но и в создании специальных мероприятий, оказывающих комплексную помощь и консультирование родителям.
Также важно отметить тот факт, что в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «образовательные учреждения испытывают потребность вновых методиках и образовательных программах, в том числе по адаптивному физическому воспитанию, которые могли бы лечь в основу вариативной части образовательной программы учреждения» [38].
Объект исследования – адаптивное физическое воспитание детей дошкольноговозраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – процесс вовлечения родителей в адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования – актуализировать методику адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с участием родителей, направленную на оптимизацию двигательного режима.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1 Провести теоретический обзор тенденций в работе с родителями детей с ограничениями в состоянии здоровья и определить целесообразность вовлечения родителей в процесс воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2 Актуализировать методику вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта.
3 Определить эффективность методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта на основе динамики уровня психофизического развития детей и показателей родительских установок, а также уровня их компетентности в области адаптивного физического воспитания.
Результаты исследования заключаются в том, что было доказано влияние участия родителей в процессе адаптивного физического воспитания на повышение показателей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Данный факт является следствием повышения уровня знаний в области адаптивного физического воспитания и осознания своей роли в данном процессе у родителей детей экспериментальной группы.
Нарушение интеллекта выражается не только в снижении когнитивных функций ребёнка, но и детерминирует неправильное развитие его двигательной сферы. Подобные дисфункции мешают в приобретении социального опыта и препятствуют вступлению в самостоятельную жизнь. Основной причиной, тормозящей у детей с подобной патологией приобретение двигательных умений и навыков, являются стойкие нарушения моторики.
Выше обознвченные факты подтверждают актуальность и необходимость поисков новых путей решения проблемы усиления педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта. Важным направлением повышения качества образования детей с нарушением интеллектуальных функций является взаимодействие всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов, вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания.
Согласно ст. 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «родители детей имеют преимущественное право на их обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Их прямой обязанностью является формирование основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [22].
Семья для ребенка с интеллектуальными нарушениями – это важная и иногда единственная среда, направляющая его образ жизни и мышления. В тоже время, семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими
институтами социализации ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Их грамотное взаимодействие является необходимым условием для всестороннего развития ребёнка, особенно ребёнка, имеющего стойкие ограничения в состоянии здоровья.
Решением проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития, формирование ими своей эколого-социальной ниши следует искать не только в сфере реализации грамотного коррекционного образования ребенка, но и в создании специальных мероприятий, оказывающих комплексную помощь и консультирование родителям.
Также важно отметить тот факт, что в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «образовательные учреждения испытывают потребность вновых методиках и образовательных программах, в том числе по адаптивному физическому воспитанию, которые могли бы лечь в основу вариативной части образовательной программы учреждения» [38].
Объект исследования – адаптивное физическое воспитание детей дошкольноговозраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – процесс вовлечения родителей в адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования – актуализировать методику адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с участием родителей, направленную на оптимизацию двигательного режима.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1 Провести теоретический обзор тенденций в работе с родителями детей с ограничениями в состоянии здоровья и определить целесообразность вовлечения родителей в процесс воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
2 Актуализировать методику вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта.
3 Определить эффективность методики вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта на основе динамики уровня психофизического развития детей и показателей родительских установок, а также уровня их компетентности в области адаптивного физического воспитания.
Результаты исследования заключаются в том, что было доказано влияние участия родителей в процессе адаптивного физического воспитания на повышение показателей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Данный факт является следствием повышения уровня знаний в области адаптивного физического воспитания и осознания своей роли в данном процессе у родителей детей экспериментальной группы.
Выполненное исследование, посвященное изучению участия родителей в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет сформулировать выводы:
1 Интеллектуальные нарушения являются одной из самых распространённых причин детской инвалидности. Работа с родителями, воспитывающими таких детей, является одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций. Однако большинство из представленных в литературе исследований направлены не на физическое воспитание ребёнка, а на коррекцию семейных отношений и развитие когнитивных навыков ребёнка с нарушением интеллекта.
2 Актуализированная в исследовании методика вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта сочетает в себе образовательный компонент для родителей (семинары, творческие задания) и практические занятия детей с их родителями по адаптивному физическому воспитанию, разработанные с учётом показаний, противопоказаний и рекомендаций для детей данной нозологии.
3 Полученные в результате педагогического эксперимента данные свидетельствуют, что вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта способствует достоверному (р ≤ 0,05) улучшению уровня развития психофизических способностей детей с нарушением интеллекта, повышению компетентности их родителей в вопросах адаптивного физического воспитания детей, достоверной (р ≤ 0,05) оптимизации родительских установок, а, следовательно, нормализации отношений между родителями и детьми с нарушением интеллекта.
1 Интеллектуальные нарушения являются одной из самых распространённых причин детской инвалидности. Работа с родителями, воспитывающими таких детей, является одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций. Однако большинство из представленных в литературе исследований направлены не на физическое воспитание ребёнка, а на коррекцию семейных отношений и развитие когнитивных навыков ребёнка с нарушением интеллекта.
2 Актуализированная в исследовании методика вовлечения родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта сочетает в себе образовательный компонент для родителей (семинары, творческие задания) и практические занятия детей с их родителями по адаптивному физическому воспитанию, разработанные с учётом показаний, противопоказаний и рекомендаций для детей данной нозологии.
3 Полученные в результате педагогического эксперимента данные свидетельствуют, что вовлечение родителей в процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта способствует достоверному (р ≤ 0,05) улучшению уровня развития психофизических способностей детей с нарушением интеллекта, повышению компетентности их родителей в вопросах адаптивного физического воспитания детей, достоверной (р ≤ 0,05) оптимизации родительских установок, а, следовательно, нормализации отношений между родителями и детьми с нарушением интеллекта.
Подобные работы
- Повышение уровня физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детскимцеребральным параличом посредством комплекса психогимнастических упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016





