Оценка влияния внешней экономической политики на автомобильный рынок РФ (на примере Оренбургской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА 8
1.1 Основные характеристики мирового автомобильного рынка 8
1.2 Характеристики автомобильного рынка отдельных регионов 16
1.3 Тенденции развития автомобильной отрасли 23
2 АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РФ 30
2.1 Современное состояние автомобильного рынка в РФ 30
2.2 Факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской
области 42
3 ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 49
3.1 Построение прогнозной модели 49
3.2 Составление прогнозов состояния автомобильного рынка 53
3.3 Верификация прогноза состояния автомобильного рынка Оренбургской
области 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО
АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА 8
1.1 Основные характеристики мирового автомобильного рынка 8
1.2 Характеристики автомобильного рынка отдельных регионов 16
1.3 Тенденции развития автомобильной отрасли 23
2 АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РФ 30
2.1 Современное состояние автомобильного рынка в РФ 30
2.2 Факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской
области 42
3 ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 49
3.1 Построение прогнозной модели 49
3.2 Составление прогнозов состояния автомобильного рынка 53
3.3 Верификация прогноза состояния автомобильного рынка Оренбургской
области 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный мировой автомобильный рынок существует в условиях избыточного предложения, насыщающегося спроса и сильнейшей конкуренции. Российская автомобильная промышленность в процессе интеграции в мировое хозяйство также испытывает все сложности современной ситуации и поставлена в жесткие рамки конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает автомобильный рынок Оренбургской области, а предметом - будущее состояние автомобильного рынка Оренбургской области, на краткосрочную перспективу, пути и способы достижения этого состояния.
Цель исследования - разработка программы достижения прогнозируемых состояний объекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные характеристики мирового автомобильного рынка;
- изучить характеристики автомобильного рынка отдельных регионов;
- исследовать тенденции развития автомобильной отрасли;
- провести анализ современного состояния автомобильного рынка в Российской Федерации;
- изучить факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской области;
- составить прогнозную модель состояния автомобильного рынка;
- осуществить прогноз состояния автомобильного рынка в Оренбургской области;
- провести верификацию прогноза состояния автомобильного рынка в Оренбургской области.
исследования зарубежных и российских авторов в сфере менеджмента, финансов и экономики.
Работа состоит из трех частей. Во введении данной работы отражены актуальность, цель, задачи.
В первой части выпускной квалификационной работы рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты исследования мирового автомобильного рынка. Рассмотрена динамика производства автомобилей в мире и по отдельным регионам.
Во второй части непосредственно рассматривается анализ автомобильного рынка РФ, его современное состояние, динамика продаж отечественных автомобилей и иномарок. Проведен анализ автомобильного рынка РФ в сравнении с 2015 годом. Была рассмотрена ценовая политика на автомобильном рынке. Так же во второй главе были рассмотрены факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской области.
В третьей части работы представлен прогноз состояния и развития автомобильного рынка в Оренбургской области. Прогноз осуществлялся с целью составления прогнозной модели и ее характеристики.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает автомобильный рынок Оренбургской области, а предметом - будущее состояние автомобильного рынка Оренбургской области, на краткосрочную перспективу, пути и способы достижения этого состояния.
Цель исследования - разработка программы достижения прогнозируемых состояний объекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные характеристики мирового автомобильного рынка;
- изучить характеристики автомобильного рынка отдельных регионов;
- исследовать тенденции развития автомобильной отрасли;
- провести анализ современного состояния автомобильного рынка в Российской Федерации;
- изучить факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской области;
- составить прогнозную модель состояния автомобильного рынка;
- осуществить прогноз состояния автомобильного рынка в Оренбургской области;
- провести верификацию прогноза состояния автомобильного рынка в Оренбургской области.
исследования зарубежных и российских авторов в сфере менеджмента, финансов и экономики.
Работа состоит из трех частей. Во введении данной работы отражены актуальность, цель, задачи.
В первой части выпускной квалификационной работы рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты исследования мирового автомобильного рынка. Рассмотрена динамика производства автомобилей в мире и по отдельным регионам.
Во второй части непосредственно рассматривается анализ автомобильного рынка РФ, его современное состояние, динамика продаж отечественных автомобилей и иномарок. Проведен анализ автомобильного рынка РФ в сравнении с 2015 годом. Была рассмотрена ценовая политика на автомобильном рынке. Так же во второй главе были рассмотрены факторы, влияющие на развитие автомобильного рынка в Оренбургской области.
В третьей части работы представлен прогноз состояния и развития автомобильного рынка в Оренбургской области. Прогноз осуществлялся с целью составления прогнозной модели и ее характеристики.
Проведя оценку автомобильного мирового рынка можно сделать следующие выводы, определяющие дальнейшее направление исследования.
Мировой глобальный рынок производства повышается, при этом главными лидерами остаются наиболее крупные производители из развитых стран, Японии, Германии, США.В станах Евросоюза расположены 6 крупных автомобильных компаний, которые в общей сложности производят примерно 23 процента от всего выпуска автомобилей в мире, а наиболее крупными потребителями их продукции считаются страны их базирования и Англия.
Но, в последние годы самые большие темпы роста показывают производители из развивающих стран, в том числе, Индии и Китая, продукция при этом направляется, как на зарубежные рынки, так и на локальные рынки. Абсолютное лидерство за ними также Евросоюза и Соединенных Штатов Америки в рейтинге наиболее крупных стран по выпуску легковых автомобилей пропустили вперед КНР в 2012 году, лидер с тех пор остается бессменным. Китайские марки автомобилей непосредственно не пользуются спросом на автомобильном рынке в результате собственной низкой конкурентоспособности, именно поэтому они реализуются в большинстве своем на локальном рынке.
Автопроизводители, помимо того, ищут новейшие возможности для реализации собственной продукции и активно внедряются в африканский и азиатский регионы.
На автомобильном рынке усиливающаяся конкуренция и инновационный характер предприятий заставляет детально разрабатывать стратегии инвестирования и входа на рынки зарубежных стран. Компаниям при этом приходится разрабатывать новейшие и применять альтернативные нишевые стратегии для совершенствования собственных позиций и объема сбыта на внешнем и на внутреннем рынке. В результате развития альтернативных источников питания и технологий повышается давление на автомобильный сектор в сфере сокращения стоимости готового продукта.
Предприятия стремятся противостоять данному процессу с помощью НИОКР, развития инжиниринга, улучшения дизайна. Автопроизводители, на фоне давления на стоимость собственной продукции, стремятся сократить издержки, переключаясь на поставщиков с более низкими ценами либо вынуждая их сокращать.
Все больше производителей автомобилей в то же время развивают «умные технологии», высокотехнологические производства, совместно с альтернативными энергетическими источниками. Крупные автомобильные компании предпочитают вкладывать финансовые средства в новейшие технологии по причине того, что они осознают важность привлечения потребителей и развития именно в результате данного фактора, потому что экстенсивное дальнейшее развитие становится все более сложным в результате затоваривания рынка.
Но долгосрочное отраслевое развитие тоже остается неизведанным вопросом, так как на рынке в настоящее время появляются альтернативные модели бизнеса на автомобильном рынке, которые сформированы высокотехнологичными компания, активно развивающими новые технологии и рассматривающими автомобиль не в качестве конечного продукта, а в качестве инструмента продажи собственных сервисов и услуг. Это все подчеркивает актуальность анализа текущих альтернативных стратегий и анализа устойчивости их использования с позиции дальнейшей перспективы.
Динамика цен на автомобили в 2017 году в России мало утешительна, по мнению экспертов, к концу 2017 года объемы продаж автомобилей на рынке покажут низкие показатели.
Автомобильный рынок России в 2016 году снизился на 13,1 процент в массовом сегменте и в премиальном сегменте на 7,4 процента. В данных сегментах продажи за 2016 г. составили 1093,0 тыс. и 126,7 тыс. автомобилей. Из-за высокой стоимости мы искусственно перенесли автомобили Honda, Citroen, Mazda, VW и Toyota в премиальный сегмент. Как следствие, из выше представленного на долю массового сегмента рынка приходится 89,6 процентов продаж, а на сегмент премиум-класса - 10,4 процента.
Российский автомобильный рынок, по мнению экспертов компании Англии ЕУ, к 2020 году будет восстановлен, повысив собственные продажи до 2,2 миллионов автомобилей (что еще ниже уровня 2014 г., в котором было реализовано 2,5 миллиона автомобилей), с 1,4 миллионов автомобилей, реализованных в 2016 г.
Динамика объема рынка автомобилей в Оренбургской области по типам автомобилей свидетельствует о том, что наблюдается рост объемов продаж автомобилей в Оренбургской области, наблюдается тенденция повышения продажи иномарок, и тенденция снижения продажи отечественных автомобилей.
Рост доли иностранных автомобилей продолжает наблюдаться, увеличение составляет 13,08 %.
В ценовом сегменте более предпочтительны автомобили от 500 тыс. до 1 миллиона рублей - 40,0 %, автомобили, стоимость которых до 500 тысяч рублей - 33,1 %, а также автомобили, стоимость которых от 1 до 2 миллионов рублей - 23,2 %.
Можно выделить следующие сценарии динамики автомобильного рынка в Оренбургской области:
1. Оптимистический. Произойдет существенное улучшение общего состояния российского автомобильного рынка.
2. Пессимистический. В 2018 г. инфляция составит 12 процентов (вместо запланированных 9 процентов), это приведет к ухудшению экономической обстановки, как в стране, так и повлечет сокращение спроса на рынке Оренбургской области.
Автомобильный российский рынок, в частности автомобильный рынок Оренбургской области, относится к товарным рынкам Российской Федерации, подверженным воздействию разных нелинейных факторов: безработица, высокий уровень налогообложения, доля скрытого производственного объема, уровень монетизации, уровень наличия денежной массы и пр.
Для составления прогноза будут применяться методы математического моделирования, так как прогнозированный объект - многомерная величина и он подвержен воздействию разнообразных факторов.
В третьей главе выпускной квалифицированной работы был осуществлен прогноз состояния автомобильного рынка в Оренбургской области, в результате чего можно сделать следующие выводы.
В процессе составления прогноза в настоящем исследовании для характеристики автомобильного рынка Оренбургской области было использовано число проданных автомобилей.
Для построения прогноза автор исследования взял временной ряд выпуска автомобилей за 2011-2016 гг. Анализ развития рынка показал, что на базе представленного временного ряда представляется возможным построение прогнозного значения числа выпущенных автомобилей в 2018 г. в Оренбургской области.
Для построения прогноза автомобильного рынка Оренбургской области нужно отобрать факторы, которые оказывают влияние на результативный объект.
Среди основных макроэкономических факторов, которые оказывают влияние на покупательную способность населения, прежде всего, можно выделить: инфляцию и экономически активное население.
Сущность инфляции состоит в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, иностранным валютам и услугам, сохраняющим стабильность собственной покупательной способности.
Следующей важной формой макроэкономической нестабильности является уровень экономически активного населения.
Понижение уровня экономически активного населения является одной из макроэкономических проблем, которая оказывает влияние на каждого из нас.
Таким образом, прогнозная модель строилась на базе 2-х переменных, а именно:
- количество активного населения;
- уровень инфляции.
На базе выделенных факторов автором были разработаны условия прогнозирования, из которых самой большей вероятностью обладает оптимистический сценарий, в результате которого было определено, что в 2018 г. в Оренбургской области будет продано 112 тыс. автомобилей.
Мировой глобальный рынок производства повышается, при этом главными лидерами остаются наиболее крупные производители из развитых стран, Японии, Германии, США.В станах Евросоюза расположены 6 крупных автомобильных компаний, которые в общей сложности производят примерно 23 процента от всего выпуска автомобилей в мире, а наиболее крупными потребителями их продукции считаются страны их базирования и Англия.
Но, в последние годы самые большие темпы роста показывают производители из развивающих стран, в том числе, Индии и Китая, продукция при этом направляется, как на зарубежные рынки, так и на локальные рынки. Абсолютное лидерство за ними также Евросоюза и Соединенных Штатов Америки в рейтинге наиболее крупных стран по выпуску легковых автомобилей пропустили вперед КНР в 2012 году, лидер с тех пор остается бессменным. Китайские марки автомобилей непосредственно не пользуются спросом на автомобильном рынке в результате собственной низкой конкурентоспособности, именно поэтому они реализуются в большинстве своем на локальном рынке.
Автопроизводители, помимо того, ищут новейшие возможности для реализации собственной продукции и активно внедряются в африканский и азиатский регионы.
На автомобильном рынке усиливающаяся конкуренция и инновационный характер предприятий заставляет детально разрабатывать стратегии инвестирования и входа на рынки зарубежных стран. Компаниям при этом приходится разрабатывать новейшие и применять альтернативные нишевые стратегии для совершенствования собственных позиций и объема сбыта на внешнем и на внутреннем рынке. В результате развития альтернативных источников питания и технологий повышается давление на автомобильный сектор в сфере сокращения стоимости готового продукта.
Предприятия стремятся противостоять данному процессу с помощью НИОКР, развития инжиниринга, улучшения дизайна. Автопроизводители, на фоне давления на стоимость собственной продукции, стремятся сократить издержки, переключаясь на поставщиков с более низкими ценами либо вынуждая их сокращать.
Все больше производителей автомобилей в то же время развивают «умные технологии», высокотехнологические производства, совместно с альтернативными энергетическими источниками. Крупные автомобильные компании предпочитают вкладывать финансовые средства в новейшие технологии по причине того, что они осознают важность привлечения потребителей и развития именно в результате данного фактора, потому что экстенсивное дальнейшее развитие становится все более сложным в результате затоваривания рынка.
Но долгосрочное отраслевое развитие тоже остается неизведанным вопросом, так как на рынке в настоящее время появляются альтернативные модели бизнеса на автомобильном рынке, которые сформированы высокотехнологичными компания, активно развивающими новые технологии и рассматривающими автомобиль не в качестве конечного продукта, а в качестве инструмента продажи собственных сервисов и услуг. Это все подчеркивает актуальность анализа текущих альтернативных стратегий и анализа устойчивости их использования с позиции дальнейшей перспективы.
Динамика цен на автомобили в 2017 году в России мало утешительна, по мнению экспертов, к концу 2017 года объемы продаж автомобилей на рынке покажут низкие показатели.
Автомобильный рынок России в 2016 году снизился на 13,1 процент в массовом сегменте и в премиальном сегменте на 7,4 процента. В данных сегментах продажи за 2016 г. составили 1093,0 тыс. и 126,7 тыс. автомобилей. Из-за высокой стоимости мы искусственно перенесли автомобили Honda, Citroen, Mazda, VW и Toyota в премиальный сегмент. Как следствие, из выше представленного на долю массового сегмента рынка приходится 89,6 процентов продаж, а на сегмент премиум-класса - 10,4 процента.
Российский автомобильный рынок, по мнению экспертов компании Англии ЕУ, к 2020 году будет восстановлен, повысив собственные продажи до 2,2 миллионов автомобилей (что еще ниже уровня 2014 г., в котором было реализовано 2,5 миллиона автомобилей), с 1,4 миллионов автомобилей, реализованных в 2016 г.
Динамика объема рынка автомобилей в Оренбургской области по типам автомобилей свидетельствует о том, что наблюдается рост объемов продаж автомобилей в Оренбургской области, наблюдается тенденция повышения продажи иномарок, и тенденция снижения продажи отечественных автомобилей.
Рост доли иностранных автомобилей продолжает наблюдаться, увеличение составляет 13,08 %.
В ценовом сегменте более предпочтительны автомобили от 500 тыс. до 1 миллиона рублей - 40,0 %, автомобили, стоимость которых до 500 тысяч рублей - 33,1 %, а также автомобили, стоимость которых от 1 до 2 миллионов рублей - 23,2 %.
Можно выделить следующие сценарии динамики автомобильного рынка в Оренбургской области:
1. Оптимистический. Произойдет существенное улучшение общего состояния российского автомобильного рынка.
2. Пессимистический. В 2018 г. инфляция составит 12 процентов (вместо запланированных 9 процентов), это приведет к ухудшению экономической обстановки, как в стране, так и повлечет сокращение спроса на рынке Оренбургской области.
Автомобильный российский рынок, в частности автомобильный рынок Оренбургской области, относится к товарным рынкам Российской Федерации, подверженным воздействию разных нелинейных факторов: безработица, высокий уровень налогообложения, доля скрытого производственного объема, уровень монетизации, уровень наличия денежной массы и пр.
Для составления прогноза будут применяться методы математического моделирования, так как прогнозированный объект - многомерная величина и он подвержен воздействию разнообразных факторов.
В третьей главе выпускной квалифицированной работы был осуществлен прогноз состояния автомобильного рынка в Оренбургской области, в результате чего можно сделать следующие выводы.
В процессе составления прогноза в настоящем исследовании для характеристики автомобильного рынка Оренбургской области было использовано число проданных автомобилей.
Для построения прогноза автор исследования взял временной ряд выпуска автомобилей за 2011-2016 гг. Анализ развития рынка показал, что на базе представленного временного ряда представляется возможным построение прогнозного значения числа выпущенных автомобилей в 2018 г. в Оренбургской области.
Для построения прогноза автомобильного рынка Оренбургской области нужно отобрать факторы, которые оказывают влияние на результативный объект.
Среди основных макроэкономических факторов, которые оказывают влияние на покупательную способность населения, прежде всего, можно выделить: инфляцию и экономически активное население.
Сущность инфляции состоит в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, иностранным валютам и услугам, сохраняющим стабильность собственной покупательной способности.
Следующей важной формой макроэкономической нестабильности является уровень экономически активного населения.
Понижение уровня экономически активного населения является одной из макроэкономических проблем, которая оказывает влияние на каждого из нас.
Таким образом, прогнозная модель строилась на базе 2-х переменных, а именно:
- количество активного населения;
- уровень инфляции.
На базе выделенных факторов автором были разработаны условия прогнозирования, из которых самой большей вероятностью обладает оптимистический сценарий, в результате которого было определено, что в 2018 г. в Оренбургской области будет продано 112 тыс. автомобилей.
Подобные работы
- Оценка влияния внешней экономической политики на автомобильный рынок РФ (на примере Оренбургской области)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Оценка влияния внешней экономической политики на автомобильный рынок
РФ (на примере Оренбургской области)
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы включения российских компаний в международную логистическую систему (на примере ООО «Альтайр»)
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка схем формирования добавленной стоимости в кластерах с участием
предпринимательских структур
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



