Адаптивная физическая культура как средство адаптации детей с нарушением зрения
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К
ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Основные физические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 10
1.2 Особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения 13
1.3 Особенности применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 27
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.3 Статистическая обработка данных 38
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
3.1 Фoнoвыe рeзультaты иccлeдoвaния 39
3.2 Результаты исследования после применения методики
коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К
ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Основные физические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 10
1.2 Особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения 13
1.3 Особенности применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 27
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.3 Статистическая обработка данных 38
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
3.1 Фoнoвыe рeзультaты иccлeдoвaния 39
3.2 Результаты исследования после применения методики
коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
Актуальность исследования. Одним из самых тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному недостатку, является полная или частичная потеря зрения. Несмотря на современные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире уменьшается не быстро [5].
Значение зрения в психофизиологическом развитии ребенка играет огромное значение. Нарушение зрительной функции вызывает у школьников затруднения в познании окружающего мира, ограничивает социальные контакты и возможности для занятий различными видами деятельности. У детей с нарушением зрения появляются специфические особенности деятельности, общения и психофизиологического развития. Данные особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии формирования двигательной сферы, пространственной ориентации, развитии представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, приспособлении к трудовой деятельности [6].
Огромную роль в профилактике нарушения зрения призваны исполнить средства адаптивной физической культуры (АФК), особенно специальные коррекционные упражнения для глазодвигательных мышц и другие оздоровительные методики [7].
В специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушением зрения адаптивная физическая культура является одним из важнейших средств гармоничного развития школьника, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Средства адаптивной физической культуры для детей с нарушением зрения обладают своими особенностями, обусловленные наличием вторичных отклонений в психическом и психофизиологическом развитии [2].
У большинства младших школьников с нарушением зрения наблюдаются изменение позвоночного столба, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Дети с нарушением зрения ощущают трудности ориентирования в пространстве, координации двигательных действий и т.д. [3].
Объектом исследования является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является применение комплекса оздоровительных технологий коррекционной направленности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Целью работы является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения посредством применения оздоровительных технологий коррекционной направленности.
Задачи исследования:
1 Изучить основные физические особенности организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2 Изучить особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения.
3 Обосновать применение оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Результаты работы.
По результатам применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения у экспериментальной группы было отмечено улучшение биомеханических показателей и физических качеств.
Значение зрения в психофизиологическом развитии ребенка играет огромное значение. Нарушение зрительной функции вызывает у школьников затруднения в познании окружающего мира, ограничивает социальные контакты и возможности для занятий различными видами деятельности. У детей с нарушением зрения появляются специфические особенности деятельности, общения и психофизиологического развития. Данные особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии формирования двигательной сферы, пространственной ориентации, развитии представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, приспособлении к трудовой деятельности [6].
Огромную роль в профилактике нарушения зрения призваны исполнить средства адаптивной физической культуры (АФК), особенно специальные коррекционные упражнения для глазодвигательных мышц и другие оздоровительные методики [7].
В специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушением зрения адаптивная физическая культура является одним из важнейших средств гармоничного развития школьника, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Средства адаптивной физической культуры для детей с нарушением зрения обладают своими особенностями, обусловленные наличием вторичных отклонений в психическом и психофизиологическом развитии [2].
У большинства младших школьников с нарушением зрения наблюдаются изменение позвоночного столба, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Дети с нарушением зрения ощущают трудности ориентирования в пространстве, координации двигательных действий и т.д. [3].
Объектом исследования является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является применение комплекса оздоровительных технологий коррекционной направленности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Целью работы является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения посредством применения оздоровительных технологий коррекционной направленности.
Задачи исследования:
1 Изучить основные физические особенности организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2 Изучить особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения.
3 Обосновать применение оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Результаты работы.
По результатам применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения у экспериментальной группы было отмечено улучшение биомеханических показателей и физических качеств.
Особенности развития слабовидящих детей определены системным характером нарушения зрения, а также вторичными отклонениями в их развитии. Психофизиологическое развитие детей с нарушением зрения по темпам и качественным характеристикам заметно отличается от развития нормально видящих детей.
Формирование зрительного анализатора и двигательной области ребенка тесно взаимосвязаны с момента его рождения. Двигательная сфера детей с нарушениями зрения формируется по-другому: запаздывает в развитии, координации движений, а также их точности, т.к. зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за двигательными действиями.
Ведение адаптивной физической культуры в школах для детей с особенностями зрения варьируется в зависимости от степени осложнения зрения, величины физической подготовленности и возраста занимающихся. Средства адаптивной физической культуры строятся с учетом персонального и дифференцированного подхода к дозированию физической нагрузки, подготовленности и сенсорных потенциалов детей, а также с учетом эмоциональной сферы.
В работе с данной категорией детей применяются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть отдельные отличия в приемах. Они меняются в зависимости от физических способностей ребенка, резерва знаний, умений и навыков, наличия ранее приобретенного зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентации, умения пользоваться функциями остаточного зрения.
Вопрос изучения и компенсации нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей является актуальной и занимает особое место в психологопедагогической науке. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентацию в пространстве, учебно-
воспитательный процесс, физическую, трудовую подготовленность и интеграцию в общество нормально видящих людей.
Проблемой о необходимости профилактической и коррекционной работы со слабовидящими детьми занимались такие специалисты как офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагоги и тифлопсихологи (М.И. Земцова, Л.А. Новикова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, И.Г. Куман, Л.И. Плаксина, А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, С.Н. Федоров, А.И. Каплан и др.).
В настоящее время в России недостаточно осуществляются потенциалы предотвращения зрительных нарушений в младшем школьном возрасте, возможно из-за отсутствия специальных методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные коррекционные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом и психофизиологическом развитии.
У большинства слабовидящих детей сниженный уровень развития осязания, мелкой моторики пальцев и кистей рук, а также общей моторики. Связано это с тем, что дети с нарушением зрения целиком рассчитывают на визуальную ориентировку и не осознают значения осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из -за нарушения зрительной функции школьники не могут самопроизвольно подражать окружающим и, как следствие, овладеть многообразными предметнопрактическими двигательными актами.
Вследствие малоподвижного образа жизни мышечная система детей с нарушением зрения находиться в гипо- либо гипертонусе. Из-за этого замедляется развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук и общей моторики, а также отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности школьников, на их умственном, физиологическом и физическом развитии.
Формирование зрительного анализатора и двигательной области ребенка тесно взаимосвязаны с момента его рождения. Двигательная сфера детей с нарушениями зрения формируется по-другому: запаздывает в развитии, координации движений, а также их точности, т.к. зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за двигательными действиями.
Ведение адаптивной физической культуры в школах для детей с особенностями зрения варьируется в зависимости от степени осложнения зрения, величины физической подготовленности и возраста занимающихся. Средства адаптивной физической культуры строятся с учетом персонального и дифференцированного подхода к дозированию физической нагрузки, подготовленности и сенсорных потенциалов детей, а также с учетом эмоциональной сферы.
В работе с данной категорией детей применяются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть отдельные отличия в приемах. Они меняются в зависимости от физических способностей ребенка, резерва знаний, умений и навыков, наличия ранее приобретенного зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентации, умения пользоваться функциями остаточного зрения.
Вопрос изучения и компенсации нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей является актуальной и занимает особое место в психологопедагогической науке. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентацию в пространстве, учебно-
воспитательный процесс, физическую, трудовую подготовленность и интеграцию в общество нормально видящих людей.
Проблемой о необходимости профилактической и коррекционной работы со слабовидящими детьми занимались такие специалисты как офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагоги и тифлопсихологи (М.И. Земцова, Л.А. Новикова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, И.Г. Куман, Л.И. Плаксина, А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, С.Н. Федоров, А.И. Каплан и др.).
В настоящее время в России недостаточно осуществляются потенциалы предотвращения зрительных нарушений в младшем школьном возрасте, возможно из-за отсутствия специальных методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные коррекционные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом и психофизиологическом развитии.
У большинства слабовидящих детей сниженный уровень развития осязания, мелкой моторики пальцев и кистей рук, а также общей моторики. Связано это с тем, что дети с нарушением зрения целиком рассчитывают на визуальную ориентировку и не осознают значения осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из -за нарушения зрительной функции школьники не могут самопроизвольно подражать окружающим и, как следствие, овладеть многообразными предметнопрактическими двигательными актами.
Вследствие малоподвижного образа жизни мышечная система детей с нарушением зрения находиться в гипо- либо гипертонусе. Из-за этого замедляется развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук и общей моторики, а также отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности школьников, на их умственном, физиологическом и физическом развитии.
Подобные работы
- Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей 10-11 лет с ограниченными физическими возможностями
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Социальная адаптация детей с нарушениями зрения средствами плавания в условиях учреждения дополнительного образования детей
Курсовые работы, эвм. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2023 - Адаптивная физическая культура как средство коррекции
детей с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ:20-егг. XX ВЕКА- 2018г
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Реализация и перспективы внедрения адаптивной физической культуры в условиях частной гимназии «Пеленг»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - Формирование положительного интереса к занятиям физической культурой у детей с нарушением зрения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019





