Адаптивная физическая культура как средство коррекции детей с нарушением слуха
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К
ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Основные особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 10
1.2 Особенности средств адаптивной физической культуры в коррекции детей с нарушением слуха 15
1.3 Особенности применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 22
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
2.3 Статистическая обработка данных 30
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 31
3.1 Начальные результаты исследования 31
3.2 Результаты исследования после применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К
ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Основные особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 10
1.2 Особенности средств адаптивной физической культуры в коррекции детей с нарушением слуха 15
1.3 Особенности применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 22
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
2.3 Статистическая обработка данных 30
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 31
3.1 Начальные результаты исследования 31
3.2 Результаты исследования после применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Актуальность исследования. Современное общество развивается на основе идей гуманизации, предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в том числе и людей с отклонениями в здоровье [5].
В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка [14].
Как утверждает Т.Н. Лебедева аномальное развитие ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше. По мнению, Е.М. Мастюковой, в первую очередь вторичные нарушения проблемного ребенка затрагивают те функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Это приводит к речевому недоразвитию, особенностям психического развития, а также к исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций [15].
Специфические особенности психомоторного развития детей с нарушениями слуха требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию, имеющих единую целевую направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка [17].
Однако существующие программы не решают всего спектра задач специального дошкольного воспитания слабослышащих детей. Занижено значение физического воспитания как средства всестороннего развития личности ребенка с нарушениями слуха. Не учитывается, что пластичность мозга
ребенка в сенситивные периоды физического и психомоторного развития, формирования интеллекта, речи определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи, в том числе и с помощью средств и методов физического воспитания [24].
Объектом исследования является физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предметом исследования является применение комплекса специальных упражнений коррекционной направленности для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Целью работы является улучшение физических показателей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха посредством применения комплекса специальных упражнений коррекционной направленности.
Задачи исследования:
1 Изучить основные физические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
2 Изучить особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением слуха.
3 Применить комплекс специальных упражнений коррекционной направленности для совершенствования физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты работы. По результатам применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха было отмечено эффективное развитие у них основных физических качеств, статокинетической устойчивости, а также компонентного состава тела.
В настоящее время процесс воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней диагностики и коррекционно-компенсаторной направленности учебно-воспитательного процесса. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка [14].
Как утверждает Т.Н. Лебедева аномальное развитие ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше. По мнению, Е.М. Мастюковой, в первую очередь вторичные нарушения проблемного ребенка затрагивают те функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Это приводит к речевому недоразвитию, особенностям психического развития, а также к исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушениями слуха существуют проблемы формирования двигательных функций [15].
Специфические особенности психомоторного развития детей с нарушениями слуха требуют разработки специальных методов и приемов работы по физическому воспитанию, имеющих единую целевую направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка [17].
Однако существующие программы не решают всего спектра задач специального дошкольного воспитания слабослышащих детей. Занижено значение физического воспитания как средства всестороннего развития личности ребенка с нарушениями слуха. Не учитывается, что пластичность мозга
ребенка в сенситивные периоды физического и психомоторного развития, формирования интеллекта, речи определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи, в том числе и с помощью средств и методов физического воспитания [24].
Объектом исследования является физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Предметом исследования является применение комплекса специальных упражнений коррекционной направленности для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Целью работы является улучшение физических показателей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха посредством применения комплекса специальных упражнений коррекционной направленности.
Задачи исследования:
1 Изучить основные физические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
2 Изучить особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением слуха.
3 Применить комплекс специальных упражнений коррекционной направленности для совершенствования физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Результаты работы. По результатам применения средств коррекции для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением слуха было отмечено эффективное развитие у них основных физических качеств, статокинетической устойчивости, а также компонентного состава тела.
Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников, способствует укреплению 37 здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы [41].
В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке) [13].
В процессе физического воспитания детей с нарушениями слуха используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования – гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др. [16].
Особое место в процессе физического воспитания детей с нарушениями слуха занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации [66].
Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе [68].
Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка [71].
В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке) [13].
В процессе физического воспитания детей с нарушениями слуха используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования – гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др. [16].
Особое место в процессе физического воспитания детей с нарушениями слуха занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации [66].
Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе [68].
Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания существенно облегчает адаптацию к школе и всесторонне развивает личность ребенка [71].
Подобные работы
- АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности адаптивного физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4470 р. Год сдачи: 2021 - СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ:20-егг. XX ВЕКА- 2018г
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Реализация и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в условиях частной гимназии «Пеленг»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - Развитие координационных способностей у мальчиков 12-13 лет с нарушением слуха средствами хоккея
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Формирование здорового образа жизни у слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Использование средств адаптивной физической культуры в развитии координационных способностей у детей с нарушениями слуха (Крымский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024





