🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Адаптивная физическая культура как средство адаптации детей с нарушением зрения

Работа №198881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы57
Год сдачи2021
Стоимость4570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К
ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ 10
1.1 Основные физические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения 10
1.2 Особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения 13
1.3 Особенности применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 27
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Методы исследования 34
2.3 Статистическая обработка данных 38
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
3.1 Фoнoвыe рeзультaты иccлeдoвaния 39
3.2 Результаты исследования после применения методики
коррекционной направленности для совершенствования
функциональных возможностей организма детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52


Актуальность исследования. Одним из самых тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному недостатку, является полная или частичная потеря зрения. Несмотря на современные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире уменьшается не быстро [5].
Значение зрения в психофизиологическом развитии ребенка играет огромное значение. Нарушение зрительной функции вызывает у школьников затруднения в познании окружающего мира, ограничивает социальные контакты и возможности для занятий различными видами деятельности. У детей с нарушением зрения появляются специфические особенности деятельности, общения и психофизиологического развития. Данные особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии формирования двигательной сферы, пространственной ориентации, развитии представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, приспособлении к трудовой деятельности [6].
Огромную роль в профилактике нарушения зрения призваны исполнить средства адаптивной физической культуры (АФК), особенно специальные коррекционные упражнения для глазодвигательных мышц и другие оздоровительные методики [7].
В специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушением зрения адаптивная физическая культура является одним из важнейших средств гармоничного развития школьника, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Средства адаптивной физической культуры для детей с нарушением зрения обладают своими особенностями, обусловленные наличием вторичных отклонений в психическом и психофизиологическом развитии [2].
У большинства младших школьников с нарушением зрения наблюдаются изменение позвоночного столба, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Дети с нарушением зрения ощущают трудности ориентирования в пространстве, координации двигательных действий и т.д. [3].
Объектом исследования является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования является применение комплекса оздоровительных технологий коррекционной направленности у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Целью работы является адаптация детей младшего школьного возраста с нарушением зрения посредством применения оздоровительных технологий коррекционной направленности.
Задачи исследования:
1 Изучить основные физические особенности организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
2 Изучить особенности применения средств адаптивной физической культуры в развитии детей с нарушением зрения.
3 Обосновать применение оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Результаты работы.
По результатам применения оздоровительных технологий коррекционной направленности для совершенствования функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста с нарушением зрения у экспериментальной группы было отмечено улучшение биомеханических показателей и физических качеств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенности развития слабовидящих детей определены системным характером нарушения зрения, а также вторичными отклонениями в их развитии. Психофизиологическое развитие детей с нарушением зрения по темпам и качественным характеристикам заметно отличается от развития нормально видящих детей.
Формирование зрительного анализатора и двигательной области ребенка тесно взаимосвязаны с момента его рождения. Двигательная сфера детей с нарушениями зрения формируется по-другому: запаздывает в развитии, координации движений, а также их точности, т.к. зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за двигательными действиями.
Ведение адаптивной физической культуры в школах для детей с особенностями зрения варьируется в зависимости от степени осложнения зрения, величины физической подготовленности и возраста занимающихся. Средства адаптивной физической культуры строятся с учетом персонального и дифференцированного подхода к дозированию физической нагрузки, подготовленности и сенсорных потенциалов детей, а также с учетом эмоциональной сферы.
В работе с данной категорией детей применяются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть отдельные отличия в приемах. Они меняются в зависимости от физических способностей ребенка, резерва знаний, умений и навыков, наличия ранее приобретенного зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентации, умения пользоваться функциями остаточного зрения.
Вопрос изучения и компенсации нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей является актуальной и занимает особое место в психологопедагогической науке. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентацию в пространстве, учебно-
воспитательный процесс, физическую, трудовую подготовленность и интеграцию в общество нормально видящих людей.
Проблемой о необходимости профилактической и коррекционной работы со слабовидящими детьми занимались такие специалисты как офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагоги и тифлопсихологи (М.И. Земцова, Л.А. Новикова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, И.Г. Куман, Л.И. Плаксина, А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, С.Н. Федоров, А.И. Каплан и др.).
В настоящее время в России недостаточно осуществляются потенциалы предотвращения зрительных нарушений в младшем школьном возрасте, возможно из-за отсутствия специальных методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные коррекционные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом и психофизиологическом развитии.
У большинства слабовидящих детей сниженный уровень развития осязания, мелкой моторики пальцев и кистей рук, а также общей моторики. Связано это с тем, что дети с нарушением зрения целиком рассчитывают на визуальную ориентировку и не осознают значения осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из -за нарушения зрительной функции школьники не могут самопроизвольно подражать окружающим и, как следствие, овладеть многообразными предметнопрактическими двигательными актами.
Вследствие малоподвижного образа жизни мышечная система детей с нарушением зрения находиться в гипо- либо гипертонусе. Из-за этого замедляется развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук и общей моторики, а также отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности школьников, на их умственном, физиологическом и физическом развитии.



1 Воронов, Н.А. Преподавание адаптивной физической культуры на факультете физической культуры и спорта / Н.А. Воронов // в сб.: матер. междунар. науч.-метод. конф. «Проблемы управления качеством образования». – 2018. – С. 72–77.
2 Борисенко, И.В. Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура как феномены современности / И.В. Борисенко // в сб.: актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – 2018. – С. 241–244.
3 Чернявская, Е.Ю. Психологическая и социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями при использовании адаптивной физической культуры / Е.Ю. Чернявская, О.А. Щепоткин, Н.И. Коренева // в сб.: Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования. – 2018. – С. 303–307.
4 Ярусова, Ю.В. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в образовательных организациях / Ю.В. Ярусова // в сб.: Цифровое общество в контексте развития личности. – 2018. – С. 202.
5 Ковальская, И.А. Коррекционные воздействия адаптивной физической культуры при нарушении зрения в детском возрасте / И.А. Ковальская, О.Н. Бурбанова, В.И. Малыгина // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 1 (12). – С. 10.
6 Никитина, А.В. Условия организации адаптивной физической культуры в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения / А.В. Никитина / в сб.: Особый ребенок в поликультурном обществе. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура. – 2014. – С. 351–353.
7 Фокина, Н.А. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт для детей, имеющих нарушение зрения / Н.А. Фокина // Научный поиск. – 2014. – № 4.1. – С. 39–41.
8 Лоскова, И.В. Адаптивная физическая культура в ДОУ с детьми с нарушением зрения / И.В. Лоскова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1 (96). – С. 41–45.
9 Емельянов, В.Д. Индивидуализация при формировании программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с нарушением зрения / В.Д. Емельянов, Т.В. Красноперова, А.В. Шевцов // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. – № 1 (1). – С. 85–86.
10 Недведь, А.М. Роль адаптивной физической культуры для развития функции равновесия и пространственной ориентации для детей с нарушениями зрения / А.М. Недведь, Е.И. Серкульская // в сб.: Физкультура, спорт, здоровье. – 2016. – С. 481–485.
11 Рассамагин, Д.А. Развитие младших школьников с нарушением зрения средствами адаптивной физической культурой / Д.А. Рассамагин, А.Б. Пименов // в сб.: Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии – ФРЭМЭ'2016. – 2016. – С. 278–280.
12 Рябухина, Н.В. Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с глубоким нарушением зрения на занятиях адаптивной физической культуры / Н.В. Рябухина // в сб.: Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. – 2016. – С. 783–787.
13 Сунцова, А.С. Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе / А.С. Сунцова, А.А. Баранов, И.Б. Ворожцова // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 1. – С. 35–37.
14 Золотухина, И.А. Особенности организации адаптивных занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения / И.А. Золотухина, Е.В. Беликова, М.В. Дедловская // Интеграция наук. – 2017. – № 2 (6). – С. 55–57.
15 Кузьмина, А.А. Специфика занятий адаптивной физической культурой с детьми с нарушением зрения / А.А. Кузьмина // в сб.: Студент–исследователь. – 2017. – С. 316–318.
..57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ